Смысл названия пьесы «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса

Не случайно, «Грозу» считают вершиной творчества А.Н. Островского. В этой пьесе ему удалось отобразить все перемены, которые происходили во второй половине 19 века. Об этом говорит и само название пьесы. Но если после грозы в природе происходит обновление, то в людской жизни часто всё остаётся без изменений.

Гроза в душе Катерины

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Во время всех описываемых событий гроза происходила не только в природе, а и в душе главной героини. Она была очень набожной девушкой, поэтому не могла себя простить за совершённый грех. Все время после измены Тихону, в Катерине боролись два чувства: она боялась гнева Кабанихи и страшилась Божьего возмездия за свои неугодные деяния. В итоге духовность девушки взяла верх. Она публично покаялась в совершённом грехе, оставляя себя на людской суд.

Никто из жителей Калинова не смог понять Катерину. Да и само признание не принесло ей долгожданного облегчения. Силы жить ей придавала любовь Бориса, но когда он показал своё истинное лицо, оставив свою возлюбленную с её бедой наедине, жизнь потеряла всяческий смысл. Не желая больше находиться в постылом ей мире, Катерина бросается в воды Волги. Ради свободы ей пришлось совершить ещё один грех. Гроза, разразившаяся в душе главной героини, освободила её от страха перед гневом Божьим и от оков калиновского мира.

Гроза как символ обновления

Старые традиции и порядки оказываются под угрозой разрушения после того, как в людях начинает просыпаться чувство собственного достоинства и желание быть свободными и независимыми.

Миру Кабановых и Диких остаётся недолго существовать после того, как в этом «тёмном царстве» появляется «светлый луч» в лице Катерины. Её протест выразился в предпочтении смерти той жизни, в которой нельзя быть самим собой, открыто любить и выражать свои мысли. Катерина – это первый отголосок той грозы, которая в скором времени потрясет все общество.

Тучи над прежними порядками уже давно сгущались. Подобные Кабанихе люди использовали основы Домостроя лишь для того, чтобы оправдать свой произвол и деспотизм. Новое поколение больше не считало неоспоримым законом эти правила жизни.

В природе после окончания грозы исчезает вся пыль, оживают растения, воздух становится чистым и свежим. Так и в обществе, гроза, начавшаяся одиночным протестом Катерины, тоже приведёт к обновлению. Наступит долгожданная свобода и независимость, сменив жестокие и бесчеловечные порядки.

Смысл названия пьесы

Название «Гроза» указывает на идейный замысел автора. Не случайно, это слово неоднократно употребляется в произведении в прямом и переносном смысле. Уже в первом действии на фоне происходящих событий раздаются звуки грома, которые ужасно пугают Катерину, пророча ей скорую погибель. Позже именно гроза заставляет главную героиню покаяться в совершенном грехе. В этом же действии пьесы состоится разговор Дикого и Кулигина о грозе, где в их отношении к этому природному явлению раскрываются два противоположных мировоззрения. Для Кулигина гроза – это всего лишь электричество, а для Дикого – кара Божья.

Таким образом, придавая разные смысловые оттенки понятию грозы, Островский концентрирует на ней внимание читателя, словно предлагая ему задуматься, почему у произведения именно такое название. Дальнейшим развитием событий, включающих в себя и гибель Катерины, и протест Тихона, и побег Варвары из родного дома, автор говорит о неизбежности разрушительной грозы над жестоким миром, где всем заправляют одни Кабановы и Дикие.


«Гроза» — это одно из самых ярких произведений, написанных рукою А.Н. Островского. Оно была написано во времена значительных перемен, происходящих в русском обществе. И не случайно, автор выбрал именно такое название для своей пьесы.

В слове «гроза» скрыт большой смысл. Здесь гроза – это не только устрашающее природное явление, это ещё и символ неизбежных перемен в тёмном царстве, в том образе жизни, который установился уже несколько веков назад в России.

Символизм грозы в пьесе

Иллюстрация С. Герасимова

На фоне прекрасной спокойной природы изображается невыносимая жизнь людей, несогласных с порядками «Домостроя». Главная героиня не в силах больше терпеть унижения своей свекрови, она устала жить в постоянном гнёте, покорно подчиняясь чужой воле. Этому свидетельствуют и изменения в природе: деревья начинают волноваться, темнеет небо, приближается гроза. Всё это выступает в роли предвестника каких-то ужасных событий.

Впервые слово «гроза» упоминается в сцене отъезда Тихона из родного дома. Он говорит о том, что две недели над ним не будет никакой грозы. Он всегда радуется таким поездкам, потому что мечтает, хоть ненадолго вырваться из-под власти своей деспотичной матушки, почувствовать себя свободным человеком.

Для Тихона гроза означает тиранию матери, боязнь перед ней, опасение наказания. И, кроме этого, он считает грозу – Божьей карой за совершённые грехи, как и все жители Калинова. В том числе, и Катерина, которая осознаёт, что любовь к Борису – это большой грех, но ничего не может с собой поделать.

Гроза как природное и общественное явление

В природе гроза уже началась, а в обществе – ещё нет, но уже становится неспокойно, всё говорит о грядущих переменах. С этой точки зрения гроза – знамение предстоящего конфликта и его разрешения. Катерине надоело подчиняться чужой воле, она устала бороться за своё право быть счастливой и свободной.

Именно гроза послужила толчком к развязке конфликта. Катерина приняла удары грома, после появления сумасшедшей барыни, за знак свыше, который пророчил ей скорую погибель. Она была очень набожной и глубоко верующей натурой, поэтому не могла спокойно жить с таким грехом на душе. Не желая больше мириться с подневольным существованием и испытывать муки совести, Катерина бросилась в волны Волги. Она предпочла смерть лживой и лицемерной жизни «темного царства».

Гроза как символ любви

У слова «гроза» в названии пьесы много значений. Кроме всего вышеперечисленного, она ещё является и символом любви Катерины к Борису. Их взаимоотношения такие же непостоянные и неспокойные, как никому неподвластная природная стихия. Эта любовь не приносит никому радости – ни Борису, ни Катерине. Как и гроза, она несёт только одно разрушение.

Катерина – замужняя женщина, которая поклялась своему мужу в верности перед Богом. Она не должна ему изменять, но так и не смогла полюбить того, кто не может даже защитить свою женщину. Со временем нерастраченная теплота нашла себе применение, жаждущая любви Катерина встретила Бориса, и сразу же в него влюбилась. Он был единственным человеком, который смог понять её. Однако их взаимоотношения были обречены. Борис был слишком нерешительным, он не осмелился перечить своему дяде, от которого полностью зависел. Возможно, он даже не любил Катерину на самом деле, потому что ради сильного чувства можно пожертвовать всем в жизни. В итоге он просто посоветовал ей покорить судьбе, и оставил её совсем одну, покинув Калинов в самый ответственный момент.

Вывод

Таким образом, при помощи образа грозы, А.Н. Островский показал, что общество, живущее по законам, которые лишают человека свободы и права на проявление своих чувств, обречено на гибель. Перемены в таком мире неизбежны, как обновление природы после грозы. И этим символическим сравнением автор выразил свои надежды относительно необходимых изменений в современной ему России.


«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островского. Оно создано в 1859 году – в период кардинальных перемен в российском обществе. Поэтому, не удивительно, что именно такое название дал своему произведению автор. Слово «гроза» имеет несколько значений в пьесе. Во-первых, это явление природы, во-вторых, символ надвигающихся перемен в «темном царстве» — многовековом общественном укладе в России.

Конфликт в произведении

Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова

В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.

Первым произносит слово «гроза» Тихон, называя так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикой, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии как наказание. Боязнь божественного возмездия устрашает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, которая осознает греховность своей связи с Борисом.

Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.

Гроза в обществе

Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина больше не способна жить по старым домостроевским принципам, она жаждет свободы, но сил бороться с системой у нее больше нет. Раскаты грома предсказывают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей барыни явилось толчком к развязке событий.

Катерина напугана, так как она глубоковерующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.

Гроза как знак любви

Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности. Любил ли он девушку на самом деле? Мне кажется, нет. Иначе он с легкостью пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Свои чувства об обменял на наследство, которого все равно не получит.

Эпилог

Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но, если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни на них остается только надеяться. Но, скорее всего, все останется на своих местах.


Список использованной литературы
  1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 1998 г.
  2. Островский А.Н. Гроза // Собрание сочинений: В 10 т./ ред. В. Пересыпкина; М.: Изд-во «Художественная литература», 1972 г.
  3. Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
  4. Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
  5. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.
  6. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. — 1967 г.
  7. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 2003 г.

Даниил Романович | Просмотров: 1.2k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *