Рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Программа ориентирована на учебник «Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013, что соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных и допущенных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.
План
Человек (сентябрь — октябрь)
- Цели и ценности человеческой жизни
- Природа человека
- Отличие человека от животных
- Тема наследственности
- Отрочество – особая пора жизни
- Особенности подросткового возраста
- Размышления подростка о будущем
- Самостоятельность — показатель взрослости
Семья (ноябрь — декабрь)
- Семья и семейные отношения
- Семейное право
- Виды семей. Отношения между поколениями
- Семейные ценности и нормы
- Семейное хозяйство
- Забота и воспитание в семье
- Распределение обязанностей
- Свободное время
- Значимость здорового образа жизни
Школа (январь — март)
- Описание ступеней школьного образования
- Образование в жизни человека
- Значение образования для общества
- Образование и самообразование
- Учеба – основной труд школьника
- Учение вне стен школы
- Умение учиться
- Одноклассники, сверстники, друзья
- Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
- Дружный класс
Труд (март — апрель)
- Труд — основа жизни
- Содержание и сложность труда
- Результаты труда. Заработная плата
- Труд — условие благополучия человека
- Благотворительность и меценатство
- Труд и творчество
- Ремесло