Стихотворение и анализ «Море»

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него

Краткое содержание

Г. Дмитриев. Теплый день на море. 2015

В элегии лирический герой (поэт) невероятно объёмно, живо и красочно описывает безмолвное море цвета лазури, красотой которого он околдован. Поэт ведёт со стихией диалог, будто бы перед ним не вода, а живой собеседник, способный слушать, слышать и понимать. Море в произведении дышит, оно преисполнено «тревожной думой» и «смятенной любовью».

Лирический герой, обращаясь к морской глади, просит открыть ему свою глубину и тайну. Он желает понять: что именно движет «необъятное лоно» морской пучины, чем дышит морская «напряжённая грудь». Герой представляет, словно море тянет в свои «объятия» «из земныя неволи» далёкое светлое небо. Поэт замечает одну важную особенность: когда небесный свод спокойный и чистый, тогда и морская гладь становится сладостной, преисполненной таинственной жизни. В это время вода сверкает горящими звёздами, отражая в себе светозарную лазурь.

Едва на небе собираются грозные тучи, желающие взять небо «в плен», то и море начинает биться, словно в истерике, поднимая метровые волны, чтобы пресечь враждебную и страшную небесную тьму. Но, когда небесный свод вновь обретает бирюзовую чистоту, уходят тучи и исчезает тьма, море ещё очень долго бьётся, не в силах успокоиться и забыть недавнюю тревогу. Лирический герой приходит к выводу, что морская пучина обманчива в своей мнимой неподвижности: в ней скрываются тонны ярости и гнева. Море связано с небом неразрывно, оно постоянно волнуется из-за него.

История создания

Это замечательная элегия имеет конкретный адресат: она посвящена молодой женщине по имени Мария Протасова. К Марии поэт испытывал сильные любовные чувства, но жениться на ней не мог. Причина этого заключалась в следующем: матерью возлюбленной Жуковского была Е.А. Протасова, являвшаяся кузиной поэта. Так как родство было чрезвычайно близким, о возможности женитьбы не могло быть и речи. Печаль и боль от происходящего нашли прямое отражение в данном произведении, воплотившись в образах моря и неба.

Жанр, направление, размер

Следует заметить, что сам Жуковский назвал своё произведение элегией. Оно имеет прямое отношение к этому жанру, так как содержит черты созерцательного характера и ноты светлой тоски. Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». Если исходить из прямого перевода, то «элегия» означает «жалобу». Элегия смогла сохранить свои жанровые особенности ещё с периода античности. Любая элегия характеризуется философским характером, выражает тоску и глубокое поэтическое размышление. Данное произведение написано «белым» стихом, когда при сохранении размера и ритма рифма отсутствует. Поэтический размер – четырёхстопный амфибрахий. Всё это наделяет элегию особой чувственностью, глубинной печалью.

Композиция

С семантической точки зрения поэтическое «здание» элегии имеет кольцевую композицию. Произведение можно разделить на три части:

  1. Первая часть – в начале элегии происходит диалог поэта и моря. Лирический герой любуется безмолвной морской гладью, остро ощущая, что этот покой лишь кажущийся, он хранит в себе какую-то загадку.
  2. Вторая часть – лирический герой повествует о буре, которой он находит разумное объяснение. Герой уверен: буря спровоцирована тем, что «тёмные тучи» нарушили идиллические отношения, установившиеся между морем и небом.
  3. Третья часть – заключительная. Лирический герой снова возвращается к описанию мирной морской стихии, чем закольцовывает всю композицию. Но теперь герой нашёл ответ на ранее мучивший его вопрос о том, какая загадка хранится в морской пучине.

Следует заметить, что само море пребывает в полном спокойствии на протяжении всего произведения: буря бушует лишь в «голове» лирического героя. Но, благодаря именно такому способу рассуждения, поэт делает композицию элегии трёхчастной, придавая её необходимый динамизм.

Образы и символы

Жуковский  создаёт немало ярких образов, способствующих наиболее полному раскрытию основной идеи. Особого внимания заслуживают два ключевых образа:

  • образ моря – центральный. Данный образ вынесен в название произведения. Возможно, что с помощью метафорических образов моря и неба поэт повествует о своих взаимоотношениях с возлюбленной Марией Протасовой. Море выступает символом самого лирического героя, а небо символизирует любимую женщину. Именно море является главным действующим лицом произведения. Море поэт очеловечивает, наделяя способностью мыслить, сопереживать и действовать. Морская стихия антропоморфна: она абсолютно живая и поэтому «дышит». Морская гладь страстно влюблена в небосвод: она счастлива, когда небо отражается в её зеркальной поверхности. Иногда идиллические отношения моря и неба нарушают грозовые тучи, заслоняющие небесный свод от водной глади. Тогда море яростно бунтует и горько страдает, ненавидя «враждебную мглу» и борясь с ней;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Под образом романтического героя представлен человек, способный любить и понимать природу, вести диалог с морской стихией, словно с близким другом. Длительное пребывание наедине с морской гладью приносит герою радость и счастье, он признаётся: «Стою очарован над бездной твоей…». Узнав тайну морской пучины, герой ощущает родство с ней.

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает несколько актуальных для себя тем:

  1. Тема невозможности любви – центральная. Данная тема уходит корнями в биографию поэта. Как известно, Жуковский не мог сочетаться узами брака со своей возлюбленной, так как она приходилась ему близкой родственницей (девушка была дочерью двоюродной сестры поэта). Влюблённые так и не решились просить благословения у матери невесты, приняв вынужденное решение остаться друзьями. Соответственно, описанные в элегии любовные отношения между морем и небом гораздо более оптимистичны: их друг от друга скрывают тёмные тучи лишь на время.
  2. Тема одиночества – поэт неспроста обращается к морю: он чувствует себя невероятно одиноким, но, при этом, радуется, что море счастливо от вида неба. Лирический герой ощущает тревогу, скрытую в водной стихии.
  3. Тема красоты и могущества морской стихии – Основные герои элегии – поэт и море. С целью продемонстрировать читателям все грани морской стихии, автор создаёт параллельно два равнозначных пейзажа – статичный (море) и динамичный (небо).

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями меланхолии, печали и пессимизма. Лирический герой, описывая близкие взаимоотношения моря и неба, переносит их на себя и свою возлюбленную. Осознавая невозможность взаимного счастья, он впадает в уныние и грусть.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в утверждении родства между человеком и природой. Автор призывает учиться у природы созерцанию, утверждая идею о том, что следует бороться за своё счастье. Жуковский приводит в пример морскую стихию, которой всё же удаётся одержать победу над тёмными, враждебными тучами. Безусловно, море уже никогда не будет безмятежным как прежде, но зато оно вновь будет  вместе с любимым небом. Сам поэт хотел бы, подобно морю, преодолеть все препятствия на пути к желанному браку с Марией Протасовой.

Средства выразительности

С целью передачи читателям душевного состояния романтического героя и демонстрации величия морской стихии, Жуковский использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «тёмные тучи», «земная неволя», «светозарная лазурь»;
  • метафоры – море «ты живо, ты дышишь смятенной любовью», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь»;
  • антитеза – «ясное небо – тёмные тучи»;
  • аллитерация – автор в ряде строк использует слова с согласными звуками «Ж» и «Ш»: «… ты живо, ты дышишь», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвёшь и терзаешь»;
  • риторический вопрос — «Что движет твое необъятное лоно?»

Ирина Зарицкая | Просмотров: 172 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *