Захар • второстепенный герой 💡

Захар. Актер А. Попов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Художественной особенностью романа «Обломов» является построение системы образов по принципу «двойник» и «антипод». Полным подобием главного героя выступает в произведении старый, верный слуга Обломова Захар. Персонаж играет в романе второстепенную роль и относится, по словам И.А. Гончарова, к «слугам старого века». Так называли людей старой закалки, которым не удалось вписаться в современные условия жизни.

Литературным прототипом Захара на полном основании можно считать Савельича из повести «Капитанская дочка». Обоих персонажей сближает безграничная, почти рабская преданность и готовность «умереть, ежели нужно» за барина.

Описание героя

Внешность, характеристика личности

Захар еще помнит те времена, когда усадьба Обломовых в одноименном имении была богата и знаменита на всю округу. Но потом, неизвестно по какой причине, она обмельчала и превратилась в подобие таких же незаметных дворянских домов. «Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею». К числу таких слуг принадлежит и Захар. Он неразрывными узами связан со своими вопоминаниями и с барином, детство и отрочество которого прошли на его глазах.

Захар. Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Чичагов

Автор представляет Захара читателю в первой главе произведения. Среди многочисленных деталей, благодаря которым создается картина обстановки и быта главного героя, возникает фигура старого слуги. Это почти лысый человек «в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Вся его фигура представляет собой сочетание нелепости и неопрятности. Дополнением к образу служит странный голос: Захар издает звуки, больше похожие на собачье ворчание или хрип, но никак ни на человеческую речь. Свой голос, подаренный ему богом, «он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло».

Захар – зеркальное отражение Обломова, создается впечатление, что он еще ленивее Ильи Ильича. Комичность ситуации придают упреки барина своему слуге за лень и неряшливость. На замечание о том, что неплохо бы избавиться от пыли и убрать грязь, Захар невозмутимо отвечает: «чего ее убирать, если она снова наберется». Захар вооружен собственной философией, согласно которой, нет надобности бороться с грязью, клопами, тараканами, поскольку они придуманы самим богом. К тому же, Захар – это живой пример народной пословицы о двух левых руках: все, к чему он прикасается – тут же оказывается поломанным, разбитым, исцарапанным или совсем вышедшим из строя.

Отношения с Обломовым

При всей своей лени и расхлябанности, Захар, прекрасно осознает, насколько губителен образ жизни, который ведет его барин. Временами он начинает стыдить Обломова и даже жалуется на него Штольцу, но его усилия оказываются напрасными. Сил у стареющего слуги остается все меньше для того, чтобы бороться с таким злом, как «обломовщина».

Барин для Захара – олицетворение самого господа. Такая преданность  характерна для многих слуг – и предшественников, и современников Захара. Он, так же, как и пушкинский Савельич грозно стоит на страже хозяйского добра. Пользуясь данным самому себе правом, он вторгается в разговор Обломова с Тарантьевым, чувствуя, что последний намерен облапошить простодушного барина. Мошенник в очередной раз просит Обломова одолжить ему сюртук, но Захар категорически отказывает: Тарантьев не получит ничего до тех пор, пока не вернет жилет и рубашку. Такое непоколебимое упорство звучит в этом отказе, что даже Обломов не находит слов для возражения.

Автор подчеркивает, что Захар, являясь двойником своего барина, наделен такой же «золотой душой», как и Обломов. Под оболочкой мужиковатости и грубости скрывается доброе сердце, в котором отзываются все душевные переживания хозяина. Захару свойственна природная проницательность, которая позволяет ему безошибочно распознавать друзей и недругов Обломова. Так, в Тарантьеве он сразу угадывает афериста и негодяя, а Штольца и Ильинскую признает за лучших и искренних друзей хозяина.

Захар. Актер А. Попов. Х/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Еще при жизни Ильи Ильича Захар взял в жены кухарку Анисью. Но он все так же продолжает самолично прислуживать Обломову. Будучи в высшей степени нерасторопным, он разбивает столовые приборы, роняет на пол хлеб, переворачивает подносы с едой, даже мебель страдает от неуклюжести Захара. Но все попытки Анисьи помочь сурово отклоняются, потому что Обломов – это только «его барин».

Несмотря на безграничную преданность, Захар время от времени позволяет себе дерзить и пререкаться с Обломовым. Это скорее объясняется тем духовным родством, которое возникло у героев на протяжении многолетних отношений. Играют свою роль и новые веяния, добравшиеся до сословия прислуги – теперь в моду входит критика и осуждение господ. В этом Захар видит некое проявление своей свободы, которую он не в состоянии применить для иного блага.

Отрицательные качества Захара

Традиционным пороком, которому подвержены многие господские слуги, является пьянство. К их числу принадлежит и Захар, который находит в выпивке своеобразную отдушину. Дождавшись, когда хозяина сморит послеобеденный сон, он направляется в кабак, чтобы напиться в компании собутыльников. Захмелев, он начинает то восхвалять Обломова, то кичиться тем, какое он, Захар, оказывает влияние на своего барина. Иногда он прикарманивает небольшие суммы хозяйских денег «на выпивку», но в крупном воровстве не замечен ни разу. Еще Захар очень любит хвастаться «важными» гостями, которые посещают Обломова, но это можно скорее отнести к маленьким слабостям, нежели к недостаткам. Ведь в глубине души Захар понимает, что все эти «важные» персоны приходят к Илье Ильичу, чтобы выпить и набить свои животы за чужой счет.

Захар после смерти Обломова

Взаимоотношения Захара и Обломова правильнее будет рассматривать не с точки зрения физического взаимодействия, которое определяется совместным проживанием и ежедневным общением. Связь эта более глубокая, больше ментальная, чем социальная, возникшая еще в патриархальном имении родителей главного героя, в том самом сонном царстве Обломовки. По этой причине разорвать ее не удается даже после смерти Ильи Ильича. Уход из жизни Обломова в один момент обрушивает жизнь верного слуги. Потрясенный Захар, не представляющий иной жизни, кроме служения барину, быстро нищает и становится постоянным обитателем паперти. У него ни разу не возникает желания вернуться к родственникам, оставшимся в Обломовке. Последнее свое предназначение он видит в уходе за могилой хозяина.

Роль героя в произведении

В образе Захара зеркально отражаются все позитивные и негативные качества Обломова. Герои накрепко связаны той «пуповиной», которую невозможно разорвать даже после смерти одного из них. Страдания Захара, неумение и нежелание жить без барина доводят его до нищеты и одиночества. В конце романа читатель видит в нем лишенного смысла жизни   бродягу. Вероятно, таким финалом жизненного пути этого персонажа, И.А. Гончаров хочет подчеркнуть характерную для России связь между рабом и хозяином. Как Обломов не может обойтись без своего слуги, так и Захар, не представляет себя никем, кроме данного ему раз и навсегда предназначения.

Литература

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  3. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  4. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  5. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Мухояров
Тарантьев
Пенкин
Алексеев
Агафья Пшеницына
Ольга Ильинская
Андрей Иванович Штольц
Илья Ильич Обломов
Текст: Ирина Зарицкая, 4.9k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии