Андрей Иванович Штольц

главный герой в произведении "Обломов"

Андрей Штольц. Актер Ю. Богатырев. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Андрей Иванович Штольц – центральный персонаж романа «Обломов», друг и антипод главного героя произведения. Штольц – успешный коммерсант, объездивший пол-Европы, деловой человек нового времени с активной жизненной позицией, что в корне отличает его от консервативного Обломова. Его роль в романе сводится к тому, что на протяжении всего повествования он пытается вырвать Илью Ильича из цепких объятий «обломовщины» и вернуть к нормальной жизни. Также он решает все его запущенные дела и спасает друга от полного разорения.

Описание героя

Биография

Андрей – сын Ивана Богдановича Штольца, когда-то перебравшегося из Германии в Россию. Здесь он нашел работу управляющего имением и выполнял ее с немецким старанием и педантичностью, скрупулезно записывая все расходы и доходы вверенного ему хозяйства. Женился он на русской обедневшей дворянке, в молодости служившей гувернанткой у богатых господ. Она стала матерью его единственного сына Андрея. Умерла супруга Ивана Богдановича, когда младший Штольц окончил университет.

Андрея отец воспитывал по-спартански, с самого детства приучая его к труду и прививая навыки самостоятельности. Так, мальчик всегда сопровождал его на поля, на фабрику, на встречи с купцами. Причем, уже с юного возраста отец разрешал ему править тележкой и выполнять мелкие поручения. Затем старший Штольц стал доверять сыну решать дела в городе, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать привила ему любовь к литературе и все силы вложила в его духовное воспитание. Родным языком он считал русский, хотя знал и немецкий. Немец по отцу и русский по матери, он, в качестве своей веры избрал православие. Так, под влиянием русской культуры и немецкого прагматизма произошло формирование личности Андрея Штольца.

В деревне Верхлево старший Штольц организовал пансион, чтобы дети окрестных помещиков могли получить достойное начальное образование. В этом заведении обучался и его сын Андрей. Сюда же родители устроили и Илюшу Обломова, который, в отличие от Андрея, часто пропускал занятия ввиду чрезмерной «усталости». Андрей же, напротив, не только хорошо учился, но и начал зарабатывать свои первые небольшие деньги, занимаясь репетиторством. Когда учеба в пансионе подошла к концу, отец отправил его в столицу, предоставив возможность самому определяться в дальнейшей судьбе. Несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, Андрей упорно двигался вперед. В итоге он стал не только успешным предпринимателем, но и личностью, известной в высоких кругах.

Внешность, характер

Наиболее полное представление о внешности героя можно составить из описания самого автора: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Андрей прекрасный собеседник, несколько насмешливый и остроумный. Наряду с незаурядным умом в нем сочетаются душевность, и сочувствие. Верность давней дружбе с Обломовым проявляется в его регулярных визитах, для которых он, несмотря на занятость, изыскивает время. Порой он жертвует посещением светских мероприятий, чтобы часок-другой посидеть у Обломова. Только там он находит успокоение для своей утомленной души, только в сонной обстановке обломовской квартиры отступают все его тревоги и переживания. Он считает своей обязанностью заботиться о друге и взваливает на свои плечи большую часть его проблем, среди которых самой сложной является ситуация с имением.

В характере Штольца присутствует одна особенность. Он, в отличие от многих, разумно расходует свой эмоциональный потенциал. Это касается как духовной, возвышенной сферы, так и сугубо материальной, хозяйственной. Взять, хотя бы, его отношения с Ольгой Ильинской. Девушка очень нравится Штольцу, однако он, в отличие от Обломова не попадается в сети мечтательного романтизма. До женитьбы он относится к ней, как к прелестному ребенку или младшей сестре, после – как к равному партнеру. Супруги ведут активную жизнь, полную порой жарких споров, но лишенную любовных страстей.

То же самое можно сказать и в отношении рационализма, присущего Штольцу. Плачевное состояние дел в Обломовке доводит Илью Ильича до паники. Андрей же, благодаря трезвой оценке и деловому подходу, быстро разбирается, что к чему и начинает действовать, чтобы спасти ситуацию.

Карьера

После пансиона Штольц поступает в институт, с отличием оканчивает его и начинает строить карьеру. У него нет потомственного дворянского титула, но, благодаря упорству, он получает должность надворного советника и право на личное дворянство. Через некоторое время он оставляет службу и открывает свой бизнес по экспорту товаров. Его новая работа связана с постоянными разъездами, поэтому он редко бывает в Петербурге. Исколесив всю Россию и пол-Европы, Штольц получает зарубежное университетское образование, которое приносит ему еще больший успех в коммерческом деле. При этом, он успевает появляться в свете, посещает вечера, всегда в курсе всех последних новостей. За несколько лет состояние Штольца увеличивается от сорока тысяч до трехсот, что дает ему возможность приобрести собственный дом и строить дальнейшие планы по наращиванию дохода до миллиона рублей.

Всего этого Андрей добивается, благодаря упорному, неустанному труду, ставшему его образом жизни. Впереди у него всегда определенная цель, по достижении которой, он тут же намечает новую. Штольц много путешествует и в процессе этих поездок приобретает новые знания. Он умеет ценить время, поэтому не разменивается по мелочам.   Ему присуща осторожность, без которой в сфере его бизнеса рискованно вести дела. Поэтому перед началом любой новой сделки он просчитывает все, вплоть до мелочей. Если же он чувствует, что риск перевешивает возможную выгоду, то без раздумий отказывается от мероприятия. Его целеустремленность сочетается со здоровыми амбициями и чувством самоуважения и гордости.

Дружба с Обломовым

Две противоположности – Илья Обломов и Андрей Штольц – лучшие друзья. Познакомившись в далеком детстве, мужчины до сих пор остаются друг другу близкими людьми, несмотря на то, что являются полными антиподами. Различия бросаются в глаза уже при оценке внешнего вида. Обрюзглость сонного Обломова ярко контрастирует с подтянутостью и мускулистостью энергичного Штольца. О различиях в характере можно судить по образу жизни, который ведут оба героя.

Что же связывает двух таких, во всем непохожих людей? Отсылая читателя на много лет назад, Гончаров пишет: «…их связывало детство и школа – две сильные пружины». Общение мальчиков проявлялось в совместных играх, в бесконечном исследовании окружающего мира. По мнению автора, разными они выросли только из-за определенного воспитания в семье. Когда началась учеба в пансионе, родители Илюши, ссылаясь на его усталость и множество других надуманных причин, часто оставляли его дома. Таким образом, уже в детстве у него атрофировалось чувство ответственности, которое формируется у ребенка, когда он становится школьником. В воспитании Штольца, напротив, преобладали жесткие методы. Строгий отец с ранних лет приучал сына к труду и самостоятельности, он был нацелен на то, чтобы Андрей вырос целеустремленным и способным справляться с трудностями.

В настоящее время отношения двух друзей можно назвать теплыми и доверительными. Разные характеры не помешали им рассмотреть друг в друге самые лучшие качества. Несмотря на бездействие и пассивность Обломова, Штольц видит его «чистую», «хрустальную» душу. Обломова восхищают в друге энергичность, деловая хватка, порядочность и ум.  Также основой многолетней дружбы можно назвать готовность поддерживать и помогать друг другу. Особенно это касается Штольца. Благодаря ему, состоялось знакомство героя с Ольгой Ильинской, которая, хоть и ненадолго, внесла свежую струю в жизнь Обломова. Проявляет Штольц заботу о друге и в ситуации с аферами Тарантьева и Мухоярова, целью которых – банкротство Ильи Ильича. Мошенники никак не предполагают, что вместо наивного Обломова им придется иметь дело с железным и проницательным Штольцем. Для самого Андрея посещение друга – это повод погрузиться в духовный релакс, только в доме Обломова он находит спокойствие и возможность отдохнуть от дел насущных.

Штольц и Ольга Ильинская

Отношения Штольца и Ольги Ильинской – важная часть сюжета произведения. Начинаются они с простой дружбы и взаимной заинтересованности. Юной Ольге льстит внимание такой состоявшейся личности, как Штольц. Ей интересно общение с этим взрослым мужчиной, во многом под влиянием которого происходит её интеллектуальное развитие.  Штольцу, в свою очередь, лестно то восхищение, которое, не скрывая, демонстрирует ему Ольга. Через некоторое время Штольц знакомит с Ольгой Обломова, в надежде, что друг увлечется девушкой, и это поспособствует переменам в его жизни. Когда же отношения Ильи Ильича и Ольги терпят крах, он искренне переживает, что не смог помочь приятелю.

Поездка Ольги в Европу после разрыва с Обломовым совпадает с пребыванием там Штольца. Молодые люди много времени посвящают друг другу, и Ольга открывается Штольцу с новой стороны. До этого она была для него кем-то вроде ученицы, теперь же он увидел в ней интересную молодую женщину. После периода ухаживаний и объяснения она с радостью принимает предложение Андрея стать его женой.

На первый взгляд, брак Ольги и Штольца кажется идеальным. Оба умны, образованны, интеллигентны. Оба являются поборниками равных и гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Их можно назвать не только супругами, но друзьями и соратниками, ведущими интересную, активную жизнь. Для Ольги Штольц остается все тем же учителем, а она для него – умной девушкой с передовыми взглядами, которой уготовано поприще общественного деятеля. В то же время, у Штольца есть идеал жены, созданный на основе образа его матери. По его мнению, женщина призвана обеспечивать в доме комфорт и уют, что не совсем совпадает с позицией Ольги. Поэтому Гончаров, описывая моменты, когда Ольга рассуждает о своей жизни со Штольцем, употребляет глагол «твердила», как бы показывая этим, что Ильинская пытается убедить саму себя в том, что она счастлива: «Как я счастлива! – твердила Ольга тихо, любуясь своей жизнью…»

Ольга все чаще «впадает в задумчивость», ее все больше угнетает затишье, которое усиливается с каждым годом ее жизни со Штольцем. Ей даже начинает казаться, что ее ожидает та же апатия, с которой она пыталась бороться в отношениях с Обломовым. Ольга с тоской осознает, что ей больше нечего ожидать от жизни, потому что брак со Штольцем поставил последнюю точку в ее судьбе.

Роль героя в произведении

Создавая образ Штольца, И.А. Гончаров преследовал цель противопоставить двух главных героев и показать, как праздность, апатия и бездействие разрушают личность человека, уничтожая в нем все положительные качества. Труд же, напротив, способствует развитию, движению вперед и наполняет жизнь смыслом. Штольц обладает понимаем того, что грядущие перемены неизбежны, так как только благодаря им, совершается прогресс. В некоторой степени понимает это и Обломов, но страх изменить свою жизнь оказывается сильнее разума. Автор подводит к мысли о том, что стране, обуреваемой проблемами, решение которых стоит во главе угла, необходимы новые герои, такие, как Штольц. Только их креативный ум и созидательная энергия, подкрепленная знаниями, могут помочь в решении самых трудных задач.

В финале произведения Андрей берет опеку над сыном своего умершего друга и воспитывает его, как родного ребенка. Этот благородный поступок еще раз подчеркивает те достоинства, которыми обладает герой. Это доброта, ум, смелость и решительность. Тем не менее, критики, включая современников Гончарова, так и не пришли к единому мнению относительно образа Штольца. Удалось ли писателю реализовать персонаж так, как это было задумано, до сих пор обсуждается в жарких спорах и ставить точку в этих дебатах пока еще рано.

Развитие героя по мере сюжета

Впервые читатель знакомится со Штольцем в третьей главе второй части романа. После долгого отсутствия он приезжает к Обломову и застает все ту же картину – его друг, как и прежде, лежит на диване. Андрей всеми силами пытается повлиять на приятеля и помочь ему одолеть лень и хандру. На первый взгляд, кажется, что ему это удается, но, на самом деле, это лишь внешний эффект. Внутреннее состояние Обломова остается неизменным. Неравнодушие Андрея к товарищу проявляется на протяжении всего повествования. Но горячее желание Штольца помочь Обломову так и остается нереализованным. После смерти друга Андрей берет на себя обязательство по воспитанию его сына, пока тот не достигнет совершеннолетия.

В описании Гончаровым Штольца прослеживается интересная особенность. Этот герой нигде не проявляется как отдельно действующее лицо. Его появление в любом эпизоде романа всегда сопровождается присутствием Обломова или Ольги, или же Обломова и Ольги вместе. Только рядом с ними он начинает проявлять свою активность. Даже душевные эмоции, будь то переживания или покой, также возникают у него только при взаимоотношениях с ними. Другая же часть жизни Штольца, включая его работу и деловые отношения, как бы остается прикрытой от читателя, и создается впечатление, что Гончаров не собирается ее приоткрывать. Не делает этого и сам герой.

Не показывает Гончаров Штольца и как идейного борца с крепостничеством, либо за всеобщую свободу. Вся его деятельность заключена в предпринимательстве и приумножении капитала. Автор завершает развитие героя на этапе поисков идеала личного счастья. Поэтому Добролюбов, оценивая этот образ, произносит такие слова: «Штольц не дорос ещё до идеала общественного русского деятеля, не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперёд!»

Отношение автора к герою

Штольц в системе образов произведения занимает особое место. Он одновременно является и другом, и антиподом Обломова. Задумывая его образ, И.А. Гончаров хотел вывести на страницы романа человека активного, умного и деятельного, некий новый русский типаж. Однако автору не до конца удалось воплотить свой замысел. Одной из причин является то, что в самой русской действительности отсутствовал подобный тип личности. Не отыскав такого человека в среде российских деловых людей, автор «сотворил» Штольца в виде симбиоза немецкой предприимчивости и русской духовности. Для героя смыслом существования является труд, что явно импонирует автору. Он с симпатией описывает его безграничную энергию и кипучую деятельность, его участие в деловых поездках по России и за рубеж.

Отмечает писатель и настойчивость, с которой Штольц движется к достижению цели: «А сам всё шёл упрямо по избранной дороге… не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах». По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны были воплотиться качества новой прогрессивной личности, сочетающей в себе лучшие черты западного мировоззрения и русской духовности. Люди, подобные Штольцу, должны были указать России путь к западной цивилизации и обеспечить ей достойное место среди европейских держав.

Но, несмотря на такой замысел, Штольц у Гончарова получился несколько утопическим, что вызывало неудовлетворенность самого автора. Он писал что его герой  «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резкую оценку персонажу дал А.П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Возможно, причина неудачного образа Штольца заключается в том, что герой практически не показан средствами художественного произведения в той деятельности, в которой он достиг больших успехов.

Прототипы

При описании Штольца И.А. Гончаров использовал историю семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца своей родственницы по линии жены. Его сыновья были предпринимателями и сделали успешную карьеру в России. Доказательством этого служит тот факт, что в черновиках романа Штольц представлен именами и Андрей, и Карл. Даже в первых прижизненных изданиях, в сцене, где впервые появляется герой, автор называет его Андреем Карловичем. Также существует версия, что Штольц – это отражение юношеских стремлений самого Гончарова.

Экранизации героя

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Штольца он пригласил в свою работу популярного актера Михаила Волкова. В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа.

Роль Штольца досталась известному актеру Юрию Богатыреву, который уже снялся в таких фильмах, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Два капитана», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Штольц в фильме представлен жизнерадостным и активным человеком, каким и описан в романе. Богатыреву удалось невероятно тонко передать контраст Штольца с Обломовым. Он изобразил своего персонажа во всем великолепии – от безупречного туалета до идеального поведения. Штольц Богатырева – это деятельный, трудолюбивый, жаждущий перемен, герой. К этому же он призывает и своего друга Обломова, но терпит поражение. Несмотря на это, он до конца остается ему близким человеком. Благодаря Юрию Богатыреву, зритель увидел в Андрее Штольце не просто прагматичного немца, но и русского человека с бесконечно доброй душой.

Литература

  1. Холкин В. И. Андрей Штольц: поиск понимания // Гончаров И. А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003.
  2. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  3. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 67 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *