Стихотворение и анализ «Светлана»

А. А. Воейковой

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Тускло светится луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

«Что, подруженька, с тобой?

Вымолви словечко;

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: „Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое“».

«Как могу, подружки, петь?

Милый друг далёко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит…

Вот… легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

Занялся от страха дух…

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпенья кони рвут

Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут… пусто все вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

 «Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;

 Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий;

Двери вихорь отворил;

Тьма людей во храме;

Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!»

Пуще девица дрожит;

Кони мимо; друг молчит,

Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы;

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

 Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали.

Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга.

Возвратиться — следу нет…

Виден ей в избушке свет:

Вот перекрестилась;

В дверь с молитвою стучит…

Дверь шатнулася… скрыпит…

Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт

Белою запоной;

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…

Ах! Светлана, что с тобой?

В чью зашла обитель?

Страшен хижины пустой

Безответный житель.

Входит с трепетом, в слезах;

Пред иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Все утихло… вьюги нет…

Слабо свечка тлится,

То прольет дрожащий свет,

То опять затмится…

Все в глубоком, мертвом сне,

Страшное молчанье…

Чу, Светлана!.. в тишине

Легкое журчанье…

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…

Вот Светлане мнится,

Что под белым полотном

Мертвый шевелится…

Сорвался покров; мертвец

(Лик мрачнее ночи)

Виден весь — на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг… в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы…

Что же девица?.. Дрожит…

Гибель близко… но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул…

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами…

Снова бледность на устах;

В закатившихся глазах

Смерть изобразилась…

Глядь, Светлана… о творец!

Милый друг ее — мертвец!

Ах!.. и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит… Светланин дух

Смутен сновиденьем.

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Санки кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет…

Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,

Прорицатель муки?

Друг с тобой; все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его очах,

Те ж приятны взоры;

То ж на сладостных устах

Милы разговоры.

Отворяйся ж, божий храм;

Вы летите к небесам,

Верные обеты;

Соберитесь, стар и млад;

Сдвинув звонки чаши, в лад

Пойте: многи леты!

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Взором счастливый твоим,

Не хочу и славы;

Слава — нас учили — дым;

Свет — судья лукавый.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — Бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Краткое содержание

К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836

Суть произведения заключена в следующем: однажды поздним вечером, во время крещения, девушки, согласно древней традиции, собрались погадать на суженого. Главную героиню баллады Светлану совершенно не веселит подобная затея. Дело в том, что девушка переживает о судьбе своего любимого, сражающегося на войне. Она желает получить ответ на единственный, терзающий её сердце, вопрос: «Вернётся ли её суженый живым и здоровым?». Поэтому она соглашается сесть за святочное гадание.

В процессе мистического сеанса, девушка видит своего жениха, церковь, но затем всё завершается чудовищной катастрофой: героиня видит сени в избе, где по центру стоит гроб, а в нём лежит любимый. Сюжет баллады имеет весьма прозаичное завершение: утром героиня просыпается в невероятно смятенных чувствах. Девушку испугало злое предсказание. Но, к счастью, финал произведения счастливый: жених возвращается к ней с поля брани невредим.

История создания

Начиная свой творческий путь, Жуковский занимался осознанным подражательством популярным в то время немецким и английским стихотворцам. Он полагал, что русским авторам есть чему учиться у западных творцов, поэтому нисколько не гнушался перенимать их опыт. Но, вместе с тем, в своих работах Жуковский всегда брал во внимание специфику русского менталитета. В связи с подобным подходом, даже переводные произведения, вышедшие из-под пера поэта, отличались невероятной степенью самобытности, и совсем незначительно походили на иностранный «оригинал».

Баллада «Светлана» является ярким образцом подобного подхода Жуковского к переводу. Дело в том, что в основе произведения лежит поэтическое творение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив содержание «Леноры» в 1812 г. на авторский манер, Жуковский создал известную и любимую всеми балладу «Светлана». Произведение, вышедшее из-под пера великого Василия Жуковского, открывало двери в таинственный мир легенд, преданий, мистики и сказок.

Многих читателей интересует вопрос: кому посвятил свою балладу, написанную с такой огромной любовью, автор? Адресат известен – это родная племянница и крестница Александра Протасова. Произведение явилось оригинальным подарком к свадьбе: девушка решила связать себя узами брака с лучшим другом поэта, журналистом Александром Воейковым.

Жанр, направление, размер

Пытаясь определить жанровую принадлежность произведения, его нередко относят к поэме, хотя сам Жуковский называл свою «Светлану» исключительно балладой. Безусловно, перед нами образец баллады: сюжет в ней изложен посредством методичного слога, а романтический герой оказывается в самом эпицентре загадочных, таинственных, полных мистицизма событий.

Поэтический размер – хорей. Данный размер придаёт произведению особую напевность и плавность. Перекрёстная рифмовка лишь усиливает подобный эффект.

Композиция

В основе композиционного построения баллады лежит приём антитезы: автор демонстрирует непримиримую войну добра и зла, любви и смерти, ночи и дня, реальности и мистики. Благодаря приёму антитезы Жуковскому удаётся показать читателям всю глубину противоречий внутреннего мира человека, результат взаимодействия его души с мирскими реалиями.

Композиция баллады характеризуется лёгкостью и стройностью. В основе композиционного решения лежит сон главной героини Светланы, преисполненный мистики. Для наглядности композиционное решение произведения можно продемонстрировать следующим образом:

  1. Экспозиция – идёт повествование о святочном гадании девушек.
  2. Этап сюжетной завязки – главная героиня, находясь в одиночестве, смотрит в зеркало, погружаясь в сон. Появляется суженый, умоляющий девушку обвенчаться с ним.
  3. Этап развития событий – мы видим стремительную дорогу, проходящую сквозь метель, по которой идёт панихида по покойному. Тут же всё исчезает, и Светлана попадает в избу, где установлен гроб с усопшим.
  4. Этап кульминации – в усопшем девушка узнаёт своего жениха: она в ужасе пробуждается.
  5. Этап сюжетной развязки – пробуждение главной героини. Встреча девушки с возлюбленным.
  6. Эпилог – поэт желает Светлане личного счастья и большой любви.

Образы и символы

В балладе весьма интересное построение образной системы. Сначала повествование на первый план выводит одну лишь главную героиню, в то время как прочие образы словно закрыты дымкой сновидения.  Все прочие герои, кроме Светланы, напоминают декорации пьесы и не играют самостоятельной роли.

  • образ Светланы – центральный. В начале произведения девушка предстаёт перед читателями встревоженной и грустной по причине того, что ей неизвестна судьба жениха. Поэтому Светлана не может вести себя столь же беспечно, как и её беззаботные подруги. В поведении девушки имеется одна принципиальная деталь, отличающая её от оригинальной героини поэмы «Ленора»: узнав о кончине жениха, невеста не винит в его смерти Бога, а, наоборот – молится ему. К тому же, эмоциональное состояние Светланы, в момент ужасного видения, является лишь испугом, а вовсе не отчаянием. Девушка готова смириться с «горькой судьбиной», но не готова роптать на Всевышнего. Именно за проявленную стойкость духа Светлана получает «подарок небес» – возлюбленный возвращается к ней;
  • образ жениха – молодому человеку автор посвящает лишь несколько поэтических строк. Юноша представляется человеком верным, сильным, преданным, умеющим любить, невероятно честным. Он достоин такой прекрасной, верной и доброй невесты, как Светлана.

Темы и настроение

Жуковский поднимает и предлагает рассмотреть три важных для себя темы:

  1. Тема любви – чувство искренней любви насквозь пронизывает всё поэтическое «полотно» произведения. Именно любовь служит основным двигателем сюжета: она провоцирует Светлану заняться святочным гаданием. Чувство искренней любви делает девушку сильной, помогает ей не утратить надежду на скорую счастливую встречу с избранником.
  2. Тема веры – главная героиня баллады верующая, поэтому она нисколько не сомневается, что искренняя молитва сможет защитить её жениха от смерти. Именно молитва спасает и саму Светлану от ужасных «объятий» мертвеца: а ведь именно этого не удалось избежать Леноре – героине оригинальной немецкой баллады.
  3. Тема гадания – данная тема раскрывается весьма оригинально. Прежде всего, девушка не наблюдает видение в зеркале: всё происходящее ей лишь снится. Затем, гадающая девушка обязана была снять с шеи крест, а Светлана осталась на святочное гадание «с крестом своим в руке». Она не способна отдаться процессу гадания полностью: во время мистического сеанса девушка продолжает молиться.

Настроенческий пафос баллады пронизан эмоциями таинственного ожидания, сомнения, надежды и искренней любви. Благодаря главной героине Светлане читатели баллады имеют уникальную возможность испытать на себе всю богатую палитру чувственных переживаний девушки.

Основная идея

Известно, что Жуковский сделал целых три варианта перевода произведения Бюргера «Ленора», но именно «Светлана» удостоилась читательского признания ещё при жизни автора, и не утрачивает своей популярности в наши дни. По мнению специалистов, секрет такого успеха скрыт в той идее, которую несёт баллада.

Основной смысловой посыл Жуковского заключается в следующем утверждении: в суровом мире, где соседствуют добро и зло, человек постоянно подвергается различным искушениям. Главное, не поддаваться низменным порывам и всегда жить в мире со своей совестью. Единственный путь к обретению внутренней силы и уверенности – это вера в Бога. Счастливая судьба главной героини служит яркой иллюстрацией того, какие блага приносит человеку спасительная сила истинной веры.

Средства выразительности

В балладе имеется большое разнообразие ярких тропов. С целью донесения до читателей основной идеи, Жуковский использует:

  • эпитеты – «тайный», «статный», «милый»;
  • метафоры – «свет – судья лукавый», «мёртвое молчанье»;
  • сравнения — «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»;
  • олицетворения — «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок»;
  • гиперболы — «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».
  • краткие формы прилагательных – «венчальну», «тесовы»;
  • неполногласные варианты некоторых слов – «плат», «златое».

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 144 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *