Патриотизм в повести «Тарас Бульба»

сочинение по литературе 7 класса
Произведение: Тарас Бульба Рекомендованный объем: 200-250 слов (1,5-2 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – историческое произведение, повествующее о процветании казачества Запорожской Сечи. Автор восхищается казаками – и смелостью и удальством, юмором и верностью родине.

Центральная тема повести

Патриотизм в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»Патриотизм, пожалуй, центральная тема повести. И главным патриотом выступает знатный казак Тарас Бульба. Он воспитывает двоих сыновей в лучших традициях казачества, с молоком матери они впитывают любовь к родной земле. До последней капельки крови Бульба предан товариществу и ждет того же от своих детей. Жизнь казаков в постоянных переездах, битвах и удалом веселье кажется для него идеальной.

Остап и Андрий – радость и гордость стареющего героя. Едва отучив сыновей в гимназии, Бульба тут же бросает их в омут «настоящей жизни» – везет в Запорожскую Сечь. Во время сражений с поляками сыновья проявляют себя как настоящие воины и Бульба гордится ими.

Запорожская сечь

Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», которое взращивает гордых и крепких воинов, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как особенная земля. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Сечи. Сюда со всей земли приезжали казаки в поисках приюта.

Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями и вспомнить былые подвиги. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения. Так поступили и главный герой повести – Тарас Бульба. Он давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни».

Сечь встретила их дружелюбно. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это не удивительно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов. Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения.

Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за предательство. За это казака могли похоронить заживо. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с настоящими героями, вошедшими в историю храбрыми и преданными родине воинами. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета.

Предательство Андрия и смерть Остапа

Но судьба поворачивает так, что Андрий влюбляется в полячку и переходит на сторону врага. Этот факт больно ранит Бульбу, но он не показывает вида – сражается еще яростнее и рьянее. Много думает он о поступках сына, пытается хоть как-то оправдать его поступок, но не может.

У него не укладывается в голове, ка можно предать своих, как можно покинуть родину и семью ради плотского увлечения. Андрий отныне – позор для отца, некто без имени и без прошлого, продавший товарищество и землю, которая взрастила его. За столь величайший грех может быть лишь одно наказание – смерть.

Без тени сомнения Тарас своими же руками убивает Андрия – патриотизм одерживает верх над простыми человеческими чувствами. Можно представить, как сильна его любовь к Родине.

Вскоре отец лишается и второго сына – Остапа, обреченного на мучительную гибель на городской площади на глазах зевак. Утратив все, чем он жил, Бульба продолжает сражаться ради мести, борясь с врагами не на жизнь, а насмерть.

Сила духа Тараса Бульбы

Оказавшись в плену у поляков, Тарас под угрозой смерти продолжает помогать казакам. Последние слова Бульбы о величии православной русской веры, о необъятной силе родины восхищают и заставляют содрогнуться. Образ Тараса Бульбы напоминает нам о долге перед родиной, о нашей любви к родной земле, о патриотизме.


Второй вариант сочинения

Тарас Бульба представляет собой одно из наиболее патриотических произведений русской литературы. Гоголю удалось создать такие образы, которые воодушевляют и дают весьма содержательное понимание разумного отношения к себе и Родине. Патриотизм в повести олицетворяют казаки, которые во многом представляют собой отдельное сообщество, выделяющееся не только из русского, но и из украинского народа.

Тарас Бульба – истинный патриот

Мы впервые видим Тараса Бульбу в мирной домашней обстановке, во время непродолжительного отдыха главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, вернувшиеся домой после окончания академии. Тарас считает, что образование — это лишь часть необходимых молодому человеку знаний. Главное же — боевая подготовка в условиях Запорожской Сечи.

Тарас не был создан для семейного очага. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он на следующий же день спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Поэтому не случайно главные события повести происходят именно в Запорожской Сечи.

Сечь – это место, где живут люди абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего более ценного в мире, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. Тарас — полковник, один из представителей командного состава казачества. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни при каких обстоятельствах. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, повествующих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Тарас Бульба трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы».

Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Он отличался  «умением двигать войском и сильной ненавистью к врагам». Но Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего, его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! И, конечно, никого не оставит равнодушным знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — спрашивает Гоголь. Но ничем не выдал своего ужаса и отчаяния главный герой. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!»

Так же выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Родины. Такое не простится даже храбрейшему из казаков: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Такого предательства никто не может ни искупить, ни оправдать. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода Отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он выносит свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении законами и принципами Запорожской Сечи.

Самому Бульбе тоже пришлось вскоре погибнуть. Глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его боевые товарищи. Здесь Тарас Бульба виден во всей могучей силе своего характера. Он стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом. Именно таким является образ Тараса Бульбы. В нем запечатлены черты русского национального характера.

Любовь к Родине

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру. Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иностранными захватчиками (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения — рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын — отступник и изменник Андрий.

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, побывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями — Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков. В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это после того, как Андрий получил весть от девушки, которую полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины. Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них — это непустые слова: Тарас Бульба и его старший сын готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ. Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит адские муки и последующую за ними казнь. Его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого казака. А сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям по оружию спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время, и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

Отражение эпохи в повести

Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и казаки, как люди.

В повести описывается жестокое время, период войны с Польшей. Казаки были черствыми людьми, они не считали женщин за людей, обращались с ними неподобающим образом. Например, Тарас Бульба был очень жесток к матери своих сыновей, он даже не дал ей нормально попрощаться с родными детьми.

Для всех казаков, в том числе и для Тараса Бульбы, главным в жизни была служба, подвиги на войне и товарищи. Тарас Бульба был готов убить сына Андрия за предательство, и это является доказательством того, что жестокость порождает жестокость.

Главной задачей казаков являлись сражения и подвиги во имя Родины. Главный герой считал, что войны и суровые условия жизни воспитывают в мужчинах равнодушие к роскоши и чувство братства. Именно этими качествами, по его мнению, должен был обладать каждый воин.

Гоголь не приукрашивает жизнь казаков, он рассказывает нам все, как есть: их варварское поведение и обычаи. В повести полностью отражается время этой эпохи.

Заключение

Любовь к Родине, чувство долга перед ее народом и товарищами в борьбе, бескомпромиссность по отношению к врагу — вот истинные ценности для Тараса Бульбы и других казков. Умирая, каждый из них прославляет именно свою родную землю, ведь высшее благо для настоящего запорожца — свобода и процветание Отечества. Именно поэтому и Тарас, и Остап жертвуют своими жизнями. Они преисполнены надеждой, что их дело продолжится, и Русь избавится от гнета захватчиков. Любовь к Родине у Тараса даже преобладает над естественными человеческими чувствами, он не останавливается перед убийством собственного сына-предателя Андрия.

Тема патриотизма — одна из центральных в повести «Тарас Бульба», а единый русский народ — один из главных персонажей. Именно образ главного героя явился самым хрестоматийным в изображении патриота в отечественной литературе.


Третий вариант сочинения

Патриотизм. Каждый понимает это слово по-разному. Для одних это уважение к истории родного края, а для других это любовь к родной природе. Но чаще всего под патриотизмом понимается принцип жизни и чувства, заключающиеся в любви к Родине и готовности пожертвовать своими интересами ради неё. Тема патриотизма фигурирует во всех видах искусства в независимости от жанра, исторической эпохи, направления, к которому принадлежит автор.

Тема патриотизма фигурирует так же и в повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Более того, эта тема является центральной в данном произведении. Без сомнений, главный герой, Тарас Бульба, в честь которого и названа повесть, является примером истинного патриота.

Тарас Бульба

Тарас Бульба — главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек — с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за осмеянье прав своих».

Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей одна великая цель — укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Характер, рожденный временем

В повести «Тарас Бульба» Гоголь хотел отразить одно из главных событий украинской истории – борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников, проработав исторические факты и воспоминания очевидцев, Гоголь создаёт свое произведение. Важно отметить, что автор не стремился к исторической точности, в его планах было показать некий идеал, живущий в народном сознании. Образы героев в повести собирательны, а характер Тараса Бульбы, главного героя произведения, мыслится как образцовый. Несмотря на собирательность образа, у Тараса Бульбы были свои исторические прототипы. Например, коренной атаман Охрим Макуха, который за самостоятельность Украины и самобытность украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.

Семнадцатый век был для Украины непростым временем. Речь Посполитая начала активно бороться с украинским народом после разгрома козацких войск. На фоне гнёта крестьян и притеснения по национальному и религиозному признакам недовольство польской шляхтой возрастает. Это стало причиной для начала национально-освободительной войны. Став гетманом, Богдан Хмельницкий начинает активно готовиться к войне против Польши. Заключённое на переговорах перемирие себя не оправдало. «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем» – так думал о той эпохе Гоголь.

В такое время нужно было иметь жёсткий характер и поражающую выносливость. Именно таким и оказывается Тарас Бульба. Сам автор писал о нём так: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек…».

Однако упрямство – не единственная отличительная черта характера Тараса Бульбы, для более полного раскрытия персонажа нужно упомянуть и о других. Он достаточно целеустремлён, если что-то его не устраивает, но добьётся своего. Это прослеживается в эпизоде с переизбранием кошевого и в сцене, когда Бульба уговаривает Янкеля провезти его в Польшу.

Бульба превыше всего ценит товарищеские отношения, считает товарищество главным законом существования казаков. Только сплочённая команда способна выиграть сражение. Только войско, которое действует, как единый отлаженный механизм способно побороть неприятеля. Бульба ценит дружбу, узнав о погибших запорожцах, он искренне сопереживает и сожалеет.

Вера для запорожца так же важна, как и товарищество. Неслучайно казаков, прибывших на Сечь, спрашивали об отношении к христианской вере. Бульба был из числа старых полковников, польская культура жизнь на польский лад была ему не по душе. Украинцев и казаков, которые перенимали польские обычаи и старались жить как в Варшаве, Бульба называл «холопьями польских панов».

Мужество Бульбы проявилось не только в сражениях или боях. Не увидев родного сына в темнице, Тарас приказывает Янкелю отвести его на казнь: «хочу посмотреть как его будут мучить…». Бульба теряется в толпе, ближе пробираясь к лобному месту. Тарас видит, что его старший сын идёт первым. Остап не боится смерти и наказывает остальным пленённым казакам гордо встречать погибель, чтобы ни один лях не услышал их криков. Бульба шёпотом повторяет «добре, синку, добре». Он одобряет смелость Остапа, но ничем не может ему помочь. Отцовское сердце не выдерживает, и пренебрегая своей безопасностью, Тарас отвечает своему сыну: «Слышу!». После этого Бульба исчезает, чтобы потом появиться в Польше вновь и с двойным ожесточением мстить полякам за погубленных товарищей и убитого сына.

Тарас Бульба сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты характера. Жена в его доме не имеет права на собственное мнение, права голоса, права любой матери на времяпрепровождение со своими детьми. В боях Бульба жесток и безжалостен. Он не щадит ни женщин, ни детей, сжигает города, не оставляя камня на камне. Разгульный образ жизни на Сечи его в целом устраивает. Но в то же время он защищает независимость родного края. Вера и свобода очень важны для Тараса. Защищая свои ценности, он не останавливается ни перед чем, и даже кровные узы не становятся преградой. Без сомнений, можно сказать, что Тарас Бульба – характер, рождённый временем.

«Тарас Бульба» – поэма о любви к Родине

В.Г. Белинский назвал повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» поэмой о любви к родине. Действительно, это произведение содержит красочные описания русской земли, созданные с особой любовью. Еще сильнее любовь к родине проявляется через характеры героев повести. Главный герой – казак Тарас Бульба. Он очень гордился славным прошлым своей страны: «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья». Когда его родные земли были завоеваны поляками, он стал бороться за их освобождение. В этой борьбе Тарас был не одинок – с ним вместе были его товарищи-казаки. Тарас очень ценит святой закон товарищества.

Старший сын Тараса Остап характером был похож на отца. Он храбро сражался и проявил высочайшее мужество во время пыток и казни. Он хотел достойно погибнуть за родину, веру и призывал к этому своих товарищей.

Тарас очень любил своих сыновей, но любовь к родине и к своим товарищам у него была сильней всех других привязанностей. Он не может простить предателя, даже если предатель – его сын. Он не понимает, как можно продать веру, продать родину, продать «своих».

Вывод

Тарас Бульба был настоящим казаком. Родственные узы хоть и оказываются ничтожны перед личными идеалами, Бульба всё равно мстит за гибель обоих сыновей, за гибель его товарищей, за издевательство над простыми людьми. Не зря именно Бульбу избрали атаманом. Для него по-прежнему важна судьба своей Родины. Он стал ещё более жестоким и бесчеловечным. Но волей случая он попадает к полякам, которые казнили его на месте. Последние слова Бульбы полны надежды и веры в справедливость: «Придёт время, будет время, узнаете вы, ляхи, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из русской земли своей царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»

Тарас Бульба был истинным патриотом русской земли и защитником веры. Всю свою жизнь положил он на защиту родного народа и Отчизны. Волевой, решительный и смелый – таким предстаёт перед читателем Тарас Бульба, и таким останется на века.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Барабаш Ю. Я. «Художник Петербургский!»: Гоголь и Шевченко: в едином культурном пространстве / Ю. Я. Барабаш // Нация. Личность. Литература. – Вып. 2. – М. : ИМЛИ РАН, 2003 г.
  2. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  4. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996 г.
  5. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004 г.
  6. Гуминский В. Мир и герои Миргорода // Гоголь Н.В. Миргород. Москва,1985 г.
  7. Денисов В. Д. К вопросу об исторической основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010 г.
  8. Зеленский А. Г. О Некоторых базовых концептах моделирования мира в раннем творчестве Н. В. Гоголя / А. Г. Зеленский // Литература в контексте культуры. – Д.: ДГУ, 2000 г.
  9. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988 г.
  10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  11. Соколов П. В. Николай Васильевич Гоголь : энциклопедия / Б. В. Соколов. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око; 2007 г.
  12. Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории / М. Строганов // Литература. – 2004 г.
Даниил Романович | Просмотров: 4.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.