Тема любви в романе Обломов

Вступление

Во вступительной части сочинения на эту тему можно сказать, что тема любви в произведениях русской классической литературы является вполне традиционной. Любовь, которая входит в судьбы героев, становится для них благом, высшим откровением, страстью и т.д., но в первую очередь испытанием душевных сил героев, их духовной и нравственной состоятельности. Вспомните, каким испытанием становится для Базарова любовь к Одинцовой, каким страданием оборачивается любовь Катерины к Борису, каким светом озаряется жизнь Наташи Ростовой, когда в её жизни появляется Пьер. Этот список можно продолжать, но наша задача – посмотреть, как тема любви раскрывается на страницах романа «Обломов».

Основная часть

В основной части нужно выделить как минимум две части. В первой – рассказать о любви Ильи Обломова и Ольги Ильинской. Во второй – о любви Агафьи Пшеницыной к Обломову. Можно было бы сказать и об особенностях проявления этого чувства у Андрея Штольца, однако об этом так мало сказано в самом романе, что придётся тоже быть довольно краткими в своей работе. Любви Обломова и Ольги отдано целых две части. Это о многом говорит. Гончаров рассказал об этом чувстве от момента его зарождения до расставания героев. Сформулируем несколько тезисов, которые должны быть развёрнуты в этой части сочинения:

  1. Любовь поглощает Обломова целиком (он забывает об обещании Штольцу приехать в Париж, покидает свой диван, сбрасывает привычный халат и домашние туфли).
  2. Ольга скучает на светских вечерах, предложение Штольца познакомиться с Обломовым она воспринимает с большим интересом, во-первых, потому, что это ей любопытно, во-вторых, потому что ей интересен сам Илья Ильич, который весьма неординарен и далёк от пошлого светского общества, которое он тоже игнорирует.
  3. Автор испытывает героиню любовью, которая сделала Ольгу проницательнее и взрослее, что особенно поражает в ней Андрея: «Где она брала уроки жизни?» Именно любовь к Обломову так изменила Ольгу. Да и сам Штольц влюбляется не в прежнюю девочку, а именно в эту новую, изменившуюся Ольгу.
  4. Любовь стала для Ольги «нравственным преобразованием», как и для Обломова. Обломов любит искренне, сомневаясь не в своём чувстве, а в своих возможностях сделать Ольгу счастливой.
  5. Ольга относится к любви как долгу, к миссии – спасению погибающего («уснувшего») Обломова. Она сравнивает себя с врачом, спасающим тяжелобольного.
  6. Ольга не любит бездумно и безоглядно, её любовь – это способ движения вперёд. Активности она ждёт и от Обломова, стремясь сделать его похожим на Штольца. Покой, о котором мечтает Илья Ильич, Ольгой воспринимается как лень и апатия, не считая это идеалом его жизни. Поэтому она приходит к выводу, что такой человек не достоин её любви.

Вторая часть будет посвящена любви Агафьи Пшеницыной. Говорить об ответном чувстве Обломова вряд ли возможно. Ему рядом с этой женщиной удобно, спокойно, а вот она любит его искренне и безоглядно. Несколько тезисов, которые нужно обязательно отразить во второй части.

  1. Жизнь Агафьи Пшеницыной – будничные заботы о еде, стирке, детях. Свою заботу она переносит и на Илью Ильича.
  2. Её чувство – это самоотречение во имя любимого человека. Вместе с этим чувством в этой рядовой женщине пробудилась живая душа, открылся человеческий смысл и свет в её ранее почти автоматическом существовании.
  3. После смерти Обломова жизнь женщины словно останавливается: без него она не видит смысла своего существования.
  4. Жизнь на выборгской стороне определена бескорыстной любовью. Обломова окружают простые люди, ограждающие его от вмешательства реальности. Центром этой жизни стала Агафья Матвеевна, в которой Обломов увидел нечто родственное, близкое себе. Заботливые руки и любящее сердце женщины позволила Обломову чувствовать себя спокойно и счастливо.

Заключительная часть

В финале работы можно сказать о том, как понимал любовь сам писатель и насколько его герои соответствуют авторскому идеалу. В этой части можно написать следующее: « Любовная тема в романе Гончарова имеет узнаваемые для классического романа черты. Изменения, происходящие с героем, неожиданны как для читателя, так и для него самого, а сама любовь оказывается для Обломова решающим жизненным испытанием, которого он не выдерживает. Традиционна для сюжетов этого типа и высокая нравственная требовательность героини. Такова у Гончарова Ольга Ильинская, любовь которой лишена непосредственности, а отмечена некоторой заданностью. По Гончарову, любовь — великая школа жизни, которая испытывает человека, проверяя силы его души и  его способность любить».

Первый вариант сочинения

В романе «Обломов» И. А. Гончаров показывает разные типы любви. Автор раскрывает характеры своих героев, предоставляя читателю возможность  увидеть их в том,  как  они умеют любить, что движет ими, какие поступки они совершают, когда речь идёт о чувстве, которое охватило их.

Иллюстрация к роману «Обломов»

В романе отображены три обличья любви. В первом представлена любовь Ольги и Обломова, во втором – Штольца и Ольги, а в третьем – Обломова и Агафьи. Первое чувство угасло, не успев разгореться, второе – долго разгоралось, но за это время окрепло, а третье – совсем образовалось без искры, но согревающие угли очень долго держат тепло.

Любовь Обломова и Ольги быстро угасла. Без сомнений, в этом виноваты они оба. Но большая часть вины всё-таки лежит на плечах Ильи Ильича. Основной причиной расставания послужила его лень и бездеятельность. Но и сама Ольга не любила своего избранника по-настоящему, она просто пыталась сделать из Обломова того, кто будет походить на её идеал.

Совсем по-другому складывались отношения у Ольги и Штольца. Андрей знал Ольгу уже очень давно, но раньше относился к ней, как к ребёнку. Повстречав девушку за границей, Штольц увидел в ней не девочку, а повзрослевшую женщину, в которую он и влюбился. Но должно было пройти немало времени, прежде чем влюблённые поняли, что именно они предначертаны друг другу судьбой.

В основе взаимоотношений Обломова и Агафьи лежала забота и дружеский интерес. Переехав в квартиру Пшеницыной, главный герой думал, что он там останется ненадолго. Но обстоятельства сложились таким образом, что он остался здесь навсегда. Знакомство Ильи Ильича и Агафьи не предвещали никакого романтического продолжения, но неустанная забота хозяйки дома нашла отклик в его благодарном сердце. На их примере автор показал, что любовь может вырасти даже из тех отношений, в которых совсем не было огня. Простая необразованная Агафья Пшеницына смогла дать Обломову то, о чём он так долго мечтал. Любовь к Илье Ильичу изменила женщину: в ней появился свет, она живёт для любимого человека. Такая любовь-самоотречение вызывает уважение.

Неслучайно автор в своём романе проводит аналогию между именем главного героя и фамилией его возлюбленной. Совпадение имени «Илья Ильич» и фамилии «Ильинская» словно говорит о том, что эти люди предначертаны друг другу судьбой. Обломов сразу же влюбился в Ольгу, в которой ему понравилось абсолютно всё, начиная с внешности и заканчивая увлечением музыкой. Ответное чувство не заставило себя долго ждать. Ольга тоже искренне полюбила Обломова, испытав подобное впервые за двадцать лет. Однако в первую очередь ею двигало желание сделать из Обломова нового человека.

В любви Ольга видела прежде всего её практическую сторону, поэтому несбыточные надежды и мечты Ильи Ильича не находили отклик в её сердце. Она ждала от него решительных действий, храбрых поступков и готовности жить деятельно, но спустя некоторое время ей пришлось признать своё поражение, потому как ничто не могло изменить отношение Обломова к жизни.

Любовь к Обломову стала серьёзным испытанием для Ольги. Она больше не могла смотреть на окружающий мир так же беспечно и наивно, как раньше. Именно эти перемены и поразили Штольца, который спустя год повстречал Ольгу в Париже. Теперь он видел перед собой сформировавшуюся серьёзную женщину, а не взбалмошную девчонку, с которой даже не о чем поговорить. Для Ольги чувства к Андрею тоже стали неожиданностью. Некоторое время она даже пыталась бороться сама с собой, но любовь всё-таки проникла в её сердце и заполнила всю её жизнь.

В сложных отношениях Ольги, Обломова и Штольца раскрылись все их лучшие качества. Ильинская и Штольц дополняли друг друга, делая жизнь каждого из них полнее и лучше. А Обломов обрёл семейное счастье, о котором так долго мечтал, в доме Агафьи Пшеницыной. Деятельная любовь Ольги оказалась для него настоящим испытанием, а размеренное, спокойное чувство к Пшеницыной стало наградой за все пережитые трудности.

Второй вариант сочинения

В романе И.А. Гончарова идёт речь о трёх любовных историях: Обломов и Ольга, Ольга и Штольц, Обломов и Агафья. Все эти герои совершенно разные, по-разному относятся к жизни, но кое-что их объединяет – умение искренне любить.

Основной сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Их познакомил Штольц, желая растормошить своего друга. Ольга всегда была очень активной, поэтому Андрей думал, что ей непременно удастся вернуть Илью Ильича к деятельности.

На первый взгляд у этих героев много общего: они оба любят мечтать, склонны к романтической стороне жизни, замечают прекрасное вокруг себя и ценят каждое мгновение. Однако Ильинская живёт настоящим, а Обломов большую часть времени находится в прошлом, в своих воспоминаниях. Их любовь можно назвать поэтичной, даже возвышенной, но с самого начала было понятно, что она обречена.

Ольга не была готова принять Обломова таким, каким он был на самом деле. Она всё время пыталась сделать из него другого человека, живущего по тем же принципам, что и она сама. Полюбив не истинную натуру человека, а придуманный в собственной голове образ, Ильинская принесла страдания и себе, и своему избраннику. Для неё любовь к Обломову — это некая миссия спасения погибающего человека. Поэтому в её чувстве есть и глубина, сила, но и некоторая заданность.

Особое внимание вызывают взаимоотношения Ольги Ильинской и Андрея Штольца – двух друзей, которые давно друг друга знали и хорошо понимали. Кроме того, у них были похожие взгляды на окружающий мир. Совсем не удивительно, что Ольга нашла утешение после расставания с Обломовым именно в отношениях с Андреем.

Штольц в романе является полной противоположностью Обломову, он представляет собой идеал, к которому хотела приблизить Илью Ильича Ольга. Его не нужно было беспрестанно подгонять и побуждать к действию, Тем не менее в браке с этим деятельным человеком Ильинской не хватало поэтичности и романтики, свойственной Обломову. Несмотря на то, что Ольга и Штольц прекрасно понимали друг друга и уважали, они так и не смогли обрести истинное счастье в семейной жизни.

Спустя некоторое время в жизни Обломова появилась другая женщина – Агафья Пшеницына. Именно она помогла отойти ему от душевного потрясения после расставания с Ильинской. Она была не такой интересной, как Ольга, но смогла дать Илье Ильичу то, к чему он стремился всю свою сознательную жизнь. Тихая, спокойная, хозяйственная Агафья стала идеалом женщины для Обломова. Её простота, доброта и забота заменили ум и изысканность Ольги Ильинской.

Поэтому именно Агафья стала женой Обломова. Их семейная жизнь была размеренной и спокойной, как и сама любовь, зародившаяся из чувства уважения и благодарности. Именно эта женщина смогла воссоздать вокруг главного героя атмосферу Обломовки.  Агафья Пшеницына с обожанием относилась к своему мужу и была на всё готова ради его душевного комфорта, спокойствия.

И.А. Гончаров показал в своём романе разные стороны любви: это жертвенная любовь Агафьи Пшеницыной, идейная любовь Ольги к Илье Ильичу, рациональная и дружеская любовь Штольца и Ольги, умиротворённая любовь Обломова к Агафье Пшеницыной. Сам Гончарова называл любовь трудной школой жизни. Проходя через неё, его герои проявляют свою способность любить, чувствовать, меняться в любви.

Третий вариант сочинения

И.А. Гончаров в романе «Обломов» изображает три любовные линии: Илья Обломов и Ольга Ильинская, Илья и Агафья Пшеницына, Андрей Штольц и Ольга. Герои по-разному видят жизнь и относятся  к любви, у них несхожие цели, но одно их объединяет — умение любить.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Илья Ильич Обломов — барин, который живёт замкнуто в своём доме, пребывая в мечтах, отгородивщись от реальной жизни. Даже деятельный Штольц не смог вывести его из состояния ленности и бездействия. Однако когда Обломов знакомится с Ольгой и чувство любви поселяется в его сердце, душа героя оживает. Он полюбил ее за естественность натуры, за отсутствие лжи и жеманства. А Ольга мечтала разбудить его ото сна и возродить к новой счастливой жизни, но постепенно сама влюбилась в его доброту, мягкость и романтичность.

С течением времени Обломов приходит к выводу, что они с Ольгой — люди, совершенно не подходящие друг другу, что Ольга любит не его, а того, кого создала в своем воображении. К тому же, когда он начинает думать, сколько хлопот предстоит с подготовкой к свадьбе, он постепенно отдаляется от возлюбленной, предпочитая покой и одиночество. Ольга также начинает осознавать, что Обломов никогда не станет таким, о ком она грезит, поэтому их отношения заканчиваются разрывом. Окончание отношений вместо ожидаемого облегчения приносит Обломову душевную боль, и он окончательно теряет остатки жизненной активности.

Илья Ильич погружается в объятия безделья и пустых фантазий. Хлопоты по обустройству его жизни берет на себя Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка его новой квартиры. Она не понимает, что в Обломове вызвало в ней такое сильное чувство, но для него она готова жертвовать всем. Обломова привлекает в ней эта готовность все отдать за него, ее ненавязчивая забота. Постепенно он привыкает к ней, они женятся, и у них появляется сын Андрей. Когда Обломов умирает, Агафья Матвеевна отдает сына на воспитание Ольге Ильинской и Андрею. Она мечтает, чтобы ее сын воспитывался в той же среде, что и отец, и стал настоящим дворянином.

После расставания с Обломовым Ольга долго восстанавливает свои душевные силы. Она уезжает в Европу, чтобы отвлечься, и встречает там Андрея Штольца. Серьезная, обретшая жизненный опыт Ольга становится для него идеалом, о котором он грезил всю жизнь. Он открывается ей в своих чувствах. Ольга боится ответить ему взаимностью, так как уверена, что настоящая любовь в жизни встречается лишь однажды. Но Штольц утверждает, что Обломова она не любила, что ее чувства были лишь своеобразной репетицией к настоящему счастью.

Брак Ольги и Андрея напоминают мечтания Обломова: уютный дом на берегу моря, детский смех, совместное чтение газет и споры на всевозможные темы. Но Ольге словно чего-то не хватает, что заставляет ее двигаться вперед к совершенному счастью.

Мне кажется, что автор не случайно так свел и развел всех этих людей. Скорее всего, надежды на светлое будущее он возлагает на Андрея — сына Обломова, которого воспитывают Ольга и Штольц. Именно в нем, возможно, смогут воплотиться лучшие черты деятельности и духовности, что сделает его по-настоящему гармоничным человеком.

Текст: Елена Бочкова, 14.5k 👀