Кавказский пленник • рассказ

краткая информация
Автор: Толстой Л.Н. | Дата публикации: 1872 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: 6-9 лет, подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1975 год, реж. Георгий Калатозишвили) | Герои произведения: Иван Жилин | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, война и мир, героизм, детство, добро и зло, дружба, жизнь и смерть, милосердие и жестокость, образование и воспитание, свобода, смелость и трусость

«Кавказский пленник» – одно из самых известных и узнаваемых произведений Л. Н. Толстого о русском офицере Жилине, попавшем в плен к горцам. Этот рассказ учит никогда не сдаваться, искать выход из самой трудной ситуации, быть преданным и человечным как главный герой повествования.  Первая публикация: 1872 г. в журнале «Заря». Направление: реализм. Время и место действия: события происходят на Кавказе во время Кавказской войны 1817–1864 гг.

История создания

События рассказа происходят во время Кавказской войны (1817–1864 гг.), которая была связана с присоединением к Российской империи районов Северного Кавказа: современных Чечни, Ингушетии и других регионов. Но горный народ не хотел так просто сдаваться, они создавали засады для русских солдат, многие в итоге были пленены. С 1851 по 1854 г. Л. Н. Толстой служил в поселении на берегу Терека. Молодой человек, приехавший туда в поиске невероятных событий, был поражён глубиной истинного Кавказа. Он запишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». Это место так глубоко впечатлило писателя, что он перенёс свои эмоции на бумагу («Казаки», «Хаджи Мурат», «Кавказский пленник»). Сюжет «Кавказского пленника» связан с реальными событиями, которые произошли с писателем: Толстой чуть не попал в плен. У Льва Николаевича появился друг – чеченец Садо. Однажды приятели сопровождали обоз с оружием. У Садо был резвый ногайский скакун, а у Толстого – служебная кляча. Садо увидел впереди вооружённых «татар» (так Л. Н. Толстой называл всех горцев-мусульман), которые хотели захватить царского офицера, чтобы потребовать выкуп. Чеченец сразу отдал товарищу свою лошадь. Толстой поскакал впереди, но погоня не отставала. Садо стал целиться в приближавшихся преследователей из своего незаряженного ружья. Благодаря этому Толстой и его товарищ сумели подъехать так близко к русскому гарнизону, что их смогли увидеть часовые. По тревоге из крепости Грозной выехал отряд казаков, поэтому чеченцы спешно повернули в горы. Позже Л. Н. Толстой запишет в своём дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно». Именно этот эпизод Лев Николаевич впоследствии изобразил в сцене спасения Жилина. Тему дружбы пленного русского офицера и татарской девочки, которая приносила ему еду, писатель взял из воспоминаний офицера Ф.Ф. Торнау. Воспоминания были напечатаны в «Русском вестнике» в 1864 году.

Жанровые особенности

Жанр произведения – рассказ. Об этом говорят относительно небольшой объём, ограниченное количество главных персонажей, краткий промежуток времени, одна основная сюжетная линия. Но Л. Н. Толстой, желая подчеркнуть достоверность всего описанного в «Кавказском пленнике», дал авторское определение его жанру – быль. Иногда жанр «Кавказского пленника» определяют как повесть.

Художественное своеобразие

«Кавказский пленник» – это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Повествование ведётся от лица рассказчика. Произведение было написано для детей, поэтому его язык понятен и лаконичен. «Надо, чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно», – ставил себе цель писатель, готовивший материал для «Азбуки». Он разрабатывал книгу для чтения, по которой собирался учить детей в крестьянской школе, где преподавал. Именно поэтому рассказ отличается простотой изложения, множество фактов и событий переданы короткими предложениями, описания сведены к минимуму. Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Из-за специфики сюжета Л. Н. Толстой не использует сложных художественных средств.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Антитеза – основной приём рассказа. Противопоставляются характеры и отношение к жизни Жилина и Костылина. Это противопоставление прослеживается не только в поступках, но и в говорящих фамилиях героев. Жилин – от «жи́ла» (прочное окончание мышц). Прилагательные «жилистый», «двужильный» ассоциируются с силой и мощью. Именно такие черты присущи герою. Костылин – от «костыль», палка для хромых, бессильных. И сам герой несамостоятелен, слаб телом и духом.
  2. Просторечия: «нападусь на татар», «лошадь разнеслась», «распояской», «церковь ихняя, с башенкой», «за камень притулиться».
  3. Сравнения: «борода и усы… белые, как пух»; «лицо сморщенное и красное, как кирпич»; «идёт… как волк озирается»; «глазками, блестящими, как звёздочки»; «прыгнет, как коза дикая»; «проговорил что-то, точно ругается»; «кормить, как князей».
  4. Лексика из татарского языка «айда», «буза», «чалма», «урус», «алла» позволяет читателю ощутить колорит кавказской местности.
  5. Обилие глаголов («Выехал Жилин вперёд…», «Хотел он подняться…», «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая…» и т. д.) делает язык рассказа близким к разговорному, повествование получается не статичным и замедленным, а ярким, быстрым и динамичным.
  6. Олицетворения: «картошка шипела», «шевелились и дрожали низкие звёзды» и др.

Смысл названия

Название рассказа – отсылка к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Также упоминания о Кавказской войне можно найти в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова. Кроме некоторых общих мотивов «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого имеет собственный глубокий смысл. Кавказским пленником в произведении является каждый герой:

  1. Костылин находится в двойном плену. Кроме татарского плена герой в плену собственной трусости и бездействия. В сложной ситуации офицер опускает руки, что подчеркивает отсутствие его внутренней свободы. По мнению писателя, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
  2. Жилин не может вырваться из плена Кавказа. Его характер позволил бы комфортно существовать на чужбине, но Жилин мечтает вернуться к родным. После освобождения он продолжает службу на Кавказе.
  3. Горцы оказались под гнетом напавших чужаков. Им приходится убивать и истязать даже тех, кто кажется им симпатичными.

Система образов

Главные герои

Иван Жилин – офицер, служащий на Кавказе, образец стойкости и мужества.

Костылин – соратник Жилина, слабый и безвольный человек.

Другие персонажи

Дина – девочка 13 лет, воплощает лучшие черты своего народа, дочь Абдула. Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – горец, «хозяин» пленного Жилина, успевший к нему привязаться.

Кази Мугамед – «красный татарин», взял в плен офицеров.

Композиция произведения

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. Композиция рассказа «Кавказский пленник»:

  1. Экспозиция уместилась в двух фразах о том, кто такой главный герой рассказа.
  2. Завязка – получение героем письма от матери.
  3. Развитие действия – герой попадает в плен к горцам вместе с другим офицером; неудача первого побега.
  4. Кульминация – второй побег Жилина.
  5. Развязка – Жилин оказывается на свободе.
  6. Эпилог – очень краткое сообщение о дальнейшей судьбе Жилина и Костылина.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1. Смелость и трусость Какие качества способны открыть перед человеком любые двери? Над этим вопросом задумывается Л. Н. Толстой. По мнению писателя, какие бы трудности не встречались на пути, человек сможет собрать всю свою отвагу и выбраться из самых сложных ситуаций (Жилин). Противоположный герой показывает, что может произойти, если позволить трусости взять вверх (Костылин).
2. Предательство Проблема предательства в полной мере встаёт перед Жилиным. Он доверился Костылину, но при побеге это сыграло с ним злую шутку, и офицеру пришлось использовать все свои таланты и храбрость, чтобы всё-таки выбраться на свободу. Также Костылин стал виновником всей произошедшей несправедливости, так как именно он струсил и не прикрыл товарища. Это основная проблема в книге.
3. Доброта и милосердие Писатель говорит о доброте и милосердии, как обязательных качествах каждого человека, вне зависимости от национальности. Несмотря на то, что Дина воспитывалась в среде, где русских считают врагами, девочка всё равно проникается симпатией к герою. Для Дины не важна национальность пленного. Жилин мастерит для дочери врагов кукол, а она приносит ему еду. Девочка помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой.
4. Дружба Жилин показывает себя настоящим другом, который не бросит товарища в беде, поможет даже тогда, когда сам нуждается в помощи. Костылин же является полным антиподом главного героя. В критических ситуациях он подводит его, бросает на волю судьбы, думая в первую очередь только о себе.
5. Война Л. Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Русские солдаты нарушили мирное течение жизни горных народов. Император захотел подчинить их своей воле ценой кровопролития и вечной борьбы. Многолетняя ненависть и агрессия между двумя народами не привели ни к чему хорошему. Толстой показывает, что на войне нет правых и виноватых. Он не изображает горцев, как дикий и свирепый народ. Они лишь хотели защитить свои земли, этим и обусловливается их поведение и настроение.

Попав в плен к горцам, Жилин находит таких же людей, страдающих от войны, как и его соотечественники.

6. Личный подвиг Решение не писать старушке-матери о выкупе и желание помочь товарищу делают Жилина героем. Подвиг, который совершает главный герой, защищая ближнего, оберегая родных, служа отечеству, естественное состояние Жилина.

Конфликт произведения

В рассказе основной конфликт завязан на разном подходе персонажей к жизни: деятельному, смелому человеку (Жилин) противопоставлен человек слабый, безвольный (Костылин). Только сильный и отважный человек, по мнению Л. Н. Толстого, заслуживает право на свободу.

Основная идея

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» – не только о войне. Это больше произведение о нравственном выборе и о характере. Писатель даёт нравственный урок: человек должен бороться за своё счастье и свободу. Никогда не стоит сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать. Автор подчеркивает ценность таких человеческих качеств как доброта, сострадание, дружба, взаимовыручка, которые объединяют людей, несмотря на национальные или религиозные границы. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаём, что деньги, титулы и чины не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Главная идея рассказа – всегда оставаться человеком, сохранять в себе мужество и смелость, чувство собственного достоинства, даже когда очень тяжело и страшно. Умение трудиться, любить жизнь, людей – то, что поможет человеку выбраться из самой трудной ситуации.

Также очень важна в произведении идея любви к ближнему. Несмотря на все различия и разногласия, когда люди оказываются рядом, они способны договориться. Простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение, дружба, честность, взаимопомощь. Это делает любую войну бессмысленной и даёт понимание того, что человеческая жизнь бесценна.

Критика и отзывы

Неизвестный автор в газете «Всемирная иллюстрация» писал:

«Кавказский пленник» написан совершенно особым, новым языком. Простота изложения поставлена в нём на первом плане. Нет ни одного лишнего слова, ни одной стилистической прикрасы… Невольно изумляешься этой невероятной, небывалой сдержанности, этому аскетически строгому исполнению взятой на себя задачи рассказать народу интересные для него события «не мудрствуя лукаво»»

Вот что говорил о «Кавказском пленнике» литературовед В. Б. Шкловский:

«Тема «русский среди чеченцев» это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал всё по-другому… <> Это прекрасная проза спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом.»

 Положительно отзывался о произведении и С. Я. Маршак:

«Но венцом «Книг для чтения», несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвёртой книги, знаменитая повесть о Жилине и Костылине «Кавказский пленник». Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей.»

статья «Литература – школе»

Историк и теоретик литературы Б. М. Эйхенбаум считал, что рассказ Л. Н. Толстого написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина:

«По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против Пушкинской поэмы; романтический пленник превращается в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой-татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме жалости; вместо взволнованной поэтического стихового повествования – свободная, сжатая речь простого рассказчика.»

Краткое содержание

Плен

Иллюстрация М. Родионова

Офицер Жилин, служба которого проходила на Кавказе, получил из дома печальную весть о тяжелой болезни матери. Полковник предоставил ему отпуск, и Жилин в составе обоза тронулся в путь. Ехал в том обозе и сослуживец Жилина Костылин, который также торопился по важным делам. Обоз двигался невероятно медленно, и офицеры решили, что продолжат путь самостоятельно.

Через некоторое время они заметили, что их преследуют всадники. Скрыться им не удалось и их привезли в аул, надели на ноги колодки и бросили в сарай. Татары стали требовать от офицеров, чтобы те написали родным письма с требованием выкупа. Костылин был из зажиточной семьи, поэтому был уверен, что деньги ему перешлют. У Жилина кроме больной матери не было никого и выкуп ему было ждать не от кого, поэтому он написал по ложному адресу, а сам стал обдумывать план побега.

Иллюстрация М. Родионова

Чтобы скоротать время Жилин занимался изготовлением разных поделок, среди которых были куклы, которые он дарил местной девочке, дочери хозяина Дине. Она же взамен приносила ему немного еды и молока. Жилин продолжал думать об освобождении и начал рыть подкоп.

Побег

Настал день побега. Выбравшись из сарая, офицеры добежали до леса. Вдруг Костылин стал жаловаться на то, что сапоги натерли ему ноги. Это очень замедлило их передвижение и они попались на глаза проезжающему мимо татарину. Он сообщил остальным и за ними организовали погоню с собаками. Беглецы были пойманы и пленены во второй раз. Они снова были в кандалах, но теперь их содержали в глубокой яме.

Иллюстрация М. Родионова

Жилина не оставляли мысли о побеге. Спасительницей его в этот раз стала Дина. Ночью девочка подошла к яме и опустила в нее длинную палку, по которой офицер выбрался наружу. Костылин бежать отказался. Он остался ждать выкупа.

Спасение

На прощание девочка протянула Жилину лепешки, в глазах ее стояли слезы. Уйдя немного подальше, Жилин попытался освободиться от колодки, но у него ничего не вышло. Тогда, превозмогая боль, он стал продвигаться в сторону поля, за которым должны были находиться русские. Уже появилась на горизонте знакомая крепость, как вдруг Жилин заметил троих татар, направлявшихся к нему. Собрав последние силы, он начал кричать и звать на помощь. Казаки из крепости услышали его и кинулись наперерез татарам. Вскоре Жилин уже был в безопасности и рассказывал о своих приключениях.

Он остался служить на Кавказе, так и не проведав больную мать. Костылина выкупили через месяц и еле живого доставили в крепость.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.4k 👀