Смысл названия поэмы Мертвые души

сочинение по литературе 9 класса • 350-450 слов (3-4 страницы) • Мертвые души

Первый вариант сочинения

Лиро-эпическая поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» несомненно является главной в творчестве писателя. Можно долго размышлять о жанре произведения, об образе главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему поэма называется «Мертвые души»?

Истинные «Мертвые души»

Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян с целью заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее понимаешь, что истинные мертвые души – герои произведения – помещики, чиновники, да и сам Чичиков.

Помещики, описанные в поэме: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин – бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой узко мыслит, третий растрачивает впустую состояние и подгаживает близким, четвертый делает все только для себя, пятый вообще стал «прорехой на теле человечества», потерял человеческий облик.

Чиновники города N

Еще более «мертвыми» являются чиновники города N. Ярче всего это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного лица, а мелькают только головные уборы. Они бездуховны, утратили интерес к чему-либо, кроме накопительства средств и взяток.

Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают утрачивать душу крепостные: кучер Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девка Коробочки.

Главное по Гоголю

Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас. Душа в литературе являлась предметом торгов, карточных игр, потерь. Оставшись без души человек уже не может считаться живым. Он не может быть полезен, единственное, чего следует от него ожидать – бесчеловечные поступки, ведь он ничего не чувствует.

Потеря души не только страшна, но еще и опасна, потому что потерявший душу человек творит зло, при этом не испытывая стеснения или угрызений совести. Поэтому Н.В. Гоголь предостерегает читателя о том, что Маниловым, Коробочкой или Собакевичем может стать каждый из нас, если позволит какой-то бездуховной мелочи увлечь себя.

Второй вариант сочинения

Поэма «Мертвые души» —  центральное произведение Н.В. Гоголя, над которым он работал многие годы, постоянно совершенствуя его.

По задумке автор планировал написать произведение, состоящее из трех частей, похожее на поэму Данте Алигьери «Божественная комедия», где также будет ад, чистилище и рай, только для современного ему общества. К сожалению, до читателей дошла только первая часть, вторая была уничтожена самим писателем, а третья и вовсе не написана.

История создания

Тему «Мертвых душ» Н.В. Гоголю подсказал А.С. Пушкин, который извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов. Эти крестьяне принимали имена умерших крепостных и таким образом в городе не регистрировалась ни одна смерть. Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он написал Пушкину: «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон».

Остается открытым вопрос, почему Николай Васильевич не закончил поэму. На этот счет существует две версии:
  1. Н.В. Гоголь был истинно верующим человеком и прислушивался к мнению своего духовника —  священника, который исповедовал его и напутствовал ему. По данной версии, именно этот священник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Однако первый том «Мертвых душ» уже распространился к тому времени, поэтому уничтожить все экземпляры не было возможным.
  2. Н.В. Гоголь был доволен первым томом, а второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. И если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли быть изображены достойно. В итоге автор не захотел изменять самому себе и стараться делать то, что было чуждо ему и далеко от истины.

Своеобразие произведения

Философские рассуждение о земном благе, авантюрность и реалистическая действительность – всё это тесно переплетается, создавая правдивую картину первой половины XIX столетия. Гоголю удалось добиться этого при помощи использования различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленных деталей, богатства русского языка и особенностей композиции.

Особую роль играет символика. Все предсказывает предстоящее разоблачение главного героя. Он, словно паук плетёт свои сети, для того чтобы в них попала очередная жертва. Чичиков искусно проворачивает свое дело, окутывая помещиков и чиновников благородной ложью. Нельзя оставить без внимания и образ дороги, который символизирует движение Руси вперёд и утверждает человеческое самосовершенствование.

Читатель наблюдает за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд». Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением их положительных сторон характера. К римеру, ужасная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.

В небольших по объёму лирических отступлениях находятся нелегкие мысли писателя. В них чувствуется высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему. Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои общества, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают значительное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о России и её будущем, слышится уверенный голос Гоголя, являющийся пророческим и предсказывающим нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту судьбу Родины.

В языке поэмы, прежде всего, нужно выделить его народность. В произведении гармонично переплетаются формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещиков и их усадеб используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщено лексикой изображаемой среды. Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.

«Мертвые души» – сатира на крепостничество

«Мертвые души» — произведение, относящееся к направлению критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы, в лирическом отступлении 7 главы, рассуждая о двух типах писателей. Здесь раскрывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не сразу бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени — рубеж 20-30 годов XIX века — тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи и пословиц.

Особенности жанра

Замысел произведения отличается особой сложностью. Он изначально не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Автору было необходимо отыскать новые способы художественного воплощения идеи. Для выражения авторской мысли привычные рамки жанров были тесны, потому Николай Васильевич искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

В начале работы над произведением Гоголь сам называл свое произведение романом. И все же впоследствии замысел своего нового произведения автор решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя с недоумением восприняли его решение, так как в то время, в литературе 19 века, большим успехом пользовалась поэма, написанная в стихотворной форме. Основное внимание в такой поэме сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую непременно ожидала трагическая участь в условиях современного общества.

Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ России, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанром поэмы. В «Мертвых душах» присутствуют черты и лирической поэмы, и плутовского романа и социально-психологического романа, и повести, и сатирического произведения. На первый взгляд, «Мертвые души» – по большей части роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров. Однако много критиков не были с этим согласны. К примеру, Л.Н. Толстой после ознакомления с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».

В основе поэмы лежит повествование о русской жизни, в центре внимания – личность, раскрытая со всех сторон. Чичиков, главный герой «Мертвых душ», ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мнению Гоголя, был героем своего времени. Путешествия Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только главный герой, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе с Чичиковым по России разъезжает и автор. Он встречается с представителями различных слоев общества и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов и характеров.

Пейзажи, путевые сцены, разные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить читателю полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частные стороны жизни, Гоголь делает выводы о целом, рисует ужасающую картину нравов современной ему России и, что составляет особую важность, исследует душу народа.

Действительность, окружающая автора, изображена в поэме с «сатирической стороны», что было ново и необычно для русской литературы 19 века. Поэтому Н.В. Гоголь, следуя все более и более расширяющемуся замыслу, выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы, и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях.

Таким образом, «Мертвые души» – это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время не потеряет своей актуальности и будет поражать читателей глубиной русского характера и  предсказанием будущего России, оказавшимся удивительно точным.

Смысл названия поэмы

Само название поэмы — литературный прием, именуемый оксюмороном, означающим сопоставление несопоставимого. Душа — присуща живому человеку, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду на то, что не все потеряно, что положительные стороны искалеченных душ помещиков и чиновников можгут возродиться. Это и должно было стать основой второго тома поэмы, который так и не вышел.

Буквальный смысл поэмы заключается в том, что именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом состоит суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В условиях купли-продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы, скудоумие, жестокость и грубость (Собакевич).

Смысл концовки

Смысл концовки «Мертвых душ» Гоголя и всего произведения в том, чтобы показать русскому читателю реальную Русь. Автор четко и последовательно указывает на все недостатки общества и людей. Стоит отметить, что Гоголь в первом томе задумал рассказать именно о ничтожных людях, причем их портреты написаны не с конкретных людей, а в каждом герои собраны все возможные недостатки.

Основной смысл концовки поэмы «Мертвые души» заключается в том, что для изменения существующих порядков в Руси требуется работа каждого человека. Если отдельный житель страны будет меняться и улучшаться, то мир будет спасен. Существует мнение, что Гоголь намеренно не написал окончание романа. Он хотел, чтобы читатель додумывал самостоятельно, а также постоянно размышлял, что он хочет изменить в себе.

Третий вариант сочинения

«Мертвые души» — самое главное и итоговое произведение Гоголя. Писатель работал над ним на протяжении многих лет. Первоначально он хотел построить поэму по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе – ад, во втором – чистилище, в третьем – рай, подходящие для героев поэмы, представляющих  Россию в целом. Со временем замысел «Мертвых душ» менялся, менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души».  В эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, поэтому они очень важны для понимания произведения.

Основная тема

Основная тема поэмы «Мертвые души» — тема настоящего и будущего России. Высмеивая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен в том, что Россия станет в будущем процветающей страной, что настанут времена, когда его Родина станет образцом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа.

Образ Родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране.

В своей поэме Гоголь обличает личности тех, кто мешает развитию народа, уничтожает его творческий потенциал, беспощадно развенчивает «хозяев жизни» — дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей. Автор назвал их «мертвыми душами», потому что они тормозили движение России вперед. Своим паразитическим существованием омертвляют все, что есть лучшего в России, в том числе душат и давят русский народ. Автор ясно ощущал, какие необъятные живые силы кроются в недрах страны, в недрах русского народа. Ничтожным людям писатель противопоставляет образ великой Руси, обладающей богатырской мощью. Здесь раскрывается главная идея произведения, которая заключается в отрицании социального порабощения, общественного застоя во имя прогресса.

Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой. Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Неслучайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию. Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы преодолеть противоречия между состоянием подавленности страны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя.

Гоголь ненавидел царство «мертвых душ», но выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина направлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен. Обладая гениальным даром, Н.В. Гоголь создал выдающееся произведение.

Мертвые и живые души в поэме

Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

Путешествие главного героя позволяет читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом». Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны. Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Именно такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставляется другой мир, идеальный, где людям не чуждо равенство, там они предстают свободными.

Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков. В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

Смысл названия поэмы

Само выражение «мёртвые души» противоречиво: оно состоит из исключающих друг друга понятий. Один из цензоров московского цензурного комитета, увидев название произведения, понял его так: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бессмертна, мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия», — и не дал разрешения на печать. В петербургском цензурном комитете дали разрешение на издание, но потребовали изменить название и удалить «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь вынужден был внести в произведение правки: поэма стала носить название «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Однако по настоянию автора вторая часть названия поэмы была выделена крупным шрифтом и сразу бросалась в глаза читателю.

Заглавие поэмы символично и содержит в себе множество разных значений. Оно связано с сюжетом и развитием действия в поэме, выражает основную идею произведения. Используя слово «мёртвые», писатель придал особый смысл всему произведению. Он показывает разные варианты «омертвения» души человека: перед читателем предстают «мёртвые души» крестьян, помещиков, чиновников, самого Чичикова. Гоголь пишет, например, о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у Бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». О прокуроре в поэме сказано так: «Увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал».

Таким образом, в заглавии поэмы заключается не только обличительная сила, но и богатый духовный смысл. «Мёртвые души» — это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

Обличаемые пороки

Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.

В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

Главная цель, которую ставил перед собой Гоголь — разоблачение пороков общества. Ему удалось сделать это через яркие образы помещиков, которых посещает главный герой. В поэме представлено пять типов людей, которые различаются, но их можно объединить общими чертами праздности и бессмысленности существования.

Манилов — олицетворение инфантилизма и пустой мечтательности. Он строит планы и думает, что живёт напряжённой жизнью ума. Но в доме и в поместье все приходит в упадок, а люди перестают трудиться, как и барин. Манилов легко дарит Чичикову «мертвые души», ведь главное для него — угодить гостю. Он не думает ни о мертвых, ни о живых душах.

Образы помещиков Коробочки и Ноздрева чем-то схожи: оба хотели бы нажиться больше, чем предлагает Чичиков. Они готовы торговаться, продать ещё что угодно, лишь бы Чичиков купил! Но ему нужны только непонятные «мертвые души». Оба помещика демонстрируют абсолютную нечувствительность к нравственной стороне вопроса.

Образ Собакевича — воплощение лицемерия. Человек, критикующий всех помещиков и чиновников города, легко забывает о добродетелях, когда речь идёт о выгоде. Он повышает цену на своих мертвых крепостных, расхваливая их как живых. Он хорошо знает своих крестьян, их навыки, характеры, образ жизни, но не видит за этим людей, лишь функционал. А высокая смертность людей говорит о том, как тяжела была их жизнь при таком хозяине.

Самым страшным является образ Плюшкин. Его скупость дошла до таких масштабов, что он морил своих крестьян голодом.  Так Плюшкин обращается со всем, что у него есть. Все в его хозяйстве превращается в прах, в прямом и переносном смысле. Люди гибнут, товары, хранящиеся в огромных амбарах, гниют и портятся, здания разрушаются, все приходит в упадок. Поместье Плюшкина — царство смерти. Единственное, что ещё живо в старике — это желание денег.

Образы помещиков, по замыслу автора, должны пугать читателя своей «мертвенностью», нежизнеспособными мелкими интересами. В этих людях нет искренних и чистых стремлений, желания принести пользу обществу, прожить жизнь, наполненную чем-то созидательным. Жизнь этого сословия кажется незначительной, суетливой и жалкой, и никакие богатства не могут придать им веса.

Образы крестьян в поэме «Мертвые души»

Однако, несмотря на все изображенные пороки, автору удалось представить Русь во всем ее величии. Создавая произведение, писатель стремился постичь характер русского народа, с которым связывал надежды на лучшее будущее России.

Помещики относились к крестьянам, как к своим рабам, распоряжались ими, как вещами. Владельцы крепостных душ видели в крестьянах только рабочий скот, подавляли его живую душу, лишали возможности развития. На протяжении многих веков крепостной зависимости в русском народе формировались такие черты, как пьянство, ничтожество и темнота. Об этом говорят образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, образ дворовой девочки Пелагеи, которая не знает, где право, а где лево, разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Об этом же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям. Но автор не обвиняет крестьян, а мягко иронизирует и добродушно смеется над ними.

Примечательно то, что Гоголь не идеализирует крестьян, а заставляет читателя задуматься не только о силе народа, но и о его темноте. Такие персонажи вызывают одновременно и смех, и грусть. Это слуги Чичикова, девочка Коробочки, мужики, встречающиеся по дороге, а также купленные Чичиковым «мертвые души», которые предстают перед читателем более живыми, чем помещики и чиновники, находящиеся в условиях, омертвляющих человеческую душу, в мире пошлости и несправедливости. На фоне «мертвых» помещиков и чиновников особенно ярко выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера.

Гоголь видит в русском народе могучую силу, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах, в гуляньях с песнями и хороводами, в которых во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души. Изображая картины народной жизни, Гоголь дает почувствовать, что подавляемый и унижаемый русский народ подавлен, но не сломлен.

Видя тяжелую, полную нищеты и лишений жизнь крестьян, автор не мог не заметить нарастающего возмущения народа и понимал, что его терпение не безгранично. Он горячо верил в то, что жизнь народа должна измениться, считал, что трудолюбивый и талантливый народ заслуживает лучшей доли. Он надеялся на то, что будущее России не за помещиками, а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности, и именно поэтому высмеивал современную ему Россию «мертвых душ». Неслучайно поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа – мертвой.

Вывод

Исходя из всего вышесказанного, название поэмы имеет два значения: первое — мертвые души, которые покупали и продавали помещики, а второе — мертвые души самих помещиков. Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя «Мертвые души» имеет несколько направлений. Первое — историческое, изобразить настоящую действительность того времени. Второе — социальное, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беззаконие помещиков. Третье — поручительное, поставить на верный путь исправления.

Н.В. Гоголь вложил огромный философский смысл в поэму, которая остаётся актуальной и в нынешнее время.

Список литературы:

  1. Разумихин А. «Мёртвые души»: Опыт современного прочтения // Литература. — №8. – 2003 г.
  2. Гус М.С. Живая Россия в «Мертвых душах». — М.: Литература, 1981 г.
  3. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» — Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955 г.
  4. Машинский С. «Мертвые души» Гоголя» — 2-е изд., дополн.- М.:Худож. Лит., 1980 г.
Текст: Елена Бочкова, 7.8k 👀