👀 97 |

Кабаниха

История создания героя

Кадр из ф/с «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова

Первая редакция пьесы значительно отличалась от окончательного варианта. А. Н. Островский планировал создать комедию. Одним из персонажей произведения была помещица Ксанфиппа Дуловна, превратившаяся впоследствии в Кабаниху.

Описание героя

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаических понятий и правил поведения.

Кабаниха является одним из «столпов» провинциального города. Она стремится сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: беспрекословное подчинение старшим, неприятие новых идей, деспотические отношения в семье и т. д.

Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего-то не знают, никакого порядку». По ее мнению, первостепенное значение в жизни имеют обычаи времен Древней Руси, закрепленные в Домострое. Кабаниха уверена, что когда «старики перемрут» и «старина выведется», неизбежно наступит конец света.

 Главными жертвами властолюбивой старухи являются ее родной сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна каждый день с утра до вечера учит их жить. Часто она не может удержаться от ругани: «Дурак!».

Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына представляет собой сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его прощаться с женой согласно строгому порядку, установленному в незапамятные времена. Кабаниха твердо убеждена в необходимости наставлений. Под ее диктовку Тихон произносит смехотворные приказания Катерине: «Не груби [свекрови]!», «В окны не гляди!», «Не заглядывайся на парней!».

Кабаниха добилась полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабохарактерный сын превратился в «тряпку».

Марфа Игнатьевна – очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Ее отношение к прогрессу наглядно продемонстрировано автором в сцене беседы с безумной странницей Феклушей. Купчиха полностью разделяет взгляды собеседницы насчет недобрых знаков, свидетельствующих о близости Апокалипсиса: «огненного змия стали запрягать», «время-то короче становится».

Роль героя в произведении

Марфа Игнатьевна символизирует косность и отсталость провинциального общества. В пьесе она играет роль властолюбивого тирана, требующего от окружающих полного подчинения.

Кабаниха разрушает счастье родного сына. По ее вине Тихон стремится любой ценой хоть ненадолго вырваться из «кандалов», забывая о любимой жене.

Грубость, бесконечные нотации и придирки Марфы Игнатьевны косвенным образом толкают Катерину на измену мужу. Тем самым молодая женщина выражает протест против жизни в доме Кабанихи: «Кабы не свекровь!.. стены-то даже противны».

В конечном счете Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, успевшая ненадолго почувствовать себя свободной, уже не представляла себе, как будет жить дальше под гнетом злой и неуклонно сходящей с ума старухи.

Развитие героя по мере сюжета

Марфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей пьесы она лишь находит подтверждение своим навсегда устоявшимся взглядам. Кабаниха «в штыки» воспринимает любое отклонение от правил. Ей смешно смотреть на отношения сына с женой, их поведение и поступки.

Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заветами «предков»: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть…», «У старых людей на все приметы есть» и т. п. Признание Катерины в измене приводит к злорадному восклицанию Кабанихи: «Куда воля-то ведет! Говорила я…».

В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с открытым «бунтом» Тихона: «Вы ее погубили!». Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Она зловеще говорит сыну: «Ну, я с тобой дома поговорю». Можно предположить, что Кабаниха сделает сыну хорошее «внушение» и навсегда отобьет у него охоту к сопротивлению.

Отношение автора к герою

В произведении нет открыто высказанного авторского мнения о героях. Отношение Островского к Марфе Игнатьевне выражается через суждения других персонажей: «Хороша тоже и Кабаниха» (Шапкин); «ханжа… домашних заела» (Кулигин); «нашла место наставления читать» (Варвара); «сокрушила она меня» (Катерина). В этих метких характеристиках положительных героев пьесы писатель безусловно высказывает собственное мнение.

Экранизации

Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева.

В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа Варвара Массалитинова.

Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хорькова.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *