Образы князей в «Слове о полку Игореве»

Работая с текстом памятника древнерусской литературы XII века, читатель должен понимать, что имеет дело с произведением русского средневековья, дошедшим до нас не в оригинале, а в списке, сделанном для императрицы Екатерины II в конце XVIII века. Текст «Слова…» многократно переводился; в нашем распоряжении поэтические переложения, которые появлялись в период с XIX по XX век (В. Жуковский, А. Майков, Л.А. Мей, К. Бальмонт, И.А. Новиков, А. К. Югов, Д.С. Лихачёв, Н.А. Заболоцкий, И. Шкляревский). Всё это привело к появлению не совсем понятных («тёмных») мест в тексте, которые трактуются исследователями по-разному.

К какому из текстов обращаться? Представляется целесообразным обращение к переводу, сделанному академиком Д.С. Лихачёвым в XX веке. Дополнить свои впечатления можно, прочитав одно из поэтических переложений: это даст возможность ощутить разницу между текстами.

Помните, что в силу специфики текста древнерусского памятника вы не можете опираться на объёмный материал: текст небольшой, в нём не так много средств, которые помогли бы читателю понять характеры героев, тем более описать их образ.

План сочинения

Чтобы работа получилась полной и содержательной, нужно опираться на план, который отразит весь материал, который должен быть в ней отражён.

  1. Поход князя Игоря и его трагический исход.
  2. Образы русских князей в «Слове…».
    • Образ новгород-северского князя Игоря Святославича.
    • Всеволод Святославич, брат князя Игоря.
    • Князь киевский Святослав и его золотое слово.
    • Князья русские в обращении князя Святослава.
    • Князь Олег Святославич (Гориславич), дед князя Игоря.
  3. Авторское отношение к русским князьям. Противоречивость оценки автора.

Раскрывая первый пункт плана, мы создаём вступление к работе. В нём, опираясь на исторические сведения, можно очень кратко сказать о походе князя Игоря 1185 года, трагическом поражении русичей и его последствиях для всей Русской земли.

Вторая часть плана предусматривает создание основной, самой объёмной части работы. Начать можно с того, что центральный образ «Слова…» — это образ Русской земли. Именно её судьбой озабочен автор. Поэтому так много места в произведении занимают образы русских князей, от которых так много зависит в настоящем и будущем Руси.

Далее мы говорим о князе Игоре, который, своевольно и недальновидно начав поход на Половецкую землю, приносит Русской земле страдание, теряет войско, а сам попадает в плен. (Рекомендуем обратиться к материалам, посвящённым теме «Образ князя Игоря в «Слове…».

Образ князя Всеволода Святославича, брата Игоря, — это образ идеального воина, мощного и сильного, героически противостоящего врагам. Автор выражает своё восхищение Всеволодом, которого он изображает сродни былинному богатырю, неслучайно называя его «буй-тур»: «Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат головы поганые половецкие». Несмотря на положительное отношение автора к князю Всеволоду, он словами князя Святослава упрекает его, равно как и князя Игоря, за самоуверенность, ослушание и недальновидность.

Именно о князе Святославе киевском нужно говорить далее. В изображении автора он предстаёт мудрым, именно ему автор даёт право высказать самые важные и сокровенные мысли. Святослав «изронил своё златое слово». Это слово человека, понимающего причины произошедшего и видящего спасение родной земли в объединении русских князей. Поэтому Святослав не только оплакивает трагедию, произошедшую с его сыновьями и русской дружиной, но и обращается к русским князья.

Никого из русских князей мы более в тексте не видим, но старый Святослав словно вводит их в повествование, обращаясь к каждому из тех, на кого уповает. Маленькие части, в которых заключается обращение к каждому русскому князю в отдельности, построены однотипно. Каждая начинается с обращения («Ты, буйный Рюрик, и Давид!», «Галицкий Осмомысл Ярослав!», «А ты, буйный Роман, и Мстислав!» и т.д.), затем идёт часть «комплиментарная»: Святослав говорит о достоинствах каждого из князей, о силе их дружины, о воинской отваге и доблести русских воинов, способных истребить врага. Но каждая из таких частей заканчивается призывом, требованием встать вместе на защиту Русской земли, отомстить «за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича». Киевский князь понимает, что только в единстве русских князей заключена сила Русской земли. В его уста вложены автором важнейшие слова:

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

Вложите в ножны свои мечи повреждённые,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

Начали наводить поганых

На землю Русскую,

На богатства Всеслава.

Этим объясняется появление рядом с образом князя Игоря образа Олега Святославича, деда Игоря и Всеволода, которого автор выразительно называет Гориславичем, напоминая о горе народном, вызванном его усобицами. Внук Ярослава Мудрого, Олег жил во второй половине XI- начале XII века. Он был противником Владимира Мономаха, борясь с ним за власть и влияние. Именно поэтому автор говорит о том, что Олег «мечом крамолу ковал» и стрелы по земле сеял. Он один из зачинателей кровопролитных междоусобных войн на Русской земле, в которых автор видит главное зло для Русской земли. При нём погибало достояние русского народа, в княжеских крамолах сокращались человеческие жизни, редко слышались покрикивания оратая (пахаря), чаще вороны граяли, деля человеческие останки.

Третий пункт плана. Завершая свой рассказ о русских князьях, необходимо сказать об отношении автора произведения к тем, от кого зависела судьба Русской земли, так заботящая его самого. Отметьте, что он далёк от идеализации образов князей, что его отношение к ним можно назвать двойственным. С одной стороны, автор ими гордится, иногда даже любуется их настоящим мужеством в бою, скорбит о гибели, гордится успехами и подвигами, сокрушается о неудачах. С другой стороны, осуждает крамолу, раздоры, эгоистические, порой корыстные, собственнические интересы и узкие политические взгляды, поскольку именно это несёт горе Русской земле. По мысли академика Д.С.Лихачёва, автор говорит «как равный со всеми, не молит, а требует. Голос его понимается до обличительного пафоса». Автор, как настоящий патриот, требует от князей разумных согласованных действий, он хочет, чтобы княжеские стяги развевались вместе, став символом единения, которое спасёт Русь.

Первый вариант сочинения

«Слово о полку Игореве» — это не только повествование о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В первую очередь, это история судьбы всего русского народа в XII веке.

Всё произведение, от первого до последнего слова, проникнуто одной общей идеей – идеей единства Русской земли. Постоянные вторжения внешних врагов, плач Ярославны, поражение дружины князя Игоря, тревожные думы и «золотое слово» Святослава Киевского – всё это изображается автором для того, чтобы убедить князей в необходимости объединения их сил, поскольку многие из них заботились только о личном благополучии.

Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Большое место в «Слове о полку Игореве» отводится освещению поступков главных участников похода – князя Игоря и его брата Всеволода.

Князь Игорь Святославич отличается своим мужеством и отвагой. Он храбрый воин, который с готовностью отправился защищать родную землю. Ради блага Руси Игорь готов на любые жертвы и лишения. Перед началом похода князь вдохновляет торжественной речью свою дружину, призывая их сложить головы за свободу Русской земли. Даже ужасное предзнаменование не в силах поколебать решимость князя Игоря. Не обращая внимания на солнечное затмение, он всё-таки выступает в поход, а за ним следуют его преданные воины.

Таким же доблестным князем представляется в «Слове о полку Игореве» и младший брат Игоря Всеволод. Автор описывает его, как могучего и храброго воина. Неслучайно автор называет его «буй-тур», ведь тур – это древний дикий бык, отличающийся своей немыслимой силой и выносливостью. Несомненно, что в изображении Всеволода автор опирается на фольклорные традиции. Поэтому князь напоминает настоящего былинного богатыря. Однако, отдавая дань храбрости князя Всеволода, автор словами князя Святослава упрекает его, равно как и князя Игоря, за самоуверенность, ослушание и недальновидность.

У автора «Слова о полку Игореве» двойственное отношение к русским князьям. С одной стороны он симпатизирует им, а с другой – осуждает. Автор осуждает Игоря и Всеволода за их стремление к личной славе. Он говорит, что нельзя ставить свои потребности выше нужд Русской земли. Именно поэтому Игорь, сбежав из плена, сразу направляется в Киев. Он осознал свою вину и хочет исправить содеянное, попросив помощи у великого князя Святослава.

Но в то же время автор сочувствует потерпевшему поражение войску. Он скорбит вместе с природой, Ярославной и другими русскими женщинами о невосполнимой для русской земли утрате.

Автор «Слова о полку Игореве» воплотил свой идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли в князе Святославе Киевском. Его образ раскрывается в тревожном сне и золотом слове. Он скорбит о безрассудстве князей, не захотевших помочь ему в объединении Руси.

Святослав – настоящий защитник своей Родины, хранитель её чести и славы. Но таким он представляется именно в «Слове», а в действительности его образ во многом не соответствует герою древнерусской повести. Согласно неопровержимым фактам, Святослав Всеволодович не оказал особого влияния на политическую жизнь Руси. Он владел только одним Киевом, и часто его власти не хватало даже для управления этим городом-государством.

Но автор осознанно преувеличил достоинства каждого из князей, потому что только они, по его мнению, могли спасти Русскую землю от надвигающейся беды. Именно поэтому князья изображены как русские богатыри, настоящие патриоты, сильные и мужественные воины. Они готовы сложить голову ради свободы и независимости своей Родины, и их бесстрашие служит примером для многих поколений.

Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского

Второй вариант сочинения

«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных памятников литературы Киевской Руси. Уже более двух столетий оно не перестаёт будоражить умы литературоведов и историков.

Автор «Слова о полку Игореве» прославляет воинскую доблесть правителей русских княжеств. Для их прославления служат образы-символы: солнце, свет, ветер, сокол, орёл, соловей. В «Слове» отмечаются заслуги многих князей, и даже, несмотря на осуждение поступка князя Игоря, автор отмечает, что земле будет тяжело без него, как телу без головы.

Новгород-северский князь Игорь Святославич предстаёт в «Слове о полку Игореве» в роли доблестного воина, способного всем пожертвовать ради защиты своей Родины. Его не остановило даже солнечное затмение, являющееся на Руси дурным предзнаменованием, предвещающим верную погибель.

Однако, кроме положительных  качеств, автор упоминает и те черты, которые привели князя Игоря к совершению необдуманного поступка. Главный герой  самолюбив и тщеславен. Желая прославиться, он не стал просить помощи у соседних княжеств и отправился в опасный поход против половцев только в сопровождении своего младшего брата.

Силы и опыта одного молодого князя оказывается недостаточно. Игорь проигрывает решающий бой и теряет большую часть своего войска из-за собственной недальновидности.

Учитывая всё вышесказанное, образ Игоря производит двоякое впечатление. Им невозможно не восхищаться во время сражения с половцами, но в то же время его нельзя не осудить за безрассудное поведение, повлекшее за собой гибель русских воинов.

Князь Всеволод также наделён героическими чертами, он изображён сильным и отважным воином. Во время битвы он ведёт себя, как настоящий богатырь. Не обращая внимания на боль и страхи, младший брат Игоря яростно сражается за свободу Русской земли. Сравнивая Всеволода с диким быком, автор показывает его безграничную храбрость и твердое намерение одержать победу.

Воплощением мудрости и величия выступает в «Слове о полку Игореве» киевский князь Святослав Всеволодович. Его образ несколько идеализирован. Автор видит его во главе всех русских княжеств, поэтому превозносит качества правителя всей Руси. Именно Святослав призывает князей забыть былые распри и обиды, и объединиться, для того чтобы вместе встать на защиту родной земли от общего врага. Из страшного сна он узнает о несчастье, постигшем северских князей. Его сильно огорчает поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав в своём «золотом слове» призывает  правителей остальных княжеств отомстить за Русскую землю, за раны Игоревы. Он упоминает имена князей, отдавая дань их силе, могуществу их дружин. В их единстве князь Святослав видит будущее Русской земли.

В этом призыве заключается искренняя забота о будущем великой Руси. Путь к успеху будет нелёгким, но он обязательно окончится победой. Именно поэтому всем русским князьям необходимо объединиться, собрать общее войско, вдохновить своих воинов на подвиги и отправиться в новый поход, который навсегда положит конец бегам половцев.

Третий вариант сочинения

Изображение князей в «Слове о полку Игореве» подчинено главной авторской идее — необходимости объединения русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, их доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев за то, что их жажда личной славы приводит к эгоизму и к бесконечным раздорам.

Князья в «Слове» — трагическое порождение своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх. Роковая феодальная формула «Мы собе, а ты — собе» оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.

Князь Игорь — центральный герой «Слова». В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: «Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти». Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.

Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.

Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки («стягъ», «хорюговь», «чолка», «сребрено стружие»), он уже не сомневается в своей окончательной победе.

Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами. Он сам виноват в том, что пересел «изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]». Словами Святослава Киевского автор укоряет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы. Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.

Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси. Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает Бог и вся природа. Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: «Страны ради, гради весели».

Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: «Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!».

Характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. «Яръ туре Всеволодҍ» в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене.

Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.

Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, который «мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше». Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды. Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: «Рҍтко ратаевҍ кикухать» (редко пахари погоняли лошадей).

К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей — Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь «влъкомъ рыскаше».

В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. «Золотое слово» Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они поступили вопреки его воле. Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: «Княже ми непособие» (князья мне не помогают). Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.

Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей «рыкаютъ акы тури»; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.

Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков («выскочисте изъ дҍдней славҍ») и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.

Текст: Елена Бочкова, 15.4k 👀