Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Начинаем сочинение
Начать свою работу можно с небольшого вступления, сказав в нём о масштабности, грандиозности замысла произведения. Вспомните слова самого Гоголя: «Я принялся за «Мёртвые души»… Всё начатое переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Вся Русь явится в нём!» Поэтому писатель не мог не сказать о тех людях, которые были хозяевами крепостных, владели землёй, хозяйничали на ней. В поэме появились главы, в которых Гоголь создал незабываемые образы помещиков. По сути дела это были главы-портреты, дающие глубокое представление о созданных человеческих типах.
Основная часть работы
Обратите внимание на то, что необходимо хорошо отобрать материал, поскольку нельзя скатываться к пересказу глав, которых целых пять! Вспомните о том, как создаются образы помещиков:
- описывается поместье и господский дом;
- даётся описание интерьера комнат;
- обязательно есть портрет героя;
- рассказывается о некоторых особенностях личности, поступках, некоторых фактах биографии;
- в подробностях представляется сцена покупки-продажи «мёртвых душ» и торга с Чичиковым;
- обратите внимание на имена и фамилии, которые вызывают интересные ассоциации, но при этом не являются говорящими);
- авторская характеристика героя, в которую обязательно входит рассуждение о типичности героя для русской жизни.
Порядок, в котором происходит движение Чичикова от помещика к помещику, далеко не случаен, в нём есть глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.
Вести разговор о каждом из героев нужно в порядке следования глав, отбирая только самое важное, упоминая ключевые детали, ведущие мотивы в изображении помещиков. В завершении каждого рассказа сделайте вывод-обобщение.
Манилов. В портрете Манилова отметьте приятность, в которую, казалось, «чересчур было передано сахару». Тема сахара и сладости превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Приятнейшая улыбка героя – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. От него веет, по словам Гоголя, «скукой смертельной». Во всём (в позах, жестах, движениях, в мимике, речи) ощущается умственное бессилие, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка. Жизнь Манилова идёт чрезвычайно медленно, вернее, не развивается. Это только некое подобие жизни.
Главная черта Манилова – желание всем и всегда нравиться. Он обходителен и учтив. Все люди для него – «препочтейнейшие». Это человек неопределённый, «так себе, ни то ни сё», не способный к реальному, активному действию, мечтающий о строительстве мостов и замков. Вспомните, что его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие – «маниловщина».
Коробочка. К этой помещице Чичиков попадает случайно, заблудившись по дороге. В отличие от запущенного имения Манилова у этой хозяйки и деньги имеются, и натуральное хозяйство довольно крепкое. Однако писатель так же, как развеял представление о Манилове как об образованном и интеллигентном человеке, развеивает представление о Коробочке как о бережливой и деловитой помещице. Коробочка, которую Чичиков называет про себя дубинноголовой, кажется застрявшей в прошлом, она ест, спит, копит, продаёт и снова копит, копит… Интересна её реакция предложение Чичикова продать ему мёртвые души: её не смущает сама покупка, она готова торговать и покойниками, но боится только одного – как бы не продешевить! Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Интеллектуальное развитие Коробочки остановилось на очень низком уровне. Всё, что не касается накопительства и приобретения, остаётся для неё недоступным.
Ноздрёв. Отметьте, что Ноздрёв – «исторический» человек (постоянно попадающий в неприятные, скандальные истории). Привычки героя и его поведение раскрывают ту или иную черту его характера: пьяный загул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые, пошлые разговоры, беспрестанное враньё. Речь Ноздрёва отличается грубостью, она наполнена бранными словами. Колоссальная энергия Ноздрёва никак не связана с созиданием, она бесполезна и разрушительна. Интересно, что внешне он напоминает фольклорного героя-молодца, но в реальности это богатырство и удаль выродились, сам герой измельчал, всех его сил и храбрости хватает только на то, чтобы побить Чичикова и напакостить ему.
Собакевич. Говоря о портрете этого героя, вспомните о ключевой детали – он напоминает «средней величины медведя». Это постоянно упоминается и подчёркивается. На всём, что его окружает (дом, мебель в комнатах, деревня) уподобляется хозяину: всё прочно и надёжно, но неуклюже и грубо сделано. Подобный тип помещика совершенно особенный – это помещик-кулак. При всей своей неповоротливости и неуклюжести он наделён цепким, изворотливым, расчётливым умом. Собакевич понимает, что покупка Чичиковым «мёртвых душ» — это афера, однако это его не смущает, и он начинает торг, который ведёт, диктуя Чичикову свои условия. В этом человеке, по словам Гоголя, «совсем не было души». Эту мысль писатель очень выразительно повторяет так: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Трудно представить, чтобы такой человек смог возродиться к новой, духовной жизни.
Заметим, что последним в этой галерее героев появляется Плюшкин. Хотя он стоит на, казалось бы, самой низшей ступени падения и опустошения души, но именно ему писатель оставляет надежду на преображение. Нужно сказать о том, что у него есть настоящая биография, история жизни, закончившаяся тем, что человек превращается в «прореху на человечестве». Изображая этого героя, Гоголь именно в нём видит проблески живой человеческой души. Поэтому с этим героем связана надежда писателя на возрождение человеческой души. Обратите внимание, что именно в шестой (плюшкинской) главе усиливаются библейские мотивы, связанные с идеей духовного воскрешения человека. В этом главное принципиальное отличие Плюшкина от других помещиков, изображённых Гоголем.
Завершение работы
Завершая работу, упомяните о словах Н.В.Гоголя о том, что в помещичьих главах следуют герои, «один пошлее другого». Действительно, на первый взгляд каждый очередной помещик отвратительнее и «мертвее» предыдущего. От второй к шестой главе усиливается мотив старости и смерти. Однако на более глубоком уровне символика появления помещиков оказывается как раз противоположной. Наиболее «мёртвым» можно считать именно Манилова, которого сам писатель назвал «рыцарем пустоты». Коробочка и Ноздрёв – более живые характеры, чем Манилов. Изображая Собакевича, Гоголь прибегает к фольклорным мотивам (медведь, богатырь). Образ Плюшкина можно назвать в какой-то степени трагическим (вспомните жизнеописание героя и лирическое отступление, обращённое к юношеству). Таким образом, первое впечатление, что каждый новы помещик «мертвее» предыдущего, оказывается обманчивым. Поскольку Плюшкин, быть может, можно сказать, что Гоголь как бы реализует очень важный христианский символ — «последние станут первыми».
Первый вариант сочинения
В поэме «Мертвые души» представлена целая галерея помещиков – людей, «которые считают себя лучше других».
Открывается галерея образом помещика Манилова. Внешне очень приятный, он тем не менее вызывает у каждого человека «скуку смертную». Слишком сентиментальный и слащавый, Манилов многословен, но не готов к активному действию. Имение Манилова находится в упадке. Помещик совершенно не занимается хозяйством, попросту не умея этого делать. Дом его расположен на юру – месте, со всех сторон обдуваемое ветрами. Беседка, которую помещик называет храмом уединённого размышления, давно покосилась. Крестьяне его бедствуют.
Жизнь Манилов проводит в праздном времяпрепровождении. Он никогда никого не осуждает, отзывается обо всех добродетельно, но вовсе не от любви к человечеству. Он просто не любит лишних проблем. Крестьяне его нищенствуют, хозяйство разваливается, в доме многое требует ремонта и переделки, а он мечтает о каменном мостике через пруд и подземном ходе от дома. К настоящей жизни Манилов равнодушен, его мир узок и убог, а жизнь лишена движения. Вокруг него всё мертво, как и сам герой. Его образ ввёл в жизнь такое понятие, как «маниловщина» – таким образом автор утверждает типичность этого образа для российской действительности.
Следующий образ – помещица Коробочка. Если Манилов – расточитель, то Коробочка – накопительница. Все в ее доме устроено на старый лад: деньги она аккуратно раскладывает по маленьким мешочкам и прячет в шкаф, в хозяйстве порядок, все имеет свое место и свою цену. Она старается извлечь пользу изо всего – продает соль, сало, хлеб, крепостных. В какой-то момент разговора с Чичиковым она произносит: «А что, если мертвые души мне и самой в хозяйстве пригодятся?». Чичиков в разговоре с ней меняется – становится более развязным и дерзким, его раздражает «дубинноголовость» помещицы, как он сам её окрестил. В накопительстве Настасьи Петровны тоже нет никакой цели, её жизни неведомы духовные терзания и интеллектуальные поиски.
Ноздрев – помещик, прожигающий в карточных играх и бесконечных скандалах свое имение. Смыслом своей жизни считает нагадить кому-нибудь из-за пустяка. Всё вокруг него находится в движении, однако эта безмерная энергия не несёт ничего, кроме разрушения, ей неведомо созидание. Автор говорит о типичности образа фразой: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами». Всё в хозяйстве под стать хозяину – хаос, разорение, непрекращающийся ремонт в доме. Внешне богатырского сложения, Ноздрёв, однако, мелкий пакостник и не имеет отношения ни к отваге, ни к удали. Его хватает только на то, чтобы ввязаться в драку, скандал, избить, например, Чичикова.
Помещик Собакевич, как и Коробочка, — накопитель. Его имение крепкое, имеет строгую организацию. Постройки хоть и невзрачны на вид, но обладают невероятной прочностью и долговечностью. Сам он похож на медведя средней величины. И всё в его доме: стулья, столы, даже дрозды в клетке – словно кричало: «Я тоже Собакевич». При совершении сделки с Чичиковым Собакевич запрашивает самую высокую цену из всех помещиков, к тому же рекламирует свой товар как лучший. Подобный тип помещика совершенно особенный – это помещик-кулак. При всей своей неповоротливости и неуклюжести он наделён цепким, изворотливым, расчётливым умом.
Последний в галерее помещиков – Плюшкин. Он тоже накопитель, но доведший свою страсть к накопительству до крайности. Страсть эта привела его к утрате человеческого облика и разрушению хозяйства. Он экономит на всем – в доме его склад заплесневелых круп и муки, гниет сукно, валяются куски зачерствевшего хлеба. Однако глаза его ещё живые и умные, у этого героя есть биография, их которой понятно, как рачительный хозяин превратился в «прореху на человечестве». Именно с Плюшкиным связана мысль писателя о возможности воскрешения человеческой души.
Так последовательно Гоголь показывает распад поместного дворянства, гибель всего человеческого в людях, которые являются владельцами живых душ. Глядя на образы помещиков, приходит мысль – может быть, в названии «Мертвые души» имеются в виду мертвые духовно помещики, а не умершие крепостные? Невольно хочется согласиться с этим утверждением.
Второй вариант сочинения
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников и Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.
Сюжет «Мертвых душ» отражает представления автора о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», — отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, закрывающий галерею помещиков-крепостников, уже назван «прорехой на человечестве».
У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Он попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты и неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно, и от лени ничего не может появиться.
Настасья Петровна Коробочка – помещица, торгующая всем, что имеет. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Даже невозможно представить, сколько их у нее. А вот для чего они, с какой целью идет накопление и для кого – никто сказать не может. Накопление идёт ради накопления.
Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми людьми (крепостными девками), мертвыми душами, пенькой или медом. Она видела смысл своей жизни в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему, кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ помещицы с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько же таких Коробочек? Все больше и больше.
Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «подложить свинью» любому, без разбора и смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых людей, продает их и меняет. В характере этого человека нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика.
К своим псам Ноздрев проявляет больше заботы, чем к своим близких. У него есть двое детей, но он ими совсем не занимается. После смерти матери о воспитании детей заботиться только их няня. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.
От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается особой мощью и крепостью тела. Громоздкая фигура не может быть не замеченной, но под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.
В образе Собакевича соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа. Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в то же время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.
Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Он сразу понял, что гостю нужны души, его задача – подороже их продать. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью. Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавету Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.
Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Плюшкин – это итог всех помещиков.
Можно представить, с чего начиналось опустошение его души, — с бережливости. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Духовная смерть героя налицо. Он не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна.
От человеческого образа остается только форма, оболочка. Помещики выполняют свои физиологические потребности: едят, спят, ходят. А того, что должен делать живой человек, нет. Нет развития, движения, стремления принести пользу другим.
В каждом помещике Гоголь выделяет отличительную черту, которая выражается в их существовании. У Манилова — это непрактичность, пошлость и мечтательность, у Коробочки — «дубинноголовость», хлопотливость в мире низких вещей, у Ноздрева — обильная энергия, которая направлена не в то русло, резкие перепады настроения, у Собакевича — хитрость и неуклюжесть, а у Плюшкина — скупость и жадность. От героя к герою Гоголь обнаруживает мертвенность жизнь помещиков. Однако писатель-гуманист не утратил веру в способность человеческой души возрождаться.
Список литературы
- Анненский И. Ф. Эстетика «Мёртвых душ» и её наследье. М.: Наука, 1979 г.
- Аксаков К. С. Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит. статья и коммент. А. С. Курилова. М.: Современник, 1981 г.
- Фролова В.В. Уловки Чичикова в диалогах с помещиками // Рус. речь. – 2008 г.
- Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989 г.
- Машинский С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979 г.