«Маленький человек» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Выражение «маленький человек» употребляется в широком смысле: «маленький», то есть незаметный, незначительный, ничтожный, даже жалкий. «Маленький человек» – персонаж произведения, с которым никто не считается, которого никто не ценит, над которым каждый позволяет себе издеваться. Да он и сам понимает свою жалкость и стремится изменить своё положение, но никогда не достигает успеха.
Тема судьбы «маленького человека» – одна из магистральных в русской литературе. Её осмысление и раскрытие связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и другими писателями, сказавшими своё слово в защиту тех, кто лишён средств к существованию, унижен и беззащитен, доведён до отчаяния.
Достоевский в этом ряду занимает особенное место, поскольку его произведения стали словом писателя-гуманиста, сказанным в защиту «маленького человека». В мире Достоевского эти люди называются «бедными», «униженными и оскорблёнными».
План сочинения
- Тема «маленького человека» в творчестве Ф. Достоевского.
- «Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание».
- Образ Петербурга, развенчание пушкинского «града Петрова», продолжение и углубление трагической темы Петербурга в творчестве Гоголя. (Резкая антитеза, рассекающая Петербург Достоевского на два противостоящих мира. Петербургский пейзаж, петербургские углы, уличные сцены, трагедии).
- Тема детских страданий, детских слёз, детской чистой души – обвинение преступному, несправедливому миру.
- Семья Мармеладовых – фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного общества (жизненный тупик, безвыходность положения Мармеладова, нищета, противопоставленная бедности, – открытие Достоевским последней ступени обездоленности «маленького человека»; трагическая судьба Катерины Ивановны; Сонечка как апофеоз страдания и самопожертвования, пример высочайшего подвижничества, полного отречения от собственной личности, забвения своих интересов).
- Судьба матери и дочери Раскольниковых, их нравственная высота, духовное богатство этих «маленьких людей».
- Загубленная жизнь кроткой Лизаветы, совершенно беззащитной, безропотно принимающей свой жребий.
- «Преступление и наказание» — роман-обвинение «жестокому веку», страстное слово заступничества за «маленького человека». Бескомпромиссность гуманизма Ф.М. Достоевского.
Рекомендуем перечитать ряд эпизодов романа, на которые вы будете ссылаться при написании сочинений:
- городской пейзаж, квартира Раскольникова (ч.1, глава I);
- исповедь Мармеладова, квартира Мармеладова, описание детей (ч.1, глава II);
- письмо матери Раскольникова (ч.1, глава III);
- пьяная девочка на бульваре (ч.1, глава IV);
- убийство старухи и её сестры Лизаветы (ч.1, глава VII);
- распивочные, толпы женщин, самоубийство женщины (ч.2, глава IV);
- смерть Мармеладова, появление Сони (часть 2, глава VII);
- Катерина Ивановна с детьми на улице, смерть Катерины Ивановны (ч.5, глава V).
Лексика
удушливая скученность толпы, духовное одиночество каждого человека, неразрешимость жизненных противоречий, загнанные в жизненный тупик, страшная нищета, унижение и оскорбление человеческого достоинства, надругательство над человеком, мир ненависти и вражды, неустроенность и скудность человеческого существования, атмосфера безысходности, живая боль за человека, отрицание мира, в котором человеку «некуда больше идти».
Несколько замечаний, которые нужно принять во внимание, работая над текстом сочинения.
- Обратите внимание на особое место детских страданий в раскрытии темы. Для Достоевского ребёнок – воплощение чистоты, сердечности, чувствительности к добру и злу. Если кто-то из героев ведёт себя по-детски, если в портрете героя отмечены черты детскости (у Сони, Лизаветы), то это становится критерием нравственной оценки человека, а не просто его возрастной характеристикой. Страдание детей становится особенно ужасающим свидетельством существующего в обществе равнодушия, насилия, жестокости, приговором этому миру, в котором льются детские слёзы.
- «Маленький человек» у Достоевского в социальном отношении намного «меньше», чем, например, у Гоголя. Он находится уже не в состоянии бедности, а в состоянии нищеты. Об этом говорит Мармеладов: «Бедность не порок, это истина…Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с… За нищету метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
- «Маленький человек» в мире писателя унижен до предела, он утратил чувство собственного достоинства и надежду на жалость и сострадание других людей.
- Безвыходное положение «маленького человека» иллюстрирует трагическая судьба Катерины Ивановны, которая становится символом человеческого удела, страшной участи человека вообще. Беспредельность страдания заставляет её усомниться если не в существовании Бога, то в его милосердии.
- Лизавета и Соня, которых Раскольников называет кроткими, – носительницы активного деятельного добра и высшего духовного начала, евангельской истины. В них писатель видит ответ на вопрос: «Что делать несчастным, измученным обстоятельствами жизни людям?» Именно эти героини указывают на высочайший нравственный выбор — это путь религиозного смирения, веры в Бога, страдания и сострадания.
Заключительная часть сочинения
В финале своей работы вы должны прийти к выводу о том, что судьба «маленького человека» неразрывно связана с главным героем романа Родионом Раскольниковым, с его теорией. Порок, нравственная деградация и страдание связываются в единое целое в существующем мире и порождают теорию героя, что переводит роман из социального плана в философский. Раскольников, постоянно сталкиваясь с человеческим горем, приходит к выводу о необходимости изменения несправедливого, жестокого мира, обрекающего «маленького человека» на страдание. С этой целью он вынашивает свою идею, по которой и собирается совершенствовать мир, избавляя от страданий людей, доведённых до отчаяния.
Вариант сочинения
Тема «маленького человека» — магистральная в русской классической литературе. В числе тех, кто обращался к ней, можно назвать А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. Каждый из писателей по-своему решает её. Особое внимание было уделено теме «маленького человека» в произведениях Достоевского, в том числе в романе «Преступление и наказание».
Тема «маленького человека» входит в это произведение с первых же страниц, когда читатель вместе с героем погружается в атмосферу петербургских улиц — пыльных, душных, заполненных людьми, жизнь которых тяжела и беспросветна. Глазами Родиона Раскольникова мы видим людей, которых жизнь не щадит.
Один из таких персонажей – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной. Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладовых кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. Попавший в квартиру Мармеладова Раскольников видит ужасающую нищету, голодных, полуодетых детей, больную чахоткой Катерину Ивановну, которая не может смириться с ужасом нищеты, в которой живёт она и дети. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии, говорит о своих аристократических связях и мечтает об открытии пансиона. Но всё это мечты, которым не суждено сбыться. Всему этому несчастному семейству закрыты выходы из нищеты и унижения. Поэтому нам понятно отчаяние Мармеладова, который восклицает: «Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Положение самого Раскольникова не менее бедственно. Он нищий студент, бросивший университет, едва сводящий концы с концами. Безвыходное положение усугубляется тем, что Родион, старший сын в семье, не может помочь ни любимой матери, ни сестре Дуне. Письмо матери, которое читает молодой человек, раскрывает ему всю меру страданий близких людей: их беспросветной бедности, об оскорблениях, перенесённых Дуней в доме Свидригайлова, о её решении выйти замуж за Лужина, чтобы спасти мать и брата от неотвратимых несчастий. Всё это толкает героя к бунту против общества, в котором так страдает и мучается «маленький человек», которого некому защитить.
Трагична судьба ещё одной героини — это Лизавета, сестра старухи процентщицы. Безответная, добрая женщина живёт в полном подчинении сестре. Она кротко несёт свой крест, а потом также безропотно принимает свой жребий. Погибает молча, даже не вскрикнув. Неслучайно Достоевский сравнивал ей с ребёнком — настолько чиста и беззащитна её душа.
Старшая дочь Мармеладова — Соня — спасает от голодной смерти семью, живя по «жёлтому билету». Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести веру в Бога.
В романе «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского, попав в страшные жизненные обстоятельства, ведут себя очень по-разному. Спивается и погибает раздавленной лошадью Мармеладов, неспособный ничего изменить, умирает измученная Катерина Ивановна, которая говорит о себе как о надорвавшейся кляче, но при этом не отказавшаяся от своей непомерной гордыни. Не сгибаются под ударами судьбы мать и дочь Раскольниковы, в которых привлекает нравственная чистота и духовная глубина. Соня Мармеладова — сильная и активная натура, а не бессловесная жертва. Именно ей дано переплавить страдание в веру, в деятельную любовь к ближнему, к Родиону Раскольникову. Сам же герой, который сталкивается с несправедливым и жестоким миром, приходит к выводу о необходимости изменить его, чтобы избавить от страданий людей, доведённых до отчаяния.
Роман «Преступление и наказание» стал романом-обвинением, страстным словом писателя в защиту «маленького человека», страдающего безмерно, что и делает Ф.М. Достоевского великим гуманистом.
Очень помогло. Спасиба