Вечер • cтихотворение и анализ
краткая информация
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Приди, о муза благодатна,
В венке из юных роз, с цевницею златой;
Склонись задумчиво на пенистые воды
И, звуки оживив, туманный вечер пой
На лоне дремлющей природы.
Как солнца за горой пленителен закат, —
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озаренны;
Когда с холмов златых стада бегут к реке
И рева гул гремит звучнее над водами;
И, сети склав, рыбак на легком челноке
Плывет у брега меж кустами;
Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам,
И веслами струи согласно рассекают;
И, плуги обратив, по глыбистым браздам
С полей оратаи съезжают…
Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает,
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Чуть слышно над ручьем колышется тростник;
Глас петела вдали уснувши будит селы;
В траве коростеля я слышу дикий крик,
В лесу стенанье филомелы…
Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?
Восточных облаков хребты воспламенились;
Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;
В реке дубравы отразились.
Луны ущербный лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!
О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащиться осужден до бездны гробовой?..
Один — минутный цвет — почил, и непробудно,
И гроб безвременный любовь кропит слезой.
Другой… о небо правосудно!..
А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
Ужель красавиц взор, иль почестей исканье,
Иль суетная честь приятным в свете слыть
Загладят в сердце вспоминанье
О радостях души, о счастье юных дней,
И дружбе, и любви, и музам посвященных?
Нет, нет! пусть всяк идет вослед судьбе своей,
Но в сердце любит незабвенных…
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!
Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
Ложится по полям и холмы облачает
И солнце, восходя, по рощам голубым
Спокойно блеск свой разливает,
Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
В дубраве упредить пернатых пробужденье
И, лиру соглася с свирелью пастухов,
Поет светила возрожденье!
Так, петь есть мой удел… но долго ль?..
Как узнать?..
Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой
Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!
Краткое содержание
В элегии повествование ведётся от первого лица. Романтический герой (поэт) предаётся размышлениям о собственной судьбе, о близких людях. Всё поэтическое «полотно» произведения имеет тесное переплетение с пейзажными описаниями. С первых строк поэт погружает читателей в мир спокойствия, описывая тихий ручей. Перед нами возникает множество описаний мелких деталей окружающего мира в вечернее время, и, при этом, нет ни одного лишнего. Множество деталей, описанных автором, способствуют подчёркиванию великолепия вечернего времени суток, органично вплетаясь в целостную картину восприятия лирического героя.
Несмотря на тот факт, что поэт написал данное стихотворение в молодости, его мысли свидетельствуют о том, что для него всё уже давно осталось далеко позади. Он вспоминает потерянных друзей, безвременно ушедших в иной мир. На мыслях о втором товарище лирический герой внезапно смолкает, тем самым давая понять, что не готов выступать судьёй чужим поступкам. Он позволяет себе сообщить лишь о том, что хочет, чтобы память о верных друзьях навсегда осталась в его сердце.
В заключительных строчках элегии лирический герой заводит речь непосредственно о самом себе. Мы понимаем, он настроен на меланхоличное, чрезвычайно тоскливое восприятие мира, раздумья о бренности всего сущего на земле.
История создания
Эта восхитительная элегия увидела свет в 1806 г. В год её написания Жуковский, будучи ещё совсем молодым человеком, успешно окончил Московский пансион и отправился пожить на свою малую родину, в село Мишенское. Местная сельская природа славилась разнообразием, широтой и красотой. Проживая среди природной красоты окружающих сельских просторов, Жуковский вдохновился на написание романтической элегии.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец самой первой романтической элегии в истории русской литературы. Благодаря обращению к жанру романтической элегии, Жуковский сумел в полной мере донести до читателей всю глубину философских раздумий романтического героя. Так как повествование ведётся от первого лица, читатели могут наблюдать за отношением самого автора к извечным мировоззренческим проблемам.
Поэтический размер – шестистопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Элегия включает в себя тридцать две строфы (катрена). В каждой строфе – четыре строчки. С семантической точки зрения, элегию можно разделить на три части:
- Первая часть – описание пейзажа родного края. Поэт не просто повествует о том, что наблюдает вокруг, а искренне любуется величием местной природы: покоем равнины, многоголосьем птичьего «хора», легкостью ветерка, колыханием листьев ивняка и пр.
- Вторая часть включает в себя личные переживания лирического героя (поэта) и его воспоминания.
- Третья часть включает размышления автора о роли и месте поэта в социуме.
Образы и символы
В элегии представлена богатая образная палитра, созданная поэтическим талантом Жуковского:
- образ лирического героя – центральный. Повествование ведётся от личного местоимения «Я», поэтому лирический герой полностью слит с поэтом. Герой не способен представить себе свою дальнейшую судьбу, но он не может не признать, что будущее неизбежно. Он мечтает служить своей поэтической Музе, ради которой готов навсегда остаться в одиночестве, отрекшись даже от близких и друзей. Герой уверен, единственную ценность для него представляют «диалоги» с Музой. Поэту нравится умиротворённое существование, исключающее любые споры и притязания. Он желает воспринимать красоту мироздания во всех ипостасях;
- образ вечера – центральный. Данное время суток вынесено в название произведения. Для лирического героя вечер символизирует переходное состояние от светлого к тёмному, от солнечного дня – к чёрной ночи. Вечером все привычные предметы и явления выступают в непривычных для себя очертаниях и оттенках. Поэт воссоздаёт удивительную атмосферу таинственности, сна и меланхолии. В вечернее время поэт открывается природе (мирозданию), тем самым соглашаясь с мыслью о могуществе Всевышнего, и соглашаясь с утверждением, что суть его могущества заключена в слиянии с природой;
- образы близких друзей – поэт предаётся воспоминаниям о своих товарищах, которые отсутствуют рядом. Когда-то они дарили ему вдохновение и радость, но сейчас он пребывает в плену одиночества. Друзья больше не способны подарить радость и оживить дни поэта. Он замечает: «Так, петь есть мой удел…»;
- образ смерти – в заключительных строчках элегии поэта посещают мысли о неизбежности смерти: «… но долго ль? … Как узнать?». Лирический герой не может знать, долгим ли будет его жизненный путь, и что уготовила ему судьба, но он готов ей полностью покориться, не предавая при этом своё предназначение творца;
- образ природы – всё то, что поэт описывает читателям, представляется неким абстрактным образом русской природы в средней полосе страны. Всё, чем любуется поэт, окружает его в родном селе Мишенское – это поля, дубравы, рощи, речка, закаты над горой и пр. Лирический герой с восхищением воспринимает красоту природы, ощущая своё единение с ней. Поэт делает вывод о сути своего предназначения: слагать песни «во славу Божию», писать о товарищах, воспевать любовь и счастье.
Темы и настроение
Основная тема элегии, поднимаемая Жуковским – это его личные размышления о собственной судьбе, воспоминания об ушедших друзьях в тесном переплетении с восхитительными картинами природных красот. Также поэт касается ещё одной важной темы – быстротечности человеческой жизни. Человек, по мнению автора, живёт циклично, как и природа. К сожалению, смена циклов человеческой жизни происходит очень быстро, ровно так же, как и смена времён года в природе.
Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями тоски, разочарования, неуверенности в завтрашнем дне, зыбкости происходящего. Лирический герой осознаёт, что его судьбу ничто не способно изменить. Если ему уготовано судьбой иметь поэтический талант, ценить и понимать красоту окружающей природы, значит, он должен писать стихи, покорно снося многочисленные удары судьбы.
Основная идея
Основная мысль, которую стремится донести до читателей Жуковский, заключается в следующем утверждении: истина, к которой стремятся люди, находится в обретении гармонии между человеком и природой, а также в потребности любить и верить.
Средства выразительности
С целью раскрытия основной идеи произведения, Жуковский создаёт следующие средства выразительности:
- эпитеты – «ущербный лик луны», «виющийся ручей»;
- анафора – «Как слит с прохладою…»;
- обобщение – «Приди, о Муза»;
- восклицательные и вопросительные предложения – «Ах!», «Но что?»;
- звукопись – «поток «журчит», тростник «колышется»;
- сжатые фразы – «Всё тихо; рощи спят; в окрестности покой»;
- аллитерации – «И вёслами струи согласно рассекают», «В дубраве упредить пернатых пробуждение».
Все произведения автора
- • Вечер
- • Море
- • Невыразимое
- • Приход весны
- • Светлана
- • Спящая царевна