Общая информация
ВПР по биологии для 5 класса насчитывает 8 заданий. На их выполнение отведено 45 минут. Все задания относятся к базовому уровню сложности, однако в номерах 1 и 8, состоящих из нескольких частей, некоторые вопросы – повышенного уровня сложности.
Система оценок
Максимальный балл за всю работу – 21. Ниже представлена шкала перевода баллов в оценки:
От 0 до 9 баллов | 2 |
От 10 до 13 баллов | 3 |
От 14 до 18 баллов | 4 |
От 19 до 21 баллов | 5 |
Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями
Задание 1
Первое задание ВПР по биологии, за которое можно набрать сразу 5 баллов, связано с приведенным изображением – например, с таким:
В первой части задания нужно с помощью стрелок указать на рисунке требуемые 4 части и подписать их – для растений это могут быть части дерева или ветки, для животных и насекомых – части тела.
Если все части природного объекта подписаны верно, ученик получает 2 балла, при наличии 1-2 ошибок – 1 балл, и при наличии 3 и более ошибок – 0 баллов.
Во второй части нужно дать ответ на вопрос, связанный с функциями какой-либо определенной части изображенного на рисунке природного объекта – к примеру, указать орган, в котором происходит фотосинтез.
За верный ответ ученик получает 1 балл.
В третьей части задания дается перечень из четырех органов природного объекта – для приведенного выше изображения он будет следующим: Корень, цветок, семя, плод. Все указанные органы, кроме одного, выполняют одну и ту же функцию; нужно найти «лишний» и обосновать свой выбор – то есть сказать, какую функцию он выполняет.
Если ученик верно указал «лишнюю» часть и грамотно обосновал свой выбор – он получает 2 балла. Если же часть растения указана верно, но объяснение отсутствует – 1 балл, и во всех остальных случаях – 0 баллов.
Задание 2
Во втором задании ВПР по биологии проверяется то, как пятиклассники знают биологические понятия, и какие представления о происходящих в природе процессах у них сложились. В условии дается описание какого-либо процесса, а ученик должен выбрать его название из четырех предложенных терминах. Описание, относящееся к приведенному нами рисунку, выглядит так:
Проросток липы в темном помещении сначала становится светлее, а затем может погибнуть. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, который происходит только при наличии достаточного освещения: Дыхание, размножение, фотосинтез, рост, плодоношение.
Правильный ответ на задание оценивается в 1 балл.
Задание 3
Данное задание направлено на проверку умения учеников заниматься классификацией – отбирать основания и критерии для осуществления квалификации, то есть различать природные объекты, выявлять их различия на основании внешнего вида и предложенных схем. В условии дается изображение объекта, требующего классификации – например, листа растения или собаки определенной породы. Нужно заполнить таблицу из трех столбцов – описание предмета из трех критериев. Далее следуют схемы различия критериев. В критерии А нужно определить, к примеру, окрас или тип листа, в критерии Б – жилкование листа или форму головы животного, в критерии В – форму листа или ушей животного. Под каждым критерием предложено 2-4 варианта классификации под цифрами – выбранные цифры нужно проставить в таблицу.
Если ответ верный, ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, при наличии двух и более неверных ответов – 0 баллов.
Задание 4
В четвертом задании проверяется, как ученик умеет раскрывать роль различных природных организмов в жизни людей. В условии описывается их применение в жизни и приводятся два иллюстрирующих их изображения – к примеру, из сосны изготавливают стройматериалы, а также используют ее в качестве ингредиента для лекарства. Необходимо под каждым изображением написать, какие органы растения используются в первом и во втором случае. Верный ответ на это задание приносит пятикласснику 1 балл.
Задание 5
В этом задании ученик демонстрирует умение выделять важные признаки объектов биологии – различных организмов животных и растений, клеток, а также – характерные для них процессы. Условие задания связано с рассматриванием какого-либо рисунка или предмета под микроскопом (иногда задание связано не с биологическими организмами, а с частями этого увеличительного прибора). Чаще всего нужно написать название той части изображения, которая отмечена стрелкой, либо ответить на связанный с ним вопрос – к примеру, для рисунков, отображающих процесс роста растительной клетки, нужно сказать, какая часть клетки не увеличивается по мере ее роста. За правильный ответ ученик получает 1 балл.
Задание 6
В шестом задании ВПР по биологии ученику предлагается текст, три слова в котором пропущены; после текста идет список из 6 слов – нужно выбрать нужные слова и вставить их на места пропусков. Текст может выглядеть так:
Тело членистоногих состоит из ______(А). У представителей этого типа выделяют отделы: головогрудь и брюшко или голову, ______(Б) и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые конечности. Количество конечностей у разных представителей членистоногих может различаться. У большинства ______(В) на спинной стороне тела расположены крылья.
Список слов:
- элемент
- насекомые
- пауки
- сегмент
- туловище
- грудь
Ответы заносятся в специальную таблицу. Если все три слова выбраны верно – ответ оценивается в 2 балла, при наличии 1 ошибки – в 1 балл, при наличии 2 и более ошибок – в 0 баллов.
Задание 7
За данное задание можно максимально набрать 6 баллов. Оно состоит из трех частей, связанных с таблицей, приведенной в начале задания – она может выглядеть так:
Состав и калорийность плодов некоторых растений
В первой части нужно ответить на три вопроса по содержанию таблицы – к примеру, в плодах какого растения больше всего углеводов, или плоды каких растений характеризуются одинаковой калорийностью. Если на все вопросы даны верные ответы – ставят 2 балла, если верны только два ответа – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.
Во второй части приводятся фотографии растений, указанных в таблице. Задача ученика состоит в том, чтобы сделать подписи к фотографиям. Если это сделано безошибочно, он получает 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, двух и более ошибок – 0.
В третьей части даны три фотографии различных изделий – продуктов питания, лекарств, текстиля, предметов мебели и т.д. – сделанных с использованием частей указанных в таблице растений. Под каждым фото нужно написать, части какого растения в нем использовались. При отсутствии ошибок ответ оценивается в 2 балла, с одной ошибкой – в 1, с двумя и более – в 0.
Задание 8
В этом задании ученику нужно ознакомиться с приведенным текстом небольшого объема (5-7 предложений). Пример текста:
(1)Слизень – это маленькая улитка, которая, как и большинство улиток, питается листьями, оставляя после себя характерные отверстия в листовой пластинке. (2)Слизня чаще всего можно встретить на оборотной стороне листьев огородных растений. (3)Особенно слизни любят листья капусты и картофеля, поэтому считаются вредителями овощных культур. (4)Главным отличием слизней от других улиток является почти полное отсутствие раковины. (5)Передвигаясь по стеблю или листу, слизень оставляет за собой влажный след. (6)Главным врагом слизней является почвенный жук жужелица, поэтому чем чаще жужелицы встречаются на грядках, тем реже можно встретить слизня.
В первой части нужно ответить на вопрос по содержанию и структуре текста – указать, в каких его предложениях сообщаются вещи, на основе которых можно сделать определенный вывод. Для указанного выше текста он выглядит так:
В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что слизня можно встретить на огороде?
Если все номера предложений указаны верно, ученик получает 2 балла, при одной ошибке – 1 балл, при двух и более – 0 баллов.
Во второй части нужно описать какой-либо живой организм по плану – то есть привести ответы на три вопроса.
Первый вопрос связан с текстом – ведь описывается не тот биологический объект, речь о котором шла в тексте. К примеру, вышеприведенный текст о слизне, а описывать нужно виноградную улитку. В этом вопросе нужно просто выбрать один из вариантов ответа и записать его; чаще всего спрашивают, крупнее этот организм того, о котором говорилось в тексте, или мельче.
Следующие два вопроса не связаны с текстом. В первом нужно написать о внешних признаках – к примеру, указать покров тела, наличие или отсутствие раковины, окрас оперения. В третьем спрашивают про рацион – чем питается то животное, речь о котором идет в задании.
Если на все три вопроса даны верные ответы – ученик получает 2 балла за вторую часть восьмого задания. Если верный ответ дан лишь на два вопроса – 1 балл, а если на 1 или ответ неверен – 0 баллов.