Лексический анализ
От выпускника требуется провести лексический анализ, то есть определить значение указанного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению. Также учащиеся должны уметь различать общеупотребительную (стилистически нейтральные слова) и узконаправленную (разговорные, просторечные слова, профессионализмы и т.д.) лексику. За верное выполнение восьмого задания можно получить 1 первичный балл.
Теория к заданию №8 ОГЭ по русскому языку
Синонимы – слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию.
Пример: невероятно – невообразимо, слепой – незрячий и т.д.
Синонимы делятся на:
языковые – те, которые можно найти в словаре.
Пример: вода – жидкость, восход – заря.
- контекстные (контекстуальные) – близки по смыслу только в данном тексте.
Пример: Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Пример: день – ночь, восход – закат.
Антонимы делятся на:
- языковые (холод – жара, друг – враг);
- контекстные (контекстуальные) – противоположны только в данном тексте.
Пример:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…
Фразеологизм – устойчивое словосочетание.
Признаки фразеологизма:
- Значения отдельных слов, составляющих фразеологизм, НЕ равны значению фразеологизма. Например, ни рыба ни мясо – «о ком-, чём-либо не имеющем отличительных характеристик, индивидуальных свойств».
- Во фразеологизме нельзя менять слова, иначе смысл теряется.
- Значение фразеологизма можно пояснить с помощью стилистически нейтрального синонима (кот наплакал – мало).
Все эти признаки одновременно должны присутствовать, чтобы словосочетание можно было назвать фразеологизмом.
Слова могут иметь разную стилистическую окраску.
Нейтральная – общеупотребительная лексика, которую можно использовать в письменной речи и устной речи.
Пример: дом, надежда, стихотворение, иметь в виду, разговаривать и т.д.
Книжная – обычно употребляется в письменной речи в научных и деловых письмах, публицистике, классической литературе.
Пример: тезис, воззрение, ирреальный и т.д.
Разговорная – лексика неофициального общения (с друзьями, родными, коллегами).
Пример: мальчуган, вояка, восвояси и т.д.
Просторечная – слова за пределами литературной нормы, часто с оттенком негатива.
Пример: стырить, зариться, зырить, кореш, с гулькин нос и т.д.
Вспомним также отдельные пласты лексики.
Жаргонизмы – слова, которые употребляет определенная группа людей со схожими интересами, определенного возраста и т.д.
Существует школьный жаргон, армейский жаргон, тюремный жаргон и т.д.
Пример: шпора – шпаргалка, слинять – уйти, забей – забудь, фильтруй базар – думай, что говоришь.
Профессионализмы – слова, употребляемые людьми одной профессии.
Например, слово шапка в речи журналистов имеет значение «выделенное заглавие, заголовок статьи; слово выделенка в речи водителей означает «выделенная полоса для общественного транспорта».
Диалектизмы – слова, понятные жителям определенной местности.
Пример: буряк – свекла, пошла по ягоды (вместо за ягодами), говорИт – говОрит и т.д.
Неологизмы – новые слова, недавно пришедшие в язык.
Пример: грумер – специалист по уходу за шерстью домашних животных, коворкинг – использование арендуемого офисного пространства для совместной работы, творчества и т.д.
Архаизмы – устаревшие слова, имеющие синонимы в современном языке
Пример: очи – глаза, ланиты – щеки, десница – правая рука и т.д.
Историзмы – устаревшие слова, которые уже не используются в речи.
Пример: боярин, городовой, опричник и т.д.
Алгоритм выполнения задания №8 ОГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Если нужно найти слово или выражение, вспомните определение указанного термина (антоним, фразеологизм, разговорное слово и т.д.).
- Найдите в тексте указанные в задании предложения.
- Прочитайте, попытайтесь найти нужное слово.
- Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.
Разбор типовых вариантов задания №8 ОГЭ по русскому языку
Первый вариант задания
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее!
Алгоритм выполнения задания:
- Вспоминаем значение слова пошушукались- говорить тихо, шептаться.
- Шептаться, переговариваться.
- Шептаться – стилистически нейтральное слово, стоит первым в синонимическом ряду.
Ответ: пошептались.
Второй вариант задания
Замените разговорное слово «щупал» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
(35)Я щупал свои мускулы и думал…
Алгоритм выполнения задания:
- Вспоминаем значение слова щупать – познавать ощупью, осязать.
- Синонимы: касаться, трогать, обследовать.
- Трогать – стилистически нейтральное слово.
Ответ: трогал.
Третий вариант задания
Замените диалектное слово «пурговать» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.
(19) Пурговать и греть воду.
Алгоритм выполнения:
- Пытаемся определить значение слова пурговать – выдерживать или пережидать пургу.
- Синонимы: пережидать.
- Пережидать – стилистически нейтральное слово.
Ответ: пережидать.
Похожие задания (прошлых лет)
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).
– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне.
- сильно
- открыто
- определённо
- ясно
Перефразируем четвертое предложение – найдем синонимы к слову «явно». Его точно тянет к точным наукам; его определенно тянет к точным наукам…
Ответ: определенно.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
- уважать
- относиться с восторгом
- обожать
- относиться с подобострастием
В указанном предложении приводится фраза «труд чужой почитать надо», что означает «нужно уважительно относиться к чужому труду». Обожать и относиться с восторгом и подобострастием к труду очень сложно, поэтому ответ – уважать.
Ответ: уважать.
А разве подлежащее не (что?)музей и сказуемое (что делают?) создают
то есть: музей создают?
Вика, совсем нет! Это неопределенно-личное предложение, так как мы можем подставить подлежащее ОНИ, тогда бы грамматическая основа была ОНИ СОЗДАЮТ. А на вопрос ЧТО? отвечает и дополнение — создают (что?) музей.
тут суть в том, что КТО-ТО ЧТО-ТО ДЕЛАЕТ. Если бы музей был подлежащим, то это бы означало, что музей создает себя сам. Но тут не музей создает, а его создают, чувствуете разницу?
Это дополнение ( что, кого) Винительный падеж. P.S Это от подлежащего должен идти вопрос , а не к нему.
Если бы музей был подлежащим, сказуемое, согласуясь с ним, стояло бы в единственном числе.
А как определили, что глагол «принесли» здесь в 3 лице? Может, МЫ принесли. Или ВЫ принесли. Почему именно ОНИ? У глагола в прошедшем времени категория лица не определяется.