Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Рекомендации к написанию сочинения «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В работе над данной темой можно оттолкнуться от традиции изображения Петербурга в творчестве А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, а затем начать разговор о Петербурге Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевского совершенно справедливо называют петербургским писателем, но Петербург в романе «Преступление и наказание» — это не только город, в котором живут герои. Читатель воспринимает его как своеобразного участника событий, как действующее лицо.
План к сочинению
- Образ Петербурга в романе и его идейно-художественный смысл.
- Развенчание «града Петрова» и скрытая полемика с Пушкиным.
- Углубление трагической темы Петербурга в творчестве Гоголя.
- Резкая антитеза, разделяющая Петербург Достоевского на два противостоящих мира:
а) официальный Петербург, его веющая холодом панорама, открывающаяся взору Раскольникова с Николаевского моста;
б) петербургский мир «униженных и оскорблённых» (петербургские углы, доходные дома, уличные сцены, трагедии).
- Петербург Достоевского – город страданий, нищеты, человеческого отчаяния.
Пушкинские и гоголевские традиции в контексте романа «Преступление и наказание»
Сделаем несколько уточнений, имеющих отношение ко 2 и 3 пунктам плана.
Петербург Пушкина. Поэт любит город Петра – «окно в Европу», это державный град. Это и город – источник вдохновения для поэта. Для героя поэмы Пушкина «Медный всадник» Евгения Петербург – город, в котором было разрушено наводнением его простое человеческое счастье.
Петербург Гоголя. Можно вспомнить повесть «Невский проспект» или «Шинель». Петербург – город, соединивший в себе реальность и бред, явь и кошмар, город фантастических контрастов, данный глазами «маленького человека».
Ключевые детали в изображении города на страницах романа
- Говоря об облике городских улиц, отметьте такие детали, как жара, пыль, дурные запахи, пёстрая толпа. Например, исследователь В.В. Кожинов пишет: «Чрезвычайно жаркое время» — это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе… Через весь роман пройдёт атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…»
- Облик города дополняется описанием жилищ героев (комнаты Раскольникова, Сони, Мармеладовых, номеров в гостинице, где останавливаются мать и сестра Раскольникова, где проводит последнюю ночь Свидригайлов). Ключевые детали в описаниях таковы: беспросветная бедность, неправильные формы, жёлтые обои, простая мебель.
- Улицы, проходные дворы, колодцы домов, лестницы, трактиры, распивочные, полицейские конторы, Сенная площадь с прилегающими в ней канавами. Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего вида людей и каморок, в которых они живут. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудности человеческого существования.
- Обратите внимание на тяжелейшее впечатление, которое усиливается встречами Раскольникова с людьми на улицах Петербурга. Это и пьяные (мужчины и женщины), «всякого рода промышленники и лохмотники», пьяная девочка на бульваре, бросившаяся в реку женщина, которая до этого «удавиться хотела», Мармеладов с жёлтым, стекшим зеленоватым лицом, Сонечка в лохмотьях и др.
Перечитайте эпизоды, которые дадут вам нужный материал: ч. 1, гл. 1, 2 — петербургские улицы; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута на мосту; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны.
- Приводя примеры из текста романа, вы должны прийти к выводу: нет сомнений в том, что Петербург связан с преступлением героя. В другом, прекрасном Петербурге вряд ли в сознании молодого человека родилась его антигуманная теория. Но Петербург «униженных и оскорблённых», в котором страдают и погибают люди, доведённые до отчаяния, заставляет Раскольникова искать выход из положения, пути изменения несправедливо устроенного мира.
У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик, из которого некуда идти. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Вариант сочинения
Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание». Петербург в нём не просто город, в котором живут герои, он является своеобразным участником событий, действующим лицом.
Петербург Достоевского предстает перед читателями городом душных, пыльных улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. Все события «Преступления и наказания» разворачиваются в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: ремесленники, бедные чиновники, попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи процентщицы. Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов. О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа Аркадий Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!» Современный критик В.Кожинов пишет по этому поводу так: » Это не атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…»
Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения. Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате. Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.
Одной из ключевых деталей является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, беспросветность существования людей в этом городе: в их Петербурге нет радости и красоты. Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией. Другой Петербург, панораму которого видит с Николаевского моста Раскольников, безучастен к бедам этих людей. Неслучайно от него веет холодом и равнодушием.
На улицах Петербурга, о котором когда-то с восхищением писал А.С. Пушкин, разворачиваются жизненные драмы. На страницах романа Достоевского создан город контрастов: это город «униженных и оскорблённых » и город «сильных мира сего». Это город, где нечем дышать, город-тупик, из которого некуда идти. Это город, в котором рождаются безумные идеи и появляются люди-убийцы, считающие себя способными перестроить мир, в основе которого будет лежать преступление.