Темное царство в пьесе «Гроза»

Понятие «тёмное царство» прочно вошло в обиход критиков, читателей, зрителей пьесы А.Н. Островского «Гроза» благодаря статье Н.А. Добролюбова, которая так и называется «Тёмное царство». Вот о нём и должно быть написано ваше сочинение. О чём и о ком нужно говорить в работе?

Во-первых, не забудем о городе, который был придуман драматургом, — это небольшой волжский городок Калинов. Он и есть средоточие основных черт «тёмного царства». Вспомним слова Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие».

План сочинения

  1. Город Калинов – пространство самодурства и страха.
  2. Хозяева «тёмного царства».
    1. купец Дикой;
    2. Кабаниха.
  3. Жертвы «тёмного царства».
  4. «Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в пьесе до самых трагических последствий…»

Несколько замечаний сделаем по поводу первого пункта плана.

Город Калинов

Город Калинов представляет собой замкнутое пространство, отгороженное от внешнего мира. В нём время словно остановилось. Волга, бульвар – это, как говорится, нешто («Бульвар построили, а не гуляют»). И вообще волжские просторы противопоставлены затхлому пространству города. Они являются символом какой-то иной жизни, свободной и радостной. Но сам город мрачен и невежествен (вспомните, как здесь востребованы россказни странницы Феклуши). Пространство, замершее в страхе и ожидании наказания. Дома, заборы, замки – и слёзы, льющиеся рекой в этих купеческих домах (вспомните монологи Кулигина, который говорит о нравах города Калинова). Зато Феклуша называет атмосферу города благолепием. Кроме того, она же говорит так: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!». Оттолкнувшись от этих слов, можно перейти к разговору о хозяевах «тёмного царства», проверив справедливость слов странницы.

Говоря о хозяевах «тёмного царства», вы обязательно будете говорить о купце Диком и купеческой вдове, главе дома Кабановых – Марфе Игнатьевне (Кабанихе).

Цитаты, характеризующие «тёмное царство» и самодуров

Можно использовать цитатный материал для характеристики героев. Что говорят о них другие герои?

О Диком: «ругатель»; «как с цепи сорвался».

О Кабанихе: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет,

а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Характеризует героев и то, как они разговаривают с людьми:

Дикой: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Кабаниха: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Говоря об этих героях, вы не обойдётесь без таких слов, как самодур, самодурство.

Самодур – дикий, властный, крутой сердцем. Он сам себя дурит, приводит в сердце, чтобы лишний раз убедиться в своей власти над людьми. Дикой упивается своей властью над теми, кто беден. Кабаниха тиранит родных, но под видом благочестия. Опираясь на старые традиции, она претендует на полную власть над человеком. Это два разных социально-психологических типа: Кабаниха – воплощение патриархального типа русского провинциального купечества, Дикой – современный тип: воплощение власти денег и грубой силы.

Самодурство есть следствие страха власть имущих, что власть уходит, основы расшатываются. Вспомните диалог Кабановой и Феклуши:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем.

Говоря о жертвах «тёмного царства», нет необходимости подробно рассказывать обо всём, что мы знаем о каждом из героев. Важно показать, как повлияли деспотичные условия жизни на характер героев, сделав Тихона совершенно безвольным и слабохарактерным, сломав жизнь слабого и безликого Бориса («Во что тут было влюбляться?» — писал А. Григорьев), вынуждая изворачиваться и лгать Варвару, страдать совестливую Катерину и т.д.

В завершение работы надо сказать о том, что критик Н.А. Добролюбов увидел в семейно-бытовом конфликте пьесы черты социально-политического конфликта. В драме прослеживается общественная проблематика – противостояние внутри общества, кризис патриархального сознания. Причём критик почувствовал, насколько накалена атмосфера в общества, которая вот-вот разразится грозой.

Представляется уместным использование слов писателя П. И. Мельникова-Печерского в финале работы: «Все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому, кажется, не будет конца… . В «Грозе» — не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы … Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта».

Первый вариант сочинения

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросами о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построения на его основе процветающего государства. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе», свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков.

Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны, или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй. Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.

Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.

Протест  Катерины «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.

Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону. Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков.

Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.

Благодаря своему детству и полученному воспитанию Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.

Второй вариант сочинения

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные купцы. Весь мир, в котором находятся жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.

Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и грубый.

Дикой – настоящий тиран как в своей семье, так и вне её. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Его боятся, ему не сопротивляются, боясь его самодурства. Никто не в состоянии противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.

Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом и опостылела жизнь в нём.

Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вызывают в женщине настоящее смятение.

Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» неоднозначное. Для одних она сильная и решительная личность, ставшая настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабая, неразумная женщина, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.

Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать. Даже Борис, которого она полюбила, не был на это способен.

Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.

Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно люди вспомнят о собственном достоинстве и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».

Третий вариант сочинения

Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другой. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что выставляют напоказ собственное невежество.

Молодое поколение, вернее, более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Борис, племянник Дикого, возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

Думаю, что «Гроза» — произведение, в котором отражено то, что «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в пьесе до самых трагических последствий…». И скоро грянет настоящая гроза.

Текст: Елена Бочкова, 16.1k 👀