Природа в «Слове о полку Игореве»

Русская классическая литература и лучшие произведения поэзии и прозы 20 века достигли невиданных высот в изображении природы. Поэтому, приступая к работе над темой, которую мы обозначили, нужно учитывать, что в силу специфики древнерусского текста литературы XII мы не увидим того, к чему нас «приучили» образцы художественного пейзажа. Каким путём идти, раскрывая данную тему, принимая во внимание, что мы имеем дела уникальным в своём роде текстом памятника древнерусской литературы?

Важные моменты

  • «Слово о полку Игореве» — сложное в художественном отношении произведение. Это не стихи в привычном для нас понимании, но и это нельзя назвать прозой: ритмически хорошо организованный текст, в котором мастерски используется звукопись, делает его музыкальным (отсюда изобилие поэтических переложений!).
  • Произведение вбирает в себя черты воинской повести, ораторской прозы, светского красноречия, героической песни.
  • Особенно важно подчеркнуть связь текста «Слова…» с фольклорными традициями. Оно наследует черты устного народного творчества, например, в плачах (оплакивании погибших русских воинов) и славах (прославлении князей).
  • Особенно тесно фольклорная традиция проявляется в изображении природы. Она выражается в использовании одушевления и олицетворения сил природы.

Опорный материал

Начать надо с общего тезиса о том, что природа здесь является составной частью центрального образа «Слова о полку Игореве» — образа Русской земли. При этом она не просто фон происходящих событий, а активный их участник. Именно динамичный пейзаж позволяет почувствовать мощь и масштабность Русской земли. Можно вспомнить цитату из статьи Д.С.Лихачёва: «Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов Родины».

Отметим важнейшие моменты, о которых надо обязательно говорить в связи с темой:

  • Солнечное затмение перед началом похода русичей.
  • Природные знаки перед битвой с половцами.
  • Плач Ярославны.
  • Побег Игоря из плена и его возвращение на Русскую землю.

Затмение солнце – это реальный факт в истории. В летописи оно рисуется как знак гнева Божьего. В «Слове…» именно солнце словно предупреждает князя Игоря и его войско, пытаясь остановить и уберечь от неразумных действий. Это первое проявление прямого отношения природы к человеку и его поступкам.

Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю.

Солнце тьмою дорогу ему заступило,

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Диво кличет с вершины древа,

Велит послушать – земле незнаемой…

В том, как автор даёт описание, ощущается приближение беды. Ему удаётся создать картину угрожающей тьмы средь белого дня. Всё противостоит желанию князя: тьма перегородила путь, «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Солнце, звери, птицы – всё взволновано и печалится в ожидании трагических событий.

Не менее грозным предзнаменованием в «Слове…» становится картина надвигающейся грозы. Всё вокруг становится ещё более страшным. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают растущую напряжённость, предсказывают кровавый исход разворачивающейся драмы: «кровавые зори», «трепещут синие зарницы». Употреблённые глаголы в инфинитивной форме подчёркивают неизбежность трагического конца.

И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи черные от моря,

Тьмой затмить хотят четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

Автору удаётся передать силу этого природного явления с помощью мощных гипербол. С их помощью создаются впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», однако мы уже осознаём, что дружина Игоря стоит на пороге смерти. Она оказалась среди чужой земли незнаемой вопреки разуму, несмотря на протесты самой Природы.

В плаче Ярославны, стоящей на самом высоком месте Путивля, «выплакивается» горе юной супруги, словно заклинающей силы природы помочь её мужу. Ведь сам плач состоит из трёх обращений Ярославны: к ветру, Днепру, солнцу. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло. Она разговаривает с ними как с живыми существами, принимающими участие в судьбе её мужа и его воинов. И это словно в ответ на её плач-заклинание заканчивается бегством князя Игоря из плена и его возвращением.

Интересно и то, что русская женщина верит в силы природы, обращаясь именно к ним вместо произнесения христианской молитвы. Автор «Слова…» помнит времена «Трояновы», когда славяне поклонялись Солнцу, Ветру, Днепру.

В финале «Слова…» появляется заключительный пейзаж, который противопоставлен солнечному затмению и грозе. Это описание природы, которое связано с побегом Игоря из плена. Оно состоит из трех частей: ночь побега, разговор с рекой и радостное возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела трава,

Половецкие вежи задвигались.

В этом эпизоде природа едина в своём желании помочь князю: она благоприятствует освобождению Игоря. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками.

А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

Только поползни ползают.

Только дятлы стучат –

путь к реке кажут.

Да веселые песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах –

Игорь князь в Русской земле.

В природном мире разливается веселье, радость, торжество — на Русскую землю вернулось счастье. Перестали каркать вороны, стихли сороки, замолкли галки, теперь запели соловьи.

Заключение

Как завершить работу над темой? Было бы интересно сказать, что многие природные явления и объекты (птицы, животные) становятся символами или приобретают мифические черты в контексте повествования. Так, например, о Бояне говорится так, словно он обладает способностью обернуться и орлом, и серым волком, и белкой. Символичен многократно появляющийся образ солнца, который является и символом беды, и символом княжеской власти, и символом торжества и радости. Символичны и многочисленные образы птиц и зверей: лисиц, волков, орлов, галок, ворон, лебедей, соловьёв, кречетов, соколов, кукушек.

Дополните наши материалы собственными наблюдениями и выводами, и у вас получится добротная, качественная работа по данной теме. Обратите внимание, что живая, думающая, реагирующая на события человеческой жизни, активная природа никогда не изображается статичной. Такой она никогда не изображалась в древнерусской литературе. Этому литература научится гораздо позже.

Первый вариант сочинения

Судьба главных героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что природа всегда помогает своим сыновьям, заботясь о них, словно любящая мать.

В «Слове о полку Игореве» огромное значение имеет образ природы, которая является полноценным персонажем и помогает автору раскрыть главную идею произведения. Кроме того, природа оказывает значительное влияние на развитие сюжета «Слова» и на судьбу основных действующих лиц.

Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969

Образ природы в «Слове о полку Игореве» появляется в самом начале повествования. Дружина князя уже собирается выступать в военный поход против половцев, как вдруг внезапно начинается солнечное затмение. Все воины становятся свидетелями этого редкого природного явления, которое, по народным верованиям, является предзнаменованием ужасных событий. Но, несмотря на это пророчество, войско князя Игоря всё-таки выступает навстречу своей погибели.

По мере приближения русских воинов к половецкой земле природа продолжает сопровождать их. Вокруг дружины бушует сильный ветер, деревья скрипят и раскачиваются, птицы пронзительно кричат, а звери ревут от бессильной злобы и дикой ненависти.

Создаётся такое впечатление, будто всё вокруг пронизано тревожным ожиданием предстоящей трагедии. Природа всеми силами старается остановить князя Игоря, предостеречь его от неравной битвы. Но князь не хочет к ней прислушиваться и даже не думает о возвращении домой.

После их поражения природа плачет и горюет вместе с Ярославной и всеми женами и матерями, которые не в силах были помочь своим любимым мужчинам. Засыхает трава, увядают цветы, гнутся до самой земли все деревья в округе.

В «Слове о полку Игореве» природа и человек тесно связаны. Именно природный мир оказывает значительное влияние на людские судьбы. Все общаются с природой, как с живым существом. Люди винят в своих бедах её силы  или просят у них помощи. Природа всегда находится рядом с главными героями «Слова», хотят они того или нет.

В описании природы выражается авторское мировоззрение. Он относится к природе, как к живому существу, наделяя её человеческими качествами. У неё есть своё отношение к происходящим событиям, она по-своему воспринимает окружающий мир. Природа отражает действительность, и в этом отражении видно, как реагирует она на происходящее.

В изображении природы автор «Слова о полку Игореве» выражает свои мысли и взгляды. Когда князь Игорь принимает решение без поддержки других князей отправиться в опасный поход, природа отрицательно реагирует на это событие., и в результате оказывается на стороне половцев. Но когда он сбегает из плена, осознав свою вину и раскаявшись в содеянном, природа помогает ему и радуется его возвращению домой.

Природа в «Слове о полку Игореве» отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим её отношение к русскому народу. Природа заботится о своих «детях», и волнуется за их судьбу. Она символизирует могущество Руси, её красоту и силу. Родная природа живёт в каждом русском человеке, и гибнет каждый раз, когда кто-то умирает.

Второй вариант сочинения

 Действие знаменитого памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» тесно переплетено с природой. Здесь она представляет собой не просто фон, на котором происходят все события. Основная сюжетная линия пронизана описаниями птиц, зверей  и другими изображениями явлений природного мира, которые влияют на судьбы героев.

Автор «Слова о полку Игореве» является истинным знатоком русской природы. Это становится понятно по тому, как он описывает местную фауну, употребляя специальные охотничьи термины, и изображает пейзаж во всех его подробностях и деталях.

Природа в «Слове о полку Игореве» выступает в роли заступницы и благодетельницы. Она сопереживает героям, страдает от их неразумных решений. Когда начался бой с половцами, солнце исчезло, а небо заволокли мрачные чёрные тучи. Все воины оказались во тьме, потому что солнце не в силах было наблюдать, как гибнут отважные русские воины в неравной борьбе. После их гибели трава поникла, а деревья опустились к земле, роняя свою листву, словно слёзы.

В начале своего похода князь Игорь и его дружина видят солнечное затмение, что являлось дурным предзнаменованием, пророчившим несчастье. Игорь не внял грозному предупреждению, решив не отказываться от своих намерений «преломит копьё о конец поля Половецкого». Не менее грозны описания природных явлений перед битвой. Чёрные тучи, молнии, гром — всё сливается в трагическую музыку природы, гневающейся и страдающей.

Особенно во время побега князя Игоря из плена природа тиха и умиротворена. Князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком и с вольным соколом. Всё в природе помогает князю бежать.

Природа волнуется за князя Игоря, помогая ему вернуться домой целым и невредимым. Дятлы, например, указали князю верную дорогу своим стуком, а Днепр дал ему возможность отдохнуть и спрятаться от своих врагов. Когда князь Игорь вернулся домой, природа яркими солнечными лучами встретила его, выразив всеобщую радость.

В «Слове о полку Игореве» природа выполняет двойную функцию. Она — это окружающий героев пейзаж, выступающий фоном для происходящих событий, она же представляет собой средство выражения мыслей и идей автора.

Автор «Слова о полку Игореве» — настоящий мастер в описании природы. Он умело воспевает её красоту и могущество, ведь она часть великой Русской земли.

Третий вариант сочинения

Природа занимает большое место в «Слове о полку Игореве». Её описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но и все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя. Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода. Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Природа выражает сочувствие в связи с поражением дружины Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам. Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю. Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола. Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Полное отождествление человека с природой происходит в самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа. Ярославне представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Текст: Елена Бочкова, 17.3k 👀