Кадр из ф/с «Гроза». Катерина — актриса Людмила Щербинина

Катерина Кабанова – жена Тихона, живущая вместе с мужем в доме его матери. Это молодая женщина, тяготящаяся жизнью с деспотичной свекровью. Замужество становится для Катерины настоящей «неволей». Она часто вспоминает о своем девичестве, когда жила, «точно птичка на воле».

Описание Катерины Кабановой

Катерина не столько любит своего слабохарактерного мужа, сколько испытывает к нему жалость. Тихон совершенно не оправдал ее ожиданий. Он не может защитить молодую жену от нападок злой матери. Молодая Кабанова очень религиозна. До замужества она «до смерти любила в церковь ходить». Катерина искренно считает грозу «божьей карой». Она всерьез воспринимает глупые пророчества сумасшедшей барыни.

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

В душе Катерины вступают в резкое противоречие ее богобоязненность и любовь к Борису. Женщина считает измену мужу одним из самых страшных грехов. Она всеми силами стремится подавить в себе стремление к свободе и избежать искушения. Катерина признается Варваре, что ей очень тяжело вести эту борьбу: «…хочу себя переломить, да не могу никак».

Смирная и кроткая на первый взгляд Катерина обладает решительным характером. Задолго до своей трагедии она произносит пророческую фразу: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Катерина смогла бы найти в себе силы для противостояния соблазну. К роковому решению ее подталкивают Варвара и Тихон. Дочь Кабанихи передает ключ от калитки в сад, а муж отказывается взять с жены «клятву страшную» о сохранении верности. После долгих размышлений Катерина делает свой выбор: «Будь что будет, а я Бориса увижу!». При этом она уже предчувствует свою неизбежную гибель.

Роль Катерины в произведении

Катерина играет главную роль в произведении. Можно согласиться с известной характеристикой этого образа Добролюбова: «луч света в темном царстве». Свободолюбивая женщина совершенно не «вписывается» в невежественное провинциальное общество. Ее измена мужу и самоубийство – протест против многочисленных запретов и ограничений, накладываемых на человека. При этом Катерину нельзя назвать безнравственной и развращенной. Она искренно верит в Бога и опасается его неминуемой кары за преступную любовную связь.

Катерина доведена до полного отчаяния жизнью в «клетке». Любовные отношения с Борисом представляются ей пусть кратковременной, но единственной возможностью вырваться на свободу.

Развитие героя по мере сюжета

Кадр из фильма «Гроза». 1933

На протяжении всего произведения можно выделить несколько ключевых сцен, оказавших огромное влияние на судьбу Катерины. Получив от Варвары ключ от калитки, Катерина в ходе тяжелой душевной борьбы принимает решение встреться с любимым. Этот поступок она уже расценивает в качестве преступления. На первом свидании Катерина еще пытается отвести от греха и себя, и Бориса: «Поди прочь, окаянный человек!». В конце концов женщина признает, что не может противостоять искушению: «Нет у меня воли». Если для Бориса начало любовного романа – наивысшее счастье, то Катерина уже предрекает свою гибель: «Нет, мне не жить!»

Главная трагедия Катерины происходит после возвращения Тихона. Она не может, подобно Варваре, спокойно продолжать тайную жизнь: «дрожит вся… бледная такая, мечется по дому». Чистая душа Катерины протестует против любого обмана. Невероятные душевные муки женщина может облегчить лишь чистосердечным признанием: «десять ночей я гуляла…». На последнем свидании Борис лишает Катерину последней надежды на счастье, отказываясь взять ее с собой в Сибирь. Это приводит ее к страшному заключению: «что домой, что в могилу!.. В могиле лучше…»

Катерина и Варвара. Иллюстрация С. Герасимова

Отношение Островского к Катерине

Во всех фразах и монологах Катерины явственно проявляется сочувственное отношение автора к несчастной женщине: «За что же ты меня обижаешь?»; «Так ты, Варя, жалеешь меня?»; «Батюшки мои, погибаю я!»; «горька неволя»; «так тяжело, что умереть легче!» и т. д.

Через остальных персонажей пьесы Островский также высказывает свою жалость: «Мать на нее нападает и ты тоже» (Варвара); «Вы ее совсем загубить хотите» (Кудряш); «как тень какая ходит, безответная» (Тихон); «Тяжело тебе, Катя!» (Борис); ее «душа теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин).

Прототипы Катерины

Согласно многочисленным свидетельствам современников, А. Н. Островский написал пьесу «Гроза» специально для своей возлюбленной – Л. П. Никулиной-Косицкой. Эта талантливая актриса Малого театра и послужила главным прототипом для создания образа главной героини произведения. Любовь Павловна Косицкая родилась в семье, находящейся в крепостной зависимости. Ее родители смогли выкупиться на волю, когда девочке было четырнадцать лет. Люба устроилась горничной в купеческую семью, где начала участвовать в постановках домашнего театра. Увлечение определило будущую профессию Косицкой. Она устроилась на работу в Нижегородской театр, а после окончания театрального училища была приглашена в Малый театр.

Любовь Павловна вышла замуж за коллегу – актера Никулина, но очень скоро охладела к нему. Знакомство с Островским и участие в спектаклях по его пьесам привело к возникновению любовного романа. В создании образа Катерины драматург использовал рассказы любимой женщины о своей нелегкой жизни. Особенно его интересовали мечты и переживания будущей актрисы и ее описания купеческого быта. Любовная трагедия Катерины, вероятно, основана на неудачном браке Косицкой.

Экранизации

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Катерины Кабановой исполнила ведущая актриса Малого театра В. Н. Пашенная. В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На главную роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа А. К. Тарасова, к тому времени уже снявшаяся в нескольких картинах. Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Малого театра Л. Н. Щербинина. Критики и зрители очень высоко оценили ее игру. Многие считают роль Катерины одной из лучших, эталонных работ Щербининой.

Для закрепления материала посмотрите наше иллюстрированное видео:


Список литературы
  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  3. Анастасьев, А. «Гроза» Островского / А. Анастасьев. — М.: Художественная литература. Москва, 2008.
  4. Ревякин, А. «Гроза» А. Н. Островского / А. Ревякин. — М.: Учпедгиз, 2013.
  5. Ревякин, А. И. «Гроза» А. Н. Островского: Пособие для учителей / А.И. Ревякин. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2005. «Гроза» А.Н.Островского // Литература в школе. 1984.
  6. А.И. Журавлева. «Гроза» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Глаша
Феклуша
Дикой
Кулигин
Кудряш
Варвара
Тихон
Кабаниха
Текст: Ирина Зарицкая, 6k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии