Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
Для работы над обозначенной темой мы должны учитывать несколько важных моментов, которые связаны с особенностями раскрытия темы.
- Текст памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» для современного читателя представляет трудность. Переведённый на русский язык, данный в ряде поэтических переложений, он требует тщательного прочтения и работы с комментариями, которые во многом не совпадают. Это объясняется утратой оригинала в 1812 году, поэтому основные исследования велись уже на основании сделанной копии (списка). И в переводе, и в трактовках есть разница, появились «тёмные месте», о смысле которых до сих пор ведутся споры.
- Говоря о князе Игоре, нужно учитывать, что текст памятника не даёт нам большого материала для работы. Кроме того, в силу специфики древнерусского текста XII века раскрыть образ всесторонне, так, как это делает, например, классическая литература, не представляется возможным. Что же сделать, чтобы ваша работа (сочинение или доклад) была глубокой и содержательной?
Князь Игорь в летописи
Обратимся к исторической основе «Слова… и прежде всего к тому, каким изображён князь Игорь в летописных источниках, в частности в Ипатьевской летописи.
События, связанные с походом новгород-северского князя Игоря, приходятся на весну 1185 года. Небольшое русское войско движется в «дикое поле», в «незнаемую страну». Это дружина князя Игоря и немногих его союзников.
Воины помнят о солнечном затмении, которое было истолковано как дурное предзнаменование: «Княже! се есть не на добро знамение се». Однако Игорь, обратившись к войску, сказал: «А нам что сотворить бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видети». Иначе говоря, князь говорит о невозможности предугадать судьбу, незачем думать о том, что будет понятно потом. Тяжкое предчувствие не оставляет воинов, они прощаются с Русской землёй, которая уже «за шеломянем еси», продолжая двигаться вглубь Половецкой степи.
Разведка, высланная вперёд, доносит, что половцы не были застигнуты врасплох, что они готовы к бою, но князь Игорь не поворачивает коней, хотя и не уверяет воинов в близкой победе, однако он говорит о бесчестье возвращения без боя. Перед первой битвой Игорь вновь обращается к дружине: «Братья, сего есмы искали, да потягнем». При этом он не сулит воинам ничего: ни военной добычи, ни победы. Он лишь обращается к их мужеству, чувству долга и чести.
После первой лёгкой победы русичи увидели «всю половецкую землю», собравшуюся вокруг них. Игорь вновь обращается к дружине со словами ободрения, сказав о том, что все знали, на что шли, выступая в поход.
Именно чувство чести диктует и тактику ведения боя. В войске князя не только дружинники, ехавшие на конях, но и «чёрные люди» (крестьянское ополчение), передвигавшиеся пешком. Князь повелел дружинникам сойти с коней, чтобы сражаться вместе, не опережая друг друга. В этом проявилась забота князя о «чёрных людях», оставить которых он считает грехом: «Поидем, но или умремь, или живи будемь на единомь месте».
Русичи терпят страшное поражение. Раненный в руку князь Игорь связан и взят в плен. Он принял вину за произошедшее на себя и каялся в преступлениях, совершённых им во время междоусобных войн. Он вспоминает о кровопролитии на своей родной земле, когда «живые завидовали мёртвым». «И всё то я совершил. Недостоин я жить!» — говорит Игорь. Теперь он объясняет поражение от половцев предшествующими междоусобными войнами с другими русскими князьями. Теперь им не хватает единства, чтобы выступить против сильнейшего врага хана Кончака.
Князь Игорь в «Слове о полку Игореве»
В отличие от летописного описания в памятнике древнерусской литературы сам князь появляется нечасто, а говорит он лишь однажды. Можно выделить те эпизоды, в которых мы видим князя Игоря или слышим о нём и его судьбе. Можно собрать такой материал в таблицу.
Эпизод | Необходимый материал | Дополнительный комментарий |
Зачин. Воспоминания о Бояне | Упоминание имени князя Игоря | — |
Решение князя о походе | Исполнившись мужества, навёл свои полки на землю Половецкую за землю Русскую | Автор создаёт образ эпического героя, мужественного и бесстрашного. Его не страшит предзнаменование, поэтому он говорит о желании «преломить копьё на границе поля Половецкого, либо голову сложить, либо шлемом испить из Дону». При этом автор замечает, что «ум князя уступил желанию»: отправляясь в поход, князь не учёл многое, поступил своевольно и недальновидно, что делает его человеком своего времени сов всеми его достоинствами и недостатками. |
Затмение солнца | Обращение к дружине | |
Начало похода. Движение русского войска. | Встреча с братом Всеволодом. | Два брата («оба мы Святославичи») объединяются. Мы не видим князя Игоря ни в действии, ни в его реакции на встречу с братом. Но он впереди войска («сел в золотое седло», «воинов к Дону ведёт!») |
Вторая битва Игорева войска с половцами | Игорь в бою не изображён, но он пытается помочь брату, разворачивая полки | Бьются русские три дня (фольклорные традиции дают себя знать!). Лишь «на третий день пали стяги Игоревы» |
Повествование о русских междоусобных войнах (крамолах) | Игорь и Всеволод упоминаются автором | Называя их храбрыми, автор говорит, что они «коварство разбудили раздором», он же обвиняет князя за то, что погубил русское войско, «просыпав русское богатство не дне Каялы – реки половецкой». Сам же Игорь- князь пересел из седла золотого в седло рабское». |
Золотое слово Святослава | Горькая весть о гибели русских воинов и пленении князей. | В своём золотом слове князь киевский Святослав, отдавая дань мужеству Игоря и Всеволода («ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены»), укоряет их за поспешное, своевольное решение («Рано стали вы себе славы искать. Что же сотворили вы моей серебряной седине?») |
Оплакивание погибших | Вся Русская земля скорбит. | «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы, — так и Русской земле без Игоря |
Побег князя Игоря | Возвращение князя на Русскую землю | «Села рады, грады рады». |
Материала немного: мы не видим Игоря в бою, нет никаких его слов, кроме единственного обращения к воинам после затмения перед походом, но парадокс «Слова…» и состоит в том, что повествование связано не с победой русского оружия, а с поражением. Образ князя Игоря, который сам решает пойти воевать с половцами, нужен автору не просто для развития сюжета, а для того, чтобы связать с ним главную, важнейшую для автора идею – идею о необходимости единства русских земель перед лицом страшного и жестокого врага. Поэтому автор делает образ князя противоречивым. С одной стороны, он привлекает своим мужеством, смелостью, он человек воинской чести. Однако всё это вступает в противоречие с его эгоизмом и безрассудством, личная слава заботит его больше, чем честь родины. Поэтому в князе Игоря подчёркивается именно то, что присуще человеку его времени. Самолюбие, недальновидность, желание «добыть себе славы» принесли Русской земле горе и страдание, распахнув ворота на Русь её врагам.
Заметьте, что в «Слове…» нет ни покаяния Игоря, ни его размышлений о том, что и почему так произошло (в отличие от летописи). Но автор, обратившись к истории Игорева войска, говорит о самом наболевшем и сокровенном для себя. Поэтому для него важно, что Игорь возвращается, поэтому «Слово…» звучит не трагично, а завершается славой русским князьям и Русской земле, её защитникам. Всё произведение пронизано верой в будущее, которое автором «Слова…» представляется светлым. Он считает, что, извлекая уроки из трагедии поражения Игорева войска, русские князья прекратят кровопролитие на собственной земле, чтобы в единстве «отомстить Русскую землю, за раны Игоревы».
Первый вариант сочинения
Сквозь века дошло к нам величайшее творение древнерусской литературы, созданное неизвестным автором. «Слово о полку Игореве» — без сомнения, бесценное достояние мировой культуры. В нём отражена главная проблема своего времени – разобщенность русского народа, раздробленность русских земель.
Главный герой «Слова о полку Игореве» — молодой русский князь Игорь Святославович, правивший славным городом-государством Новгородом. В историю он вошёл как организатор неудачного похода против половцев.
В произведении он описывается как честный и справедливый правитель, а также мужественный и отважный воин. Не один раз он доказывал собственную храбрость в боях за родную землю. Однако ему свойственны такие качества, как излишняя самоуверенность, эгоизм и тщеславие, которые неоднократно приводили его к совершению необдуманных действий.
Не все исследователи «Слова о полку Игореве» видят князя Игоря таким, каким его представляет автор. Одни учёные называют его патриотом и защитником своей земли, а другие – осуждают князя за совершение необдуманного поступка, который свёл на нет предыдущие успехи князя Святослава Киевского.
К примеру, знаменитый академик Д.С. Лихачёв называет князя Игоря храбрым и мужественным, но легкомысленным человеком. А исследователь Б.А. Рыбаков отзывается об Игоре Святославиче как об эгоистичном и самонадеянном человеке, мечтающем только о славе.
В действительности князь Игорь и правда жаждет лёгкой победы, для того чтобы прославиться на всю землю русскую, поэтому отправляется в рискованный поход против половцев. Будучи уверенным в своей силе, Игорь не захотел объединяться с соседями. Тщеславие застило ему глаза, и он не видел реальной картины происходящего.
Князю Игорю было необходимо доказать окружающим собственную значимость и силу. Он хотел, чтобы другие князья убедились в том, что он по праву занимает своё место. Но его поход говорит не столько о храбрости героя, как о его безрассудстве и недальновидности. Как правитель, он должен был понимать, что идти с небольшим войском против превосходящего силами противника очень рискованно. Он обязан был думать о сохранности жизней своих подданных, а не о собственной славе.
Недальновидность князя Игоря стала причиной неоправданной гибели сотен преданных ему воинов. Кроме того, он открыл путь врагу к остальным русским землям, уничтожив предыдущие достижения других князей в укреплении обороны.
Образом князя Игоря автор хотел показать, к чему ведёт разобщённость русских княжеств и разрозненные действия их правителей. Даже благородный, любящий свою Родину человек может совершить настоящую катастрофу, взвалив на свои плечи слишком тяжёлую для него ношу.
Второй вариант сочинения
В «Слове о полку Игореве» повествуется о событиях 1185 года, когда князь Игорь Святославович решил в одиночку отправиться в поход против половцев. В результате его войско потерпело поражение, а сам он попал в плен к врагу.
Причины подобного поведения князя неоднозначны и вызваны тем, что ранее ему не удалось принять участие в обороне родной земли от вражеского посягательства.
Центральный персонаж «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославович. Все события произведения становятся результатом его действий.
Игорь Святославович был князем небольшого города-государства, именующегося Новгород-Северским. Игорь – сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославича. Женат князь Игорь был на дочери галицкого князя Ярослава, прозванного за свою мудрость Осмомыслом. В браке у них родилось пятеро сыновей и дочь.
По мере развития сюжета раскрывается характер главного героя. Мы видим его в начале похода, во время кровопролитного сражения, становимся свидетелями его пленения, а затем освобождения и возвращения домой. Ему было уже тридцать четыре года, поэтому его характер полностью сформировался.
Положительные черты князя — это мужество, отвага, храбрость, честность, патриотизм, благородство, самоотверженность. Его отрицательными чертами можно назвать гордыню, тщеславие, горячность, эгоизм, самоуверенность, недальновидность.
Народ воспринимает вернувшегося из плена князя Игоря как победителя. Однако автор не показывает нам ни покаяния князя, мы не слышим никаких его слов, но сама личность князя и его история нужны автору для того, чтобы говорить о самом сокровенном. Поэтому так важно возвращение Игоря, потому что это вселяет надежду на светлое будущее Русской земли.