Кирила Петрович Троекуров •
главный герой
💡
Кирила Петрович Троекуров – типичный русский барин «старой закалки». Это человек, который считает, что обладает безграничной властью не только над своими крепостными людьми, но и над всеми соседними дворянами. Эта уверенность в значительной степени обусловлена социальным положением: «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес…».
Описание Кирилы Троекурова
Троекуров – ограниченный в умственном отношении человек. Его главные развлечения: пьянство, обильная еда, грубые шутки над гостями, охота. Кирила Петрович часто задает шумные пиры, на которых чувствует себя настоящим королем. Троекуров – развратный человек, устроивший для себя целый гарем из «шестнадцати горничных».
Стоит заметить, что от природы Кирила Петрович обладает добрым сердцем. Его действительно «испортили» богатство и власть. На формирование характера Троекурова также повлиял его «пылкий нрав». Окружающие постоянно находятся в страхе, что он по любой незначительной причине может выйти из себя.
О «злодействах» Троекурова Пушкин упоминает лишь косвенно, но и на основании этих замечаний можно представить, какой страх он нагонял на соседей. В начале конфликта с Дубровским Кирила Петрович планирует напасть на Кистеневку и «разорить ее дотла»: «таковые подвиги были ему не в диковину». Степень влияния Кирилы Петровича ярко изображена автором в сцене последнего судебного заседания. Все члены суда встречают его с «изъявлениями глубоко подобострастия». Ни у кого из присутствующих, за исключением Дубровского, нет никаких сомнений в том, кто выиграет тяжбу.
Положительные качества Кирилы Петровича проявляются в его отношениях с Андреем Гавриловичем Дубровским. Бедный приятель – единственный человек на всю округу, который дорожит своей честью и не боится высказывать собственное мнение. Троекуров безгранично уважает его за это. Смягчает образ жестокого крепостника его отношение к детям. Кирила Петрович «до безумия» любит свою дочь, напоминающую ему умершую жену. Также он усыновляет ребенка от одной из своих «любовных рабынь».
Роль Кирилы Петровича в произведении
Кирила Петрович играет одну из основных ролей в сюжете романа. Его буйный нрав приводит к смерти старого товарища. Троекуров – косвенной виновник «превращения» легкомысленного гвардейского офицера в разбойника. Наконец, Кирила Петрович обрекает горячо любимую дочь на тяжелую жизнь с нелюбимым мужем.
Развитие героя по мере сюжета
Пожилой Кирила Петрович уже не может измениться. Его характер давно сформировался под влиянием многолетнего ощущения всесилия. Тем не менее, по ходу развития сюжета он совершает некоторые поступки, несвойственные надменному барину.
Припадок сумасшествия Андрея Гавриловича после оглашения судебного решения и его тяжелая болезнь производят большое впечатление на Троекурова. Несколько дней в его душе идет борьба между гордостью и чувством сострадания к лучшему другу. В конце концов победу одерживают «чувства более благородные». Попытка сделать первый шаг к примирению идет вразрез со всей жизненной философией всесильного барина.
Нехарактерно для Троекурова и его поведение после неудавшейся «шутки» с медведем. Жалкий француз, человек низкого происхождения, слуга осмеливается убить «любимую игрушку» Кирилы Петровича. Но хозяин не только не наказывает Дефоржа, но хвалит его в присутствии своих людей: «Каков молодец!». В финале автор предоставляет Троекурову еще одну возможность проявить свои положительные качества и отменить решение о браке дочери с князем Верейским. На этот раз Кирила Петрович, к сожалению, проявляет упорство и непреклонность. Он «был тронут» слезами и мольбами Маши, но «скрыл свое смущение».
Отношение автора к Кирилу Троекурову
Отношение Пушкина к своему герою довольно-таки неоднозначное. Автор часто намекает читателю, что характер Троекурова сформировался под влиянием среды, его породившей. Обладая огромным богатством и влиянием, он попросту не мог быть другим человеком. Пушкин неоднократно подчеркивает врожденную доброту души Кирилы Петровича: «от природы не был он корыстолюбив», «совесть его роптала». Грубость и властолюбие Троекурова не способны до конца истребить в нем «чувства более благородные». Кирила Петрович обладает многосторонним характером. Он способен по достоинству оценить независимость Андрея Гавриловича, мужество Дефоржа, дерзость и смелость разбойника Дубровского. При этом Троекуров затевает судебную тяжбу с лучшим другом, устраивает для француза унизительное испытание на смелость, принуждает любимую дочь заключить неравный брак. Можно сделать вывод, что в образе Троекурова отражается трагедия всей верхушки помещиков. Большинство из них – хорошие и добрые люди. «Злодеями» они становятся исключительно по причине обладания ничем не ограниченной властью.
Прототипы
Троекуров – собирательный образ всесильного русского барина. В его создании А. С. Пушкин использовал черты многих известных ему помещиков. Фамилию этот герой, вероятно, получил от нижегородского помещика Ивана Федоровича Троекурова. Некоторыми чертами характера Кирила Петрович напоминает двоюродного деда поэта – Петра Абрамовича Ганнибала. Один из возможных прототипов, нижегородский помещик Иван Федорович Троекуров, владел огромными вотчинами. Естественно, богатство обеспечивало ему авторитет и влияние. Пушкин мог использовать в работе над романом рассказы и слухи об этом человеке. Другим потенциальным прототипом Кирилы Петровича считается Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный дед поэта отличался необузданностью темперамента, властностью, и, как это ни странно, «чадолюбием». Все эти черты нашли свое выражение в образе литературного героя.
Экранизации
В фильме режиссера А. В. Ивановского «Дубровский» (1936 г.) роль Кирилы Петровича исполнил актер ленинградского Большого драматического театра Н. Ф. Монахов. В экранизации 1988 г. («Благородный разбойник Владимир Дубровский», режиссер В. А. Никифоров) на роль Троекурова был приглашен Народный артист СССР В. Я. Самойлов. Знаменитый артист великолепно справился с возложенной на него задачей. Созданный им образ несколько отличается от литературного. Троекуров в исполнении Самойлова – жестокий и мстительный барин, в котором трудно найти положительные черты. Это представление усиливается несколькими дополнительными сценами крайне жестокого обращения с крестьянами, которых нет в пушкинском романе. По многочисленным зрительским отзывам Самойлов настолько убедительно и правдоподобно вжился в образ крепостника, что даже вызывает к себе в этой картине настоящую ненависть.
Список литературы
- Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1974.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. — №7.
- Соболева Т.П. Повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Издательство академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963. — 116 с.