Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» как социально-философская драма

Драма М. Горького «На дне» — социально-философская драма, в которой, наряду с острыми социальными проблемами, на первый план выходят философские вопросы. Это объясняется пристальным вниманием писателя к сознанию ночлежников, людей, которые выброшены из течения жизни, но при этом в ходе развития сюжета выясняется, что они открыты вечным вопросам бытия и размышляют о таких проблемах, как

  • человек и смысл человеческого существования;
  • выбор жизненного пути;
  • ответственность человека за свою судьбу, за жизнь близких;
  • любовь и ненависть;
  • добро и зло;
  • жизнь и смерть;
  • проблема рока (судьбы).

План сочинения

Работу можно выстроить в соответствии с развёрнутым планом.

  1. Вступление. Проблема Человека — центральная в творчестве Горького.
  2. Главная часть.
    1. Человек в условиях антигуманной действительно­сти: подавление высокого предназначения человека.
    2. Различные точки зрения на человека в контексте пьесы «На дне».
      1. Костылев. Человек — раб хозяина, работающий на него, послуш­ный чужой воле.
      2. Бубнов. Все лю­ди — «щепки», «все люди на земле лишние». Ничего хорошего в человеке нет. Он достоин только смерти и забвения.
      3. Лука. Гуманист. Считает, что «человека приласкать — никогда не вредно».  «…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..». Лука готов прийти на помощь каждому: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…».
      4. Сатин. Выражает высокий авторский идеал человека, воплощающего лучшие черты че­ловечества. Его Человек гордый, сильный и свободный.
  3. Заключение. Горьковский гуманизм. Человек не должен нуждаться в жа­лости и утешительной лжи, не должен быть задавлен рабским трудом. Социальная действитель­ность, калечащая человека, антигуманна, поэтому задача человека – творчески преобразовывать и обновлять её.

Мотив человека в пьесе

Обратите внимание на то, слово «человек» в пьесе звучит символически. Говорят о людях все философствующие герои и прежде всего Лука, по словам которого есть «люди, а есть «человеки». Множественное число слова «человек» здесь символично: имеются в виду такие люди, которых можно назвать человеком в полном смысле слова. Ещё один смысл парадокса Луки: слово «люди» ассоциируется с человеческими массами, а слово «человеки» — с неповторимой индивидуальностью.

Упомянутые Сатиным слова Луки «Для лучшего человека живём…» позволяют соотнести идеал Луки с ницшеанским идеалом сверхчеловека будущего, который придёт на смену «одряхлевшему» человечеству.

Развивая по-своему мысли Луки, Сатин произносит свой высокопарный монолог о «человеке», вычерчивая при этом «фигуру человека» в воздухе, что тоже символично. Здесь говорится уже не об антигуманистическом идеале «сверхчеловека», а гуманистическом идеале «Человека в человеке», который является не очень чёткой, но вполне возможной реальностью. Вероятно, чтобы человек стал Человеком, требуются значительные социальные перемены.

Первый вариант сочинения

Пьеса М. Горького «На дне» вызывает особый интерес, потому что автору удалось правдиво изобразить жизнь тех, кто оказался на социальном дне. До этого в русской литературе о смысле жизни рассуждали только люди из высшего общества, теперь же слово было предоставлено тем, о ком обычно не принято упоминать.

Иллюстрация С. Гонкова

Главное место в философских беседах обитателей ночлежки занимает человек и его предназначение. Спор относительно этого вопроса возник между двумя противоборствующими силами: религиозной и бездуховной. Религиозное понимание человека, близкое всему народу, воплощено в образе Луки. По его мнению, человеку необходимо беспрекословно подчиниться воле Божьей, ведь именно от этой способности смиряться зависит личное счастье каждого. Лука считает, что совсем не обязательно верить в себя, для того чтобы добиться успеха в жизни. Прежде всего, нужно верить в Бога.

Лука говорит о том, что есть обыкновенные люди, а есть «человеки». Он сравнивает людей с землёй, неудобной для посева, а «человеков» – с урожайной землёй. Все обитатели ночлежки, без сомнений, относились к числу обыкновенных людей, поэтому их счастье возможно было только на том свете, а до самой смерти они обречены на мучения.

Бездуховную сторону в споре о человеке занимает Сатин. Он считает, что судьба человека зависит только от него самого. Все люди свободны, поэтому могут добиться, чего хотят. Каждый, по его мнению, самостоятельно может обрести счастье в этом мире. А это значит, что людям вовсе не обязательно покорно ждать до самой своей смерти. Поэтому верить надо в самого себя, а не в высшие силы, и жалеть кого-либо нет смысла, потому что каждый сам виноват в своих бедах.

В пьесе «На дне» бездуховная сторона одержала победу над религиозной. В трудный момент Лука исчез, оставив тех, кому он подарил надежду с осознанием их обречённости. В это же время Актёр, разуверившийся в Божьей благодати, наложил на себя руки. Именно его смерть и означает победу бездуховного взгляда на человека. Сатин весьма спокойно реагирует на это ужасное событие, потому что считает, что Актёр, наконец, смог в себя поверить.

Спор о человеке в пьесе – это средство, при помощи которого писатель изображает первые шаги к новой жизни. Показав неизведанный мир обречённых людей, он призывает задуматься о действительно важных вещах, которые позволят изменить будущее.

Второй вариант сочинения

Человек всегда стремится понять собственное предназначение и смысл жизни. Поэтому многие писатели пытались раскрыть вечные проблемы бытия. Но М. Горький отличается в своём виденье этого вопроса от предшественников, и несомненным доказательством этого является его пьеса «На дне».

В драме «На дне» М. Горький показал мир нищих и отверженных. Подобной правды о жизни низших социальных слоёв мировая литература ещё не знала. В мрачной ночлежке, которая напоминает тюремную камеру, живут разные люди со своими желаниями, своим мировоззрением. Бок о бок живут мужчины и женщины, молодые и старые, здоровые и больные, честные и мошенники.

Безысходность и беспросветная нищета порождают ненависть, ссоры, конфликты и даже преступления. Люди, обречённые на такое существование становятся дикими, теряют свой человеческий облик, забывают о стыде, совести и милосердии.

Сцена из спектакля «На дне». МХАТ, 1902

М. Горький не даёт детального описания жизненного пути всех персонажей, но их образ мышления и отдельные события позволяют понять их судьбы. Сатин в молодости работал телеграфистом, но потом попал в тюрьму, защитив честь своей сестры. После отбытого срока его участь была предрешена. Актёр играл в театре, но пристрастие к выпивке лишило его всего. Из-за беспробудного пьянства его память стала стремительно ухудшаться, и со временем он не мог запомнить ни одного стихотворения. Актёр называет себя конченым человеком, он понимает, что алкоголизм сгубил всю его жизнь. Ещё одним значимым персонажем, обитающим в ночлежке, является Анна. Умирая, она рассказывает, что всегда недоедала, чтобы другие не голодали. А Васька Пепел вообще не помнит жизни вне дна, он всегда был по ту сторону закона.

Связывает всех этих людей одно – жизненные обстоятельства, вынудившие их оказаться в ночлежке для бедных, которую содержала семья Костылевых.

Спор о человеке и его предназначении ведётся между представителями социального дна на протяжении всей пьесы, но усиливается он после исчезновения Луки. Отношение к нему было у каждого из обитателей ночлежки разное. Лука считал, что людям, находящимся в безнадёжном положении, правда не нужна. Он хотел скрасить их существование обнадеживающей ложью. Старик не считал себя вруном, он обманывал обречённых ради их же блага. И многим его обман действительно придавал силы жить дальше и надеяться на лучшее будущее.

Но, поверив Луке, люди просто ждали, когда наступит их час, они перестали бороться, противостоять своей судьбе. Когда его обман раскрылся, пугающая реальность обрушилась на обитателей ночлежки с небывалой силой. Актёр не выдержал правды и покончил с собой, Васька Пепел оказался в тюрьме, а Наташа впала в глубокое отчаяние.

Совершенно иного мнения о человеке и его предназначении был Сатин, промышляющий картежным мошенничеством. Он считал человека всесильным, говорил, что спасение каждого находится только в его собственных руках. Для него человек был центром мироздания, а всё остальное – всего лишь результат  мыслей и действий человеческих.

Больше всего Сатин ценил в человеке его свободу. Именно поэтому он категорически против спасительного обмана, считая ложь уделом рабов. Он считал, что жалость унижает человека, лишает его уважения. По его мнению, только вера в собственные силы и человеческое мужество способны изменить этот мир.

Третий вариант сочинения

К.С. Станиславский в роли Сатина. Постановка МХАТ. 1902

М. Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Она имела оглушительный успех как на российской, так и европейской сцене. Причина ее популярности проста – впервые рассуждать о смысле жизни, о месте человека в этом мире позволено не людям из высшего общества, а маргиналам, оказавшимся на обочине жизни, «бывшим людям».

В пьесе тема человека и его предназначения поднимается самими ночлежниками. Автор противопоставляет два основных взгляда на Человека – христианский и атеистический.

Религиозная позиция связана с образом путешествующего старца Луки. Он считает, что дело человека – следовать воле божьей. Герой сравнивает людей с почвой, «неудобной для посева», и «урожайной землей». Ночлежники относятся к «непригодным людям», поэтому умереть – это то единственное, что они могут сделать для себя в этой жизни.

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

В Библии сказано, что «блаженны нищие духом», для Сатина же блаженны те, кто силен духовно. М. Горький разделяет атеистические взгляды своего героя. Именно поэтому он «устраивает» исчезновение Луки в самый сложный момент жизни обитателей ночлежки. Религия явно проигрывает воспеванию самодостаточности человека. «Человек – это звучит гордо!» — восклицает автор вслед за Сатиным.

Неоднозначной по отношению к образу Сатина является его реакция на самоубийство Актера. Неужели он настолько черств, что единственное, что может сказать на известие о его смерти: «Песню испортил, дурак!»? А дело в том, что Сатин воспринял самоубийство соседа как проявление собственной воли и победу над христианскими воззрениями. Актер впервые решил взять свою судьбу в свои руки, обрел веру в себя.

В пьесе вера в Человека победила веру в Бога. Скорей всего, это связано с новыми взглядами М. Горького, которые в полной мере раскрылись в романе «Мать». Именно социализм становится новой религией писателя, и спор о человеке в пьесе лишь отражает атеистическую позицию автора. О том, правильный ли выбор он сделал, предстоит судить еще многим поколениям читателей.

Текст: Елена Бочкова, 11.4k 👀