Пенкин

второстепенный герой в произведении "Обломов"

Пенкин. Актер А. Аугшкап. Ф/сп. «Обломов». 1972

Господин Пенкин – один из второстепенных персонажей произведения «Обломов». Его значение как литературного образа состоит в том, что он противопоставляется главному герою романа. В отличие от Обломова, он молод, полон энергии и жизненных планов. На данный момент он является начинающим писателем, а также пишет суперпопулярные статьи для газет и журналов.

Описание героя

Внешность, тип личности

У героя ничем не примечательная внешность. Молодой человек темноволос, лицо покрыто щетиной, телосложение худощавое, одевается подчеркнуто небрежно. За модой не следит, напротив, старается вступать с ней в некое противоречие, что хорошо прослеживается по его гардеробу.

Пенкин время от времени навещает Обломова и входит в число его, так называемых гостей. В отличие от хозяина дома, он чрезмерно активен, его энергия ярко контрастирует с апатией и ленью главного героя. Благодаря наличию таланта и трудолюбия, Пенкину, несмотря на молодой возраст, удается добиться определенного успеха в литературных и журналистских кругах. Благодаря умению быстро ориентироваться в текущей ситуации, он выдает сенсационные статьи на горящие темы, а восторженная публика с нетерпением ожидает следующего выпуска. Он уже снискал себе репутацию самого модного литератора и не собирается останавливаться на достигнутом. Все это дает ему возможность неплохо зарабатывать. Его годовой доход составляет почти пять тысяч рублей. Такими деньгами могут похвастаться далеко не все начинающие писатели. Наличие большого заработка позволяет Пенкину вести роскошную жизнь с посещением самых дорогих ресторанов и другими атрибутами, доступными для состоятельных господ.

Немногие ровесники Пенкина могут похвастать такой кипучей жизненной энергией. Молодой человек никогда не сидит на месте, он спешит все успеть, поэтому всегда в гуще событий. В хорошем смысле слова он трудоголик, а работа для него – некий фетиш, которому он готов поклоняться. Темы, на которые пишет Пенкин, взяты из жизни и от этого необыкновенно востребованы. Людям интересно читать про судебные тяжбы, положение и равноправие женщин, новинки техники и т.д. Такой разброс тематик не позволяет ему глубоко вникать в суть рассматриваемой проблемы. Несмотря на то, что статьи сопровождаются его собственным взглядом на те или иные вещи, в них сквозит поверхностность суждений. Работа Пенкина поставлена на поток, а нехватка времени вынуждает работать по ночам, что также лишает его возможности глубинного анализа материала.

Отношение Обломова к Пенкину

Пенкин. Иллюстрация к роману «Обломов»

Обломов неоднозначно относится к Пенкину. С одной стороны, он приветлив в обхождении с ним, а с другой – категорически не согласен с его рассуждениями о литературе. Он против того, чтобы писатель руководствовался только рассудком и холодными фактами. Для него литература – это нечто возвышенное, то, в чем ощущается эмоциональное присутствие души и сердца писателя. Не принимает он и образа жизни Пенкина. Он не может взять в толк, как можно жертвовать ночным отдыхом ради работы. Он даже жалеет приятеля, так как в душе считает его глубоко несчастным человеком.

К тому же, как считает Обломов, Пенкиным движет честолюбие. Даже гонорары отходят на второй план, потому что на первый выходит желание самоутверждения. Несмотря на любовь к профессии, Пенкин превратил свое творчество в идола, которому готов поклоняться днем и ночью. Это можно было бы понять, если бы им двигала определенная высокая идея или цель. Но у Пенкина нет такой цели, он живет в своем замкнутом мире и не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Им руководит сиюминутное желание поскорее написать очередной материал и выдать его читателю. Его глаза остаются закрытыми для внешнего мира, а он находится в полном подчинении сиюминутности своего бытия.

Роль героя в произведении

Образ Пенкина воплощает в себе черты тех людей, которые встали на путь бесполезного растрачивания своих талантов, сил и энергии. Такое положение можно назвать самопожертвованием без цели, оно не нужно ни людям, ни самому герою, потому что изначально бессмысленно по своей сути. Пенкин – образец талантливого, но поверхностного человека, который добровольно тратит свое дарование на сиюминутные цели. Разумеется, его нельзя сравнивать с Обломовым, логичнее сравнить его с программируемой машиной, в которую он превратился, попав в сумасшедший жизненный ритм. Отсутствие высокой цели, которой бы объяснялось такое самопожертвование, убивает талант и низвергает все его старания.

Литература

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  3. Фролов В. Обломов и обломовщина // Моск. правда. — 1969.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 414 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *