Читательский дневник «Мертвые души»

«Мертвые души» — одно из самых интересных и значимых произведений Н. В. Гоголя, где писатель высмеивает пороки разных слоев общества крепостнической России и создает множество ярких и запоминающихся персонажей.

Основная тема, поднятая в поэме — исторический путь России. Автор пытается осмыслить несовершенство бюрократического аппарата, приведшего к сложившемуся в его время положению дел.

Структура

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Второй том Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но от него остались только несколько глав, дошедшие до нас. Существуют разные мнения о том, куда подевалась рукопись. Некоторые литературоведы говорят о том, что он сжег ее сам, а другие говорят, что отдал своим знакомым писателям, которые впоследствии ее потеряли. Но правды никто уже не узнает. Задуманный третий том так и не был написан.

Композиция «Мертвых душ» подчинена главной цели: раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей.

Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы. Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Произведение имеет трёхэлементную композицию. Поэма состоит из трёх внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов — помещики, город, жизнеописание героя, — объединённых образом дороги, сюжетно связанных аферой Чичикова.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни – уклад жизни типичного русского города. А одиннадцатая глава повествует о судьбе главного героя – Чичикова.

Особенностью композиционной структуры является соединение времени и пространства. На первом плане сам Чичиков и его похождения. На втором плане находятся образы помещиков и чиновников. А образ города выступает как некий фон, на нем разворачиваются все действия. Также здесь есть композиционные вставки, примером которых являются различные притчи и истории, не имеющего прямого отношения к поэме.

Сюжет произведения характерен тем, что до конца неизвестно что же произойдет с главным героем и другими персонажами. Н.В. Гоголю удалось воплотить в жизнь такой замысловатый сюжет, который цепляет читателя и держит его в напряжении до конца. Ведь хочется узнать, что же станет со всеми героями и обогатится ли Чичиков на мертвых душах.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

Год написания: 1835 – 1842 гг.

Главные герои

Павел Иванович Чичиков – отставной коллежский советник, ловкий авантюрист и мошенник, который выдает себя за помещика. Тщательно следит за своим внешним видом, отличается переменчивой натурой и способностью подстраиваться под любые обстоятельства.

Манилов – помещик, мужчина средних лет со слащавой внешностью. Добрый, вежливый, образованный человек, но ведет праздный образ жизни. Бездеятельный и ленивый, плохой хозяин.

Настасья Петровна Коробочка – хозяйственная, но недалекая и консервативная помещица, вдова, живет в небольшой деревушке. Содержит свои владения в безукоризненном порядке, мудрая хозяйка. Однако ее ничего не интересует, кроме хозяйства. Не стремится развиваться нравственно и духовно.

Ноздрев молодой и пышущий здоровьем мужчина, легкомысленный помещик, которого ничего не интересует в жизни, кроме удовольствий. Не бедствует, но судьба поместья его не заботит. Совершенно не думает о завтрашнем дне, способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты.

Михаил Семенович Собакевич – физически крепкий и крупный немолодой мужчина, зажиточный и практичный помещик. Обладает острым умом и хитростью. Прямолинейный, грубый человек, который не стесняется в выражениях. Редко бывает чем-то доволен.

Степан Плюшкин  очень жадный, скупой человек. Всю жизнь копит деньги, отказывая себе во всем. Имение пребывает в упадке, потому что экономит не только на себе, но и на своем хозяйстве.

Жанр: сам автор определил жанр своего произведения как «поэма», хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману. Некоторые литературоведы обозначают жанр «Мертвых душ» именно как роман.

Время и место действия

Действие поэмы разворачивается в 30-40 годах XIX века в России, в губернском городе NN и в окрестных имениях.

Главная мысль

Н.В. Гоголь хотел через образы помещиков показать пороки и нравы общества, жизнь русских чиновников 1830-х годов XIX века. Взяточничество, чинопочитание, праздный и бесполезный образ жизни — это всё, чем жил чиновничий аппарат того времени. Их интересовало только материальное обогащение. Определение «мёртвые души» полностью подходит к помещикам и чиновникам, отображая их истинную сущность.

Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Сюжет

В небольшой городок NN приезжает отставной чиновник, бывший коллежский советник, Павел Иванович Чичиков. Он выдает себя за помещика, цель его визита – покупка «мертвых душ». С их помощью он надеется разбогатеть незаконным путем.

Чичиков пытается войти в доверие ко всем важным горожанам, и это ему успешно удается. В скором времени он становится желанным гостем на всех балах и обедах. Никто не догадывается о его истинных целях – скупке умерших крестьян, которые по документам у местных помещиков еще числились как живые. Чичиков планировал оформить их на свое имя как живых, для того чтобы впоследствии взять большой денежный кредит, предложив свои «мертвые души» в качестве залога.

Втираясь в доверие городских обывателей, Чичиков наведывается к местным помещикам – Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. Со всеми, кроме Ноздрева, ему удается заключить сделки. Помещики помогают ему оформить все необходимые документы, не догадываясь, что имеют дело с настоящим аферистом.

Чичиков находится в предвкушении осуществления своих планов, радуется, что все идет гладко. Неожиданно Коробочка разоблачает его и вскоре всему городу становится известно о «мертвых душах». Начинаются сильные волнения, прокурор так переживает за свою карьеру, что внезапно умирает.

Чичиков тем временем находится в гостинице с легкой простудой и удивляется, что никто из чиновников его не навещает. Позже он узнает ужасающую новость о раскрытии его аферы от Ноздрева. На следующий же день он спешно покидает гостиницу и уезжает из города.

В последней главе автор излагает историю жизни Чичикова, его детство, службу в казенной палате, переход в службу на таможне, где он сделал большие деньги на сговоре с контрабандистами, но, прогорев, был вынужден уйти в отставку.

Таким образом, он был вынужден вновь начать свою карьеру с самой нижней ступени, занимался тем, что передавал документы на крестьян в опекунский совет. Так у Чичикова и появилась идея о «мертвых душах».

Личное мнение

Вариант 1

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века.

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек, готовых для достижения своих мошеннических целей вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Автор постепенно раскрывает многочисленные «таланты» Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность к перевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстает деликатный, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется, как настоящий делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел бедного и одинокого старика.

Таким образом, Чичиков постоянно надевает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное неприглядное лицо мошенника и негодяя. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело завладела алчность. Там не осталось никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству. У Чичикова нет нравственных принципов, он давно поставил собственное благополучие превыше всего. Его внешне благоприятный вид скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь представил нового человека, предпринимателя, представителя зарождающегося мира капитализма.

Вариант 2

В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с проникнутыми сатирой образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души» — люди, лишенные человечности, с «мертвой», закостеневшей душой. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны. Они живут под гнетом помещиков.

Н.В. Гоголь любит народ и верит, что его жизнь изменится. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему. Автор видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

Вывод

Вариант 1

Поэма «Мертвые души» является одним из самых значимых произведений Н. В. Гоголя.

После выхода в свет, поэма стала предметом всеобщих споров и подняла волнение в литературном  обществе. Через все произведение прослеживается тема настоящего и будущего России, которая очень волновала самого автора. Она передается в отношениях Чичикова c такими же шарлатанами и аферистами.

Гоголь очень любил свою страну и свой народ. Он описывал обычных русских людей, которые вывели бы Россию в светлое будущее. Но также остается открытым вопрос сословий, которые изживают себя, их души прогнили и деградировали. Отсюда и название поэмы, которая помимо прямого значения имеет и переносное. Мертвые души — это крестьяне, которые отошли в мир иной, но продолжают числиться за поместьем. Также “мертвыми душами” Гоголь называет дворян и помещиков, которые тормозят развитие страны, не имеют никаких интересов и доживают свой век, морально разлагаясь. Такими как раз и были Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин и другие. Мы начинаем знакомиться с этими персонажами со второй главы, когда коллежский советник Чичиков выезжает из города NN и начинает свое путешествие по близлежащим деревням. Там он знакомится с помещиками, которые являются собирательными образами дворянства гоголевского времени.

Каждая глава посвящена отдельному барину. Главы построены логично и последовательно, будто каждая из них является отдельным рассказом. Те, в которых описываются помещики, имеют сходные композиции, что позволяет наглядно сравнивать образы. Несмотря на логически выстроенную последовательность, автор использует алогизмы и абсурд для передачи характеров персонажей. Также в поэме присутствуют лирические отступления и новеллы, которые не относятся к основному сюжету, но помогают более полно понять замысел всего произведения.

Вариант 2

«Мертвые души» –  поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Он неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально автор задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Тем не менее, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению.

Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души». Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.

В конечном счете, именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Взяточничество, казнокрадство, подхалимство и невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось в народе долгое время.

Текст: Елена Бочкова, 6.1k 👀