Образ и трагедия Обломова

Тема «Образ Обломова» сформулирована широко. Она требует привлечения большого материала, который позволит дать глубокую характеристику герою романа. Кроме того, материал об Обломове входит в ряд сочинений как их составляющая. Этого требует, например, работа на тему «Обломов и Штольц». Тема «Образ Обломова» может быть конкретизирована, например, в формулировке «В чём трагедия жизни Обломова?». План к этой теме вы можете увидеть ниже.

План сочинения «В чём трагедия жизни Обломова?»

  1. Образ Ильи Обломова – образ-тип, имя которого стало нарицательным.
  2. Трагедия жизни Обломова.
    1. Жизненные идеалы Обломова:
      1. искренность, простота, сердечность, стремление к самоанализу, отсутствие деспотизма, жестокости, чувство справедливости;
      2. стремление к покою, лень, апатия, боязнь жизни — словом, «обломовщина».
    2. Трагедия жизни Обломова:
      1. понимание собственного безволия и апатии как человеческого порока, но нежелание его перебороть;
      2. образованность, дворянские привычки и понимание собственной невостребованности.
    3. Бесполезна ли была жизнь Обломова? Почему люди, которые знали Илью Ильича, говорят о его золотом сердце?
    4. Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

План сочинения «Образ Обломова»

К теме «Образ Обломова» план может быть следующим.

  1. Образ Ильи Ильича Обломова в русской критике.
  2. Образ Ильи Обломова – образ-тип.
    1. Знакомство с героем. Описание внешности, интерьера комнаты, быта героя как способы его характеристики. Символические детали, характеризующие героя (халат, домашние туфли).
    2. Пребывание героя в мире мечты и грёз.
    3. Истоки мировоззрения и поведения Обломова.
    4. Отказ от реальной жизни («Где же жизнь? Где тут человек?»). Неспособность к труду, к практическому делу, решению бытовых проблем.
    5. Черты характера и жизненные идеалы Обломова:
      1. Искренность, простота, сердечность, стремление к самоанализу, отсутствие деспотизма, жестокости, чувство справедливости;
      2. Стремление к покою, лень, апатия, боязнь жизни — «обломовщина».
    6. Социальные и философские истоки поведения Обломова. Сон героя как их объяснение.
    7. Как раскрывается Обломов в отношениях с Ольгой Ильинской?
    8. Выборгская сторона. Агафья Пшеницына – выбор героя, обретение им покоя и гармонии.
  3. В чём вина и беда Обломова. Ваше отношение к герою.

Вступление к сочинению. Оно может быть построено на сопоставлении мнения Н.А.Добролюбова И А.В.Дружинина. Они диаметрально противоположны. Поэтому, оттолкнувшись от этого, выйдите на проблемный вопрос, который станет стержнем вашей работы: «В чём самобытность этого героя? Почему он вызывает такое разное отношение к себе?». Это позволит вам перейти к основной части, где вы и будете говорить о герое, его жизни и мировоззрении, о чертах характера и  его истоках.

Вы можете дополнить эти цитаты, но, на наш взгляд, двух вполне достаточно, чтобы начать свою работу.

Н.А.Добролюбов: «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

А.В.Дружинин: «… Любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура … Он дорог нам по истине, какою проникнуто всё его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвою. И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».

Предлагаем вам два небольших отрывка из сочинения на данную тему, которые вы можете использовать в качестве примера.

Первый отрывок: «Обломов – порождение патриархально-дворянского быта. Корни обломовщины – в родовой вотчине Ильи Ильича. Отрешённость, закрытость от реальной жизни, ограничение стремлений, беспрерывная опека старших, их желание уберечь от всевозможных жизненных проблем породили в Обломове лень, апатию, эгоизм. Он сам осознаёт это, говоря Штольцу, своему другу: «В жизни моей никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня». «Деревенская» и «петербургская» обломовщина завершилась «выборгской», жизнью с Агафьей Пшеницыной».

Второй отрывок: «Беда Ильи Ильича, что всё лучшее в его душе не было нужно обществу его времени. Он не смог реализовать лучшее, светлое начало, лежащее, как золото, в его светлой и доброй душе. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, по его словам, был заперт в нём.

Трагическая вина Обломова в том, что он погасил искру Божью, дарованную ему свыше. Но это вина многих людей, которые не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе задатки таланта, силу духа ради покоя, созерцания, мнимого благополучия. Гончаров словно предупреждал об этой опасности всех, кто брал в руки роман и раздумывал, читая страницу за страницей, о судьбе Ильи Обломова».

Материалы к работе вы можете дополнить, обратившись к другим темам, которые размещены на нашем сайте.

Первый вариант сочинения

Илья Ильич Обломов – это взрослый человек, который совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни. И хотя он сам считает, что живёт правильно, со стороны заметно, что он несчастлив. Главным его недостатком является полнейшая инертность, воспитанная в нём с раннего детства. В Обломовке он не смог познать радость деятельности, его постоянно ограждали от любого труда. Идеальная жизнь стала для главного героя не чем иным, как промежутком между сном и приёмом пищи.

Иллюстрация к роману «Обломов»

В начале описываемых событий Илье Ильичу уже исполнилось тридцать лет, и он представляет собой вполне сформировавшуюся личность. Все его мечты сводятся к простой семейной жизни в родной Обломовке, где он наслаждается умиротворением и спокойствием рядом с будущей женой. Однако все эти мечты остаются всего лишь мечтами, а в реальной жизни Обломов не делает совершенно ничего для того, чтобы хоть немного приблизиться к тому, чего он хочет.

Дни Обломова проходят в абсолютном безделье, он встаёт с дивана только для того, чтобы заняться своим вторым любимым делом – поесть. Вся его жизнь напоминает сонное царство, состоящее только из несбыточных иллюзий. В этом однообразном существовании Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от окружающей его действительности. Он не хотел брать на себя ответственность за свои действия, а тем более – преодолевать какие-либо препятствия.

В жизни Ильи Ильича было две любви: одна – стихийная и непредсказуемая к Ольге Ильинской, а другая – тихая, умиротворённая к Агафье Пшеницыной. Образ Обломова раскрывается с разных сторон в отношениях с каждой из этих женщин.

Любовь к Ольге была единственной возможностью для Обломова изменить его жизнь, ведь именно ради неё он встал с дивана, снял свой любимый халат, начал снова читать книги и газеты. Наконец, у Ильи Ильича появилась реальная цель в жизни – совместное будущее с Ольгой. Но и этому не суждено было сбыться из-за излишней настойчивости самой Ильинской. Обломова пугало её стремление к постоянному развитию и достижению новых высот. Их жизненные пути были слишком разными, и оказалось, что Ольге нужно намного больше, чем он готов был ей дать. И даже если бы Илья Ильич стал тем, кем она пыталась его сделать, он перестал бы быть собой и никогда бы не был счастливым.

После этого расставания главный герой нашёл утешение у Агафьи Пшеницыной. По своей натуре эта женщина была идеальной женой в понимании Обломова. Добрая, заботливая, хозяйственная, она выполняла все пожелания любимого мужчины. Чувства Ильи Ильича к Агафье начинались с уважения, но быстро переросли в любовь. С ней он обрёл то счастье, о котором так долго мечтал.

Создав роман об инертном человеке, который отгородился от всего мира, И.А. Гончаров ввёл в русский язык термин «обломовщина». Этот термин образовался от фамилии главного героя и названия его родной деревни Обломовки, которая и стала причиной его постепенного угасания. А само понятие «обломовщина» обозначает личностный застой, апатию, полнейшее безволие, постоянную лень и чрезмерную мечтательность, когда фантазии заменяют реальную жизнь и человек начинает неизбежно деградировать.

Изображение в романе образа Обломова и явления «обломовщины» — это отражение процесса падения личности, которой были привиты неправильные ценности. На примере главного героя автор показал, какое пагубное влияние могут оказать на человека чрезмерная опека и забота, закрывая его от реальной жизни.

Второй вариант сочинения

Илья Ильич Обломов – это главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов».  Автор показывает не только отрицательные черты безвольного Ильи Ильича, а раскрывает и привлекательные стороны его характера.

На момент описываемых событий Обломову исполнилось тридцать два года. Он обладал достаточно привлекательной внешностью, но стал «обрюзгшим не по годам». Его внешность словно отражает его внутреннее состояние, его мягкие и нерешительные черты характера.

У него была чересчур светлая кожа, мягкие плечи, маленькие пухлые ручки и слишком изнеженное для мужчины тело. Он давно уже обрюзг и вёл малоподвижный образ жизни. Но более всего свидетельствует о его образе жизни взгляд – всегда сонный, лишённый сосредоточенности. К тому же в чертах его лица прослеживалось отсутствие какой-либо определённой идеи. Никакие эмоции не отражались на внешности главного героя, любая тревога «разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте».

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Илья Ильич был неприспособленным к труду дворянином. Вся его жизнь – это итог родительского воспитания. Изначально он был бойким, любознательным мальчиком, но родители подавляли любое его желание к самостоятельной деятельности. За Илюшу всё делали слуги, даже носки ему было запрещено надевать самостоятельно. Постепенно из резвого мальчугана главный герой превратился в медлительного апатичного юношу. Но не только родительское влияние сделало его таким.

Вся Обломовка словно застыла во времени. Образ жизни семьи Обломовых соответствовал здешним порядкам. Все жители Обломовки интересовались исключительно домашними хлопотами и заботами. Илья Ильич и не мог стать другим человеком, проведя детство в этом месте.

Илья Ильич Обломов – типичный дворянин 19 века. Целые дни напролёт он проводит, лёжа на диване. Уже долгое время он не выходит в свет, не принимает гостей, и не занимается делами своего имения. Когда-то он служил в департаменте, но работа его утомила, поэтому он уволился по состоянию здоровья.

Единственным человеком, который наведывался к Обломову в гости, был его друг детства Андрей Штольц. Он всё время пытался растормошить своего товарища, но даже у него это не получалось. Всего один раз в жизни Илья Ильич был готов расстаться со своим халатом и диваном — это случилось, когда он влюбился в Ольгу Ильинскую. Но даже этих чувств надолго не хватило, и спустя некоторое время всё вернулось на свои места.

В результате Обломову удастся найти себе жену, которая вольётся в его размеренный образ жизни, поддержит его и окружит заботой, но это не спасёт его от неминуемой гибели от бездействия.

Фамилия у главного героя романа говорящая. Она указывает на то, что что-то в душе этого человека обломилось. И после этого у него пропало стремление к какой-либо деятельности, исчезла способность принимать ответственные решения. Его жизнь была сломлена и лишена каких-либо целей. Человеку, не умеющему преодолевать трудности, нет места в реальном мире.

Халат Обломова – это символ «обломовщины», тоскливой, бессмысленной и ленивой жизни. Снять халат для Ильи Ильича означало бы изменить свою жизнь. Автор так детально описывает эту часть гардероба главного героя, будто бы это живое существо. Эта вещь живёт своей жизнью, проходит определённые этапы, как и сам Обломов. По сути, халат – это его двойник. Мягкий домашний халат олицетворяет мягкий, спокойный характер Ильи Ильича. Он носит халат не только снаружи, его душа тоже укутана в тёплый, «невидимый» халат. До конца своих дней Обломов не расставался со своим любимым халатом, несмотря на то, что он был уже весь в заплатках.

Анализ образа Обломова даёт возможность понять, что этого персонажа нельзя однозначно отнести к числу положительных или отрицательных героев. Он вызывает восхищение своей добротой и незлобивостью, но в то же время отталкивает своей ленью и пассивностью. Всё это указывает на сложность натуры персонажа, на его духовное богатство и нереализованный потенциал.

Третий вариант сочинения

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа, — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил, лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны — выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Мы видим его порядочность, душевную доброту, чистоту помыслов и честность. С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров рисует его рядом с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Андрей Штольц, друг детства главного героя, — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различиями в воспитании героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия, как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался требовательным отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь, свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее душу,  характер.

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен стать активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль спасительницы, указывающей путь заблудшему, погибающему Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло их любовь на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи: честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом, «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Текст: Елена Бочкова, 9.6k 👀