«Обломов»

набирает популярность🔥

Автор: Гончаров И.А. | Дата публикации: 1859 | Форма произведения: роман | Жанр: социальный | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 10-15 часов |

Экранизация: фильм (СССР, 1979 год, реж. Никита Михалков)

Темы: внутренняя борьба, детство, дружба, изъяны общества, любовь и ненависть, мечта, образование и воспитание, одиночество, смысл жизни

«Обломов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году. Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

Роман И.А. Гончарова посвящен характерному для русского человека состоянию. Он описывает героя, впавшего в личностный застой и апатию. Произведение подарило миру термин «обломовщина» – производное от имени персонажа повествования. В эпоху, когда типичный герой русского романа страдает от невозможности приложить свои силы в России, Гончаров выводит на сцену человека, сознательно избегающего любых усилий. В споре между мечтательным Обломовым и деятельным Штольцем автор не берёт ничью сторону: его роман — то ли притча о вечной русской лени, то ли ода мудрому русскому недеянию.

Гончаров создал яркий образец литературы XIX века, роман заслуженно вошёл в золотой фонд русской и мировой литературы. Кроме того, книга оказалась вершиной творчества и самого писателя. Роман входит в школьную программу русской литературы и не теряет актуальности, хотя с момента создания прошло два столетия.

История создания

Полностью «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы писателя над романом относится к значительно более раннему периоду. Еще в 1849 году Гончаров опубликовал одну из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую он сам назвал «увертюрой всего романа». Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа и в черновом варианте закончена первая его часть.

Работа над романом была надолго прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат «Паллада», Гончаров возобновил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уезжает на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой частью романа, заключительные главы которой были написаны уже в 1858 году.

«Неестественно покажется, —писал Гончаров 2 августа И. И. Льховскому, — как это в месяц кончил человек то, чего не мог кончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его».

Об этом же вспоминал Гончаров и в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно — и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку. Я писал больше печатного листа в день…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в следующем, 1858, году заново переписал своего «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения.

На замысле «Обломова» бесспорно сказалось влияние идей Белинского, в чем впоследствии признавался и сам Гончаров. Важнейшим обстоятельством, непосредственно сказавшимся на замысле «Обломова», на его основной антикрепостнической идее, нужно считать выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». Подробно разбирая этот роман в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и анализируя образ дворянского романтика, «лишнего человека», без оснований претендующего на почетное место в жизни, Белинский дополнил характеристику Адуева-младшего целым рядом черт, которые отсутствуют у героя «Обыкновенной истории». Белинский подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа.

Белинский писал: «Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи в апатии и лени…».

При создании образа Обломова Гончаров несомненно воспользовался целым рядом характеристических черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории», а лень и апатию своего героя сделал, по выражению Добролюбова, «единственной пружиной действия» всего романа.

Таким образом, начало работы над «Обломовым» относится к периоду 40–х годов, когда Гончаров был лично близок к Белинскому и находился под значительным воздействием его антикрепостнических идей; окончание же работы над романом и его выход в свет — к периоду нового подъема общественного движения в России, периоду деятельности Чернышевского и Добролюбова.

Историческая основа произведения

Воспоминания о детстве Обломова — это воспоминания самого Гончарова. Он родился в Симбирске в 1812 году в зажиточной купеческой семье. Гончаровы жили в большом каменном доме в самом центре города, с обширным двором и садом. В автобиографическом очерке «На родине» Иван Александрович так описывал дом детства: «Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки — все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня…».

Хотя у мальчика были старшие сестра и брат, а позже появились ещё две сестры, он рос баловнем. Никто не следил за тем, что он читает, где гуляет, с кем и во что играет.

Когда Ване Гончарову было 7 лет, его отец скоропостижно скончался и воспитанием ребёнка занялся крёстный — бывший моряк Николай Николаевич Трегубов, который несколько лет обучал мальчика различным наукам, готовя его к поступлению в коммерческое училище. В итоге Иван Александрович поступил в училище, затем в Московский университет, а в родной Симбирск вернулся уже после окончания вуза. И с ужасом заметил, что за прошедшие годы в его имении ничего не изменилось, люди живут будто бы в сонном царстве.

Как и Обломов, который за 12 лет жизни в Петербурге ни разу не навещает своё имение, Гончаров не отличался хозяйственностью. Он бывал в Симбирске после окончательного переезда в столицу лишь дважды: 37- и 50-летним. Дом, который завещанием матери назначался сыновьям, Иван Александрович полностью передал старшему брату, забрав свою часть наследства деньгами.

Направление: реализм

Жанровые особенности

«Обломов» – реалистический социально-бытовой роман, который дает широкое обобщение обломовщины и монографически исследует психологию угасающего человека. В этом произведении ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды. На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как «обломовщина». Сам же характер Обломова крупнее и масштабнее. Гончаров считал, что тип «слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц». Именно поэтому неспешное бытописание, объективное воссоздание повседневной жизни – характерные черты реалистического письма И. А. Гончарова. Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально-помещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Тарантьева, Мухоярова, Затертого и др. Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации. Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Художественное своеобразие романа

Художественное своеобразие романа «Обломов» И. А. Гончарова характеризуется широкой эпичностью (действие книги охватывает 37 лет), неторопливо развивающимся действием, простотой интриги, развернутостью экспозиции, приёмом инверсии в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным запозданием в б-й и 9-й главах), контрастностью в изображении главных героев (Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына), внутренним драматизмом, обилием диалогов (Н. К. Пиксанов даже называл этот роман психологической драмой с тремя актами, прологом и эпилогом), моноцентричностью, симметрией композиции (идиллии Обломовки соответствует идиллия на Выборгской стороне), сочетанием объективности изложения со строгой её субъективной аналитичностью, продолжением и развитием гоголевских традиций, глубоким интересом к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках.

Для стиля этого романа характерна полнота и объёмность изображения каждого явления и предмета, освещаемого с различных сторон, особая роль мягкого и незлобивого юмора.

Языковые особенности

Можно с уверенностью сказать о том, что язык романа очень прост и понятен читателю. В произведении отсутствуют сложные изобразительно-выразительные средства. Все в романе описано простым языком, который понятен почти всем. Все использованные метафоры, сравнения, эпитеты являются общепринятыми и понятными всем носителям русского языка. Лексические изобразительно-выразительные средства используются автором для раскрытия внутреннего мира персонажей, для описания природы. Но стоит отметить, что пейзажных описаний в романе очень мало. Язык «Обломова» отличается легкостью. Читая роман, не нужно вдумываться или вникать во что-то, перечитывая предложения или целые абзацы несколько раз. Читается гончаровское произведение очень легко и быстро. Стоит отметить, что в романе используется обыденный язык. Здесь встречаются и общепринятые слова, и разговорные, и даже просторечные слова. Употребление слов всех слоев позволяет говорить о живости языка. Речь героев отличается друг от друга, передавая особенности характера каждого из персонажей. Так, речь Ольги Ильинской будет отличаться от речи Захара, а речь Агафьи Матвеевны будет отличаться от речи Тарантьева. Во многом речь героев зависит и от их социального положения. Речь Ольги Ильинской и Андрея Штольца, которая отличается своим литературным характером, будет отличаться от крестьянской речи, наполненной просторечиями. Несмотря на принадлежность Обломова к дворянскому роду, в его речи наблюдается большое количество разговорных слов, так как воспитывался Обломов в деревне Обломовке. Стоит отметить, что Обломов часто употребляет в своей речи частицы, которыми оперируют жители деревень: «кое», «ли», «нибудь», «бы». Это подчеркивает мысль о том, что Обломов – национальный тип. Наличие в тексте романа разговорных и даже просторечных слов, наряду с общепринятыми и даже возвышенными, показывает народный характер произведения. На это же указывает и употребление различных поговорок и пословиц. Стоит также отметить, что большинство употребляемых в романе слов понятны современным читателям. Это значит, что в тексте романа отсутствует большое количество историзмов и архаизмов, которые можно было бы понять только людям тех времен. Отсутствуют и диалектизмы, и профессионализмы, что делает произведение легким для прочтения, а самое главное – понятным. Писатель использует такие средства языка, которые помогают ему изображать реальную действительность такой, какая она есть на самом деле.

Главные герои

Илья Ильич Обломов — главный герой, помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведет ленивый образ жизни, ничем не занимаясь, кроме мечтаний и размышлений в постели. Страшно наивен, но при этом добросердечен и мягок. Обломов недаром наделен именем Илья. Это Илья Муромец, которого не исцелили, который так и остался на печи.

Захар — верный слуга Обломова. Неуклюжий грубиян, мелкий вор и сплетник, но невероятно предан своему хозяину. Тяжело переживает смерть своего барина, намного больше, чем даже смерть жены.

Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова, совершенно на него не похожий. Наполовину немец (отец – немец, мать – русская поместная дворянка), добрый, благородный, честный, практичный и деятельный человек. Старается вытянуть Обломова из обломовщины. Интересно, что Штольц тоже говорящее имя, оно в переводе с немецкого означает «Гордый», и гордиться ему есть за что. Шольц задумывался Гончаровым как совершенный герой, образец для подражания.

Ольга Ильинская — дворянка, молодая, полная жизни девушка. Возлюбленная Обломова, затем жена Шольца. По замыслу Гончарова, совершенная героиня, которая гармонично совмещает в себе «ум» и «сердце». Обломова она любит за чистую, благородную душу; в Штольце же ценит, прежде всего, его решительность, трудолюбие.  Она позитивна, оптимистична и не склонна к манерности, традиционной для описываемой эпохи.

Михей Андреевич Тарантьев — знакомый Обломова, вор и лжец. Притворяется другом Обломова, даже более надёжным, чем Штольц, которого он недолюбливает. Разрабатывает мошенническую схему, в которую втягивает наивного Обломова вместе со своим сообщником — братом Агафьи Пшеницыной — чиновником Мухояровым. Однако Штольц срывает их планы, после чего Обломов ссорится с Тарантьевым, и больше они не встречаются.

Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова, хозяйка квартиры, в которую переезжает жить Обломов. Впоследствии становится его женой и матерью его сына Андрюши. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Постоянно старается угодить своему возлюбленному, а затем и мужу. Пшеницына — своеобразный антипод Ольги.

Иван Мухояров — брат Пшеницыной, чиновник. Подлый и безнравственный человек, пускающийся в аферу, чтобы красть деньги у своей сестры и Обломова. Манипулирует своей простоватой сестрой, используя её и её дом как источник своего обогащения. Был с Тарантьевым разоблачён Штольцем, однако без серьёзных последствий — Мухояров даже в должности смог восстановиться.

Анисья — кухарка Обломова и жена Захара. хорошая хозяйка, трудолюбивая, проворная женщина; довольно неглупа. Она выходит замуж за слугу Обломова Захара, но спустя несколько лет умирает от холеры. Находит родственную душу в Агафье Пшеницыной; вместе они занимаются хозяйством.

Время и место действия: Действие романа Гончарова «Обломов» происходит в городе Санкт-Петербурге, на Гороховой улице. Считается, что время действия романа начинается в мае 1843 года и в процессе событий время тянется то медленно как в первой части, то быстро как во второй и третьей частях, которые охватывают несколько лет до 1851 года.

Композиция

Все действия развертываются вокруг главного героя – Ильи-Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «закольцованность» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в «обломовщину» он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки. То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня. В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

  1. Экспозиция– описание внешности и жизни Обломова. Сон Обломова.
  2. Завязка– знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.
  3. Кульминация– объяснение Ильи Ильича в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.
  4. Развязка– угасание Обломова. Жизнь в доме Пшеницыной. Отношения Ольги и Штольца.
  5.  Постпозиция – повествование о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги.

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви.

Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон.

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безынициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которой его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Структура романа

1 часть – Обломов лежит на диване.

2 часть – Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.

3 часть – Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.

4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру – Агафье Матвеевне Пшеницыной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

Никаких внешних событий, никаких препятствий – ничего не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории.

Краткое содержание

Часть 1

Глава 1

Кадр из фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Роман начинается с описания главного героя – дворянина Ильи Ильича Обломова. Ему тридцать лет, характер у него мягкий и доверчивый, большую часть времени он проводит в мечтах и безделье. Пару лет назад он получил письмо, в котором староста его родового имения – Обломовки – говорит о том, что нужно приехать туда и заняться обустройством хозяйства, однако поехать в Обломовку Илья Ильич так и не собрался. Хозяину квартиры, в которой он живет, понадобилось его жилье, главному герою нужно съехать.

Глава 2

Днем к Обломову приходят гости – Волков, Судьбинский и Пенкин. Они предлагают ему съездить куда-нибудь, но он отказывается. Потом заходит Алексеев, который приглашает Обломова в Екатерингоф, но ему лень. Главный герой ценит Алексеева за его умение слушать и долго находиться в комнате в ожидании его внимания. Илья Ильич рассказывает гостю о том, что его расстроило письмо старосты, сообщающее, что в нынешнем году его имение терпит двухтысячный убыток.

Главы 3-4

После Алексеева квартиру Обломова посещает Тарантьев, который, напротив, был шумным человеком и мог вывести Илью Ильича из его статичного состояния. Мужчина прячется от гостя под одеялом, ведь тот пришел с улицы, а там холодно. Обломов и с ним обсуждает письмо старосты. Тарантьев считает, что староста – мошенник, советует его сменить и просит денег за свою помощь. Также Тарантьев предлагает Илье Ильичу переехать в квартиру его кумы.

Кадр из фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Главы 5-7

Далее в романе следует описание жизни главного героя. В Петербурге Обломов живет уже двенадцать лет, на службе имеет чин коллежского секретаря. Поместье перешло в его владение после смерти родителей. Служба Ильи Ильича длилась чуть более двух лет, однажды он ошибся с адресом отправления важной бумаги, после чего больше не появлялся на рабочем месте, испугавшись недовольства со стороны начальства. Через некоторое время он подал в отставку, обленился и почти прекратил общение с друзьями. Самым близким товарищем Обломова был Андрей Штольц – его друг детства, практичный человек, который постоянно занимается саморазвитием, ставит перед собой разные цели и добивается их. К учебе Илья Ильич никогда не питал страсти, только поэзия будила в нем интерес. Дальние поездки также не прельщали главного героя, он ездил только в Москву и в Обломовку. В мечтах Илья Ильич придумывает интересные моменты своей жизни и представляет себя великим человеком, однако все это не выходит за пределы его грез. Захар – слуга Обломова – довольно неуклюжий и ленивый человек, он очень предан барину, который находится рядом с ним с раннего детства.

Главы 8-9

Когда гости ушли, Илья Ильич стал мечтать о жизни в имении. Эти мысли сделали его счастливым, он решил позавтракать и написать письмо старосте. Однако письмо выходило нескладным, и Обломов разорвал его. После этого Захар предлагает ему на время покинуть дом, чтобы не мешать слугам переносить вещи для переезда, но Илья Ильич не желает менять квартиру. Они ссорятся, и барин ложится спать, попросив Захара разбудить его вечером.

Кадр из фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Во сне Обломов видит себя в детстве, с ним его мама и старая нянька, рассказывающая ему сказки. Будни родственников Ильи Ильича складывались из сменяющих друг друга обрядов и пиров – похорон, свадеб, рождений. В остальное время все вели незначительные, почти бессмысленные разговоры, зевали и дремали. Хлопоты и переживания были чужды тем, кто жил в Обломовке.

Главы 10-11

В это время Захар во дворе жалуется слугам на своего барина, однако, когда те стали с ним соглашаться, начинает хвалить и Обломова, и самого себя. Потом он намеревается разбудить Илью Ильича, но тот отказывается вставать и ругает его. За ними наблюдает приехавший к Обломову Штольц.

Часть 2

Главы 1-2

Штольц, в отличие от Ильи, в детстве был активным, подвижным ребенком, любил учиться и трудиться. Штольц не любит мечтать, он с удивительной практичностью добивается поставленных перед собой целей. Однако он ценит во всем противоположного ему друга.

Главы 3-4

Обломов делится содержанием письма старосты и со Штольцем, который предлагает открыть в Обломовке школу, но хозяин поместья с ним не соглашается. Также Илья Ильич жалуется на необходимость переезда. Андрей не видит в этом ничего катастрофического и поражается лени друга. Штольц запрещает Захару пускать в квартиру Тарантьева, который имеет привычку брать в долг вещи и деньги Обломова и не возвращать их. После этого, также по настоянию Андрея, друзья ездят по различным обществам. Илья Ильич недоволен: его утомляют скопления людей, шум и необходимость долго ходить в сапогах. Он случайно рассказывает другу о том, что идеал жизни для него – Обломовка. На вопрос Штольца о том, почему бы ему туда не переехать, у главного героя имеется множество отговорок. Андрей считает жизнь в поместье друга не настоящей жизнью, а «обломовщиной», и говорит, что необходимо трудиться, сначала посетить заграницу, а потом уже ехать в имение.

Главы 5-9

Разговоры с приятелем подействовали на Обломова, он решил начать действовать, собрал все необходимое для поездки во Францию. Но уехать ему не удалось: в один из вечеров Штольц познакомил его с Ольгой Сергеевной Ильинской, и главный герой влюбился в девушку. Он даже выкупил дачу напротив дома ее тёти. Илье Ильичу очень нравилось слушать пение Ольги. Во время одной песни он забылся и вскрикнул, что ощущает любовь. После этого он смутился и убежал из комнаты. Потом Обломов сказал девушке, что это было увлечение музыкой, и она ответила, что простила его. Тем временем Захар взял в жены Анисью – активную женщину, благодаря которой устоявшиеся в доме Обломова порядки начали изменяться.

Эскиз к мультфильму “Обломов”

Илью Ильича приглашают на ужин к тете Ольги, и он начинает бояться, что девушка лишь кокетничает с ним. Целый день он проводит с ее тетей, которая была авторитетом для племянницы. Вечером приходит Ольга, она ведет себя сдержанно. Обломов просит ее спеть, но не слышит в голове того чувства, которое было раньше. Дома он терзается сомнениями насчет поведения девушки, в это время она через Захара назначает Обломову свидание. В парке он разговаривает с Ольгой о бесполезности его существования, а потом – об их чувствах. Девушка подает ему руку, и счастливый Илья Ильич всю прогулку радостно думает: «Это все мое!». После этого Обломов становится более активным и постоянно думает об Ольге, жизнь которой также наполнилась особенным смыслом благодаря его любви. Однажды главный герой спрашивает девушку, почему она не говорит ему о своей любви, она отвечает, что любит его по-особенному, когда расставаться ненадолго жаль, а надолго – больно.

Главы 10-12

На следующий день Обломов размышляет над отношением к нему Ольги, ему не нравится пассивность ее любви. Илья Ильич пишет письмо, в котором говорит о не истинности их чувств, о том, что он – не тот человек, который нужен Ольге, и сказанные ей слова любви не являются правдой. Письмо он передает девушке через горничную и наблюдает за Ольгой, читающей письмо в парке. Увидев ее слезы, Илья Ильич догоняет девушку. Она упрекает его в эгоизме, в том, что он не любит ее и не способен на настоящее чувство. Он просит прощения, говорит, что совершил ошибку, написав письмо. Вскоре Ольга прощает его, сказав, что увидела в письме любовь и нежность.

Часть 3

Главы 1-3

Проводя все дни со своей возлюбленной, Обломов совсем не думает о решении проблем своего поместья. Штольц в письмах напоминает ему о них, но главному герою не до этого. Ему не нравится, что они с Ольгой видятся втайне от всех, и они думают, что вскоре нужно объявить о своих отношениях. Однако девушка считает, что до этого нужно уладить ситуацию в Обломовке и построить там дом. Обломов едет в квартиру кумы Тарантьева, где видит сваленные в кучу вещи и встречает

Кадр из фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

хозяйку – Агафью Матвеевну. Ее брат говорит, что нужно заплатить 800 рублей за то время, когда в помещении находились вещи. У Ильи Ильича есть только 300 рублей, и он не понимает, куда были потрачены остальные деньги. Вскоре он въезжает в эту квартиру. Агафья Матвеевна заботится о том, чтобы ему жилось хорошо. Обломов наконец посылает письмо старосте. Его свидания с Ольгой продолжаются.

Главы 4-7

Однажды Захар интересуется у барина, когда они будут играть свадьбу. Оказывается, об отношениях Ильи Ильича сплетничают все слуги. Он отвечает, что это требует слишком много хлопот. Ольга назначает Обломову свидание и встречается с ним, надев вуаль. Мужчине не нравится то, что ей приходится обманывать родственников. Девушка говорит, что можно рассказать все тете на следующий день. Но Илья Ильич хочет сначала получить ответ от старосты, поэтому назавтра не приходит к Ольге, сказавшись больным. Он остается в квартире целую неделю. Девушка заходит его проведать и сразу видит, что он ее обманул. Ольга приглашает его пойти в Смольный вместе с ней и ее тетей. Обломов радуется предстоящей встрече.

Главы 8-12

Вскоре он получает письмо. Сосед пишет, что Обломовка совсем не приносит прибыли, и для исправления дел нужно, чтобы Илья Ильич сам приехал в имение. Обломов расстраивается, ведь из-за этого придется перенести свадьбу. Брат Агафьи Матвеевны, желающий разбогатеть за счет квартиранта, предлагает Илье Ильичу сделку: вместо него в поместье поедет его знакомый Затертый. Обломов говорит Ольге, что теперь ему не нужно отправляться в имение, но женитьбу все-таки необходимо отложить на год. Девушка, надеявшаяся выйти замуж в ближайшее время, падает в обморок. Придя в себя, она упрекает Илью Ильича в том, что он нерешительный, и считает, что через год ничего не изменится. Влюбленные расстаются. Обломов допоздна бродит по городу. Придя домой, он долго сидит неподвижно, а утром у него начинается горячка.

Часть 4

Главы 1-3

Проходит год. Илья Ильич живет на том же месте и незаметно для себя испытывает теплые чувства к Агафье Матвеевны, окружившей его заботой. Затертый прислал Обломову деньги, полученные с продажи хлеба, и барин доволен, что ему не пришлось ехать в имение. На Иванов день приходит

Кадр из фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Штольц, который сообщает, что Ольга, уехавшая с тетей в Париж, не может забыть Обломова. Андрей пытается забрать друга с собой, но он отказывается, обещав приехать позже. Брат Агафьи вместе с Тарантьевым, который был с ним заодно, переживают, что Штольц может узнать их тайну: они присвоили себе оброк, собранный с поместья Обломова.

Глава 4

Далее в романе описываются события, происходившие год назад в Париже. Там Штольц встретил Ольгу, и перемена в ее характере удивила мужчину. Он начал часто видеться с ней, советовать ей интересные книги. Вскоре Андрей понял, что влюбился в девушку; Ольга также чувствовала симпатию к нему. По просьбе Штольца рассказать о ее несчастной любви девушка призналась, что у нее были отношения с Обломовым. Андрей позвал ее замуж, и Ольга согласилась.

Главы 5-8

Через полтора года после Иванова дня жизнь Ильи Ильича стала еще хуже: целыми днями он ленится, совершенно ничем не интересуясь. Его деньгами занимается брат Агафьи Матвеевны, после женитьбы которого прибыль с имения совсем перестала поступать. Переживая за квартиранта, Агафья закладывает свой жемчуг. Вскоре Обломова снова навещает Штольц, который рассказывает, что женился на Ольге. Друг его поздравляет. Андрей приглашает Илью Ильича поехать с ним, но тот просит отсрочку на месяц. Перед отъездом Штольц говорит приятелю о том, что его чувства к хозяйке весьма заметны. После этого Андрей не приезжает в Петербург несколько месяцев. Однажды он разговаривает с Ольгой об Обломове. Она хочет увидеться с Ильей Ильичом, когда будет в городе.

Глава 9

Штольц занялся делами Обломовки, и поместье стало приносить большой доход. У главного героя появились деньги, и он купил Агафье Матвеевне много нарядов. Однако Илья Ильич продолжает сутками лежать на диване, наблюдая за тем, как хозяйка делает что-то в доме. Однажды у Обломова случается удар. Врач говорит о необходимости смены образа жизни, но он не следует его

Иллюстрация к роману “Обломов”

рекомендации и продолжает лежать и лениться. Снова приезжает Штольц, который приглашает друга в гости. После отказа он говорит, что в карете ждет Ольга, тогда Обломов сообщает, что женат на Агафье Матвеевне и у них есть сын Андрей, которого назвали в честь Штольца, а покидать квартиру у него нет желания. Андрей уезжает и говорит Ольге, что в жилище приятеля царит «обломовщина».

Главы 10-11

Проходит пять лет. Обломов умер от удара три года назад. Штольц забрал его сына на воспитание. Агафья скучает по мальчику, но не хочет ехать в поместье Андрея. Как-то раз на прогулке Штольц видит Захара, просящего милостыню. Он зовет слугу к себе, но мужчина не хочет оставлять могилу своего барина. Знакомый Штольца спрашивает его, кто такой Обломов и почему он пропал, на что Андрей говорит — «Причина… какая причина! Обломовщина!».

Смысл названия

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина».

Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Тематика и проблематика

1. Тема:Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: Для Обломова счастье заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, вызывает смерть души. Бесцельное прозябание главного героя привело к деградации. А вот Штольц смог реализовать все задуманное благодаря четкому плану. Он всегда шел по направлению к мечте, поэтому смог добиться успеха.

2. Тема:Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он губительно действует на людей, так как препятствует росту и развитию. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

3. Тема: Отношение к труду.

Проблема: Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

4. Тема:Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

5. Тема: Лишний человек.

Проблема: Самоотождествление личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку.

6. Тема: Дружба.

Проблема: Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

7. Тема: Воспитание.

Проблема: Автор подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.

8. Тема: Детство

Проблема: Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

9. Тема: Лень

Проблема: Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам. Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью.

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности. Он не смог найти свое место, ему оставалось только строить иллюзии и мечтать. Он постепенно деградировал и умирал как личность.Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».

Критика

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. Почти сразу же он вызвал бурную дискуссию и полемику как в литературоведческих кругах, так и среди широкой общественности. Самые известные критики того времени обращались к разбору этого произведения. Но и спустя века оно вызывает живейший интерес. Роман Гончарова появился в период подготовки очень важных социальных перемен, прежде всего отмены крепостного права, когда особенно остро встал вопрос об историческом прошлом и будущем развитии «просыпавшейся России».

Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» увидел в «Обломове» кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он – последний в ряду «лишних людей» – Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Но в Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до парадокса, до логического конца, за которым – распад и гибель человека. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

Так сложилась и окрепла одна точка зрения на роман Гончарова «Обломов», на истоки характера главного героя. Но уже среди первых критических откликов появилась иная, противоположная оценка романа. Она принадлежит либеральному критику А.В. Дружинину, написавшему статью « «Обломов», роман Гончарова».

Дружинин тоже полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что «Обломова» изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною». Но, по мнению Дружинина, «напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его «улиткою» весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость. Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

Дружининский подход к осмыслению Обломова и обломовщины не стал популярным в XIX веке. С энтузиазмом большинством была принята добролюбовская трактовка романа. Однако, по мере того как восприятие «Обломова» углублялось, открывая читателю новые и новые грани своего содержания, дружининская статья стала привлекать внимание.

Уже в советское время М.М. Пришвин записал в дневнике: « «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертво-деятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Это своего рода толстовское «неделание». Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлено обломовскому покою».

Писарев в своей статье « «Обломов». Роман И.А. Гончарова», как и Добролюбов и Дружинин, резко отделяет произведение Гончарова от так называемой обличительной литературы. Это явление иного масштаба. В романе «Обломов», по мнению критика, «общечеловеческий интерес» соглашен с «народным и современным». «Мысль г. Гончарова, проведенная в его романе, – подчеркивает критик, – принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества».

Писарев дает свое объяснение умственной апатии, которая владеет героем романа: Илья Ильич не может найти удовлетворительного ответа на вопрос: «Зачем жить? к чему трудиться?» Апатия русского героя, по мысли критика, сродни байронизму. И здесь и там в основе – сомнение в главных ценностях бытия. Но байронизм – это «болезнь сильных людей», в нем доминирует «мрачное отчаяние». А апатия, с ее стремлением к покою, «мирная», «покорная» апатия – это и есть обломовщина. Это болезнь, развитию которой «способствуют и славянская природа и жизнь нашего общества».

Самое существенное в Обломове то, считает критик, что он человек переходной эпохи. Такие герои «стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Промежуточностью положения таких людей объясняется и дисгармония «между смелостию их мысли и нерешительностию действий».

В более поздних статьях Писарев будет совсем иначе оценивать творчество Гончарова: в романе «Обломов» он будет находить не «глубокую мысль», а лишь «шлифование подробностей», в главном герое – не оригинальный образ, а повторение Бельтова, Рудина и Бешметева, а психологию Ильи Ильича будет объяснять лишь «неправильно сложившимся темпераментом». В литературе о Писареве отмечалось не раз, что эта перемена в суждениях критика объясняется в какой-то мере влиянием резких оценок, которые дал Гончарову и его роману Герцен. Кроме того, заметно сказалось возросшее негативное отношение Писарева к Гончарову-цензору.

В течение года после публикации романа появилось около десятка рецензий, посвященных ему. Критики по-разному восприняли и оценили «Обломова». Но в одном сходились практически все: история Ильи Ильича впрямую соотнесена в романе с вопросом о прошлом и настоящем страны.

«Обломов» — произведение интересное как для критиков-литературоведов, так и для общественных деятелей. Это говорит о том, что это произведение затронуло многие общественно значимые проблемы, а также внесло значительный вклад в разработку «вечных» проблем: проблему любви, счастья, смысла жизни, русской души. «Обломов» Гончарова интересен и актуален и сейчас.

Значение

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Интересные факты

1. Тайна фамилии и имени главного героя

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Фамилия Обломов указывает на то, что в душе героя что-то обломилось (от глагола обломать). И теперь у него нет целостности, нет стремления к решительным действиям. Также фамилия Обломов может быть связана и со словом «обломок» в переносном значении «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего. Героя зовут так же, как и отца, что символизирует стремление к такой же жизни, которой жили его родители в деревне Обломовке. Называя своего героя именем Илья, Гончаров ссылался также на фольклор. Былинный богатырь Илья Муромец тоже был прикован тридцать лет к постели, но он, в отличие от Обломова, был болен. После исцеления Илья Муромец стал совершать подвиги, а Илья Обломов так и не смог воплотить мечты в реальность. Герой не сумел приспособиться к новому обществу и постепенно «обломился» от него навсегда.

2. У Гончарова было прозвище принц де Лень.

Близкими друзьями Гончарова были супруги Майковы. У главы семейства, живописца Николая Майкова, был свой литературно-художественный кружок, который издавал рукописный журнал и альманах. Познакомившись с 26-летним Гончаровым, Майков предложил ему поучаствовать в создании одного из номеров — так в печать вышли стихи Ивана Александровича и его первые повести.

В те годы популярным автором был австрийский дипломат принц Шарль-Жозеф де Линь, который служил в России, — его мемуары и очерки были написаны с юмором и самоиронией, поэтому их быстро разобрали на цитаты. По аналогии с фамилией модного литератора Гончарова в кружке Майкова прозвали Принцем де Ленем за его нерасторопность и любовь к комфорту.

3. Гончаров вынашивал идею «Обломова» 12 лет, а написал за 7 недель.

В 36 лет Гончаров выпускает в литературном альманахе при журнале «Современник» главу «Сон Обломова» — «увертюру из неоконченного романа». На тот момент у него уже написана первая часть романа и он готов приступить ко второй. Но внезапно писатель отправляется в кругосветное путешествие. Решилось это в одночасье, когда бывший ученик Гончарова Аполлон Майков отказался стать секретарём адмирала Путятина и отправиться с ним в большую экспедицию для заключения торгового трактата с Японией.

Путешествие длилось два года, а затем Гончаров был занят еще три года публикацией своих путевых заметок «Фрегат «Паллада». К «Обломову» Гончаров вернулся лишь спустя 5 лет после публикации «Сна». Зато на этот раз дело пошло быстрее. За 7 недель отпуска «на водах» в Мариенбаде автор закончил вторую и третью части романа и сдал его в печать. Ему самому свеженаписанный текст очень нравился — когда он отправил его Толстому, то попросил начинать чтение сразу со второй части, сочтя первую не такой удачнойю

4. Описание Обломова – это автопортрет Гончарова. Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. На тот момент ему 35 лет, он почти ровесник своего героя. Вот как он описывает внешность Ильи Ильича: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Далее он упоминает об округлившейся талии, выпадающих волосах и нетипично мягких полных руках, не знавших тяжелого труда.

Если обратиться к воспоминаниям современников, мы встретим похожие описания самого Ивана Александровича. Так, П. М. Ковалевский вспоминает Гончарова как «кругленького, пухлого, с сонливо-спокойным взглядом светлых глаз», а С. Ф. Либрович (пользовался псевдонимом В. Русаков) пишет, что Гончаров был «…роста ниже среднего <…> низенький <…> старичок, с небрежно расчесанными маленькими седыми баками, опущенною книзу головою, руками, заложенными за спину, в расстегнутом старом, поношенном пальто серого цвета, скорее походил на какого-нибудь мелкого чиновника».

Писатель и журналист И. И. Ясинский, познакомившись с Гончаровым в 1882 году, рассказывал, что даже в обстановке кабинета писателя было «много несомненно обломовского: тот же диван стоял у стены, уже изрядно усиженный, картина косовато висела над ним. Положительно те же туфли-шлепанцы высовывались из-под дивана».

5. Гончаров последние годы жизни провел, как и Обломов, с простолюдинкой.

В 66 лет у Гончарова внезапно появилась семья и дети. Будто бы повторяя судьбу своего героя, Гончаров последние годы жизни проводит вместе с простолюдинкой — вдовой своего слуги. В придачу на него ложится забота о детях женщины: двух девочках 3 и 7 лет и пятилетнем мальчике. Ради старшей он даже продаёт права на издание «Фрегата „Паллада“» — чтобы устроить её в гимназию, а потом и в женское училище. Гончаров делает с ней уроки по воскресеньям и ласково называет своей «Сандрильоной» — французским именем Золушки, которое перекликается с именем девочки Сани (Саши).

В течение 9 лет он каждое лето возит подопечное семейство на отдых в Юрмалу, где в скромном семейном кругу отмечает день рождения с фирменным пирогом, приготовленным специально для него. На старости лет Гончаров будто бы вновь оказался в детстве и наслаждался медленным течением праздной барской жизни, не забывая, впрочем, после завтрака заниматься с детьми языками.

Свою квартиру на первом этаже на Моховой улице в Москве Гончаров стал именовать «петербургской Обломовкой», склепом или пещеркой, а о самом себе говорил, что он сидит, как старый тетерев, дома. Пережив два апоплексических удара, он признавался, что именно дети не дают ему умирать: проводят с ним много времени, слушают его истории, гуляют с ним под руку по вечерам в сумерки, когда он плохо видит. Свои записки и письма к детям Гончаров подписывает «Старичок» и в итоге завещает им всё свое состояние в 40 тысяч рублей.

6. Значение грозы в главе «Сон Обломова».

«Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электри­чества».

На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным. Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом. Вспом­ним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда. Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное пре­дание». Гроза подается одновременно и рационально. Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на стра­ницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.

7. Коллежский секретарь – тайна полученного чина.

Вот как рассказчик представляет нам Обломова:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обна­ружили эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обло­мова нет. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой прин­цип. Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Мат­веевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.

8. Загадки восточной войны.

Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».

Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится не­сколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застыв­шем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто беско­нечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.

Как Вы запомнили содержание «Обломов»?

Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.3k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.