Стихотворение и анализ «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Приди, о муза благодатна,

В венке из юных роз, с цевницею златой;

Склонись задумчиво на пенистые воды

И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы.

Как солнца за горой пленителен закат, —

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны;

Когда с холмов златых стада бегут к реке

И рева гул гремит звучнее над водами;

И, сети склав, рыбак на легком челноке

Плывет у брега меж кустами;

Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам,

И веслами струи согласно рассекают;

И, плуги обратив, по глыбистым браздам

С полей оратаи съезжают…

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает,

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чуть слышно над ручьем колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит селы;

В траве коростеля я слышу дикий крик,

В лесу стенанье филомелы…

Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?

Восточных облаков хребты воспламенились;

Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;

В реке дубравы отразились.

Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

   С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

  Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой?..

Один — минутный цвет — почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой.

Другой… о небо правосудно!..

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?

Ужель красавиц взор, иль почестей исканье,

Иль суетная честь приятным в свете слыть

Загладят в сердце вспоминанье

О радостях души, о счастье юных дней,

И дружбе, и любви, и музам посвященных?

Нет, нет! пусть всяк идет вослед судьбе своей,

Но в сердце любит незабвенных…

Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать под сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым

Ложится по полям и холмы облачает

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье

И, лиру соглася с свирелью пастухов,

        Поет светила возрожденье!

Так, петь есть мой удел… но долго ль?..

Как узнать?..

Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

Краткое содержание

И. Шишкин. Вечер. 1871

В элегии повествование ведётся от первого лица. Романтический герой (поэт) предаётся размышлениям о собственной судьбе, о близких людях. Всё поэтическое «полотно» произведения имеет тесное переплетение с пейзажными описаниями. С первых строк поэт погружает читателей в мир спокойствия, описывая тихий ручей. Перед нами возникает множество описаний мелких деталей окружающего мира в вечернее время, и, при этом, нет ни одного лишнего. Множество деталей, описанных автором, способствуют подчёркиванию великолепия вечернего времени суток, органично вплетаясь в целостную картину восприятия лирического героя.

Несмотря на тот факт, что поэт написал данное стихотворение в молодости, его мысли свидетельствуют о том, что для него всё уже давно осталось далеко позади. Он вспоминает потерянных друзей, безвременно ушедших в иной мир. На мыслях о втором товарище лирический герой внезапно смолкает, тем самым давая понять, что не готов выступать судьёй чужим поступкам. Он позволяет себе сообщить лишь о том, что хочет, чтобы память о верных друзьях навсегда осталась в его сердце.

В заключительных строчках элегии лирический герой заводит речь непосредственно  о самом себе. Мы понимаем, он настроен на меланхоличное, чрезвычайно тоскливое восприятие мира, раздумья о бренности всего сущего на земле.

История создания

Эта восхитительная элегия увидела свет в 1806 г. В год её написания Жуковский, будучи ещё совсем молодым человеком, успешно  окончил Московский пансион и отправился пожить на свою малую родину, в село Мишенское. Местная сельская природа славилась разнообразием, широтой и красотой. Проживая среди природной красоты окружающих сельских просторов, Жуковский вдохновился на написание романтической элегии.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец самой первой романтической элегии в истории русской литературы. Благодаря обращению к жанру романтической элегии, Жуковский сумел в полной мере донести до читателей всю глубину философских раздумий романтического героя. Так как повествование ведётся от первого лица,  читатели могут наблюдать за отношением самого автора к извечным мировоззренческим проблемам.

Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Элегия включает в себя тридцать две строфы (катрена). В каждой строфе – четыре строчки. С семантической точки зрения, элегию можно разделить на три части:

  1. Первая часть – описание пейзажа родного края. Поэт не просто повествует о том, что наблюдает вокруг, а искренне любуется величием местной природы: покоем равнины, многоголосьем птичьего «хора», легкостью ветерка, колыханием листьев ивняка и пр.
  2. Вторая часть включает в себя личные переживания лирического героя (поэта) и его воспоминания.
  3. Третья часть включает размышления автора о роли и месте поэта в социуме.

Образы и символы

В элегии представлена богатая образная палитра, созданная поэтическим талантом Жуковского:

  • образ лирического героя – центральный. Повествование ведётся от личного местоимения «Я», поэтому лирический герой полностью слит с поэтом. Герой не способен представить себе свою дальнейшую судьбу, но он не может не признать, что будущее неизбежно. Он мечтает служить своей поэтической Музе, ради которой готов навсегда остаться в одиночестве, отрекшись даже от близких и друзей. Герой уверен, единственную ценность для него представляют «диалоги» с Музой. Поэту нравится умиротворённое существование, исключающее любые споры и притязания. Он желает воспринимать красоту мироздания во всех ипостасях;
  • образ вечера – центральный. Данное время суток вынесено в название произведения. Для лирического героя вечер символизирует переходное состояние от светлого к тёмному, от солнечного дня – к чёрной ночи. Вечером все привычные предметы и явления выступают в непривычных для себя очертаниях и оттенках. Поэт воссоздаёт удивительную атмосферу таинственности, сна и меланхолии. В вечернее время поэт открывается природе (мирозданию), тем самым соглашаясь с мыслью о могуществе Всевышнего, и соглашаясь с утверждением, что суть его могущества заключена в слиянии с природой;
  • образы близких друзей – поэт предаётся воспоминаниям о своих товарищах, которые отсутствуют рядом. Когда-то они дарили ему вдохновение и радость, но сейчас он пребывает в плену одиночества. Друзья больше не способны подарить радость и оживить дни поэта. Он замечает: «Так, петь есть мой удел…»;
  • образ смерти – в заключительных строчках элегии поэта посещают мысли о неизбежности смерти: «… но долго ль? … Как узнать?». Лирический герой не может знать, долгим ли будет его жизненный путь, и что уготовила ему судьба, но он готов ей полностью покориться, не предавая при этом своё предназначение творца;
  • образ природы – всё то, что поэт описывает читателям, представляется неким абстрактным образом русской природы в средней полосе страны. Всё, чем любуется поэт, окружает его в родном селе Мишенское – это поля, дубравы, рощи, речка, закаты над горой и пр. Лирический герой с восхищением воспринимает красоту природы, ощущая своё единение с ней. Поэт делает вывод о сути своего предназначения: слагать песни «во славу Божию», писать о товарищах, воспевать любовь и счастье.

Темы и настроение

Основная тема элегии, поднимаемая Жуковским – это его личные размышления о собственной судьбе, воспоминания об ушедших друзьях в тесном переплетении с восхитительными картинами природных красот. Также поэт касается ещё одной важной темы – быстротечности человеческой жизни. Человек, по мнению автора, живёт циклично, как и природа. К сожалению, смена циклов человеческой жизни происходит очень быстро, ровно так же, как и смена времён года в природе.

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями тоски, разочарования, неуверенности в завтрашнем дне, зыбкости происходящего. Лирический герой осознаёт, что его судьбу ничто не способно изменить. Если ему уготовано судьбой иметь поэтический талант, ценить и понимать красоту окружающей природы, значит, он должен писать стихи, покорно снося многочисленные удары судьбы.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до читателей Жуковский, заключается в следующем утверждении: истина, к которой стремятся люди, находится в обретении гармонии между человеком и природой, а также в потребности любить и верить.

Средства выразительности

С целью раскрытия основной идеи произведения, Жуковский создаёт следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «ущербный лик луны», «виющийся ручей»;
  • анафора – «Как слит с прохладою…»;
  • обобщение – «Приди, о Муза»;
  • восклицательные и вопросительные предложения – «Ах!», «Но что?»;
  • звукопись – «поток «журчит», тростник «колышется»;
  • сжатые фразы – «Всё тихо; рощи спят; в окрестности покой»;
  • аллитерации – «И вёслами струи согласно рассекают», «В дубраве упредить пернатых пробуждение».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 40 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *