Невыразимое • cтихотворение и анализ
краткая информация
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе? душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснятся,
И лишь молчание понятно говорит.
Краткое содержание
Элегия представляет собой монолог лирического героя (поэта). Произведение начинается с риторического вопроса: «Что наш земной язык пред дивною природой?». Задав этот вопрос, романтический герой начинает предаваться рассуждениям перед читателями: «С какой небрежною … свободой Она рассыпала повсюду красоту, и разновидное с единством согласила!».
Затем герой делится с читателями мыслью о том, что любой творец существенно ограничен в своём стремлении выразить словами великолепие природы. Вслед за этой мыслью романтический герой говорит о том, что истинным хранилищем всех ярких и непосредственных впечатлений жизни является душа творца. В связи с этим поэт сообщает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас…». Талантливый художник посредством своего дарования имеет возможность лишь контурно, только внешне обозначить какое-либо явление, но он не может передать всю глубину его внутренней сути. Здесь заметны ноты трагизма и беспомощности поэта.
Он уверен: язык, которым общаются люди, не способен сравниться с языком, на котором «говорит» природа. Она всемогуща и абсолютно свободна. Лишь природа одна знает как «рассыпать» красу и привносить ноты гармонии в несовершенный мир людей. Но, при этом, ни одному творцу никогда не понять, кто именно создал саму природу. Поэт уверяет читателей, что познать природу можно не глазами и не ушами, а только лишь сердцем. В вечернее время, в душе зарождается чувство смятения – это наивная попытка творца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в своём сердце крупицу природы. Талантливый поэт способен описать красоту окружающего мира, но он не может передать всю гамму чувств наполняющих сердце в момент её созерцания: каждая душа видит всё по-своему, индивидуально.
В заключительных строках романтический герой делает важный вывод о том, что природа имеет своего всемогущего творца, создателя. Увидеть его невозможно, но зато можно услышать, находясь в полной тишине.
История создания
Элегия увидела свет в 1819 г. В год написания этого произведения Жуковский состоял на службе в качестве просветителя при царском дворе и являлся учителем цесаревича Александра Второго. Столь ответственная должность требовала от поэта способности к глубоким рассуждениям на самые различные темы. Поэтому практически все произведения, относящиеся к данному временному периоду, были посвящены мировоззренческим вопросам, проблемам природы, искусства, сути поэтического творчества.
Многие специалисты уверены, что история появления данной элегии связана с посланием Жуковского, адресованным самой императрице. Послание это носило говорящее название: «Подробный отчёт о луне». Оно было написано под заказ, поэтому Жуковский не раз признавался, что писал «Отчёт…» без единого грамма вдохновения. Именно это явилось импульсом к началу размышлений над процессом творчества. Эти размышления спустя несколько месяцев нашли своё отражение в замечательной элегии «Невыразимое».
Жанр, направление, размер
Данное произведение относится к жанру элегии: в нём поэт предаётся глубоким размышлениям над экзистенциальной проблемой. Мысли его отличаются невероятной плавностью, размеренностью и грустью. Произведение написано в рамках двух литературных направлений: раннего сентиментализма и позднего романтизма.
Поэтический размер – шестистопный и четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт элегическим строкам эмоцию крайней авторской заинтересованности в решении поставленных вопросов. Этот стихотворный размер помогает Жуковскому призвать читателей на «сеанс» совместного раздумья и поиска ответов.
Налицо все виды рифмовок: перекрёстная, параллельная и кольцевая. Имеются рифмы женские/мужские.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение представляет собой цельный монолог романтического героя. С семантической точки зрения, поэтическое «полотно» можно разделить на две части:
- Первая часть – повествование о «святых таинствах» окружающего мира.
- Вторая часть – размышления лирического героя на тему искусства.
Если подходить с формальной точки зрения, перед нами целостный поэтический текст, не разделённый на четверостишия.
Образы и символы
В элегии автор противопоставляет друг другу два ключевых образа – романтического героя и природы:
- образ лирического героя полностью идентичен автору. Герой пребывает в смятенном состоянии и отчаянии. Он находится в поиске единственного оптимального способа донести до другого человека всё то, что чувствует и переживает сам. Герой «до краёв» наполнен чувством вдохновения, мысли его стремятся вырваться наружу, но, к сожалению, подходящей для них формы отображения не существует. Такая форма невыразима, ей невозможно «название дать». Мысль об этом не оставляет герою шанса на покой. Автор предпринимает успешную попытку описать состояние вдохновения лирического героя, называя такое состояние «болезненным чувством»;
- образ природы – природу лирический герой представляет читателям как непревзойдённую и величественную, способную вызывать чувство восторга своим могуществом. Природа демонстрируется во всём своём великолепии – это и прибрежные пейзажи, и закаты, и моря. Лирический герой стремится донести до читателей всю палитру собственных переживаний, которые обрушиваются на него при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, либо при совершении прогулки по лужам под летним дождём.
Темы и настроение
В элегии Жуковский поднимает, и приглашает читателей обсудить, две важных темы:
- Тема человека и природы – окружающий мир невероятно прекрасен и совершенен во всех своих проявлениях. Люди с самых древних времён пытаются постичь тайну природы, дать ей название исходя из библейского мировоззрения. За многовековую историю человечество смогло найти наименование многому, но не всему. Основная проблема заключается в том, что человеческий язык мертвеет перед истинными красотами живой природы. Именно по этой причине лирический герой становится немым в момент наивысшего творческого вдохновения.
- Тема искусства – в элегии лирический герой передаёт весьма трагический взгляд на поэтическое творчество. Искусство представляется ему бессильным: оно «безмолвствует» перед величием окружающего мира. Трагизм заключается, прежде всего, в том, что свой основной «инструмент» в виде слова творец представляет нежизнеспособным, мёртвым. Он спрашивает: «Но льзя ли в мёртвое живое передать?». По мнению поэта, буквально все произведения искусства меркнут перед естественной красотой природы.
Настроенческий пафос элегии проникнут эмоциями меланхолии, светлой грусти, переживаний о невозможности талантливого человека хоть немного приблизиться к величию, пониманию и совершенству природы.
Основная идея
Основная мысль произведения, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в следующем утверждении: всё прекрасное в жизни быстротечно, но оно не уходит бесследно, а продолжает существовать в человеческой памяти. Одна лишь человеческая душа может уловить «присутствие создателя в созданье». Посредством обычного земного зрения невозможно увидеть «идеальную» суть вещей, гармонию и красоту. Чтобы это разглядеть, следует обладать особенным мировосприятием – уметь «видеть сердцем».
Средства выразительности
С целью полноценного раскрытия темы и создания образа природы, автор использует следующие выразительные средства:
- эпитеты – «душа смятенная», «великое видение», «небо тихое»;
- метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас…»;
- сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
- оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит»;
- олицетворения – «И обессиленно безмолвствует искусство?»;
- инверсия – «Вечернего земли преображенья»;
- риторические вопросы – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»;
- архаизмы – «льзя», «глас»;
- аллитерация – использование звука «Л»: «… легко их ловит мысль крылата».
Все произведения автора
- • Вечер
- • Море
- • Невыразимое
- • Приход весны
- • Светлана
- • Спящая царевна