Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

сочинение по литературе 9 класса • 350-450 слов (3-4 страницы) • Мертвые души

Первый вариант сочинения

В поэме «Мертвые души» представлена целая галерея помещиков – людей, «которые считают себя лучше других».

Манилов

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»Открывается галерея образом помещика Манилова. Имение Манилова производит впечатление упадка. Помещик совершенно не занимается хозяйством, возможно, он попросту не умеет этого. Дом его расположен на весьма невыгодном месте – со всех сторон его обдувают ветра. Беседка, которую помещик называет храмом размышлений, давно покосилась. Крестьяне его ходят в отрепьях, а детям он дает имена мифических греческих героев.

Смыслом жизни для Манилова становится праздное времяпрепровождение. Он никогда никого не осуждает, отзывается обо всех добродетельно, но вовсе не от любви к человечеству. Он просто не любит лишних проблем. Крестьяне его нищенствуют, хозяйство разваливается, в доме полнейший хаос, а он лежит на диване и мечтает о каменном мостике через пруд и подземном ходе от дома. Его образ напрямую связан с понятием «маниловщина» – таким образом автор утверждает типичность этого образа для российского социума.

Коробочка

Следующий образ – помещица Коробочка. Если Манилов – расточитель, то Коробочка – накопительница. Все в ее доме устроено на старый лад – деньги она аккуратно раскладывает по маленьким мешочкам и прячет в шкаф, в хозяйстве порядок, все имеет свое место и свою цену. Она старается извлечь пользу изо всего – продает соль, сало, хлеб, крепостных. В какой-то момент разговора с Чичиковым она произносит: «А что, если мертвые души мне и самой в хозяйстве пригодятся?». Чичиков в разговоре с ней меняется – становится более развязным и дерзким, его немного раздражает ее «дубиноголовость». По мнению автора, образ тоже типичный для его времени.

Ноздрев

Ноздрев – помещик, прожигающий на выпивке и карточных играх свое имение. Смыслом своей жизни считает нагадить кому-нибудь из-за пустяка. Автор говорит о типичности образа фразой: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами». Дом помещика под стать хозяину – хаос, безвкусица, отсутствие логики как в интерьере дома, так и хозяйстве. В доме Ноздрева Чичикова чуть не избили по приказу хозяина.

Собакевич

Помещик Собакевич, как и Коробочка, — накопитель. Его имение хорошо развито, имеет строгую организацию. Постройки хоть и невзрачны на вид, но обладают невероятной прочностью и долговечностью. Сам он похож на медведя, средней величины. И все в его доме словно скопировано под него – стулья, столы, даже дрозды в клетке – все словно кричали: «Я тоже Собакевич». При совершении сделки с Чичиковым Собакевич запрашивает самую высокую цену из всех помещиков, к тому же рекламирует свой товар, как лучший. Н.В. Гоголь предостерегает читателя сообщением о том, что если Собакевичи окажутся у еще большей власти, то не миновать беды.

Плюшкин

Последний в галерее помещиков – Плюшкин. Он – тоже накопитель, но доведший свою страсть к накопительству до крайности. Страсть эта привела его к утрате человеческого облика и разрушению хозяйства. Он экономит на всем – в доме его склад заплесневелых круп и муки, гниет сукно, валяются куски зачерствевшего хлеба. Он утратил разум от своего самодурства, и хлам посередине комнаты является ничем иным как символом его жизни.

Заключение

Так последовательно Гоголь показывает распад поместного дворянства, гибель всего человеческого в людях из-за крепостного права. Глядя на образы помещиков, приходит мысль – может быть, в названии «Мертвые души» имеются в виду мертвые духовно помещики, а не умершие крепостные? Невольно хочется согласиться с этим утверждением.

Второй вариант сочинения

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и противоречиями. Центральная проблема произведения – духовная смерть и возрождение представителей всех слоев общества того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества, чрезмерную покорность народа.

Образ России в поэме

Н.В. Гоголь хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Однако со временем его замысел расширился. Писатель не смог скрасить будни помещиков и чиновников, серые реалии все равно выплыли наружу. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным: мечтательный Манилов, меркантильная Коробочка, беспечный Ноздрев, суровый Собакевич, скупой Плюшкин.

Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими и не желающих ничего создавать. Все они когда-то были хорошими людьми, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать. Так, романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные проекты, сидя в приходящей в запустение беседке, — все, что он может. Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум только к исканию выгоды во всем, что ее окружает. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Значение имела только цена вопроса. Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянством и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем. Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность превратилась подозрительностью. Бережливость Плюшкина переросла в непомерную скупость. Из-за своей жадности он перестал замечать близких себе людей, отказался от детей и внуков.

Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

Тем не менее, рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, транжиры и грубияны. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верил, что туман скоро рассеется и откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит измениться всех своих жителей.

Образы помещиков

Помещик Внешность Характеристика Отношение к просьбе Чичикова
Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много.  В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» О таких, как Манилов, Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Человек пустой и пошлый.  Уже два года в кабинете лежит книжка с закладкой на 14 странице, которую он постоянно читает. Мечты бесплодны. Речь приторна и слащава (именины сердца). Удивился. Понимает, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно. Не знает даже, сколько душ у него умерло.
Коробочка Настасья Петровна Женщина пожилых лет, в чепце, с фланелью на шее. Хозяйственна и практична, знает цену копейке. Дубинноголовая, бестолковая, скупая. Это образ помещицы-накопительницы. Интересуется, зачем это Чичикову. Боится продешевить. Знает точно, сколько крестьян умерло (18 душ). На мертвые души смотрит так же, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодятся.
Ноздрёв Свежий, «как кровь с молоком», пышет здоровьем. Среднего роста, неплохо сложен. В тридцать пять лет выглядит так же, как и в восемнадцать. Гоголь называет Ноздрёва «историческим» человеком, потому что ни одно собрание, на котором появлялся Ноздрёв, не обходилось без «истории». Слывёт за хорошего товарища, но всегда готов напакостить своему другу. Бесшабашный кутила, карточный игрок, любит приврать, бездумно тратит деньги. Разговаривая, он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, использует бранные выражения: «свинтус ты за это», «такая дрянь». У него, бесшабашного кутилы, казалось, легче всего было заполучить мёртвые души, а между тем он единственный, кто оставил Чичикова ни с чем.
Собакевич Михаил Семёнович Похож на медведя. Фрак медвежьего цвета. Цвет лица калёный, горячий. Кулак, груб, неуклюж, неотёсан, неспособен к выражению душевных переживаний. Злобный, жёсткий крепостник, никогда не упустит своей выгоды.  Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич самый сообразительный. Он сразу понял, на что нужны мёртвые души, быстро раскусил намерения гостя и с выгодой для себя совершил сделку.
Плюшкин Степан Александрович Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок. Мужики называют Плюшкина «Заплатанной». Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, у него была семья, дети. Встречался герой и с соседями. Поворотным пунктом превращения культурного помещика в скрягу стала смерть хозяйки. Плюшкин, как и все вдовцы, стал подозрительным и скупым. И превращается, как говорит Гоголь, в «прореху на человечестве». Предложение изумило и обрадовало, потому что будет доход. Согласился продать 78 душ по 30 копеек.

Почему Плюшкин изображён последним в галерее помещиков?

Обличение пороков Гоголя нарастает от главы к главе, по мере хода действия сюжета. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.

О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича. Внимание героя привлекло не то, что Плюшкин – мошенник и скряга, какого себе представить трудно. Важно то, что он массу людей переморил голодом и что люди у него «мрут, как мухи». С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичиковым. Да и читателю очень интересно узнать, что же это за персонаж, стоящий самым последним в галерее духовно мертвых людей.

Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Именно в этой главе тон повествования резко меняется: возрастают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь дает его в развитии, точнее, показывает деградацию его души. Начало шестой главы – это элегия об уходящей молодости и жизни. Все, что есть лучшего в человеке – его «юность», его «свежесть» — невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души.

Как всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание его поместья, самого дома. Владения самого богатого помещика отличаются самой чудовищной разрухой. Въезд в поместье полуразрушен, бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши. Всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьем. Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Здесь все безжизненно. Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода, похож на «дряхлого инвалида».

Описанию жилища богатейшего помещика Гоголь отводит особое место. В этом имении нет места симметрии, цельности, равновесию. Тем самым автор подчеркивает, что и сознание Плюшина все «перекошено», захламлено всевозможным мусором. Он позабыл о главном и сосредоточился на второстепенном. Запустение «пошло на пользу» одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело.

Примечательно, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. Но с этим персонажем все по-другому. Известно, что в далеком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мертвых душ». Становится понятно, что изначально Плюшкин был совершенно другим человеком. Тогда в нем была только возможность его будущего порока, на это намекают «мудрая скупость» и отсутствие «слишком сильных чувств». Что же случилось в дальнейшем с этим человеком? Жена его умерла, спустя какое-то время одна из дочерей сбежала со штабс-ротмистром кавалерийского полка, сын уехал из дома, а младшая дочь спустя время умерла. Плюшкин послал сбежавшим детям свое отцовское проклятие и стал жить один: «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, …мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине». Так описывает Гоголь умирание изначально неплохого человека.

Очень интересно то, что персонаж, символизирующий собой полный распад человеческой личности, стоящий самым последним в череде «мертвых» душ, тем не менее, имеет все-таки слабые намеки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего». Пусть это только «бледное отражение чувства», но все же «чувства», то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворен человек. Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.

Отсутствие подлинной жизни

Что же общего у всех этих помещиков? Что объединяет их с городничим, который получил орден ни за что, с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим служебным положением, а целью жизни которых является лишь собственное обогащение?

Ответ очень прост: отсутствие желания жить. Ни один из персонажей не чувствует никаких положительных эмоций, по-настоящему не думает о возвышенном. Всеми этими мёртвыми душами руководят животные инстинкты и потребительство. В помещиках и чиновниках нет никаких особенностей внутреннего мира, все они всего лишь пустышки, всего лишь копии копий, они ничем не выделяются на общем фоне. Всё высокое в этом мире опошлено и снижено: никто не любуется красотой природы, которую так живо описывает автор, никто не влюбляется, не совершает подвиги, не свергает царя. В новом продажном мире больше нет места исключительной романтической личности. Любовь здесь отсутствует как таковая: родители не любят детей, супруги не любят друг друга.

Страшнее всего даже не это, а то, что в этом мире царит безделье. При этом можно быть очень деятельным и активным человеком, но при этом бездельничать. Любые действия и слова персонажей лишены внутренней духовной наполняющей, лишены высшей цели. Душа здесь мертва, потому что больше не просит духовной пищи.

Есть ли живые души в поэме «Мертвые души»? Разумеется, есть. В их роли выступают умершие крестьяне, которым приписываются разнообразные качества и характеристики. Один пил, другой жену бил, а вот эта была работящей, а у этого были странные прозвища. Эти персонажи оживают и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей.

Надежда на лучшее

Мир, изображаемым Гоголем в поэме совершенно угнетает, а произведение носило бы слишком мрачный характер, если бы не тонко прописанные пейзажи и красоты Руси. Вот где лирика, вот где жизнь! Создаётся ощущение, что в пространстве, лишённом «живых» людей, сохранилась жизнь.

В заключительной главе поэмы Русь сравнивается с лихой тройкой, которая мчится по дороге вдаль. Так, «Мёртвые души», несмотря на общий сатирический характер, завершаются вдохновляющими строками, в которых звучит восторженная вера в народ.

Третий вариант сочинения

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников и Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

Сюжет «Мертвых душ» отражает представления автора о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, закрывающий галерею помещиков-крепостников, уже назван «прорехой на человечестве».

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Он попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться.

Коробочка

Настасья Петровна Коробочка –  дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Даже невозможно представить, сколько их у нее. А вот для чего они, с какой целью идет накопление и для кого – никто сказать не может. Накопление с целью накопления.

Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми людьми(крепостными девками), мертвыми душами, пенькой или медом. Она видела смысл своей жизни в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ помещицы с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «подложить свинью» любому, без разбора и смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых людей, продает их и меняет. В характере этого человека нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика.

К своим псам Ноздрев проявляет больше заботы, чем к своим близких. У него есть двое детей, но он ими совсем не занимается. После смерти матери о воспитании детей заботиться только их няня. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура не может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.

В образе Собакевича соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа. Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Он сразу понял, что гостю нужны души, его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью. Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Плюшкин – это итог всех помещиков.

Можно представить, с чего начиналось опустошение его души, — с бережливости. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Духовная смерть героя налицо. Он не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Образы помещиков

Помещик Глава поэмы Краткая характеристика
Манилов II Праздный мечтатель, целыми днями ничего не делает, только строит неосуществимые планы.
Коробочка III Вдова, хозяйственная женщина, посвятившая себя своему поместью. Хорошо умеет продавать и наживаться на этом.
Ноздрёв IV Кутила, драчун, прожигатель жизни, безнравственный человек.
Собакевич V Грубый и неуклюжий, полностью соответствует своей фамилии.
Плюшкин VI Скряга и скупердяй, главная цель жизни – накопительство.

 «Мертвые» хозяева жизни

Переносный смысл названия поэмы тяжел для вдумчивого читателя. Физически все помещики выглядят живыми и крепкими. Собакевич никогда не испытал недугов. Ноздрев пьет больше мужиков, но здоровьем пышет тело, а лицо – «кровь с молоком». Манилов наслаждается видом природы, улетает, мечтая, выше Москвы. Коробочка – бойко торгует всем, что делают ее крепостные. Плюшкин тащит в дом то, что может поднять. Никого из них нельзя представить мертвым, но автор стремится донести другой смысл – помещики мертвы душой. Противоречие вызывает массу вопросов: живой человек – мертвая душа. Что осталось от человека? Почему его нельзя считать живым?

От человеческого образа остается только форма, оболочка. Помещики выполняют свои физиологические потребности: едят, спят, бродят. А того, что должен делать живой человек – нет. Нет развития, движения, стремления принести пользу другим.

С позицией автора спорили литературоведы. Одни пытались доказать жизненность персонажей наличием желаний, которые могут быть только у живых. Алчность, жадность, грубость, хитрость – отрицательные качества подтверждают бездуховность, но не мертвенность представителей помещиков. В результате большинство согласились с классиком. Помещики выстроены в порядке возрастания деградации: от начальной стадии (Манилов) до полного распада личности (Плюшкин).

Заключение

Н.В. Гоголь — один из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова, а «Мертвые души» — уникальное произведение, в котором с помощью описания внешнего и внутреннего вида поместья полностью раскрывается характер человека в нем живущего.

Каждый помещик имеет сходные и различные черты характера с другими помещиками. Гоголь выделяет в каждом герое самую отличительную черту, которая выражается в бытовом окружении. У Манилова это непрактичность, пошлость и мечтательность, у Коробочки — «дубинноголовость», хлопотливость в мире низких вещей, у Ноздрева — обильная энергия, которая направлена не в то русло, резкие перепады настроения, у Собакевича — хитрость и неуклюжесть, а у Плюшкина — скупость и жадность. От героя к герою Гоголь обнаруживает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципу степени духовного оскудения и морального падения.

В «Мертвых душах» Гоголь выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, «Мертвые души» нельзя назвать комедией, скорее «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что в борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. В них жива только внешняя оболочка, а души мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и общество, в котором они живут.

«Мертвые души» — одно из самых своеобразных и сложных произведений в русской литературе. Именно в «Мертвых душах» нашла наиболее полное выражение позиция Гоголя — писателя, человека, мыслителя. В этой поэме Гоголь демонстрирует «свойства нашей русской природы», «пороки, присущие русскому человеку».

Список литературы

  1. Анненский И. Ф. Эстетика «Мёртвых душ» и её наследье. М.: Наука, 1979 г.
  2. Аксаков К. С. Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит. статья и коммент. А. С. Курилова. М.: Современник, 1981 г.
  3. Фролова В.В. Уловки Чичикова в диалогах с помещиками // Рус. речь. – 2008 г.
  4. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989 г.
  5. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979 г.
Текст: Елена Бочкова, 12.7k 👀