Ася • повесть 💡

Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1858 | Форма произведения: повесть | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, ГДР, 1977 год, реж. Иосиф Хейфиц) | Герои произведения: Господин Н., Гагин, Ася (Анна Гагина) | Темы: внутренняя борьба, детство, любовь и ненависть, образование и воспитание, одиночество

«Ася» – одно из лучших лирических произведений в творчестве И. С. Тургенева. Ещё при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью у читателей как в России, так и за рубежом.

История создания

Повесть «Ася» И. С. Тургенев писал после годового бездействия. Он работал над произведением несколько месяцев: с июля по ноябрь 1857 года. Написание повести немного затянулось из-за болезни автора и его переутомления. История повести, рассказанная самим И. С. Тургеневым, следующая: однажды в немецком городке Зинцег-на-Рейне писатель увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и силуэт молоденькой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба. Писатель с интересом стал придумывать, кто они и почему живут в этом домике. Достоверность данного факта доказывают письма литератора и оставленная им хронология работы.

Публикация произведения

Идея и сюжет повести родились у Тургенева во время путешествия по Европе в 1856–1858 годах.

  • 30 июня (12 июля по н. ст.) 1857 года – начало работы над повестью в немецком городке Зинциг.
  • 15 ноября (27 ноября) 1857 – окончание работы в Риме.
  • 30 ноября (15 декабря) 1857 – текст повести отправлен в редакцию российского журнала «Современник».
  • январь 1858 – журнал «Современник» напечатал повесть под названием «Рассказ Н. Н.».

Жанровые особенности

«Ася» написана в жанре повести. В основе произведения лежат воспоминания Господина Н. – уже старого, прожившего жизнь человека. Тургенев описывает любовные переживания и рассуждения о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах. На жанр повести указывает внушительный объём произведения, разбитый на 22 главы, несколько действующих лиц, а также множество событий, произошедший за достаточно короткий период времени. Все события изображены в хронологическом порядке, что позволяет читателю не терять нить повествования. Главные герои знакомятся, их общение приводит к взаимной симпатии, Н. Н. узнаёт о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять её чувства всерьез, и в итоге всё это приводит к драматическому разрыву. Автор раскрывает причинно-следственные связи, и это наталкивает на осмысление финала повести. Тургенев работал в направлении реализма. В его произведениях ярко изображена окружающая действительность и описан внутренний мир героев. Кроме того, в повести «Ася» есть черты романтизма. Это можно заметить по главной героине, которую литератор наделил особенно романтическими чертами. Ася – типичная «тургеневская девушка», что отображено не только в её внешности, но и в характере. Автор подчеркнул тонкую натуру героини – искреннюю и непосредственную.

Художественное своеобразие

Для раскрытия темы Тургенев использует различные образы и символы, к которым относятся природа и музыка.

Писатель раскрывает своих героев с помощью музыки. Впервые читатель «слышит» музыку, когда Н. Н. знакомится с Асей и её братом. Ещё одна важная деталь повести – это звучание ланнеровского вальса во второй главе. Его звуки Н. Н. услышал, когда возвращался домой. Позже под этот же вальс он будет кружиться с Асей в танце. Этот момент является значимым, так как становится понятно, что Н. Н. неравнодушен к героине. Звук вальса появляется переломный момент для влюбленных. В конце повести, когда герой навсегда прощается с Асей, музыка исчезает и больше не появляется.

Ещё один важный символ, который автор использует для раскрытия душевного состояния героев – пейзаж. Иногда он является лишь фоном, но чаще – приобретает символическое значение, создаёт образ героев. К примеру, Рейн соединяет и разлучает Асю с Н. Н. В завязке, когда счастье ещё было возможным, пейзаж солнечный, спокойный:

«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Свежий и лёгкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте». Волнующимся, неспокойным становится Рейн перед кульминацией и объяснением: «река понесла нас… в небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке… но и там, и в этой тёмной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звёзды; тревожное оживление мне чудилось повсюду – и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки… <…> …во мне зажглась жажда счастия»

В седьмой главе, где повествователь находится в подавленном состоянии из-за услышанного разговора Аси и Гагина, Н. Н. находит успокоение в красоте природы.

Проблематика

В повести И. С. Тургенев затронул ряд общечеловеческих проблем:

  1. Проблема чувства и долга. Ася любит Н. Н., но после его колебаний понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести говорит ей уезжать и больше не встречаться с ним, но сердце бунтует и просит дать молодому человеку ещё один шанс. Однако брат Аси непреклонен в вопросах чести, поэтому Гагины уезжают.
  2. Проблема «лишнего человека». Ася не может влиться в светское общество и найти себя, а Господин Н. привязан к своей комфортной жизни. Оба персонажа отвергают «правила игры» и остаются несчастными.
  3. Проблема трусости. Герой не знает, как поступить. Он осторожничает. Господин Н. не слушает сердце, о чём жалеет всю оставшуюся жизнь.
  4. Проблема внебрачных связей. Во времена автора наличие незаконнорожденных детей не считалось ненормальным. Но писатель обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить своё будущее.

Система персонажей

Главные герои

Х/ф «Ася». 1977. В роли Аси актриса Е. Коренева

Господин Н – молодой мужчина, от лица которого ведется повествование. Студент, решивший посетить Европу.

Ася (Анна Николаевна Гагина) – девушка семнадцати лет с красивыми чёрными волосами и тёмными глазами; незаконнорождённая дочь (отец – помещик, мать – крепостная), взятая после смерти родителей на воспитание старшим братом.

Гагин – двадцатичетырёхлетний брат Аси, который воспитывает девушку, так как родители погибли.

Второстепенные герои лишь упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина, мать Аси, дворецкий Яков. Описание героев, данное автором, позволяет ещё глубже понять повесть и реалии эпохи, ставшие её основой.

Прототип главной героини

По мнению исследователей, для автора повесть носила личный характер. В её основе лежали события из реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его окружением. Существует несколько версий того, кто мог послужить прототипом главной героини. Некоторые считают, что автор описал свою единственную незаконнорожденную дочь Пелагею Тургеневу (Полину Брюэр), тоже страдавшую от неразделённой любви и чувствовавшую себя несчастной из-за своего происхождения. Её мать – трудившаяся в имении Тургеневых белошвейка Авдотья Иванова, с которой у студента Тургенева был краткосрочный роман. Также в образе могла отразиться судьба Варвары Николаевны Житовой – сводной сестры Тургенева. Мать Тургенева родила ребёнка от домашнего врача Андрея Евстафиевича Берса. Девочка была оформлена сиротой и числилась в доме родной матери как воспитанница. Также мать писателя воспитывала внебрачную дочь Николая Николаевича Тургенева (дяди и опекуна автора). Эти примеры помогли писателю узнать, что чувствует молодая девушка, оказавшаяся в таком положении. Все свои наблюдения Тургенев отразил в повести. Интересно, что господин Н. Н., от лица которого ведётся рассказ в «Асе», имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором.

Композиция

Композиция повести «Ася» построена по классическому образцу.

  1. I Экспозиция. Воспоминания Н. Н. о своей молодости и жизни в Германии.
  2. II-VIII Завязка. Знакомство с Гагиным и его сестрой Асей. Сближение Н. Н. с ними. История детства Аси. Первый серьёзный разговор Н. Н. с героиней. Девушка перестаёт бояться Н. Н. и начинает доверять.
  3. X-XV Развитие действий. Сближение Аси и Н. Н. Переживания девушки и признание брату по поводу любви к повествователю. Записка от Аси.
  4. XVI-XXI Кульминация действия и мгновенная развязка. Свидание Н. Н. с Асей, которое закончилось расставанием. Неожиданный отъезд героев из города.
  5. XXII Эпилог. Господин Н. Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви.

Изюминка произведения – использование Тургеневым старинного литературного приёма сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и даётся мотивация его поступков. Читатель получает «рассказ в рассказе», предназначенный для усиления смысла истории.

Основная идея

В произведении все повествование подчинено теме любви. Тургенев показывает, как это чувство влияет на личность человека. Господин Н. Н. не прошёл испытание любовью, а Ася была готова к искреннему и правдивому выражению своих чувств, благодаря чему повзрослела. Любовь для Аси становится своеобразным проводником во взрослый мир. Именно такое суровое испытание раскрывает в героине все её сильные стороны. Ася понимала, что не может рассчитывать на хорошую партию только потому, что родилась вне брака. Девушка и раньше замечала презрительное к ней отношение со стороны представителей знати. Этот факт очень огорчал её, но куда более сильным ударом становится для неё нерешительность возлюбленного. Все радужные мечты и иллюзии Аси рассыпались. Данная история поучительна. Она заставляет задуматься, насколько важной в жизни каждого человека является любовь. Добровольно отказываясь от неё, в дальнейшем можно уже ни разу не испытать это редкое по красоте и силе чувство. Господин Н. слишком поздно осознал свою ошибку. Он прожил одинокую, безрадостную жизнь. Рассказчик призывает читателя быть более решительным и смелым в вопросах любви, которая совершенно не приемлет трусости и сомнений.

 «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Конфликт произведения

Главный конфликт произведения – внутренний. Это конфликт чувств и предрассудков Н. Н. Главный герой, влюблённый в Асю, не смог сделать ей предложение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!» Герой был молод, и ему казалось, что жизнь будет давать ему ещё много шансов найти любовь и счастье. Однако реальность оказалась драматичнее.

Смысл названия

Произведение получило своё название в честь главной героини. По мнению писателя, увидеть и оценить женщину можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим сильной и знающей себе цену женщине, а не тому наивному ребёнку, которым она была до встречи с рассказчиком. Когда Господин  Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна ещё была Асей, писатель называет свою повесть этим уменьшительно-ласкательным именем.

Критика

Рецензенты называли Господина Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже выделили новый тип героини – «тургеневскую барышню». После опубликования повести многие критиковали литератора. Например, рецензент В. П. Боткин писал А. А. Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось – и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид…». Известный поэт был согласен с товарищем и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Больше всех негодовал Л. Н. Толстой. Он оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» – эта ремарка содержалась в письме Некрасову.

В 1858 году вышла статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (франц. – «на свидании»). Публицист раскритиковал Господина Н. за неспособность к поступкам.

Тем не менее, многие высказались о повести положительно. Так, Н. А. Добролюбов восторженно оценил произведение: «Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…»

П. В. Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя её «откровенным шагом к природе и поэзии».

Краткое содержание

Первая глава

Иллюстрация Д. Боровского

После предательства возлюбленной господин Н.Н. поселяется в городке З. Здесь он продолжительное время проводит на скамье под ясенем. На противоположном берегу реки располагается город Л. Н.Н. слышит музыку, которая доносится оттуда и интересуется, что там происходит. Выясняется, что праздник устроили студенты, которые приехали на коммерш.

 

Вторая глава

Господин Н.Н. из любопытства отправляется на противоположный берег и сливается с празднующей толпой. Позади себя он слышит русскую речь. Разговаривают мужчина и женщина. Происходит знакомство с Гагиным и Асей. Новые знакомые производят благоприятное впечатление на господина Н.Н., и он отправляется к ним в гости. Они беседуют до самой ночи. Господину Н.Н. очень нравится Ася. Позже он возвращается домой.

Третья глава

Господина Н.Н. ранним утром будит Гагин.

Четвертая глава

Герои видят сидящую на уступе над пропастью Асю. Н.Н. немного пугается, однако Гагин переключает его внимание на местных жителей. После обеда Ася отправляется к фрау Луизе, а герои снова беседуют. После возвращения домой господина Н.Н. преследуют мысли об Асе. В нем бушует целая гамма чувств и зарождается сомнение – на самом ли деле Ася сестра Гагина?

Пятая глава

Н.Н. вновь идет в гости к новому другу, чтобы еще раз увидеть девушку. Ася предстает перед ним в образе скромницы, она остается заниматься хозяйством, а герои отправляются на природу. Стоит прекрасная погода, и Гагин желает рисовать с натуры. Друзья много беседуют, однако мысли Н.Н. посвящены девушке, способной к внезапному преображению.

Шестая глава

Кадр из фильма «Ася». 1977

Проходит четырнадцать дней. Н.Н. наблюдает за Асей и замечает разницу между ее воспитанием и воспитанием своего друга. Девушка с большой неохотой рассказывает о жизни в России. Она говорит Н.Н., что раньше жила в деревне. Изменение в настроении Аси все больше озадачивает героя. Н.Н все чаще стал склоняться к тому, что девушка не приходится сестрой его другу. Однажды герой становится свидетелем признания Аси в любви к Гагину. В тот момент он остается незамеченным.

Седьмая глава

Господин Н.Н отправляется в горы, чтобы подумать. Он проводит там 3 дня и рассуждает о том, зачем его новым друзьям понадобилось представляться родственниками. Вернувшись домой, он обнаруживает записку от друга, в которой тот просит навестить их.

Восьмая глава

Каждый из хозяев встречает гостя по-своему. Разговор не клеится, и Н.Н. решает отправиться домой, сославшись на срочность работы. Однако его товарищ хочет поведать настоящую историю девушки. Гагину исполнилось только полгода, когда его мать умерла. На протяжении 12 лет он занимался воспитанием сына в деревне. После этого его брат решил забрать мальчика к себе. Гагин посещал юнкерскую школу, потом – гвардейский полк. Во время очередного посещения деревни он увидел девочку десяти лет, пугливую и дикую. Это была Ася. Отец сказал, что девочка – сирота. Перед смертью отца Гагин дал ему слово, что будет заботиться об Асе. От камердинера он узнал, что девочка его сводная сестра, дочь его отца и горничной. Когда Асе исполнилось 9 лет, ее мать умерла, и она поселилась у Гагина. Поначалу девочка избегала брата, но потом ощутила сильную привязанность к нему. Несколько лет девочка находилась в пансионе, а когда ей исполнилось семнадцать, встал вопрос о ее будущем. Поэтому Гагин ушел в отставку и отправился за границу вместе с сестрой.

Девятая глава

Иллюстрация К. Клементьева

После услышанного господин Н.Н. меняет свое отношение к поведению девушки. Он долго беседует с Асей, а потом они танцуют вальс.

Десятая глава

По возвращении домой Н.Н. ощущает некоторое беспокойство. В нем появляется острое желание счастья, которое он не может объяснить самому себе.

Одиннадцатая глава

Н.Н. вновь отправляется к новым знакомым. Сближение с девушкой искренне радует его. Входя в дом, герой отмечает изменение в настроении девушки – она печальна. Ася беспокоится насчет собственной необразованности, интересуется, умна ли она. Гагин в это время занимается рисованием.

Двенадцатая глава

Ася пугает гостя беседами о собственной близкой кончине. Он не понимает, что происходит с девушкой. У нее вновь резко и часто меняется настроение.

Тринадцатая глава

Иллюстрация К. Клементьева

Господин Н.Н. гадает – любит ли его Ася. При его очередном посещении друзей он видит девушку лишь мельком —  она приболела. Следующим утром Н.Н. гуляет по городу. К нему подходит мальчик и передает записку от девушки. Ася приглашает его на встречу около часовни. Герой с волнением соглашается.

Четырнадцатая глава

Гагин весьма насторожен поведением сестры и не знает, как поступить. Н.Н. показывает ему записку.

Пятнадцатая глава

Девушка меняет место встречи. Теперь Н.Н. должен прийти к госпоже Луизе и подняться на 3 этаж. В душевных терзаниях герой решает, что не может взять замуж эту странную девушку с ее очень изменчивым характером.

Шестнадцатая глава

Разговор героев происходит в небольшой комнате. Они любят друг друга, но вынуждены расстаться. Господин Н.Н. обвиняет Асю, она, рыдая, бежит к дверям и исчезает.

Семнадцатая глава

Н.Н. считает себя виноватым и покидает город. Гуляя по полю, он винит себя в том, что не остановил Асю, мысленно просит у нее прощения. В подавленном состоянии он отправляется к Гагину.

Восемнадцатая глава

Приятели очень переживают из-за того, что девушка не вернулась домой. Через некоторое время они начинают поиски Аси. Договариваются разойтись – так выше вероятность найти ее.

Девятнадцатая глава

Поиски не дают результата. Н.Н. мысленно говорит девушке о своей любви, дает обещание быть с ней вечно. Неожиданно около реки он мельком замечает что-то белое и думает, что это может быть Ася.

Двадцатая глава

Девушка появляется дома, Н.Н. собирается сделать ей предложение, однако друг не пускает его для объяснения с Асей.

Двадцать первая глава

Брат с сестрой уезжают и Н.Н. получает письмо от Гагина. В нем просьба не обижаться из-за скорого отъезда. Друг уверяет, что поводом стала необходимость расставания, и желает счастья. Н.Н. отправляется на поиски любимой. В небольшой комнате, в которой происходило его свидание с Асей, он находит записку от девушки.

Двадцать вторaя глава

Герой узнает, что брат с сестрой отправились в Лондон. Он едет за ними, но это не приносит результатов. Асю он не находит. Сначала его мучают переживания. Но постепенно к нему приходит понимание того, что женившись на девушке, он, возможно, не был бы счастлив. Но полюбить так уже не сможет, поэтому никогда не женится.

Известные цитаты

Без горького, постоянного труда не бывает художников.

Господин Н.. Глава 4.

Господин Н. о Гагине, у которого не было "внутреннего жара".

Если б мы с вами были птицы, – как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

Ася (Анна Гагина). Глава 9.

Слова Аси в беседе с Господином Н. во время прогулки по винограднику.

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят.

Господин Н.. Глава 2.

Описание Гагина.

Крылья у меня выросли — да лететь некуда.

Ася (Анна Гагина). Глава 12.

Слова Аси в беседе с Господином Н., который стал догадываться, что девушка его любит.

Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься.

Господин Н.. Глава 1.

Воспоминания господина Н. о своей молодости.

Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь.

Гагин. Глава 3.

Гагин о своем творчестве после критики Господина Н.

Смех без причины — лучший смех на свете.

Господин Н.. Глава 2.

Размышления Господина Н. буквально за несколько минут до знакомства с Гагиным и его сестрой Асей.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

Господин Н.. Глава 20.

Размышления Господина Н. после того, как он принял решение жениться на Асе.

Человек не растение и процветать ему долго нельзя.

Господин Н.. Глава 1.

Воспоминания Господина Н. о своей молодости.

Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал… Я был счастлив.

Господин Н.. Глава 2.

Размышления Господина Н. после знакомства с Гагиным и его сестрой Асей. Впервые за весь день он не вспомнил о своей бывшей возлюбленной.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Зарицкая, 3.2k 👀