Природа в «Слове о полку Игореве»

сочинение по литературе 9 класса

Судьба главных героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что природа всегда помогает своим сыновьям, заботясь о них, словно любящая мать.

Значение природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» огромное значение имеет образ природы, которая является полноценным персонажем и помогает автору раскрыть главную идею произведения. Кроме того, природа оказывает значительное влияние на развитие сюжета «Слова» и на судьбу основных действующих лиц.

Образ природы

Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969

Образ природы в «Слове о полку Игореве» появляется в самом начале повествования. Дружина князя уже собирается выступать в военный поход против половцев, как вдруг внезапно начинается солнечное затмение. Все воины становятся свидетелями этого редкого природного явления, которое по народным верованиям является предзнаменованием ужасных событий. Но, несмотря на это пророчество, войско князя Игоря всё-таки выступает навстречу своей погибели.

По мере приближения русских воинов к половецкой земле природа продолжает сопровождать их. Вокруг дружины бушует сильный ветер, деревья скрипят и раскачиваются, птицы пронзительно кричат, а звери ревут от бессильной злобы и дикой ненависти.

Создаётся такое впечатление, будто всё вокруг пронизано тревожным ожиданием предстоящей трагедии. Природа всеми силами старается остановить князя Игоря, предостеречь его от неравной битвы. Но князь не хочет к ней прислушиваться, и даже не думает о возвращении домой.

После их поражения природа плачет и горюет вместе с Ярославной, и всеми женами и матерями, которые не в силах были помочь своим любимым мужчинам. Засыхает трава, увядают цветы, гнутся до самой земли все деревья в округе.

Связь природы и человека

В «Слове о полку Игореве» природа и человек тесно связаны. Именно природный мир оказывает значительное влияние на людские судьбы. Все общаются с природой, как с живым существом. Люди винят её силы, или просят у них помощи. Природа всегда находится рядом с главными героями «Слова», хотят они того или нет.

Отношение автора к природе

В описании природы выражается авторское мировоззрение. Он относится к природе, как к живому существу, наделяя её человеческими качествами. У неё есть своё отношение к происходящим событиям, она по-своему воспринимает окружающий мир. Природа отражает действительность, и в этом отражении видно, как сильно она переживает за русский народ.

В изображении природы автор «Слова о полку Игореве» выражает свои мысли и взгляды. Когда князь Игорь принимает решение без поддержки соседних княжеств отправиться в опасный поход, природа отрицательно реагирует на это событие, и в результате оказывается на стороне половцев. Но когда он сбегает из плена, осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, природа помогает ему и радуется его возвращению домой.

Природа в «Слове о полку Игореве» отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим её отношение к русскому народу. Природа заботится о своих «детях», и волнуется за их судьбу. Она символизирует могущество Руси, её красоту и силу. Родная природа живёт в каждом русском человеке, и гибнет каждый раз, когда кто-то умирает.


В отличие от других произведений древнерусской литературы, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь она представляет собой не просто фон, на котором происходят все события. В «Слове» природа тесно связана с судьбами главных героев, с их словами и поступками.

Всё действие «Слова о полку Игореве» тесно переплетено с природой. Основная сюжетная линия пронизана описаниями птиц, зверей,  и другими изображениями явлений природного мира.

Автор «Слова о полку Игореве» и природа

Автор «Слова о полку Игореве» является истинным знатоком русской природы. Это становится понятно по тому, как он описывает местную фауну, употребляя специальные охотничьи термины, и изображает пейзаж во всех его подробностях и деталях.

Природа в «Слове»

Природа в «Слове о полку Игореве» выступает в роли заступницы и благодетельницы. Она сопереживает и страдает за своих сыновей. Когда начался бой с половцами, солнце исчезло, а небо заволокли мрачные чёрные тучи. Все воины оказались во тьме, потому что солнце не в силах было наблюдать, как гибнут отважные русские воины в неравной борьбе. После их гибели трава поникла, а деревья опустились к земле, роняя свою листву, словно слёзы.

Предзнаменование

В начале своего похода князь Игорь видит солнечное затмение. В те времена затмение являлось дурным предзнаменованием, пророчившим несчастье и поражение в битве. Игорь не прислушался к предупреждающей его природе, поэтому проиграл сражение половцам.

Побег князя Игоря

Особенно красочно природа описывается автором во время побега князя Игоря из плена. В этой части «Слова» присутствует множество сравнений, и все они связаны с миром природы. Князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком, и с вольным соколом.

Природа волнуется за князя Игоря, и помогает ему вернуться домой целым и невредимым. Дятлы, например, указали князю верную дорогу своим стуком, а Днепр дал ему возможность отдохнуть и спрятаться от своих врагов.

Когда князь Игорь вернулся домой, природа яркими солнечными лучами встретила его, выразив всеобщую радость.

Функция природы в «Слове о полку Игореве»

В «Слове о полку Игореве» природа выполняет двойную функцию. Она описывает окружающий главный героев пейзаж, выступая фоном для происходящих событий, и представляет собой средство для выражения мыслей и идей автора.

Несмотря на то, что в произведении практически не встречается описания пейзажей, читатели всегда могут в деталях представить, на каком фоне происходят события, потому что природа является их непосредственным участником. Она сочувствует русскому народу, предостерегает его от опасности, способствует побегу князя Игоря, а перед этим пытается остановить его поход грозой и ветрами.

Автор «Слова о полку Игореве» — настоящий мастер в описании природы. Он умело воспевает её красоту и могущество, но не забывает о главном посыле своего произведения, призывая русский народ к единению.


Единство природы и человека

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.


Список использованной литературы
  1. Д.С. Лихачев. Размышления об авторе «Слова о полку Игореве». — Русская литература, 1985 г.
  2. Л.А. Дмитриев, Н.П. Корелкин. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – СПб, 1995 г.
  3. И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.) – Москва, 1998 г.
  4. Г.В. Вернадский. Золотой век Киевской Руси. – Москва, 2012 г.

Даниил Романович | Просмотров: 2.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *