Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Смысл названия поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Поэма «Мёртвые души» — одно из самых сложных произведений русской классической литературы и с точки зрения содержания, и с точки зрения жанра и стиля. Грандиозность замысла произведения сделала возможным сопоставление гоголевского текста с эпосом Гомера, древнегреческими мифами, «Божественной комедией» Данте, русским фольклором. Чтобы объяснить необычность заглавия поэмы Гоголя, нужно прежде всего прочитать текст, что даст возможность написать сочинение, как говорится, со знанием дела.
Во вступлении к работе можно вспомнить о том, что цензор посчитал название «Мёртвые души» неприемлемым, заявив: «Этого я никогда не позволю. Душа бывает бессмертна, мёртвой душа не может быть, автор вооружается против бессмертия». Было предложено иное, отвлекающее название в духе авантюрно-романтических произведений – «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Это название закрепилось за книгой Н.В. Гоголя надолго и вызывало к себе разное отношение. Например, А.И. Герцен писал: « Мёртвые души» — это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. Иначе он (Гоголь) не мог назвать: не ревизские мёртвые души, а все эти ноздрёвы, маниловы… — вот мёртвые души… Мы встречаем их на каждом шагу».
Что нашло отражение в названии поэмы?
Отвечая на этот вопрос, вы раскроете тему сочинения, обязательно остановившись на следующем:
во-первых, заголовок отразил замысел произведения Н.В. Гоголя самым широким, точным и выразительным образом: прежде всего он связан с сюжетом, покупкой Павлом Ивановичем Чичиковым умерших мужицких душ и отражает коммерческую суть предприятия героя поэмы;
во-вторых, заголовок затрагивает повседневную практику, которая существовала в крепостническом государстве: покупку крестьянских душ и перемещение их в иные земли, в ведение новых владельцев;
в-третьих, выбранное писателем название имеет этический смысл, поскольку на поверку «мёртвыми душами» оказываются те, кто претендует на положение живых: мнимо хозяйствующих (Манилов), накапливающих добро (Коробочка), разоряющих ранее имевшееся (Ноздрёв, Плюшкин), роскошествующих, насыщающих утробу во имя «жизни» (Собакевич). Это понятие «мёртвые души» относится в равной степени и к помещикам, и к чиновникам;
в-четвёртых, истинно мёртвой душой оказывается самый деятельный, предприимчивый и энергичный герой произведения (Чичиков). Его затея мертвенна в своей сути и чревата смертью;
в-пятых, это понятие распространяется на обывателей разного рода, которые могут в любых жизненных, исторических ситуациях усвоить свойства мёртвых душ и вместе с тем обращено к юношеству, призванному забирать с собою в жизнь всё живое;
в-шестых, выбранное для названия понятие имеет философский и гуманистический смысл: те, кто считаются «мёртвыми душами», обладают многими положительными свойствами, становясь носителями истинных ценностей.
В финальной части работы нужно обязательно сказать о том, что, назвав свою поэму «Мёртвые души», писатель всё-таки думал о тех, чья душа жива. Кроме того, как писатель гуманист Гоголь вселял в читателей надежду на возможность воскрешения души через нравственное самосовершенствование. С этим связана и ведущая мысль всего произведения – мысль о движении обновлённой России в будущее и возрождение народа, живущего в ней.
Первый вариант сочинения
Лиро-эпическая поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», несомненно, является вершиной творчества писателя. Можно долго размышлять о жанре произведения, об образе главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему поэма называется «Мертвые души»?
Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян с целью заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее понимаешь, что истинные мертвые души – герои произведения: помещики, чиновники, да и сам Чичиков.
Помещики, описанные в поэме: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин – бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой узко мыслит, третий растрачивает впустую состояние и подгаживает близким, четвертый делает все только для себя, пятый вообще стал «прорехой на человечестве», потерял человеческий облик.
Духовно мертвы и чиновники города N. Ярче всего это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного лица, а мелькают только головные уборы и фраки. Эти люди живут мелкими интересами, сплетнями, берут взятки и очень далеки от сути настоящей жизни.
Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают утрачивать душу крепостные: кучер Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девка Коробочки.
Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас. Душа в «Мёртвых душах» становится предметом торгов, карточных игр, потерь. Потеря души не только страшна, но еще и опасна, потому что потерявший душу человек творит зло, при этом не испытывая стеснения или угрызений совести. Н.В. Гоголь предостерегает читателя о том, что Маниловым, Коробочкой или Собакевичем может стать каждый из нас. Поэтому очень современно звучат слова писателя из VI главы: ««Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Второй вариант сочинения
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение Н.В. Гоголя, над которым он работал многие годы, постоянно совершенствуя его.
По задумке автор планировал написать произведение, состоящее из трех частей, похожее на поэму Данте Алигьери «Божественная комедия», где также будет ад, чистилище и рай, только для современного ему общества. К сожалению, до читателей дошла только первая часть, вторая была уничтожена самим писателем, а третья и вовсе не написана.
Тему «Мертвых душ» Н.В. Гоголю подсказал А.С. Пушкин, который извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов. Эти крестьяне принимали имена умерших крепостных и таким образом в городе не регистрировалась ни одна смерть. Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он написал Пушкину: «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон».
Остается открытым вопрос, почему Николай Васильевич не закончил поэму. На этот счет существует две версии. Во-первых, Н.В. Гоголь был истинно верующим человеком и прислушивался к мнению своего духовника — священника, который исповедовал и напутствовал его. По данной версии, именно этот священник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Однако первый том «Мертвых душ» уже распространился к тому времени, поэтому уничтожить все экземпляры было невозможно.
Во-вторых, Н.В. Гоголь был доволен первым томом, а второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. И если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли быть изображены достойно. В итоге автор не захотел изменять самому себе и стараться делать то, что было чуждо ему и далеко от истины.
«Мертвые души» — произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы, в лирическом отступлении 7 главы, рассуждая о двух типах писателей. Здесь раскрывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не сразу бросаются в глаза.
Замысел произведения отличается особой сложностью. Он изначально не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Автору было необходимо отыскать новые способы художественного воплощения идеи. Для выражения авторской мысли привычные рамки жанров были тесны, потому Николай Васильевич искал новые формы для завязки сюжета и его развития.
В начале работы над произведением Гоголь сам называл свое произведение романом. И все же впоследствии замысел своего нового произведения автор решил воплотить в жанре поэмы. Современники писателя с недоумением восприняли его решение, так как в литературе 19 века большим успехом пользовалась поэма, написанная в стихотворной форме. Основное внимание в такой поэме сосредотачивалось на сильной и гордой личности, которую непременно ожидала трагическая участь в условиях современного общества.
Решение Гоголя имело более глубокий смысл. Замыслив создать собирательный образ России, он сумел выделить свойства, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанром поэмы. В «Мертвых душах» присутствуют черты лирической поэмы, плутовского романа и социально-психологического романа, повести, сатирического произведения. На первый взгляд «Мертвые души» – по большей части роман. Об этом говорит система ярко и подробно обрисованных характеров. Однако много критиков не были с этим согласны. К примеру, Л.Н. Толстой после ознакомления с произведением, говорил: «Возьмите “Мертвые души” Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное».
В основе поэмы лежит повествование о русской жизни, в центре внимания – личность, раскрытая со всех сторон. Чичиков, главный герой «Мертвых душ», ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мнению Гоголя, был героем своего времени. Путешествия Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой подачи художественного материала. Она оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только главный герой, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе с Чичиковым по России разъезжает и автор. Он встречается с представителями различных слоев общества и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов и характеров.
Пейзажи, путевые сцены, разные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить читателю полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частные стороны жизни, Гоголь делает выводы о целом, рисует картину нравов современной ему России и, что составляет особую важность, исследует душу народа.
Н.В. Гоголь выходит за рамки и романа, и традиционной повести, и поэмы и в результате создает масштабное лиро-эпическое произведение. Эпическое начало в нем представлено похождениями Чичикова и связано с сюжетом. Лирическое начало, присутствие которого становится все более и более значимым по мере развертывания событий, выражено в лирических авторских отступлениях.
Таким образом, «Мертвые души» – это масштабное эпическое произведение, которое еще долгое время не потеряет своей актуальности и будет поражать читателей глубиной русского характера и предсказанием будущего России, оказавшимся удивительно точным.
Само название поэмы — литературный прием, именуемый оксюмороном, означающим сопоставление несопоставимого. Душа присуща живому человеку, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду на то, что не все потеряно, что положительные стороны искалеченных душ помещиков и чиновников могут возродиться. Это и должно было стать основой второго тома поэмы, который так и не вышел.
Буквальный смысл поэмы заключается в том, что именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом состоит суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В условиях купли-продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы, скудоумие, жестокость и грубость.
Смысл концовки «Мертвых душ» Гоголя и всего произведения в том, чтобы показать русскому читателю реальную Русь. Автор четко и последовательно указывает на все недостатки общества и людей. Стоит отметить, что Гоголь в первом томе задумал рассказать именно о ничтожных людях, причем их портреты написаны не с конкретных людей, а в каждом герои собраны все возможные недостатки.
Основной смысл концовки поэмы «Мертвые души» заключается в том, что для изменения существующих порядков в Руси требуется работа каждого человека. Если отдельный житель страны будет меняться и совершенствоваться, то мир будет спасен. Существует мнение, что Гоголь намеренно не написал окончание произведения. Он хотел, чтобы читатель додумывал самостоятельно, а также постоянно размышлял, что он хочет изменить в себе.
Третий вариант сочинения
«Мертвые души» — самое важное произведение Гоголя. Писатель работал над ним на протяжении многих лет. Первоначально он хотел построить поэму по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе – ад, во втором – чистилище, в третьем – рай, подходящие для героев поэмы, представляющих Россию в целом. Со временем замысел «Мертвых душ» менялся, менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души». В эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, поэтому они очень важны для понимания произведения.
Основная тема поэмы «Мертвые души» — тема настоящего и будущего России. Высмеивая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен в том, что Россия станет в будущем процветающей страной, что настанут времена, когда его Родина станет образцом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа.
Образ Родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране.
В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешает развитию народа, уничтожает его творческий потенциал, беспощадно развенчивает «хозяев жизни» — дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей. Автор назвал их «мертвыми душами», потому что они тормозили движение России вперед. Своим паразитическим существованием омертвляют все, что есть лучшего в России, в том числе душат и давят русский народ. Автор ясно ощущал, какие необъятные живые силы кроются в недрах страны, в недрах русского народа. Ничтожным людям писатель противопоставляет образ великой Руси, обладающей богатырской мощью. Здесь раскрывается главная идея произведения, которая заключается в отрицании социального порабощения, общественного застоя во имя прогресса.
Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой. Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Неслучайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию. Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы преодолеть противоречия между состоянием подавленности страны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя.
Гоголь ненавидел царство «мертвых душ», но выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина направлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен. Обладая гениальным даром, Н.В. Гоголь создал выдающееся произведение.
Само выражение «мёртвые души» противоречиво: оно состоит из исключающих друг друга понятий. Один из цензоров московского цензурного комитета, увидев название произведения, понял его так: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бессмертна, мёртвой души не может быть, автор вооружается против бессмертия», — и не дал разрешения на печать. В петербургском цензурном комитете дали разрешение на издание, но потребовали изменить название и удалить «Повесть о капитане Копейкине». Гоголь вынужден был внести в произведение правки: поэма стала носить название «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Однако по настоянию автора вторая часть названия поэмы была выделена крупным шрифтом и сразу бросалась в глаза читателю.
Заглавие поэмы символично и содержит в себе множество разных значений. Оно связано с сюжетом и развитием действия в поэме, выражает основную идею произведения. Используя слово «мёртвые», писатель придал особый смысл всему произведению. Он показывает разные варианты «омертвения» души человека: перед читателем предстают «мёртвые души» крестьян, помещиков, чиновников, самого Чичикова. Гоголь пишет, например, о Собакевиче: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у Бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». О прокуроре в поэме сказано так: «Увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Только тогда с соболезнованием узнали, что у покойника была точно душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал».
Таким образом, в заглавии поэмы заключается не только обличительная сила, но и богатый духовный смысл. «Мёртвые души» — это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.
Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то большему, чем собственное обогащение, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.
В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».
Название поэмы имеет два значения: первое — мертвые души, которые покупали и продавали помещики, а второе — мертвые души самих помещиков. Однако думал писатель о тех, чья душа была жива. Думал о России и её народе, об их настоящем и будущем. Как писатель-гуманист, Гоголь оставлял надежду и тем, чьи души омертвели, он верил в возможность изменения человека и его нравственного самосовершенствования, связывая этот процесс возрождения человеческой души с образом великой России, пробуждающейся и устремлённой в будущее.
Список литературы:
- Разумихин А. «Мёртвые души»: Опыт современного прочтения // Литература. — №8. – 2003 г.
- Гус М.С. Живая Россия в «Мертвых душах». — М.: Литература, 1981 г.
- Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» — Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955 г.
- Машинский С. «Мертвые души» Гоголя» — 2-е изд., дополн.- М.:Худож. Лит., 1980 г.