Обломов и Штольц в романе

сочинение по литературе 10 класса • 450-550 слов (4-5 страниц) • Обломов

Сочинение «Обломов и Штольц» представляет собой сравнительную характеристику героев. Учитывая это, выстраиваем свою работу, чтобы показать как сходства, так и различия между ними.

План сочинения

В основе работы может быть использован примерный план.

  1. Герои романа И.А. Гончарова Андрей Штольц и Илья Обломов как герои-антиподы.
  2. Черты сходства между героями.
  3. Различия между героями:
    1. портреты героев как отражение их психологической, нравственной сути;
    2. детство героев – основа формирования характера;
    3. особенности процесса обучения и образования, отношение героев к учёбе;
    4. образ жизни, жизненные цели и стремления;
    5. любовь к Ольге Ильинской в судьбе героев.
  4. Жизненный итог героев.
  5. Автор и его отношение к героям.

Материал к характеристике героев

   Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
Детальный портрет Обломова. Ключевое слово в описании внешности – «мягкий». Во внешности героя отражается его душа. Короткое, предельно рационалистичное описание внешности, в котором отсутствуют эпитеты. Точность, неэмоциональность портрета героя.
Патриархальное воспитание в помещичьей семье. Любовь и забота со стороны родителей. Избалованность, отсутствие привычки к физическому труду. До 20 лет жил в Обломовке. Особенность семьи: мать – русская, отец – немец. Слияние двух культур в семейном воспитании. Штольц русский по двум основным понятиям – вере и языку.
Учился Обломов по необходимости. Серьёзное чтение его утомляло. Поэты задевали за живое. Штольц учился на отлично. Закончил университет.
Служил, но службу оставил, поскольку всё было не по душе. Равнодушен к светской жизни. Делами поместья не занимается, хотя понимает необходимость этого. Однако все дела находятся в запущении. Мечтает о счастливой жизни, идеал которой почерпнул из своей жизни в Обломовке. Штольц готовился к поприщу, думал о своей роли в обществе. Это энергичный человек дела. Постоянно в движении. Много работает, ездит по России и бывает за границей в деловых поездках.
В Ольге Ильинской Обломов хотел бы видеть любящую женщину, способную обеспечить ему спокойное, безмятежное существование, однако её активная натура не соответствует идеалу Ильи Ильича. Штольц оказывает на Ольгу сильное влияние, стремится воспитать в ней деятельную натуру, развить её ум. Видит в будущей жене единомышленницу, близкого по духу человека.
Обломов женится на вдове Пшеницыной, обрёл покой и безмятежное существование по образу и подобию обломовского. Рано умирает. Штольц богат, женат на Ольге, он тоже остановился в своём движении.

Авторское отношение к героям

Рассказывая о своих героях, Гончаров не использует ни иронии, ни сарказма. Его задача – не казнить, не клеймить позором, не наказывать и разоблачать, а смягчать и улучшать человека, подставив ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей…» Писатель, изображая характеры Обломова и Штольца, уходит от крайностей, ищет гармоничную норму, равновесие в человеке и его образе жизни.

Гончаров предупреждает об опасности обломовщины, то есть успокоенности, праздности, иждивенчества, равнодушия, для любого человека, который при жизни словно укладывается в «простой и широкий гроб существования, сделанный собственными руками».

Русские критики о Штольце

Обратите внимание на противоположные мнения об этом герое, которого русская критика, как и сам писатель, считала неудачной попыткой создания положительного героя в противовес Обломову.

Д.И. Писарев: «Выработанность убеждений, твердость воли, критический взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному — вот главные черты характера Штольца. Он не дает воли страстям, отличая их от чувства; он наблюдает за собою и сознает, что человек есть существо мыслящее и что рассудок должен управлять его действиями», это «тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей, обнаружившееся с такою силою в нашем обществе».

Н.А. Добролюбов: «Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но по поводу это­го лица мы должны еще раз повторить наше постоян­ное мнение, что литература не может забегать слиш­ком далеко вперед жизни. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тот­час же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества…»

И.А. Гончаров: «Слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея».

А.П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…»

Предлагаем небольшой отрывок сочинения, который посвящён Андрею Штольцу: « Гармония жизни Андрея Штольца заключена в постоянном движении. Поэтому автор заостряет внимание читателя на переездах героя из одной страны в другую. Его деятельность всегда очень конкретна, но писатель не показывает то дело, которым занят Штольц, отмечая лишь, что тот «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Дело во имя дела – «для самого труда, больше ни для чего», как говорит сам герой, обессмысливается, ибо его реальной целью становится накопление капитала.

Штольц не знает противоречий между чувством и разумом. Жизнь должна пройти спокойно, ровно и без скачков: она не должна представлять собой «бурных пожаров», которым Штольц предпочитает «медленное горение свечи».

Первый вариант сочинения

Весь роман И.А. Гончарова «Обломов» построен на приёме антитезы, позволяющем глубже раскрыть характеры героев произведения.

Обломов и Штольц изображены в романе как герои-антиподы. Они очень не похожи, однако, несмотря на это, их дружба длилась многие годы, принося пользу обеим сторонам.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Дружба много значит и для Обломова, и для Штольца. Избегающий реальной жизни Илья Ильич и рациональный, деятельный Андрей Иванович дополняют друг друга, находят те качества и черты, которые не могут раскрыть в себе самих. Их дружба строится на взаимопонимании, сопереживании и взаимной помощи.

Только Штольцу мог доверить свои мечты и надежды Обломов, к тому же, только Штольц мог решить его проблемы в управлении поместьем. С другой стороны, лишь Илья Ильич мог помочь своему рациональному другу обрести душевное спокойствие и умиротворение, которого ему так не хватало в его активной, торопливой жизни.

Несмотря на то, что Обломов и Штольц – это две несомненные противоположности, некоторые сходства всё-таки у них присутствуют: они  получили воспитание в своих поместьях, позднее служили.

В характерах друзей было слишком много различий, тем не менее им всегда удавалось найти общий язык. Для начала стоит отметить, что они получили совершенно разное воспитание. Обломова баловали, ограждали от трудностей, пресекали любые стремления к деятельности. Именно поэтому он вырос ленивым, вялым и апатичным человеком, неспособным к принятию самостоятельных решений. А Штольц получил суровое трудовое воспитание. Отец никогда не проявлял к нему особой нежности, с ранних лет приучил сына к труду, который должен был стать главной целью в жизни, по его мнению. В результате у Андрея сформировался твёрдый характер, а он стал сильной, уверенной в себе личностью.

Штольц любил жизнь, любил новые знакомства, всегда находился в движении. А Обломов мечтал о покое и душевной гармонии, светская жизнь тяготила его, встречи с людьми приносили одни лишь неудобства, книги и газеты его утомляли.

И.А. Гончаров хотел отобразить в образе Обломова типичные черты помещичьего дворянства, а Штольцу была отведена роль того человека, который сможет победить окружающую его «обломовщину». Однако герои оказались не такими однозначными. Образ Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства, потому что его нельзя назвать отрицательным персонажем. Кроме лени и безволия, в нём присутствует много положительных качеств, говорящих о его тонкой душевной натуре. А Штольц, несмотря на все свои достоинства, оказывается человеком, которому не хватает душевности, глубины чувств.

Из всего сказанного следует, что практические качества Штольца нуждаются в душе Обломова, и если человеку не посчастливилось соединить в себе эти две стороны, ему будет необходимо найти того, кто будет его дополнять.

Второй вариант сочинения

Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц – центральные персонажи романа И.А. Гончарова «Обломов». Их дружба занимает особое место в произведении.

Главный герой романа словно сбежал от реальной жизни и её проблем, спрятавшись в своих мечтах и воспоминаниях о детстве. Все считают его безвольным мечтателем, неспособным к принятию серьёзных решений. Полной противоположностью Обломова выступает Андрей Штольц. На протяжении всего романа читатель невольно сравнивает этих людей, которые во многом противопоставлены друг другу.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Илья Ильич Обломов родился в семье помещиков. Обломовке был присущ особый образ жизни. Главными проблемами здесь  был выбор пищи и отдыха. Буквально всей семьей принимали решение, что подавать на завтрак или ужин. Отдыху отводилась в этом доме не меньшая роль. После каждого обеда весь дом засыпал, и так продолжалось изо дня в день. Безмятежное, счастливое детство Илюши Обломова в райской Обломовке наполнено любовью и ощущением беспроблемности бытия.

Вначале Илья Ильич был обыкновенным ребёнком, которого интересовало всё вокруг, но родители стали пресекать любые его попытки исследования окружающего мира. Со временем им удалось отгородить своего сына от всех забот и трудностей, превратив его в апатичное, безвольное создание.

Андрей Иванович Штольц воспитывался в небогатой семье. Его отцом был обрусевший немец, а матерью – русская дворянка. С раннего детства мальчик был приучен к труду. Отец заставлял выполнять его всю необходимую работу, брал с собой в поле, водил на базар. Но не только этим ограничивалось воспитание Андрей, в то же время он изучал науки и немецкий язык, а мать обучала его литературе и нравственным основам жизни.

Со временем Андрея стали отправлять в город выполнять поручения самостоятельно, и он всегда успешно справлялся  с поставленными задачами. Родители гордились, что их сын стал решительным, умным и деятельным человеком.

Будучи детьми, Обломов и Штольц жили в соседних деревнях. Они вместе поступили учиться в пансион, который открыл отец Штольца. Там мальчики проводили очень много времени вместе. Андрей всё время помогал в учёбе своему ленивому товарищу. В результате, несмотря на все отличия в характере, они стали лучшими друзьями на всю свою жизнь.

Секрет их дружбы заключался в том, что каждый смог оценить достоинства друг друга. Андрей находил успокоение в компании своего невозмутимого друга, а Илья Ильич знал, что может рассчитывать на помощь в любой трудной ситуации.

Даже после смерти Обломова Штольц продолжил заботиться о его семье и вести дела в имении, оказывая помощь вдове покойного друга. Более того, он взял на воспитание к себе в дом его сына Андрюшу, давая ему хорошее воспитание и образование.

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противоположных героев. Однако их различия касаются только внешней стороны жизни, так как внутренне они оба так и не смогли реализовать свой потенциал, поэтому находились в постоянном поиске счастья.

Третий вариант сочинения

Роман И.А. Гончарова «Обломов» не потерял актуальности и в наше время, так как основан на общефилософских размышлениях автора о смысле существования человечества. Основной конфликт романа отражает противостояние двух различных жизненных позиций — деятельности и лени. Представляют эти позиции Андрей Штольц и Илья Обломов — главные герои романа. Это люди, равные по социальному положению, одного возраста, одного воспитания. Почему же у них настолько отличается мировоззрение?

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Андрей Штольц — человек с активной жизненной позицией, с преобладанием мысли над чувством. Обломов — полная его противоположность. И это связано с особенностями воспитания героев, которое является основой личности каждого человека.

Штольц — выходец из небогатой семьи. Его отец — немец, а мать — русская дворянка. С самого детства родители воспитывали мальчика в постоянной жажде действия. Уже в раннем детстве отец начал брать Андрея для работы в поле, на базар, воспитывая в нем ответственность за собственное благополучие. Вскоре юноша смог самостоятельно решать вопросы хозяйства, причем все у него получалось безошибочно. Мать учила Андрея русской литературе, дав ему глубокое духовное воспитание. Таким образом, Штольц стал сильным и деятельным человеком.

Родители Обломова выстроили в своем поместье собственный мир, живущий гармонично и без видимых проблем. Главной заботой для них была пища и продолжительный сон. Так мирно текла жизнь, день за днем. Обломова оберегали от любых неприятностей: старались не выпускать на улицу, чтобы он не причинил себе вреда,  ограждали от учебы, стараясь при любом удобном случае оставить дома. Так Обломов прожил в Обломовке до 20 лет.

Если присмотреться к героям получше, то у обоих в жизни присутствует трагедия — у каждого своя. Так Штольц, будучи практически совершенным человеком, превращает труд в великое блаженство. Он постоянно чем-то занят, куда-то спешит, что-то предпринимает, но за мнимой полезностью жизнь его оказывается однообразной и скучной. Он напоминает машину, ни на шаг не отклоняется от намеченного пути, не позволяет эмоциям овладевать собой. Так его образ принимает существенный недостаток — однобокость.

Для Обломова же труд — тяжелая обязанность. Он ленится подняться с дивана и выйти из комнаты, чтобы там произвели уборку, ему не хватает сил дочитать книгу. Идеалом жизни для него является обломовское существование. Он мечтает о покое, безмятежной жизни, и это он обретёт только тогда, когда рядом окажется Агафья Пшеницына, женщина, самоотверженно, до самоотречения любит его.

Невзирая на столь весомые различия, Обломов и Штольц — хорошие друзья. У них есть и общие качества: доброта, честность, порядочность. Я думаю, что автор говорит нам, что бездействие способно уничтожить душу человека, а труд способен ее возродить, но для полной гармонии человек должен правильно соблюсти пропорции деятельности ума и сердца, обрести гармоничное равновесие.

Текст: Елена Бочкова, 9.9k 👀