Читательский дневник «Гроза»

Драма «Гроза» показывает в истинном свете порядки, образ жизни и нравственные ценности купеческого сословия тех лет, обличая все его пороки, и самые низкие человеческие качества. В пьесе происходит противостояние старых и новых традиций, устаревших семейных устоев и стремления к свободе. Две эпохи ведут отчаянную борьбу, которая не может окончиться без трагедии.

Структура

Драма «Гроза» состоит из традиционных пяти действий. Особенность композиции заключается в том, что всё произведение построено на контрасте. В первом действии автор знакомит читателя с образом жизни обитателей города Калинова. Он описывает патриархальные устои, которым беспрекословно подчиняются все местные жители. В особенности глава одного купеческого семейства Марфа Игнатьевна Кабанова – свекровь главной героини.

Далее следует завязка, которая заключается в нарастании конфликта Катерины с Кабанихой. Обстановка в доме нагнетается неприязнью Марфы Игнатьевны к новой невестке, отстранённостью от происходящего Варвары, безволием Тихона и нежеланием Катерины подчиняться воле матери её мужа.

Всё второе действие посвящено внутренней борьбе Катерины, которая отчаянно хочет любви, но не может решиться нарушить священные узы брака. Дальнейшее развитие событий происходит в третьем действии, когда Катерина всё-таки отдаётся своим чувствам, и, воспользовавшись отъездом мужа, начинает тайно встречаться с Борисом.

В четвёртом действии происходит событие, ставшее кульминацией всего произведения. Катерина, будучи глубоко набожной девушкой, испытывает муки совести, осознавая тяжесть совершённого греха. Поэтому она решает покаяться в содеянном, и признаётся в своей измене Тихону в присутствии Кабанихи. В пятом действии Катерина узнаёт о предательстве Бориса, который уезжает по наставлению дяди, оставляя её одну наедине с её несчастьем. Смерть стала для Катерины единственным способом избавиться от всех проблем. В крайнем отчаянии она бросилась в воды Волги, покончив жизнь самоубийством.

Заканчивается пьеса словами Тихона, который завидует своей погибшей жене, сетуя на то, что он «остался жить на свете, да мучиться».

Автор: Александр Николаевич Островский

Год написания: 1859

Главные герои

Катерина Кабанова – главная героиня. Честная, добрая, набожная девушка. Главная жертва тирании Кабанихи. Искренне пыталась полюбить своего мужа, но ничего, кроме жалости не могла к нему испытывать, поэтому завела роман на стороне.

Тихон Кабанов – муж Катерины. Безвольный, слабохарактерный человек. С раннего детства находится в безоговорочном подчинении своей матери.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – мать Тихона и Варвары. Властная, жестокая женщина, терроризирующая собственную семью. Свято чтит устаревшие патриархальные традиции.

Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, родная сестра Тихона. Свободолюбивая, хитрая девушка. Не перечит матери-тирану, но всегда поступает по-своему.

Борис – племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который изначально создаёт хорошее впечатление, но в итоге оказывается настоящим подлецом и лицемером.

Жанр: драма

Время и место действия

Действие происходит летом, в небольшом городе Калинове, расположенном возле Волги.

Главная мысль

Главная мысль пьесы заключается в том, что человек, лишившись своей свободы, теряет смысл в жизни. В любых обстоятельствах необходимо отстаивать свои права, интересы, стремление к независимости. Иначе все светлые душевные порывы и надежды будут безжалостно уничтожены теми порядками, при которых недопустимо любое отклонение от установленной нормы.

Сюжет

Действие происходит в Калинове – городе на Волге. Здесь все живут в соответствии со старыми традициями патриархального уклада. Местные жители боятся перемен и отвергают всё новое.

Марфа Игнатьева Кабанова свято чтит домострой, и держит всю семью в своем полном подчинении. Катерина – главная героиня пьесы, воспитывалась в других условиях. Она росла в окружении любви и ласки, родители давали ей полную свободу действий. После замужества она попала совсем в другие условия, в доме Кабановых её жизнь изменилась навсегда. Катерина отличалась от всех окружающих своими мыслями и взглядами, поэтому ей тяжело было ужиться со свекровью, которая выбрала её главной жертвой.

Всё меняется, когда в Калинов приезжает племянник Савелия Прокофьевича Дикого Борис. Он отличается от всех местных жителей своей образованностью и мировоззрением. Борис сразу же запал в сердце Катерины, в нём она увидела свой идеал мужчины. Позже становится понятно, что он тоже в неё влюблён. Варвара, сестра Тихона, устраивает встречу влюблённым, пока её брат находится в отъезде. До его возвращения Катерина и Борис тайно встречаются. Борис пытался скрыть правду ото всех, но честность и страх перед Божьей карой побуждают Катерину признаться мужу в измене в присутствии его матери. После этого признания её жизнь становится невыносимой. Она обращается за помощью к Борису, но он проявляет свою истинную натуру, и советует ей смириться, а сам по приказу своего дяди собирается уехать из Калинова.

Катерина понимает, что она осталась совсем одна. Теперь её жизнь стала ещё хуже. Желая навсегда избавиться от гнёта, она бросается в Волгу, и кончает жизнь самоубийством.

Личное мнение

Вариант 1

В пьесе «Гроза» описывается то, как трудно жить в обществе, где никто не пытается понять другого человека, и не стремится ничего менять в жизни в лучшую сторону. Необходимо иметь большую силу духа, для того чтобы суметь начать бороться за свою независимость, за своё счастье. Главное – верить в лучшую жизнь, отыскать свой луч света в тёмном царстве.

Катерина была воспитана в любви и заботе, но волею судьбы оказалась совершенно в иных условиях. Она не вписывалась в рамки враждебного ей мира, понимала значение слова свобода, поэтому не смогла жить в подчинении у чужой воли. Однако общество не могло ей этого позволить, поэтому её жажда независимости привела к настоящей трагедии.

Вариант 2

Данное произведение учит отстаивать свои права, бороться за своё счастье. Нужно уметь с достоинством принимать всё, что уготовано нам судьбой, и нести ответственность не только за себя, но и за тех, кого ты любишь.

Социальные противоречия, описанные А.Н. Островским, остаются актуальными и в наши дни. Это нерешённые вопросы жизни человека в обществе. Не случайно, описанные в пьесе события происходят в вымышленном городе. Тем самым автор хотел сказать, что подобное может произойти где угодно, ведь конфликт Катерины имеет общенародный характер.

Вывод

Вариант 1

В драме «Гроза» поднимается целый ряд социально-бытовых проблем современной автору России, но главной среди них стала проблема столкновения двух эпох – патриархального уклада и нового, свободолюбивого поколения.

Катерина стала олицетворением этой новой эпохи, которая больше не желала мириться со старыми порядками. Она не могла покорно мириться с лицемерием, унижаться и угождать только потому, что так было положено. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, но в условиях тёмной обывательщины все эти порывы не могли исполниться.

Гроза в произведении символизирует крах патриархальных устоев, которым был подчинён провинциальный городок. Гибель Катерины во время грозы символизирует начало новой эпохи, эта трагедия дала тот необходимый толчок, который побуждает окружающих к решительным действиям.

Вариант 2

Через отношения Катерины и её семьи А.Н. Островский пытался отобразить сложившуюся в то время обстановку в обществе, которое находилось на грани глобальных перемен. В пьесе изображается общий характер жизни русского общества накануне отмены крепостного права, общественно-политический кризис всего государства.

Простые люди начали осознавать своё значение, в них стало просыпаться чувство собственного достоинства. У них появилось желание изъявлять свою волю и самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. Это зарождающее желание вступает в неизбежную борьбу с укоренившимся патриархальным укладом. Судьба Катерины – это не просто личная драма несчастной женщины, она выражает состояние народного сознания в переломный период столкновения двух эпох.

Алёна Базан | Просмотров: 155 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.