Сон Обломова
Ещё до появления самого романа «Обломов» в печати появилась одна глава, которая в отличие от всех остальных имела название — «Сон Обломова». Уже этот факт говорит о том, что отрывок из будущего романа имеет совершенно особое значение, поскольку в нём сосредоточены все художественные нити произведения. Образно говоря, роман Гончарова берёт начало из «Сна Обломова».
План сочинения
- Функции сна в художественном пространстве произведений.
- «Сон Обломова» — идейно-художественный центр романа Гончарова. Композиция главы.
- Образ Обломовки как замкнутый идиллический мир, формирующий Обломовых.
- Праздность и оторванность от настоящей жизни.
- Замкнутость феодального мира натурального хозяйства.
- Цикличность времени в Обломовке, повторяемость как условие благополучия и устойчивости бытия. Неконфликтность и беспроблемность жизни.
- Отчуждённость от прогресса, ощущение его опасности для привычных форм жизни.
- Патриархальный мир добрых, чистых душой людей, остающихся наивными детьми до конца дней.
- Народная почва как основа дворянской культуры. Связь обломовского существования с фольклорными образами.
- «Сон Обломова» как камертон, задающий тон всему роману, поднимающий повествование до эпических масштабов.
Во вступительной части, опираясь на свой читательский опыт, напишите, в каких произведениях русской литературы в ткань повествования включаются сны героев (например, сон Петра Гринёва, Татьяны Лариной, сон Светланы). Укажите, что сны выявляют духовное состояние героя, становятся средством психологического анализа; они же могут отразить некую идиллическую мечту или стать предвидением будущего (как в четвёртом сне Веры Павловны в романе Н.Чернышевского «Что делать?»).
Говоря о композиции главы, отметьте, что она состоит из 4-х частей:
- «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
- Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие им окружающего мира.
- Чудесная страна. Сказки няни.
- Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Каждая часть – эпизоды из детства Обломова, связанных общей идеей, писательской задачей — показать истоки характера героя, влияние природы, уклада жизни семьи, взглядов на жизнь и образование, влияние на формирование характера главного героя.
Сон выявляет духовное состояние героя, он символ жизненной позиции героя, его духовного сна и в то же время показывает мечту героя, парадоксальность которой заключена в том, что она устремлена не в будущее, а обращена в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне она становится абсолютным идеалом, утопией, идиллией. Этот патриархальный мир естественен, добросердечен, беззлобен, потому изображён с любовью и светлой грустью.
Подводя итог в своём рассказе об Обломовке в сне Ильи Ильича, можно написать следующее: «Обломовка – своего рода земной рай: «Благословенный уголок земли!» Это мир изобилия, тепла, вечной жизни (ведь смерть лишь переход от сна естественного к вечному), мир, в котором всё ясно, в котором все знают, что труд – Божье наказание за излишнюю любознательность. Здесь всё согрето материнской любовью: природа-мать не пугает людей, мать обожает и оберегает сына. Здесь всё живёт по давней традиции. (Интересно, что Илья носит отчество Ильич: он продолжатель отца, он живёт, как отец. Да и фамилия у него — Обломов, связанное семантически со словом «обломок»: он не гармония и не целое, а лишь обломок уходящего гармоничного мира)».
В работе можно обратиться к материалам критических статей, в которых мы находим нужные нам цитаты.
А.В.Дружинин: «Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен» (1859 год);
«Сон Обломова»! — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова c его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, — «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова».
Н.А.Добролюбов: « Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы – наши воспитатели, её триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово» (1859 год).
А.А.Григорьев: «…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, — и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку» (1859 год);
Ю.М.Лошиц: ««Итак, «Обломов» «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ K пониманию всего произведения, идейно- художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича…» (1996 год).
Первый вариант сочинения
Глава «Сон Обломова» — это девятый эпизод первой части романа. В этом эпизоде описывается сон главного героя, в котором он снова оказывается в своём детстве. Автор прибегнул к подобному приёму не случайно. Как известно, именно детские впечатления, детский опыт закладывают основу в формировании личности.
Во сне Обломов переносится обратно в родную Обломовку. Эта деревня словно отдельный мирок, её жители изолировались от других людей. Сюда не доходят новости, сюда не приезжают незнакомые люди.
Главный герой происходит из старинного дворянского рода. В былые времена их имение считалось лучшим в округе, но поколение, к которому относились родители Ильи Ильича, посчитало, что более нет нужды трудиться. Зачем прилагать усилия, если жизнь всё равно будет сытой и безбедной?
Главными событиями в Обломовке были обеды, ужины, и сон. Илья Ильич не мог стать другим человеком, воспитываясь в этом месте. Слуги все за него делали, даже одеваться мальчику самостоятельно не приходилось. Целыми днями он отдыхал, а его родители не могли нарадоваться тому, что оградили своего сына от трудностей.
«Сон Обломова» — это особая глава романа. В ней повествуется о детстве главного героя, о влиянии воспитания на его характер.
Эта глава переносит читателя в Обломовку, где Илье Ильичу жилось комфортно и спокойно. Там он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. Все в Обломовке были довольны своей жизнью, и ничто не нарушало её размеренный ход. Местные жители никогда не задумывались о смысле своего существования или собственном предназначении, их сознание не было загромождено какими-либо мыслями.
Изображая картину жизни Обломовки, И.А. Гончаров рассказывает и про её хозяев. Отец главного героя тоже был ленивым и апатичным. Он мог целое утро сидеть и просто смотреть в окно, наблюдая за тем, что происходит во дворе их дома. Мать Обломова была более деятельной натурой, чем её муж, но большую часть времени она была занята выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Забота о пище была главной заботой в Обломовке, где царил культ еды.
В таких условиях формировался характер главного героя, и все это, без сомнений, на нём отразилось. В детстве он был активным, умным, любознательным, способным мальчиком, перед которым открывалось множество возможностей. Он не вписывался в сонное царство Обломовки своей неуёмной энергией. В других условиях Обломов вырос бы совсем другим человеком и обязательно достиг больших успехов, но воздействие обломовской среды оказалось настолько сильным, что он не смог ему противостоять.
Этот эпизод даёт объяснение тому, почему главный герой стал таким безвольным человеком: основные качества Обломова определены обломовскими условиями, которые оказали большое влияние на него самого и на его дальнейшую судьбу.
Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Описанный в этой главе сон объясняет отношение главного героя к окружающей его действительности, помогает понять, откуда берёт свои истоки «обломовщина» — явление, которое способно погубить любого человека.
Данная глава даёт возможность проследить жизнь Обломова с самого начала и увидеть, что в раннем детстве он был таким же, как и все остальные дети. Однако родители оградили мальчика не только от всевозможных опасностей, но и от самой жизни вместе со всеми её горестями, проблемами и радостями.
Второй вариант сочинения
«Сон Обломова» выступает в роли своеобразного смыслового и композиционного ключа ко всему роману. Именно любовь ко сну не дала возможности Обломову реализовать свой потенциал, обусловила его неспособность к какой-либо деятельности.
Начинается этот эпизод с того, что автор описывает тот «благословенный уголок земли», в котором прошло детство главного героя. Об этом месте говорится, что в нём нет ничего, что могло принести его жителям неприятности или неудобства. Здесь всё пропитано любовью, заботой и спокойствием. Обломовка словно остановилась во времени, замерла в своём развитии.
Без сомнений, эта глава имеет большое значение для понимания всего романа, она помогает лучше понять внутренний мир главного героя, узнать его страхи и надежды. Ведь именно в детстве закладываются основы для формирования личности человека.
В Обломовке Илюше не позволяли быть самостоятельным, подавляли всяческий интерес к окружающему миру. Вначале эта чрезмерная опека не нравилась мальчику, но со временем он привык к тому, что о нём заботятся, оберегая от малейшей опасности, от живых впечатлений. Обломов рос в тишине и спокойствии, эта безмятежность прослеживалась во всем: в образе жизни местных жителей, в природном мире, она словно витала в самом воздухе.
В главе «Сон Обломовка» наглядно демонстрируется изолированность Обломовки от внешнего мира. Например, в нелепой ситуации, когда незнакомый мужчина оказался в канаве, обломовцы не стали ему помогать только потому, что он был не из здешних краёв. Удивительно, с какой теплотой и заботой они относятся к своим землякам и как равнодушно к тем, кто не был родом из Обломовки. Страх перед новым и неизведанным полностью изменил мировоззрение «обломовцев», всё чуждое для их понимания остаётся за пределами Обломовки.
И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал личную оценку существующему государственному устройству, со всеми его пороками и изъянами. Осуждая бездеятельность главного героя, автор в то же время показывает пагубное влияние мира, которому не хочет подчиняться Обломов. Несмотря на то, что у него нет будущего и в свои тридцать два года он оказался в тупике, Илья Ильич не стал частью того мира, который считал несправедливым и бездушным. Гончаров не одобряет этот пассивный протест, но и покорное молчание, отстранение от жизни вообще не считает достойным выбором.
Сон Обломова является ключом для понимания его характера. Автору удалось показать причины, лежащие в основе поступков и поведения главного героя. Обломов – это продолжение Обломовки, он провёл своё детство в царстве сна и спокойствия, поэтому разучился к чему-нибудь стремиться и действовать. Да и не привык он прокладывать себе в жизни дорогу.
Обломов – это образ, через призму которого Гончаров показал трагедию всего дворянского сословия с невоплощёнными в жизнь мечтами и стремительно разоряющимися семейными гнёздами. А сон Обломова – сказка, оставшаяся где-то в прошлом.
Третий вариант сочинения
Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, образ трагичный, противоречивый. Его личность — результат воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.
Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено его детство, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками, а не является врожденным качеством.
Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью. Всё, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была еда и обустройство условий для отдыха.
В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но чрезмерная опека матери и няни мешает ему. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпали все. Эта картина послеобеденного сна очень символична. Мёртвый сон словно омертвлял всё живое, убивал чувства и стремления.
Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри его сознания. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учение его не привлекает, во-первых, потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание подростка тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и сыт.
Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.
Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного патриархального уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.
Я думаю, что автор ввел главу «Сон Обломова», чтобы дать читателям возможность понять истоки характера главного героя и предостеречь от ошибок в воспитании человека.