Муму • рассказ

краткая информация
Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1854 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: фильм (Россия, 1998 год, реж. Юрий Грымов) | Главные герои: барыня (хозяйка имения), Герасим (немой работник), Муму (собака Герасима) Второстепенные герои: Татьяна (крепостная крестьянка, прачка), Капитон (крепостной крестьянин, сапожник), Гаврила (крепостной крестьянин, дворецкий) Темы: власть, внутренняя борьба, добро и зло, изъяны общества, любовь и ненависть, милосердие и жестокость, одиночество, свобода, человек и животные

«Муму» – рассказ русского писателя И. С. Тургенева о крепостном бесправии и помещичьем самодурстве. В основе этого тонкого психологического этюда лежат реальные события, происходившие в доме матери писателя Варвары Петровны. Иван Сергеевич лишь соединил разрозненные обрывки своих воспоминаний и придал им литературную форму, чтобы ярче изобразить весь ужас крепостничества в России. Год первой публикации: 1854 г. в журнале «Современник». Литературное направление: реализм. Время и место действия: действие рассказа происходит в середине XIX века в Москве.

История создания

В 1852 году И. С. Тургенев, вопреки запретам цензуры, опубликовал некролог на смерть Н. В. Гоголя. Император Николай I приказал посадить писателя за своеволие «на месяц под арест и выслать на жительство на родину, под присмотр». Около месяца Тургенев прожил в съезжей избе при полицейском управлении в Санкт-Петербурге, которая находилась рядом с экзекуторской, где секли присылаемых владельцами провинившихся крепостных. В этой камере и был написан рассказ «Муму». Затем Иван Сергеевич был сослан в дом его матери в деревеньке Спасское-Лутовиново в Орловской области.  За основу сюжета писатель взял реальную историю, произошедшую в доме его матери. Варвара Петровна так же, как и героиня рассказа «Муму», имела тяжёлый характер и жестоко обращалась с крепостными. В одну из поездок по своим деревням женщина увидела высокого глухонемого крестьянина Андрея, который стал прототипом образа Герасима. Мать И. С. Тургенева, не задумываясь о чувствах Андрея, забирает его в город на должность дворника. Однако мужчина, утопив по приказу барыни единственное существо, к которому был сильно привязан, остался и дальше работать у неё, подчинился крепостной судьбе. В рассказе же Герасим, исполнив приказание барыни, с мешком за плечами навсегда ушёл из барского дома.

Публикация произведения

Во время пребывания в Спасском Тургенев сообщил издателю И. С. Аксакову о готовности прислать «небольшую вещь, написанную под арестом». Издатель получил «Муму» осенью 1852-го и пообещал опубликовать его в «Московском сборнике». Эти планы не осуществились: альманах был закрыт цензурой в марте 1853-го. Рассказ удалось напечатать только через одиннадцать месяцев: он появился в третьем номере журнала «Современник» за 1854 год. По мнению чиновника главного управления цензуры Н. Родзянко, рассказ был «неуместным в печати», потому что читатели могут «исполниться состраданием» к главному герою. Содержание рассказа было признано «щекотливым», а цензор, позволивший его опубликовать, получил предупреждение. Когда литературный критик П. В. Анненков попытался включить «Муму» в готовящееся издание сочинений Тургенева, началась череда долгих переговоров. В подписании многочисленных ходатайств участвовали И. А. Гончаров, граф Мусин-Пушкин, князь Вяземский. В мае 1856 года главное управление цензуры разрешило опубликовать рассказ в собрании сочинений Тургенева.

Исторические предпосылки

Тургенев описывает события, произошедшие в XIX веке. В то время в Российской империи ещё существовал крепостнический строй. Писатели, в том числе и Иван Сергеевич, отражали в художественных произведениях негативное влияние крепостного права на все сферы жизни общества. Всё население Российской империи делилось на сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Перейти из одного сословия в другое было практически невозможно.  Дворянство это привилегированное сословие. В определённые моменты российской истории они имели практически неограниченную власть над своими крепостными: могли назначить любое наказание, женить, проиграть в карты, отнять ребёнка у матери, продать или подарить другому дворянину. Это считалось нормой и никак не наказывалось. Крестьяне жили в городе со своими господами и прислуживали им, их называли дворней. Другие должны были либо работать в поле, принадлежащем помещику, такой труд назывался даровым – барщиной, либо отдавать часть заработанных денег или продуктов – повинность под названием оброк.

Жанровые и художественные особенности

«Муму» – рассказ, написанный в реалистическом ключе. На это указывает краткая повествовательная форма, одна сюжетная линия, небольшое количеством главных действующих лиц. Тургенев даже не называет фамилию барыни, что только подчёркивает типичность описываемых событий. Его герои максимально похожи на реальных людей. Образ Герасима можно назвать собирательным образом русского крепостного: доброго, но безвольного. Он с молчаливой покорностью готов выполнять любые прихоти своих хозяев. Персонаж наделён лучшими чертами, которые свойственны простым людям, такими как: трудолюбие, хозяйственность, выносливость, неисчерпаемые физические и духовные силы, способность к сопереживанию. Образ Герасима раскрывается через его отношение к Татьяне и через привязанность к собачке Муму. Почти в каждом ключевом эпизоде автор обращает внимание на выражение его лица. Оно является зеркалом душевных переживаний героя. Герасим изображён как былинный богатырь: высокий, сильный, могучий. Работа дворником для него – шутка. Тургенев уподобляет Герасима богатырю с помощью гиперболы (преувеличения). Например, «он только двинет плечом – и не только телегу, самоё лошадь спихнёт с места». Рассказ «Муму» наполнен яркими образами русской природы, которая резко контрастирует с таким неприглядным миром людей. Особенно важна роль пейзажа в финале произведения, когда Герасим принимает решение вернуться в родную деревню. Дорогу домой автор сравнивает со стрелой, а самого Герасима – с гордым львом. «Приближаясь всё ближе и ближе к родному дому, он ощущал до боли знакомый аромат родной природы» – здесь подчеркивается правильность решения героя. Он возвращается на волю.

Система образов

Главные герои:

Герасим – нелюдимый глухонемой крестьянин средних лет.

Барыня – капризная, упрямая, жестокая и деспотичная старуха.

Муму – ласковая и преданная собака, спасённая Герасимом.

Второстепенные персонажи:

Татьяна – молодая прачка. Робкая девушка, которая вынуждена терпеть бесконечные унижения и издевательства; возлюбленная Герасима.

Капитон – башмачник при дворе барыни; пьяница.

Гаврила – дворецкий барыни, готовый ради своей выгоды пойти на любую хитрость.

Степан – слуга барыни, верный исполнитель её приказов.

Композиция произведения

Композиция рассказа отличается логической последовательностью, простотой и компактностью. В ней всё подчинено раскрытию образа Герасима. Автор воспроизводит несколько ярких эпизодов из биографии героя, которые приходятся на разные этапы его жизни.

  1. Экспозиция. Знакомство читателей с главными героями, общая характеристика места событий.
  1. Завязка. Герасим тяжело переживает свадьбу прачки Татьяны и пропойцы-башмачника Капитона, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму.
  1. Кульминация. В произведении несколько кульминационных моментов: прощание главного героя с Татьяной и трагическая гибель собаки.
  1. Развязка. Главный герой покидает усадьбу и отправляется в родную деревню.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1. Крепостное право (основная) Тургенев изображает крепостничество и крепостных в самых тёмных тонах. В лице барыни предстаёт всё помещичье дворянство, которое управляет судьбами миллионов людей. В образе Герасима отразилась тяжёлая жизнь крепостных крестьян. Автор осуждает крепостное право, считает, что оно делает людей несчастными, одинокими.
2. Сострадание и добро Герасим умел проявить милосердие и доброту. Несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку. Тургенев показал, что в любой ситуации можно сохранить эти важные качества.
3. Любовь и преданность Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После её утраты он всю жизнь прожил один. Его чувства были стойкими и верными.
4. Человек и общество Герасим был непохожим на других, поэтому стал изгоем. На примере главного героя Тургенев показал, как немота оттолкнула от него других людей. Именно из-за недуга Герасима барыня не приняла в расчёт его намерение жениться.
5. Одиночество По мнению писателя, одиночество – самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Раскаиваясь в содеянном, Герасим обрекает себя на затворничество.
6. Отношение к животным По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил. По тому, как человек относится к животным, можно понять его истинную натуру. Герасим был добр, он так и не смог простить себе убийства Муму, поэтому прожил одинокую жизнь. Барыня была жестока и к животным, и к людям.
7. Город и деревня Автор сравнивает городскую и деревенскую среду. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а в городе он осознал собственное одиночество. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.
8. Жестокость В обществе, изображённом в рассказе, царят бесчеловечность и жестокость. Люди готовы на что угодно ради своего благополучия.

Конфликт

Основной конфликт повести заключается в противостоянии вздорной барыни, наделённой безграничной властью над человеческими судьбами, и доброго, но привыкшего к неволе крепостного Герасима, который не знал, что значит быть свободным человеком. Только через страдания и потери Герасим начал понимать, что значит быть свободным, хотя бы духовно. Впервые он ослушался свою барыню и против её воли ушёл жить из города в деревню.

Основная идея и смысл названия

Красной нитью через весь рассказ проходит тема тяжёлого положения крепостных в России. В произведении через Герасима выводится собирательный образ русского народа: он такой же, как и главный герой, выносливый, трудолюбивый, добрый, с открытой душой, готовый любить. Но даже обладая такой физической силой и душевным богатством, он остаётся безропотным, соглашается на угнетённое положение. Здесь раскрывается основная мысль и смысл названия рассказа: крепостные такие же «немые», как и Герасим, и на все издевательства над собой могли лишь «промычать». Они безвольны и безропотны. Тургенев проводит параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, жизнь самого Герасима тоже зависела от барской воли. Автор считал, что эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Смысл повести и её финала заключается в том, что рабская зависимость одного человека от другого приводит к ужасным последствиям и поступкам, к разрушенным судьбам. Только такой страшный исход повлиял на Герасима, у него наконец появились силы почувствовать себя свободным, хотя бы внутренне, от своей вздорной барыни и впервые ослушаться её. Тургенев верит, что терпение народа не вечно, и наступит момент, когда простые люди найдут в себе силы освободиться от этого гнёта и многовекового сна рабства.

Критика и отзывы

Мнения рецензентов разделились. Критики из журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к произведению. Они считали, что Тургенев сгустил краски и изобразил только крайности. Настороженность к творчеству Ивана Сергеевича также была связана с тем, что он и сам был дворянином, который жил за счёт невольных крестьян. По этой причине странно слышать от него, что крепостное право губительно для России. Жёстко высказался на страницах «Отечественных записок» журналист С. С. Дудышкин. По его мнению, рассказ страдает односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому его нельзя назвать «подлинными произведениями искусства». Литературный критик А. В. Дружинин увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного».

Более либеральные газеты и журналы оценили рассказ высоко, он принёс автору известность и уважение. Например, публицист И. С. Аксаков особо отметил Герасима, как олицетворение всего русского народа во всех его противоречиях:

«В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…»

 А. И. Герцен в письме Тургеневу заявил, что писатель сумел крайне глубоко заглянуть в душу русского крестьянина и понять его. Его отзыв был краток и ёмок: «Чудо, как хорошо!».

Интересные факты

  1. В рассказе «Муму» Тургенев отмечает, что Герасим имел рост 12 вершков. А если учесть, что один вершок равен 4,45 см, получается, что Герасим вырос чуть более полуметра. Однако это не так. К этим вершкам нужно было прибавить два аршина, то есть, 1 метр 42 сантиметра. В XIX рост официально считали в аршинах и вершках. Получается, что рост Герасима составлял около 195 сантиметров.
  1. Памятник Муму расположен во дворе Дома-музея Ивана Тургенева на Остоженке. Это одна из молодых городских скульптур Москвы. Памятник был открыт в 2018 году. Его открытие приурочили к двухсотлетней годовщине со дня рождения И. С. Тургенева.
  1. Ещё в 1997 году памятник Муму установили во французском городе Онфлёр (проект Юрия Грымова и Владимира Цесслера).
  1. Фильм 1959 года называется так же, как и рассказ – «Муму», а 1998 – «Му-му».
  1. По рассказу Ивана Сергеевича Тургенева поставлен мультфильм (1987 г., СССР). Режиссёр – Валентин Караваев. Необычная поэтическая экранизация произведения рисунками, выполненными в пастельном художественном жанре.

Краткое содержание

Герасим

Иллюстрация И. Пчелко

На глухой улице Москвы, в доме с колоннами, где было много прислуги, жила овдовевшая старая барыня. У ее дочерей давно были свои семьи. Барыня жила в одиночестве.

Самым заметным человеком в доме был Герасим. Он служил дворником, имел могучее телосложение, но был глухонемым от рождения. Барыня взяла его из деревни, где Герасима считали лучшим работником. Герасим длительное время испытывал тоску по деревне и трудно привыкал к городу. Он хорошо выполнял свои обязанности.

Прошел год. Хозяйка приняла решение женить башмачника Капитона, который был беспробудным пьяницей. Однако барыня полагала, что, женившись, он образумится. В жены ему она выбрала Татьяну и поручила дворецкому все организовать. Татьяна нравилась Герасиму. Он неуклюже пытался ухаживать за ней, защищал от издевательств и ждал новый кафтан, чтобы в надлежащем виде попросить у барыни разрешения взять в жены Татьяну.

Хитрость дворецкого

Иллюстрация И. Пчелко

Дворецкий долго думал. Барыня любила дворника, однако он не сулил хорошего замужества по мнению хозяйки, которая не поменяла бы собственное решение. Башмачник тоже боялся Герасима. Гаврила рассчитывал, что хозяйка забудет о собственном решении, как это бывало многократно. Но барыня интересовалась свадьбой ежедневно.

В конце концов дворецкий вспомнил, что дворник на дух не переносил пьяных. Он придумал хитрость. Подговорил Татьяну изобразить из себя пьяную и показаться в этом виде Герасиму. Задумка удалась. Герасим отказался от прачки и она стала женой Капитона.

Спустя год башмачник совсем спился. Барыня отправила его с супругой в далекую деревню. Герасим преподнес Татьяне в подарок платок красного цвета, который купил для нее еще год назад, хотел проводить ее, однако на середине пути ушел обратно.

Муму

Иллюстрация И. Пчелко

Когда Герасим шел обратно около реки он увидел тонущего щенка. Он выловил его и отнес к себе в каморку. Герасим выходил его и назвал Муму. Собака везде ходила за дворником, сторожила ночью двор и не лаяла просто так. Во дворе все любили умную собаку.

Через год барыня в окно увидела Муму. Собачка понравилась ей и она приказала привести Муму. Щенок испугался, жался в угол, потом стал рычать на барыню и скалиться. Барыня приказала увести собаку. Ночью барыня не спала, а утром сообщила, что не могла заснуть из-за собачьего лая. Она велела убрать Муму и лакей продал собаку. Дворник стал искать Муму, но не нашел. Он затосковал, а через день собака пришла к нему сама. На ее шее болтался обрывок веревки.

Герасим понял, что собака пропала по указанию хозяйки. Ему сообщили при помощи жестов о произошедшем в покоях барыни. Он стал прятать Муму. Но ночью собака снова лаяла и хозяйка устроила истерику. Дворецкий поклялся, что в скором времени Муму исчезнет.

Уход Герасима

Краткое содержание муму

Иллюстрация

Дворецкий пошел к дворнику и объяснил ему барский приказ. Герасим решил все сделать сам. Он надел лучший кафтан, накормил собаку в трактире, потом взял лодку и выплыл на середину реки. Герасим попрощался с собакой, завязал на ее шее веревку с кирпичом и бросил в воду. Потом вернулся домой, собрал вещи и пошел пешком в свою деревню. Спустя три дня он оказался на месте. Староста охотно принял его. В Москве дворника долго искали. Найдя его в деревне, хозяйка пожелала взять его обратно, но потом передумала.

Герасим до настоящего времени не женат, живет в старой избе, не интересуется женщинами и не заводит собак.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.3k 👀