Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Чтобы раскрыть данную тему, необходимо понимать некоторые особенности в подходе писателя к созданию образа главного героя романа.

Так, Достоевский очень мало сообщает о прошлом Раскольникова: у него есть мать и сестра, отец и младший брат умерли, родился и вырос он в маленьком провинциальном городке, теперь три года учится в Петербурге на юридическом факультете университета. Хотел жениться на дочери хозяйки из сострадания к ней, помогал университетскому товарищу, больному чахоткой, а после его смерти помогал его отцу, которого похоронил на свои скудные средства, спас детей на пожаре. Все эти сведения рассыпаны по роману, о некоторых из них мы узнаём только из эпилога.

Равнодушие Достоевского к прошлому героя можно объяснить очень просто: писателя интересует природа человека, а не его биография. Познание человеческой души, проникновение в её тайны давало возможности определить пути нравственного возрождения человека. Формой внутреннего движения героя является не эволюция, а непрерывные метания между рассудком и чувствами, одолевающими его. Достоевского интересует не столько история Раскольникова, сколько его идея.

Развёрнутый план-конспект для работы над сочинением

  1. Духовная значительность Раскольникова, отзывчивость на чужое горе. Постоянные встречи – пересечения его судьбы с судьбами городских горемык. Самоотречение Раскольникова, роднящее его с Соней.
  2. «Сны» Раскольникова как отражение единства его реальной и «подсознательной» жизни, постоянных возвратов в прошлое, стремление вобрать в своё «я» весь мир.
  3. Нравственно-философские искания Раскольникова и их трагические противоречия.

Ранимое сердце, полное сострадания и любви, сопричастность судьбам других, бескорыстие и участие, чувство справедливости, мечта о совершенстве и гармонии мира. Можно упомянуть слова М. М. Бахтина, которые подтвердят это: ««Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли».

  1. Крушение «теории» Раскольникова и нравственно-философская концепция романа Достоевского. Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее «разрешения крови по совести». Покажите, как Раскольников приходит к своей теории, кратко сказав о её сути. Противоречивость и парадоксальность идей Раскольникова. Попробуйте оценить теоретизирование героя относительно «твари дрожащей» и «право имеющих». Покажите, насколько несовместимы благородные, человечные цели и жестокие, антигуманные средства их осуществления. Идея вседозволенности как отрицание лучшего в Раскольникове.
  2. Соня Мармеладова и Родион Раскольников в их споре о человеке. Неприятие Соней идей Раскольникова.
  3. Крушение идей Родиона Раскольникова. Несостоятельность индивидуалистического бунта Раскольникова. Возмездие одиночеством как приговор герою. Развенчание индивидуализма – пафос романа «Преступление и наказание».
  4. Гуманизм романа Достоевского. Муки совести в Раскольникове. «Мир спасёт красота» – кредо Достоевского, его «ответ» герою. Человечность как мерило красоты и значимости личности.
  5. Воскресение Родиона Раскольникова («Их воскресила любовь»). Движение Раскольникова к добру через страдание и искренность, через сближение с самыми несчастными, отверженными и искалеченными. Мысль писателя об опасности «арифметического», рационалистического отношения к жизни, отрицание идеи политической борьбы за изменение социальной действительности и утверждение необходимости морального перерождения людей, о необходимости животворного переживания как любви.

Почему Раскольников совершает преступление?

Это вопрос – важнейший в разговоре о Раскольникове. Каковы причины того, что гуманный, способный на сострадание человек совершает двойное убийство? Вы можете исходить из причин произошедшего, разделив их на две группы.

Внешние причины — идеи, витающие в воздухе:
— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного изменения жизнеустройства;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф (на гроб);
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние причины — идеи, порожденные самим героем:
— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем зреет стремление что-то предпринять);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Обратите внимание на:
      — говорящую фамилию героя («раскол», «расколотый», что указывает на раздвоенность личности героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеет противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— противоречивость теории, объясняющая метания героя между собой и его собственными теоретическими выводами.

В заключительной части сочинения можно выразить своё отношение к герою или обратиться к небольшому обзору материалов, в которых отражается восприятие к образу Раскольникова современниками писателя. Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов видят в Раскольникове страдающего человека, например Н. Н. Страхов отмечал: « Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца… выходит тысячекратно несчастнее простых убийц… Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед ».

Вариант сочинения

Родион Раскольников – главный герой одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского » Преступление и наказание». Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским  писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно понять характер Раскольникова, оценить его основные поступки. Кроме того, герой романа –  идеолог, поэтому наибольший интерес представляет теория, созданная Раскольниковым. Именно поэтому писателю не важна биография героя, о которой мы знаем совсем немного. А вот его теория, отточенная как бритва (так считает сам Раскольников), представляет особый интерес.

Однако знакомство с героем начинается с описания его внешности. Это очень красивый молодой человек: он высок, худощав, у него русые волосы, темные глаза. Однако одежда Родиона изношена, а живет он в тесной комнатке, похожей на гроб; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным. Он закладывает вещи у старой процентщицы, чтобы получить хоть какие-то деньги.

Беспросветная нужда, которую испытывает Раскольников, не убивает в нём человечность и доброту. Его сердце содрогается от горя и нищеты людей, окружающих его. Жизнь постоянно сталкивает Родиона с городскими горемыками. Он готов пожертвовать последним ради детей Мармеладовых, помочь обесчещенной девочке, спасти людей на пожаре. Его сердце переполнено сочувствием и состраданием к униженным и оскорблённым людям.

Однако Раскольников — натура  сложная и противоречивая. В нём словно живёт два человека. Один отзывчивый и сострадающий, другой — циничный и жестокий. Именно второй вынашивает идею, опираясь на которую герой хочет изменить мир и построить новый, основанный на законах гармонии и справедливости. В основе этой идеи  лежит деление людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле тех, кто может распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет изменить жизнь многих людей, пользуясь своим правом человека необыкновенного, разрешающего себе «кровь по совести».

Свою теорию Родион проверяет , совершив страшное преступление. С этого момента он ищет оправдание тому, что сделал. Однако все доводы, которые находит его разум, отметаются душевными страданиями, муками совести, которые он называет болезнью. Молодой человек не признаёт себя виноватым, ищет оправдание своей рассудочной, антигуманной теории: ведь она, кажется, продумана до мелочей, выстрадана долгими бессонными ночами в убогой каморке, она отточена как бритва, ясна и логична. Однако душа не принимает доводов разума. Да и сама жизнь наносит удар за ударам, разрушая выстроенную систему. Так, например, убивает Раскольников не только зловредную старушонку, но и безвинную, кроткую Лизавету. Простой арифметики не получается. Кроме того, герой видит отражение своей теории в рассуждениях Лужина и Свидригайлова, которые ему омерзительны. Но именно с ними ц него есть «какая-то общая точка», как говорит Свидригайлов. А вот самых близких людей он словно отрезал от себя, преступив нравственную черту. Возмездием Раскольникова за преступление становится его глобальное одиночество.

Соня Мармеладова становится тем человеком, кому  Раскольников откроет правду. Она, девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того, чтобы кормить свою семью, кажется ему человеком, который поймёт и пойдёт с ним одной дорогой: ведь она тоже преступила! Однако то, что проповедует Родион, истинно верующая Соня категорически не принимает. Скромная и робкая девушка постоянно терпит обиды и унижения, но истинная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и жалеть окружающих ее людей, деятельно помогая им.  Она жертвует собой, а не жизнями других. Соня не принимает никаких оправданий убийства любого человека. Поэтому она ужасается тому, что говорит Раскольников: «Это человек-то вошь?».  Она верит в возможность воскрешения души  героя, едет в Сибирь вместе с Родионом, её любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к вере, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь. «Их воскресила любовь», — пишет Достоевский.

Образ главного героя позволяет писателю раскрыть мысль об опасности «арифметического», рационалистического отношения к жизни, о невозможности изменения социальной действительности, построения гармоничного мира антигуманными способами. При этом Достоевский утверждает мысль  о необходимости морального перерождения людей, животворного  влияния христианской любви на душу человека, что мы видим в финале романа, когда возрождается душа Раскольникова.

Текст: Елена Бочкова, 8.3k 👀