ВПР по русскому 5 класс


Общая информация


ВПР по русскому языку для 5 класса включает в себя 12 заданий. 5 из них составлены по приведенному в работе тексту для чтения. На выполнение работы дается 60 минут. В первых 9 заданиях нужно записать развернутый ответ, а в следующих 3 – краткий (слово или словосочетание).

Система оценок

Максимально возможный балл за ВПР по русскому языку – 45. Баллы переводятся в отметки согласно таблице:

От 0 до 17 баллов2
От 18 до 28 баллов3
От 29 до 38 баллов4
От 39 до 45 баллов5


Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями


Задание 1

В первом задании ВПР по русскому языку записан текст, в котором во многих словах пропущены буквы, а также не проставлены запятые. Нужно переписать этот текст, вставляя буквы там, где это нужно, и расставляя знаки препинания.

За это задание можно получить максимум 9 баллов. Оно проверяется по критериям.

К1 – Соблюдение орфографических норм.

При проверке работы по этому критерию учитываются только те ошибки, которые были совершены во время вставки пропущенных букв, восстановления слитного, дефисного и раздельного написания слов, раскрытия скобок.

Если ученик допустил только одну негрубую ошибку, он получает 4 балла. Если совершено не более 2 ошибок – 3 балла, 3-4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл, и более 5 ошибок – 0.

К2 – Соблюдение пунктуационных норм.

При отсутствии ошибок в пунктуации ставят 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, за две – 1 балл, за три и более – 0.

К3 – Правильность списывания текста.

2 балла по этому критерию можно получить, если текст переписан абсолютно верно, то есть в нем отсутствуют пропущенные и лишние слова, или же если допущено максимум 3 ошибки такого характера:

  • пропущено одно слово либо добавлено одно лишнее слово;
  • графический облик слова изменен, то есть какая-либо буква заменена или пропущена, но это не приводит к ошибкам в орфографии/грамматике

Задание 2

Это задание связано с текстом, приведенным в первом задании. Три слова и одно предложение из него помечены сверху цифрами от 1 до 4 соответственно. Эти цифры обозначают определенные виды разборов: фонетический, морфологический, морфемный и синтаксический.

Максимально за это задание можно получить 12 баллов. Каждый из разборов может быть оценен в 3 балла, при этом их оценивание производится по одному алгоритму:

  • при отсутствии ошибок – 3 балла;
  • при одной ошибке – 2 балла;
  • при двух ошибках – 1 балл;
  • при трех и более ошибках – 0 баллов.

Задание 3

В данном задании требуется проставить ударение в четырех словах – например:

Столяр, начала, повторишь, алфавит.

Банты, квартал, позвонит, красивее.

Если во всех словах ударение поставлено правильно, пятиклассник получает 2 балла. Если верное ударение стоит только в 3 словах – 1 балл. В остальных случаях задание оценивается в 0 баллов.


Задание 4

В четвертом номере ВПР по русскому языку приводится предложение – например:

Под корнями берёзы скрываются жучки и ящерицы.

Зима заковывает широкие берега Байкала в крепкие ледяные доспехи.

Необходимо надписать над каждым словом ту часть речи, к которой оно относится, а после этого в специально отведенном месте указать, какие из известных ученику частей речи в предложении отсутствуют.

Это задание проверяется по двум критериям:

К1 – Обозначение частей речи в предложении.

В случае, если все части речи определены правильно, ученику ставят 3 балла. При наличии одной ошибки – 2 балла, двух – 1 балл, более двух – 0 баллов.

К2 – Указание отсутствующих частей речи.

Если все отсутствующие в предложении части речи указаны верно, пятиклассник получает 2 балла. Если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более – 0 баллов.

Таким образом, всего за это задание можно получить 5 баллов.


Задание 5

В условии пятого задания ВПР по русскому языку приводится 4 предложения, в которых полностью отсутствуют знаки препинания. Задача ученика – найти среди них предложение с прямой речью, расставить там знаки препинания и составить схему этого предложения.

Всего в этом задании можно набрать 3 балла. 2 балла ставится, если предложение определено правильно, и в расставленных знаках препинания ошибки отсутствуют. Если же в расстановке знаков препинания допущена одна ошибка, ставят 1 балл, а если более одной или же предложение определено неверно – 0. Еще 2 балла можно получить за безошибочно составленную схему предложения; при наличии одной ошибки в схеме ставят 1 балл, более одной – 0 баллов.


Задание 6

В данном задании также приводится четыре предложения без внутренних знаков препинания. В одном из них необходимо поставить запятые (одну или несколько). Ученику нужно выписать это предложение (уже с запятой), а также – обосновать свой выбор (например: в этом предложении ставится запятая после вводного слова, после обращения, при перечислении).

Если предложение выбрано правильно и запятые стоят там, где нужно – пятиклассник получает 2 балла. При допущении одной ошибки в расстановке запятых ему ставят 1 балл, при наличии двух и более ошибок или же неправильном выборе предложения – 0 баллов. Если выбор предложения объяснен верно, ставят 1 балл, если нет – 0.


Задание 7

Седьмое задание почти аналогично шестому, но в нем в предложении может быть пропущена только одна запятая. Сделать нужно то же самое, что и в предыдущем номере – выписать предложение, поставить знак препинания и объяснить свой выбор.

За это задание также можно получить 3 балла. Первые 2 балла ученик получает за верный выбор предложения и правильную постановку запятой. Если же запятая поставлена не там, ему ставят 1 балл, и если ответ неверный – 0. Еще 1 балл присуждают за корректное обоснование выбора предложения.

После седьмого задания в работе приводится текст, на который будут опираться все последующие задания. Он небольшой – 13-17 предложений. Текст может быть таким:

(1)Три дня пути вдоль берегов Африки на остров Сокотра всё шло отлично. (2)Попутный ветер надувал паруса, блестела рябь океана, да кое-где вздымались фонтаны китов. (3)Вдруг ветер резко повернул на юг, небо заволокло тучами, волны побелели, а через два часа началась настоящая буря. (4)Паруса давно убрали, и корабль с одними мачтами понесло на юг.

(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Капитан вышел на палубу, поднял глаза и не узнал неба: только маленькая звёздочка в созвездии Большой Медведицы стояла совсем низко. (7)«Несло нас на юг, – стал рассуждать капитан, – та звёздочка спустилась к самому горизонту. Теперь на север идём. Интересно, поднимется ли она?» (8)Приказав разбудить себя перед рассветом, капитан погасил светильник и заснул. (9)Когда его разбудили, он первым делом глянул на север: та звезда, которую мы теперь называем Полярной, стояла всё ещё низко, но она заметно поднялась. (10)И капитан повёл корабль на север до тех пор, пока Полярная звезда не поднялась на привычную для глаз высоту. (11)И тогда он приказал поворачивать на запад и во все глаза смотреть вперёд…

(12)На четвёртый день раздался долгожданный возглас: «Земля!» (13)А ещё час спустя матросы стояли на берегу. (14)Полярная звезда помогла мореходам найти путь в океане!

(По А. Некрасову)


Задание 8

В восьмом задании необходимо определить и записать основную мысль, выраженную в тексте. Если это сделано правильно, и мысль отражена верно и полно, ученик набирает 2 балла. Если же мысль в целом определена правильно, но в предложении есть 1-2 речевых недочета, или же если мысль определена правильно, но не полно при 1 недочете или их полном отсутствии – 1 балл. В остальных случаях баллы за это задание не присуждаются.


Задание 9

Это задание содержит в себе вопрос, проверяющий понимание текста. Обычно спрашивается, почему автор сделал определенный вывод – например, для приведенного выше текста девятое задание выглядит так:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.

Часто ответ содержится прямо в предложении текста – в таком случае его можно просто процитировать. Если дан верный ответ, но в нем присутствует ошибка или в речи, или в орфографии, или в грамматике, или в пунктуации (то есть всего 1 ошибка) – ставят 2 балла. Если же в ответе есть и речевой недочет, и одна из трех других ошибок (либо и недочет, и две ошибки одного типа, например, речевой недочет и две пунктуационные ошибки; то есть в сумме 3 ошибки, одна из которых – недочет) – 1 балл. 0 баллов присуждают при наличии более трех ошибок или при неверном ответе.


Задание 10

В десятом задании необходимо определить тип речи в указанных в условии предложениях – например, в предложениях 8-11. Если это сделано правильно, ученик получает 1 балл, если допущена ошибка – 0 баллов.


Задание 11

Одиннадцатое задание ВПР по русскому языку в 5 классе предполагает нахождении в указанном диапазоне предложений слова с определенным значением и его выписывание.

Для вышеуказанного текста это задание выглядит таким образом:

В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.

За верный ответ пятикласснику ставят 1 балл, за ошибочный – 0.


Задание 12

Это задание предполагает нахождение антонима или синонима к данному в условии слову в указанном диапазоне предложений.

Двенадцатое задание для приведенного выше текста выглядит так:

В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.

Если противоположное по значению слово написано правильно, ученик получает 1 балл. Если нет – 0 баллов.


ВПР в пятом классе по другим предметам:
Текст: Базанов Даниил, 2.8k 👀