Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» погружает читателя в трагическую эпоху исторического излома, круто изменившего традиционный уклад жизни донских казаков. Первая мировая война, Революция, Гражданская война словно испытывают в человеке его нравственные качества, способность любить, сострадать, быть милосердным. Неслучайно особое место занимает на страницах шолоховского произведения образ любви, причём это не только чувство между мужчиной и женщиной. Образ любви наполняется более глубоким содержанием и предстаёт в разных ипостасях. Это и любовь материнская, любовь к родному дому и родной земле, любовь к Отечеству. Чтобы с этой работой справиться, нужно определиться, о чём вы будете писать, к какому материалу обратитесь.
Во-первых, говоря о проявлении материнской любви, обратитесь к образу старой Ильиничны, в которой это чувство выражено наиболее ярко. Старая казачка – мудрая хранительница семейного очага, продолжательница рода. Ей немало выпало от мужа, но она сохранила верность долгу, семье, детям, не возроптала. В ней заложено великое чувство материнства, любви к сыновьям и дочери. Именно оно заставляет Ильиничну осудить насилие и жестокость. Ни на минуту не исчезает любовь к Григорию: до последней минуты она ждёт любимого сына, хочет увидеть его в последний миг жизни.
Во-вторых, вы будете говорить о любви, которая в годину испытаний приобретает драматический, трагический характер. В этой части сочинения вам нужно будет обратиться к таким женским образам, как Аксинья Астахова и Наталья Мелехова. Обе эти женщины любят Григория. Поэтому необходимо показать, в чём разница испытываемого ими чувства. Эти героини друг другу ярко противопоставлены.
Наталья. Воплощает в себе идею семьи, дома. Её любовь глубокая и целомудренная. Автор рисует Наталью с нескрываемой симпатией и сочувствием: ему близка её цельность, чистота, верность, преданность одному-единственному мужчине, которого она любила до конца жизни, оборвавшейся так рано и нелепо. Наталья вся в стихии дома, она любящая жена и мать. Её любовь проникнута чистой внутренней красотой.
Аксинья. Любовь Аксиньи другая. Это страсть, в которой сначала видится что-то порочное (этот эпитет не раз употребляется писателем, когда он говорит об Аксинье, её красоте, её чувстве). В своей любви женщина неистова, она отстаивает своё чувство. Это чувство меняется к концу романа, когда Аксинья словно избавляется от эгоистического начала, а думает в первую очередь о Григории, о его осиротевших детях. Происходят внутренние изменения в душе героини. Она становится похожей на ребёнка, ведёт себя по-детски. Но в трагическом мире любовь оказывается не защищённой от пули.
В сочинении упомяните о взаимоотношениях Дарьи и Петра, в которых нет глубокого чувства. Смерть первенца, гибель мужа ломают Дарью, толкают к беспутству и разврату, к убийству из мести. А потому трагический конец молодой женщины предопределён, он не становится для читателя неожиданностью.
Можно рассказать и о первой любви Дуняшки Мелеховой, которая не отказывается от неё и вопреки всему упрямо отстаивает своё право любить того, кого выбрало её сердце. Однако неизвестно, как сложится судьба героини с мужем Михаилом Кошевым.
В финале работы поразмышляйте о том, что любовь в страшном, расколотом братоубийственной войной мире всё же не исчезает, она словно помогает людям опомниться, вернуться к непреложным вечным истинам, которые забыты ими в кровавой, бессмысленной бойне.
Вариант сочинения
В «Тихом Доне» М. А. Шолохову удалось мастерски изобразить сложное переплетение отдельных человеческих судеб с грандиозными историческими событиями. Всеобщий хаос, насилие и жестокость не могут убить в людях стремление к нормальной жизни, забыть о естественных чувствах и желаниях.
Любовь — одно из сильнейших человеческих чувств. Сохраняя способность по-настоящему любить, главные герои произведения доказывают, что животные инстинкты так и не могут одержать победу над их душами. Речь идет не только о чувствах к женщине, которые могут принять низменную форму. Любовь в романе представлена в своем высшем значении. Она проявляется в доброте, сострадании, самоотверженности по отношению к окружающим и близким, даже к врагам.
Настоящим испытанием на прочность становится для любви война. В атмосфере вседозволенности и безнаказанности очень легко утратить человеческое достоинство. Многие персонажи романа так и поступают. Но для главных героев любовь становится залогом и спасительной надеждой на возвращение к нормальной жизни, прочным фундаментом для будущего неизбежного периода «собирания камней».
Ярче всего любовная тема раскрывается в отношениях Григория Мелехова, Натальи и Аксиньи. Григорий разрывается между двумя женщинами, которые в свою очередь безумно и преданно любят его одного.
Самой чистой, искренней и самоотверженной выглядит любовь Натальи. Робкая девушка просто светится от счастья в ожидании свадьбы. Несмотря на измены и осуждение окружающих, она хранит беззаветную преданность мужу. Наталья трогательно пытается вернуть Григория, когда он уходит из дома к Аксинье: «Гришенька, родимый!».
Из-за Григория вся жизнь Натальи искалечена в прямом и переносном смысле. Женщину рано состарили горечь от равнодушия мужа («на пожелтевших щеках ее… чахнул неяркий румянец») и следы неудачной попытки самоубийства («шею-то у тебя покривило»). В порыве отчаяния Наталья проклинает Григория и избавляется от его ребенка, но перед смертью не перестает думать о любимом.
Любовь Аксиньи значительно сложнее для понимания. Григорий был для нее не первым и не последним. Тяжелая жизнь с нелюбимым мужем приучила Аксинью стойко переносить все страдания. Однако молодой парень пробудил в ней давно позабытые надежды на другую, счастливую жизнь. Женщина «бешено целует лицо его, шею, руки… задыхаясь, шепчет: «Гриша, дружечка моя… родимый…»».
Аксинья намного сильнее беззащитной Натальи. Не задумываясь, она вступает в борьбу за любимого человека и одерживает победу. Только смерть долгожданного ребенка от Григория надламывает стойкость Аксиньи и заставляет уступить Листницкому.
Аксинье удается пережить Наталью и окончательно завладеть Григорием, но ее случайная и бессмысленная гибель становится последней насмешкой судьбы над несчастной женщиной.
Любовь к Григорию роковым образом переламывает жизни двух женщин. Об этом красноречиво свидетельствует сцена разговора между Аксиньей и Натальей: «Я мучаюсь — тебе хорошо, ты мучаешься — мне хорошо… Одного ить делим?».
Большое значение в романе имеет образ Дарьи Мелеховой. На первый взгляд это просто распущенная женщина, с легкостью изменяющая мужу с первым попавшимся мужчиной. Однако в этом персонаже заложен более глубокий трагический смысл.
Дарья олицетворяет собой всех женщин, которые были разлучены войной с любимыми людьми. Она молода и здорова, но вынуждена долгое время как-то обходиться «без казака». За развратным поведением Дарьи скрывается неосознанное чувство материнства и желание продолжения рода.
Самоубийство Дарьи во избежание позора — закономерное явление, отвечающее духу эпохи. Массовое распространение венерических болезней стало еще одним негативным последствием беспорядочной жизни, воцарившейся с началом Первой мировой войны.
Собирательным образом. отразившим судьбу всех несчастных матерей, в романе является Ильинична. Для нее превыше военных побед и поражений остается любовь к родным детям и забота об их счастье.
Пережив смерти мужа и старшего сына, Ильинична сосредоточивает все свое внимание на Дуне и Григории. Она не скрывает своего негативного отношения к Кошевому, но «скрепя сердце» соглашается на его брак со своей единственной дочерью.
Устроив судьбу Дуни, Ильинична чувствует себя лишней. Ее единственной, удерживающей в жизни целью остается увидеть перед смертью сына. Одним из самых сильных и берущих за душу мест романа становится тоскливый зов бедной матери, направленный в степь: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!..».
Финальной любовной темой становится союз Дуни Мелеховой с Михаилом Кошевым. Брак непримиримого большевика с представительницей «мелеховской контровой породы» свидетельствует о том, что политика никогда не одержит верх над чувствами людей. Новобрачные были вынуждены пойти на взаимные уступки: Мишка согласился на церковное венчание, Дуняшка уступала любимому в семейных разногласиях по поводу новой жизни.
В совместной жизни Михаила и Дуни, конечно, будет еще много ссор и попреков. Однако их пример доказывает, что только любовь может стать прочным основанием для возвращения к нормальным человеческим отношениям.