Гроза


Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1859 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1977 год, реж. Феликс Глямшин, Борис Бабочкин) | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, добро и зло, жизнь и смерть, изъяны общества, конфликт поколений, любовь и ненависть, материнство, мечта, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни

Герои произведения:
Катерина
Кабаниха
Тихон
Варвара
Кудряш
Кулигин
Дикой
Феклуша
Глаша

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма.

Год написания: 1859

Год публикации: 1860

Время и место действия: Действие пьесы происходит в середине XIX века в вымышленном российском городе Калинове на Волге.

История создания

История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Идея написания её родилась под впечатлением от путешествия по Волге, когда писатель собирал разные бытовые истории в тех городах, в которых останавливался. Основой сюжета послужила реальная история в семье мещан Клыковых, в которой невестка, доведённая свекровью до отчаяния, покончила с собой, утопившись в Волге. Именно взаимоотношения в подобной семье и стали основой пьесы.

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Пьеса была написана в течение нескольких месяцев. Начав её в июле 1859 г., после путешествия по волжским городам, уже к концу года он отправил рукопись на суд критиков. Стоит отметить, что данное путешествие была организовано морским министерством, а целью экспедиции являлось изучение быта и обычаев коренных жителей России.

Записав несколько похожих одна на другую историй, он положил их в основу пьесы, в результате чего получилась истинно народная реалистичная драма. Одна из записанных историй произошла в Костроме, где свекровь довела свою невестку до самоубийства.

Пьеса благополучно прошла цензуру и была поставлена в Малом академическом театре в Москве. В Петербурге пьеса была поставлена на сцене Александринского театра 2 декабря 1859 г.

О «Грозе» Островского нельзя сказать, что она прошла долгие этапы создания, проходила препоны цензуры и т.п. Написана она была довольно быстро, а судьба её литературная и сценическая сложилась более, чем удачно.

Фактически, от замысла до реализации на театральных подмостках не прошло и полгода. В июле автор приступил к работе над пьесой, 9.10.1859 г. драма была полностью завершена, а 14 октября уже отправлена в Петербург на цензуру, которая была пройдена без проблем.

Публикация произведения

Премьеры «Грозы» в столичных театрах прошли с огромным успехом. Тема, которая была затронута в пьесе, не была новостью и открытием для русских зрителей, но, тем не менее, произвела на современников огромное впечатление и вызвала нешуточную дискуссию. Главной темой обсуждения стала трактовка судьбы главной героини Катерины Кабановой и идеи драмы. Пьесу сразу же отнесли к разряду наиболее злободневных и этапных явлений театрального искусства и литературы.

Среди рецензентов пьесы были Н. Добролюбов, А. Герцен, А. Григорьев. В печатном варианте пьеса появилась в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения». И здесь, благодаря своей тематике, сразу же после выхода журнала вызвала широкий общественный резонанс.

Уже на протяжении более, чем ста лет пьеса пользуется неизменным успехом у читателей и театральных зрителей. С появлением кинематографа пьеса нашла своё воплощение и здесь. По сей день произведение входит в обязательную школьную программу по русской литературе.

Жанровые особенности

Существуют определенные трудности в определении жанра пье­сы «Гроза». Он не является сугубо литературоведческим — от того, как будет представлен главный конфликт пьесы, сместят­ся ее акценты, изменится представление об авторском замысле.

Сегодня трактуют жанр пьесы и как социально бытовую дра­му, и как трагедию.

Драма, по определению словаря, воспроизводит частную жизнь людей, ее цель — изображение личности в ее драматиче­ских (на основе столкновения) отношениях с обществом.

Трагедия характерна изображением обостренной борьбы, глав­ный конфликт происходит в душе героя. Исход трагедии — ги­бель героя.

Вероятно, есть основания для того, чтобы считать «Грозу» трагедией — противоречие лежит между неприятием греха главной героиней пьесы Катериной и ее жизнью во грехе, в прелю­бодеянии. Молодая женщина как нечто гибельное, противоре­чащее ее собственным нравственным устоям воспринимает свое чувство к Борису. Страдания ее непереносимы, это прежде все­го страдания уязвленной совести. Противоречие это настолько сильно, что разрешается только гибелью героини.

Однако сам драматург определял жанр своего произведения как драму.

Глубинный русский город был для него (и для многих людей из образованного общества) своего рода неизведанной землей, когда он отправился в экспедицию по Волге. Несомненно, Островский сде­лал много открытий. Легендарный русский Китеж обернулся Ка­линовом, в нем уже исчез дух старинного уклада с его подлинно высокой моралью. Но относится это не к Катерине, а как раз к тем, кто говорит, что живет под видом благочестия, к семье Кабановой. Осталась же от подлинной веры в этой семье только внешняя обря­довая сторона, мертвая, давящая оболочка. Здесь не любят, не в состоянии простить кающегося грешника, и Катерина остается одна не в силах примирить не только любовь и совесть, но и принять ложь кабановского дома. Судьба Катерины приобретает символиче­ский смысл. Гибнет не только Катерина, уходит в прошлое Русь с ее высокими нравственными устоями. Островский замечает иные ее черты накануне новой исторической действительности, которую он изобразит через девятнадцать лет в драме «Бесприданница».

Одно нельзя отрицать точно: в этой пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.

Направление: реализм

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» нашли воплощение черты реализма, такие как зависимость  при изображении характера человека:

1) от исторической эпохи, в которую он живет;

2) от социальной среды, к которой принадлежит;

3) от индивидуально психологических особенностей характера (Катерина и Варвара живут в одно время, приблизительно ровесницы, обе принадлежат к купеческой среде, но у них совершенно разные характеры).

Важнейшими чертами реализма пьесы «Гроза» являются историзм, народность и психологизм – точное воссоздание конфликта эпохи (столкновение уходящего и нарождающегося миров), отражение демократических идеалов, изображение сложного внутреннего мира человека.

Смысл названия

В «Грозе» Островский предпринимает по­пытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейно-­бытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульми­национная сцена пьесы: всенародное покаяние Катерины.

Но помимо изображения реального природного явления, образ грозы определяет то состояние, в котором пребывает жизнь в Кали­нове. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне ката­строфы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение. Опоры, поддерживающие старый порядок, пошатнулись, обнаружив его неустойчивость, лишь внешне все выглядит спокойным и благополучным.

Гроза — это и душевный переворот, который испытывает герои­ня пьесы Катерина, страх греха, наказания, людского суда. Но гро­за — это и символ грядущего очищения и обновления жизни. Такой грозы смертельно боятся охранители старых устоев жизни, «темно­го царства». Гроза в пьесе предстает как символ катастрофичности бытия человека и мира, расколотого в ожидании перемен. Это оп­ределило тематику и проблематику пьесы.

Главные герои

Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.

Борис Григорьевич – молодой человек, порядочно образованный, племянник Дикого. Влюблён в Катерину.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) –богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.

Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Второстепенные герои

Варвара – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Своевольная девушка, которая поступает по-своему.

Кудряш – возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, одержимый идеями прогресса.

Феклуша – странница.

Глаша – служанка Кабановых.

Барыня – старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.

Система образов

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои «Грозы», в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни – Дикого и Кабанихи:

– носители идей старого уклада (Домостроя);

– жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам;

– ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров –Тихон и Борис (образы-двойники):

– безволие, слабость характера;

– любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит;

– отличие Бориса от Тихона во внешней образованности;

– отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против «темного царства» самодуров:

– Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным);

– Кулигин – противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен.

4. Образ Катерины – как самый решительный протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца»: отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей 5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность «темного царства»: Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Таким образом, образная система драмы «Гроза» задает новые параметры купеческой тематики в пьесах Островского-драматурга.

Краткое содержание

Действие 1

Город Калинов. Иллюстрация С. Герасимова

Купец Дикой – самодур, злобный и жадный – отчитывает своего племянника Бориса на глазах у жителей города. Дикой – единственный родственник Бориса и его сестры, и по уговору он отпишет им свое имущество, если те будут послушны и во всем угодливы.

Когда Дикой уходит, Борис признается знакомым Кулигину и Кудряшу, что ему трудно жить в городе Калинове, так как он совершенно не понимает здешних традиций.

Кулигин убежден, что честное дело не принесет тут прибыли. Он мечтает о том, что изобретет для человечества нечто полезное, например, громоотвод. Проходящая мимо странница Феклуша уверяет всех, что их город – это земля обетованная.

Борис явно осознает, что мечты об изобретении механизмов несбыточны. Он понимает также, что не хочет провести всю свою молодость в этом богом забытом месте.

Наедине с собой Борис вспоминает девушку, в которую влюбился, – Екатерину Кабанову. Беда в том, что она замужем.

Дикой. Кадр из фильма “Гроза”. 1933

Появляются Катерина, ее муж Тихон, его мать купчиха Кабанова и сестра Варвара. Мать упрекает Тихона в том, что она ему надоела, что жена для него важнее, что вскоре он забудет о почтении к ней. Тихона утомили эти нравоучения, но он продолжает унижаться перед матерью. Катерина также убеждает свекровь в обратном. Но Кабаниха откровенно сожалеет, что ее сын мямля и такого мужа жена бояться не будет. Таковы ее взгляды на то, какой должна быть семья.

Тихон нехотя соглашается с ней. Когда она отходит, жалуется на свою жизнь и в расстройстве отправляется пить к Дикому.

Варвара и Катерина откровенны друг с другом. Катерина вспоминает детство и юность, как она была счастлива, признается, что уже не любит мужа, что чувствует близость окончания жизни.

Варвара, желая успокоить Катерину, намекает ей на связь с Борисом.

На площади появляется безумная Барыня, кричащая о том, что красота тянет в омут. Слова старухи встревожили Катерину. Впоследствии они оказались пророческими.

Возвращается Кабанов, и семья идет домой.

Действие 2

Тихону необходимо отправиться в другой город на две недели. Семье предстоит церемония прощания, которой руководит Кабаниха. Кабанов повторяет за матерью наставления для жены: не прекословь, почитай свекровь как мать свою, не сиди без дела, не заглядывайся на парней. Эти слова унижают как Тихона, так и его жену. Катю не оставляет предчувствие приближающейся трагедии. Она умоляет мужа не уезжать или же взять ее с собой. Но он твердо решил погулять на воле, вырвавшись из-под гнета матери.

Катерина обнимает мужа на прощанье, но Кабанова заставляет ее кланяться ему в ноги. Свекровь сетует на то, что современная молодежь совершенно забыла о правилах и традициях жизни в их уездном городе. Она ругает Катю за то, что та не плачет об отъезде мужа. Купчиха рада, что в доме есть старшее поколение, которое научит как надо жить.

Иллюстрация С. Герасимова

Одинокую Катерину настораживает тишина. Она скучает. Метает о детях, о самореализации в каком-нибудь труде.

Варя отправляется на вечернюю прогулку и тихонько говорит Кате, что не закрыла калитку, намекая ей на возможность встречи с Борисом. Девушка сомневается, она хочет оставаться верной женой.

Борис тоже понимает аморальность своих чувств к замужней женщине, но хочет увидеться с ней.

Действие 3

Для пожилых людей дом Кабанихи – рай, только здесь соблюдены все старинные устои. Москва для них – греховный город, делающий людей несчастными.

Появляется Дикой. Он пьян и хочет поговорить по душам. Он жалуется, что всем от него нужны деньги, что он очень недоволен племянником. В поисках дяди к дому подходит Борис. Они с Кулигиным видят целующихся Варю и Кудряша. Девушка намекает Борису, что у оврага его ждет Катерина.

Иллюстрация С. Герасимова

Влюбленные встречаются, признаются друг другу в чувствах, назначают новую встречу.

Действие 4

Прошло 10 дней. Возвращается Тихон.

На городской площади гуляют люди. Видно, как на город движется гроза. Дикой ругает Кулигина за глупое, по его мнению, стремление изобрести громоотвод.

Толпа расходится. Сцена пустеет. Прогремел гром.

Катерина задумчива и грустна. Тихон, видя, что с женой происходит что-то страшное, просит ее рассказать обо всем. К ним подходит Борис, кланяется. Катя бледнеет и чуть не падает в обморок. Варя жестом просит Бориса уйти, боясь, что все может открыться матери.

Люди бурно обсуждают приближающуюся бурю. Катя шепчет Тихону, что эта стихия погубит ее. Никто не понимает ее состояния. Варя предлагает помолиться, а Кабанов зовет жену домой.

Сумасшедшая Барыня кричит, обращаясь к Катерине, что от Бога не уйти, что пора в омут. Девушка в порыве безумства во всем признается мужу и свекрови – пока мужа не было полторы недели, она гуляла с Борисом.

Действие 5

Тихон признается Кулигину, что мог бы простить Катерину, если бы не поучения маменьки. Он считает, что отчасти его мать виновата в измене Кати – она съедала ее поедом. Семья окончательно распадается. Варвара сбегает с Кудряшом.

Иллюстрация А. Парамонова

Катерина исчезает, все бросаются ее искать.

Катя одна на берегу реки. Она уверена, что вместе с собой погубила и возлюбленного. Она зовет Бориса, тот приходит на ее зов. Он утешает ее, но говорит, что вынужден ехать в Сибирь и взять ее с собой не может. Катя просит его молиться за нее. Когда Борис уходит, она бросается в реку.

Слышны крики, что кто-то бросился в воду. Тихон, понимая, что это его жена, пытается броситься за ней, но Кабаниха останавливает сына. Тело приносит Кулигин. Он кричит Кабановым, что теперь они могут делать с ней, что им вздумается, но ее душа свободна. Бог будет милосерднее к ней.

Тихон обнимает мертвую жену, причитает. Ему больно, что она обрела покой, а ему еще предстоит жить и маяться.

Композиция

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

Экспозиция – описание обычаев и нравов города Калинова, образа жизни его обитателей.

Завязка – описание тяжелой жизни Катерины у Кабановых. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону.

Развитие – любовная линия Катерины и Бориса, внутренняя борьба главной героини.

Кульминация – публичное признание Катерины в измене.

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, проявление протеста Тихона против деспотизма Кабанихи.

Тематика и проблематика

1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением.

Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу.

2. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей.

Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния.

3. Тема:Самореализация и польза для общества.

Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое. (образы Кулигина, Бориса, Катерины)

4. Тема:Нравственный выбор

Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится – слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали.

5. Тема: Любовь

Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.

6. Тема: Семья

Проблема: Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.

7. Тема: Счастье

Проблема: Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги.

8. Тема: Трагедия совести

Проблема: Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.

9. Тема: Свобода

Проблема: Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя.

10. Тема: Истинная вера

Проблема: Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить.

11. Тема: Прогресс

Проблема: Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.

Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы

Каждому отрицательному герою пьесы «Гроза» присущ свой порок (или пороки), олицетворяющий глобальную социальную проблему человечества:

  1. Дикой груб, скуп, глуп и бесчестен. Он без конца ругает и тиранит домочадцев. С окружающими общается дерзко и повелительно. Родному племяннику он не дает его законную долю наследства. При этом Дикой не отказывает напрямую, а использует труд молодого человека до последнего, то есть проявляет лицемерие. В вопросе о пользе громоотвода Дикой обнаруживает невежество: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
  2. Кабаниха деспотична, лицемерна, суеверна, жестока и глупа. Она сама же настояла на женитьбе сына, а после стала винить его уже в другом грехе — мать забыл, одну жену любит! Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в ее отношении к религии: на словах она — добрая христианка, а на деле не гнушается насилием, оскорблениями, гневом, ревностью. Именно она настаивает, чтобы сын избил Катерину за измену — это и есть ее жестокость. Никакого всепрощения и смирения в ее поведении не наблюдается. Зато все явления в жизни героиня объясняет бредом странниц, то есть ее интеллектуальное развитие весьма посредственное.
  3. Тихон глуп, слаб, инфантилен и к тому же пьяница. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Жене он не помогает, матери же слепо подчиняется.
  4. Борис слабоволен и инфантилен. Он бросает Катерину на произвол судьбы, когда ей очень сильно нужна была его поддержка. Получив взаимность, юноша не несет ответственности за свой поступок. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он все равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.
  5. Варвара имеет много положительных черт, но все же имеет порок — лживость. Она не идет против законов темного царства, а потакает им на словах — ведет двойную жизнь. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.

Основная идея

Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.

Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.

Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.

Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.

Конфликт произведения

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества.

«Гроза» была написана в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Внутренний конфликт наблюдается в сознании Катерины: желание любить того, кто ей по душе, борется с семейным долгом и ролью верной жены.

Внешний конфликт – социальный: прогрессивные здоровые убеждения молодежи сталкиваются с дикими устаревшими нравами и домостроевскими традициями. Катерина, Борис, Кулигин – носители нового типа мышления. В нем утверждаются такие ценности, как свобода личности, семья как опора и место развития, равноправные здоровые отношения в обществе.

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Литературные приемы

Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.

Самохарактеристика персонажей (Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Такая я уж зародилась горячая!» и т.д.). Отсылки к прошлому героя (Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»). Взаимная характеристика (Кабаниха – о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин – о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»). Монологи, выдающие мысли и чувства героев (Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе) Речевое поведение (возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость и слабость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)

Языковые особенности

Внимание Островского к слову было поразительно. В тонкостях зная родной язык, глубоко веря в его экспрессивные возможности, Островский придавал огромное значение речевой характеристике, «…а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли», – говорил он.

В речи действующего лица Островский часто раскрывает переживания героя, его душевное состояние, его отношение к происходящему. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке. Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона. И вместе с тем речь каждого из них неповторима и своеобразна. Свои пьесы Островский создавал для сцены, поэтому он придавал исключительное значение речевым интонациям своих персонажей.

Заботясь о правильном тоне, о верной интонации, Островский использовал ремарки, показывая, как надо произнести те или иные слова; например, ремарки, которыми сопровождаются реплики Дикого во II явлении 4-го действия: «с сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь все более и более», «сердито». Но работа Островского над языком своих пьес не исчерпывалась работой над речевыми характеристиками персонажей. Имена, отчества и фамилии персонажей Островского являются средством их дополнительной характеристики. Так же были выбраны имена, отчества и фамилии действующих лиц «Грозы». Например, по первоначальному замыслу Дикой должен был быть Савел Петрович, затем он становился Савелом Прокофьевичем. Петр означает «камень». Никаких ассоциаций со свойствами камня (твердость, крепость) характер Дикого не вызывает. Между тем Прокофий – «успевающий» – говорит нам о положении Дикого.

Марфа Игнатьевна Кабанова. Марфа – наставница. Игнатий – неизвестный, сам себя поставивший, и Кабанова – от слова – кабан (дикая свинья, как известно, отличающаяся свирепостью нрава). Всем эти, как и указанием «богатая вдова», Островский подчеркивает очень существенные штрихи ее социальной и психологической характеристики. Интересны и те дополнительные ассоциации, которые вызывает имя Марфа – его очень часто давали при пострижении в монашеский чин. Имеет значение и то, что в перечне действующих лиц пьесы рядом с фамилией Кабанова стоит в скобках «Кабаниха».

Следует отметить, что у Островского не только имена, но и отсутствие имен служит характеристикой. Так, например, по первоначальному замыслу в число действующих лиц «Грозы» входила Ксанфиппа Дуловна – помещица. В печатной редакции она просто называется «барыня с двумя лакеями». То, что Островский лишает ее фамилии, показывает, что в данном случае не определенная индивидуальность интересует его, а социальное лицо персонажа, причем слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Видимо, не сама по себе нужна она для пьесы, а важно показать ее влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».

Критика

Пьеса А.Островского “Гроза”, является шедевром классической литературы и народным достоянием. Но этого нельзя было и предположить после прочтения пьесы в литературных кругах, а также  дебютной постановки её на сцене. Неоднозначно было принято не только само произведение, но и откровенный посыл автора в мир.

Н.А. Добролюбов          

Особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Почему именно Катерина была названа «лучом света»? Потому, что инстинктивный протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обреченности «тем­ного царства». «Известно, — утверждал Добролюбов, — что крайности отражаются крайностями и что са­мый сильный протест бывает тот, который подни­мается наконец из груди самых слабых и терпе­ливых». Образ Катерины в истолковании критика получал обобщающее значение — как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробу­диться в естественном стремлении народа к свободе, как свидетельство непримиримости его ко всем про­явлениям угнетения, несправедливости, к любым формам самодурства.

Добролюбов принял пьесу и прочувствовал её душой. Для него она стала одним из ярчайших отражений житейских и экономических отношений того времени. А поэтика Островского позволила в ярчайших красках передать весь русский реализм того времени. Добролюбов рассматривал скорее не духовную составляющую, а моральную суть всех героев пьесы. Критик бед поражен насколько точно Островский смог отразить вседозволенность одних и незнание личных прав иных. Для Добролюбова данная пьеса – это отражение юношеского бунтарства и протеста против устоев сословий. Он буквально прочувствовал реалии и жестокость судьбы вольнолюбивой Катерины. Всю подноготную религиозности и чопорности Кабановых.

Добролюбов смог уловить дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнетом сословий и обстоятельств.

Д.И. Писарев

Писарев видимо, максимально критично отнесся к драматизму и лиричности произведения. Поэтому там, где другие нашли бы своенравность духа героини и противостояние реалиям, нашел безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Писарев более радикален в своих высказываниях в сравнении с иными критиками, и в некоторых случаях создается впечатление, что он написал критический отзыв на положительную критику иных литературоведов. Конечно здесь сказалось и время написания критики к пьесе Островского «Гроза», в его время эпоха демократических взглядов пошла на спад. И рвение крестьян к равенству не было разумным в его критическом взгляде.

А.А. Григорьев

Так как Григорьев не являлся критиком, да и  не особо любил критиковать чужую работу. То в своих изречениях он больше высказывал собственное мнение о том или ином писателе, или же его творении. Это же относится и к пьесе «Гроза», Григорьев не только положительно отзывался о ней, но и призывал критиков обратить внимание на точно переданный дух народа в данном произведении.

Для него Островский стал повествователем жизни народа без прикрас и злой сатиры, но с небольшой долей юмора. По его мнению, никто так не отразил жизнь крестьян и купечества, да и трагизм пьесы для него будто ушел на второй план, оставив красоту и поэтику русской души.

Общая оценка в русской критике

Особое внимание приковывает тот факт, что данная пьеса вышла накануне отмены крепостного права. Видимо, возникавшие в преддверии данного события пересуды лишь обострили внимание критиков и литературоведов к данному произведению Островского. Пьеса в действительности оказалась резонансной не только по своему содержанию, но и по отзывам публики имевшей возможность с ней ознакомиться. Каждый нашел в ней что-то близкое себе, своим принципам и пониманию жизненного уклада. Но равнодушным пьеса “Гроза” не оставила никого.

Значение

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервой показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, отношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного.

Главная мысль «Грозы» содержится в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо существовать в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении.

А. Н. Островский вовремя заметил обреченность патриархального мира и решил показать это читателю в своей пьесе. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Она сметает все на своем пути. Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово «гроза» – ключевое для пьесы.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Островский – один из самых ярких национальных русских писателей. Изучив до глубины наиболее консервативные слои русской жизни, он сумел рассмотреть в этой жизни добрые и злые остатки старины. Он полнее других русских писателей познакомил нас с психологией и миросозерцанием русского человека.

Интересные факты

  1. Тайна грозы.

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

«Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! <…> дома-то я к образам да Богу молиться!»

Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Ка­банова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «про­светитель» из народа, Кулигин уверен, что гро­за — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.

Может быть, Катерина боится, потому что, как и Дикой, просто недостаточно образованна и ее представления — это на самом деле суеверия? Но дело в том, что гроза для Катерины — не научно объяснимое явление природы, но состоя­ние души, страх за свои собственные грехи  . Катерина боится не смерти, а са­мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо­гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по  калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подо­шло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».

  1. Первые слова пьесы.

 С чего начинается самая известная пьеса Островского? Если «Грозу» вы читали давно, а на сцене видели недавно, то вряд ли. Писатель и критик Татьяна Москвина однажды заметила, что в современных постанов­ках самая известная пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь­ко не так, как у самого драматурга  . Текст Островского начинается с песни:

«Кулигин (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»

«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, ко­то­рую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.

  1. Вера героев «Грозы».

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

«Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить».

Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот во­прос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писа­тель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими го­родами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистиче­ским отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и кото­рого может не хватить.

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

 «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».

Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».

  1. Возраст Кабанихи.

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указываю­щего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой герои­ни. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубо­кой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще моло­дой че­ловек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из пер­вых пьес Остров­ского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. По­сле 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

  1. Прошлая жизнь Катерины.

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы после­довательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.

Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно про­тивопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди сле­довали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

  1. Прототип главной героини.

Было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.

Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в «Грозе» Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что «Сон Катерины» был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 2.5k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *