Андрий Бульба •
второстепенный герой
💡
Трагический образ младшего сына Тараса Бульбы представлен Н.В. Гоголем несколько обособленно от остальных героев повести. Если отец Андрия, казачий полковник Тарас и старший брат Остап готовы служить Родине до последнего вздоха, то Андрий выбирает любовь, предавая честь ради возлюбленной. Его противоречивый характер и взаимоотношения с остальными персонажами придают произведению еще большую глубину и окраску.
Внешность
Андрий – высокий, сильный молодой человек в возрасте двадцати с небольшим лет. Он смугл, черноволос и обладает притягательным взглядом больших черных глаз. Черты его лица заметно тоньше и мягче, чем у брата, что придает ему особую привлекательность. Большое внимание Андрий уделяет своей внешности, он любитель модных и красивых вещей. В одном из эпизодов повести автор описывает его костюм: шапка медной расцветки, широкие шаровары, колышущиеся, словно морские волны, дорогие сафьяновые сапоги, на ремне золотая парчовая вышивка.
Образование и характер
Андрий получил образование в Киевской бурсе, куда был отправлен отцом вместе со старшим братом Остапом. Обучение в бурсе велось, скорее, не ради получения воспитанниками азов науки, а было своеобразной подготовкой к взрослой жизни на Сечи.
В бурсе, как и в других учебных заведениях, существовали свои внутренние неписаные законы: лучшими считались те бурсаки, которые были способны проявить особое удальство – совершить отчаянный поступок и суметь остаться безнаказанными. Если же наказание было неизбежно – принять его достойно, как и подобает казаку и, самое главное, не выдать товарищей. Андрий также принимал участие в проделках бурсаков, но от брата отличался тем, что часто сам выступал инициатором рискованных забав, а наказание, при этом, получал крайне редко. В учебе он также не был похож на Остапа, соблюдал требования учителей, не бунтовал и не закапывал свой дневник.
Андрий обладал более чувствительной и эмоциональной натурой по сравнению с Остапом. В конце обучения он вдруг отдалился от сокурсников, все больше предпочитая уединение. Особенно ему нравилось в одиночестве бродить по Киеву, погружаясь в собственные мысли. Его тревожило какое-то необъяснимое предчувствие, неизбежность чего-то нового, что навсегда изменит его жизнь. Однажды, во время одной из таких прогулок, он поскользнулся и нелепо упал, испачкавшись в грязи. Свидетельницей этой сцены стала, наблюдавшая за ним из окна, красавица, которая долго смеялась при виде этой ситуации. С этой минуты девушка прочно завладела всеми мыслями и воображением молодого казака.
Сечь
Приезд с отцом и братом на Сечь, новая обстановка и окружение немного заслонили собой образ польской панночки. Мужественное поведение сыновей в боях дает повод Тарасу гордиться своими отпрысками. По его мнению, они оба «добрые козаки». Но от наблюдательного отца не ускользает разница в их поведении во время сражений. Если Остап действует осмотрительно и старается уберечь товарищей, то Андрием движет азарт и безрассудство. Упиваясь острыми ощущениями, он напрочь забывает об остальных, нередко создавая опасные ситуации.
Любовь и предательство
Чувство с новой силой овладевает Андрием в тот момент, когда он узнает, что его возлюбленная находится в осажденном городе. Её служанка тайно сообщает ему, что госпожа голодает, и Андрий пробирается в город, чтобы передать девушке продукты. При встрече он клянется сделать всё, что она пожелает, и, если будет нужно, отречься от Родины. Недолго думая, он переходит в стан противника. Андрием движет не желание разбогатеть или получить высокое звание. Он, в отличие от классических предателей, не пытается спасти свою жизнь, иначе бы он не остался в обреченном на гибель городе. Поэтому в повести не звучат обвинения Андрия в трусости. Для него любовь – не предательство, а смысл существования, ему не важно, что его любимая – дочь врага, по его мнению, любовь не делит людей на своих и чужих, она возвышается над всеми существующими условностями.
Смерть
Для жесткого и властного Тараса, который привык держать свою жену в ежовых рукавицах, непонятен и непростителен поступок Андрия. Он не представляет, что ради любви можно поступиться своей честью, товарищами, православной верой. Он считает, что делает правильный выбор, решив застрелить сына. Еще больше он убеждается в этом, когда Андрий, стоящий перед нацеленным на него ружьем, в последнее мгновение произносит имя возлюбленной. В отличие от отца, для которого женщина – всего лишь бытовая необходимость, Андрий способен испытывать и нежность, и ласку, и любовь. «Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». Большое чувство, на которое оказывается способен герой, одерживает верх над долгом перед Отчизной, а роковое стечение обстоятельств приводит к его гибели.
Роль героя в произведении
Без сомнения, Андрий совершил предательство и по отношению к отцу, и к товарищам, и к Отчизне. Но автор не спешит клеймить героя позором, он специально придает большое значение описанию его чувства, чтобы донести до читателя, что Андрий оказался заложником своей любви. Для него любовь к женщине равнозначна любви казаков к своей земле. Но герой живет в эпоху, когда верность и преданность Родине стоят во главе угла и ценятся превыше других чувств. На фоне всеобщего патриотизма образ Андрия как бы обособляется, противопоставляется настроениям народных масс. Если его отца и брата можно смело называть настоящими казаками, то определить место Андрия в произведении Н.В. Гоголь предлагает своим читателям.