Трофимов •
второстепенный герой
💡
Петр Сергеевич Трофимов — один из персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»; «вечный студент», которого уже два раза выгоняли из университета.
Описание героя
Петр Сергеевич — сын аптекаря. Ему около двадцати семи лет. Он носит очки; всегда одет в «поношенный студенческий мундир». По словам самого Трофимова, однажды он услышал в свой адрес такую характеристику: «Облезлый барин». Раневская называет поклонника дочери Ани «чистюлькой, смешным чудаком, уродом», «недотепой», который не в состоянии завести настоящий роман с женщиной.
Трофимов — бывший учитель погибшего сына Раневской Гриши. Это очень умный образованный человек. Через Петра Сергеевича Чехов высказывает собственные мысли о бездеятельности русской интеллигенции, необходимости работать, повышать свой культурный уровень и т. д.
В разговоре с Аней Петр Сергеевич утверждает, что «искупить наше прошлое [столетия деспотизма и крепостничества]… можно только… необычайным, непрерывным трудом». Он призывает девушку к свободе и предсказывает ей неизбежное счастливое будущее. Петр Сергеевич влюблен в Аню, но сам понимает у «вечного студента» нет никаких шансов взять ее в жены. Его слова «Мы выше любви!» выглядят попыткой оправдания за свое неопределенное положение и бедность.
Трофимов горд и самолюбив. Несмотря на крайнюю бедность, он, отправляясь вновь в Москву учиться, отказывается от предложенных Лопахиным денег, заявляя: «Я свободный человек!». Упоминание о том, что Трофимова дважды выгоняли из университета — возможной намек на его революционную деятельность. «Вечный студент» высказывает мысли, характерные для русских радикалов XIX века: «…мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку» (ср. с «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева).
Роль героя в произведении
Образ Трофимова связан с перспективой будущего, предчувствием «новой жизни» и устремленностью к ней. Горячие речи Петра Сергеевича отличаются «идейной наивностью», иллюзорностью и несостоятельностью. Из всех героев пьесы к ним всерьез относится лишь семнадцатилетняя Аня.
Многие критики считали Трофимова недостаточно энергичным и «бодрым» персонажем. Это моралист и проповедник возвышенных идей, а не практический деятель. У «вечного студента» нет никакой четкой программы действий. Ее заменяют молодая самонадеянность и убежденность в неизбежности наступления счастливого будущего. Единственный твердый постулат Трофимова — отрицание прошлого, т. е. дворянской крепостнической России.
А. С. Суворин писал о Трофимове: «Интеллигенция… говорит хорошие речи, приглашает на новую жизнь, а у самой нет хороших калош». Горький характеризовал его так: «дрянненький студент»; пассивный, много говорящий, но ничего не делающий и ненужный герой.
Отношения автора к герою
Чехов относится к Трофимову одновременно с сочувствием и скепсисом. Петр Сергеевич — единственный герой пьесы, который осознает коренные общественные недостатки: неустроенность жизни, бесполезность интеллигенции, праздность дворянства. Он призывает к ликвидации эксплуататорских порядков и построению новой жизни на разумных и гуманных основах. При этом «вечный студент» молод и слишком неопытен в жизни. Он бессилен против тех сил, которые собирается ниспровергать. Автор не верит, что Трофимов действительно сможет одержать победу над формировавшимися веками устоями.
Прототипы
Литературным предшественником Трофимова является Саша из чеховского рассказа «Невеста». В 1914 г. К. С. Станиславский вспоминал, как Чехов убедил одного сына горничной бросить службу в конторе и поступить в университет. Он утверждал, что «некоторые черты этого юноши, его угловатость, его пасмурную внешность облезлого барина» были внесены писателем в образ Трофимова.
Литература
- Галкин А. Б. Герои и сюжеты русской литературы. — М., 2012.
- Кантор В. К. Русская классика, или Бытие России. — М.; СПб., 2014.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Этюды о творчестве А. П. Чехова // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. — СПб., 2002.
- Паперный З. С. Записные книжки Чехова. — М., 1976.
- Полоцкая Э. А. Вступительная статья к примечаниям; И. Ю Твердохлебов, Э. А. Полоцкая. Комментарии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 13. Пьесы (1895-1904). — М., 1986.
- Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972.
- Станиславский К. С. А. П. Чехов в художественном театре // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — 1986.
- Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. П. Чехова. — Таганрог, 2012.
- Энциклопедия литературных героев. — М., 1997.