Тарас Бульба


Автор: Гоголь Н.В. | Дата публикации: 1835 | Форма произведения: повесть | Жанр: драма | Время событий: XVIII век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 3-6 часов | Экранизация: фильм (Россия, Украина, Польша, 2009 год, реж. Владимир Бортко) | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, война и мир, героизм, дружба, жизнь и смерть, конфликт поколений, любовь и ненависть, материнство, месть и великодушие, милосердие и жестокость, образование и воспитание, ответственность, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни

Герои произведения:
Андрий Бульба
Остап Бульба
Тарас Бульба (герой)

«Тарас Бульба» – повесть Н.В. Гоголя, повествующая о жестоких и мрачных временах, когда русский народ только обретал национальную идею в борьбе с иностранными захватчиками. Казачество способствовало этому, так как являлось носителем патриотического духа крепкой и православной веры.

В основу повести легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким.

Год написания: 1835 г.

Год публикации: 1835 г., повторная редакция – 1942 г.

Время и место действия: События произведения происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века.

История создания

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными.

Гоголь переписывал произведение около восьми раз. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три. Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого и списки украинских летописей – например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко. Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего, характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и, в сущности, мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего: народных украинских песен, особенно исторических песен и дум. Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть историю народа. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Н.В. Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы» , на язык повести. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

Историческая основа

События, изображенные Н.В. Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-16 веков. Гоголь воссоздал широкую картину национально-освободительной борьбы украинского народа. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости была неотделима от  борьбы за веру, за утверждение православной  церкви.

Повсюду на Украине насаждалась польская власть.  Она грубо попирала национальное достоинства народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи.  Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с панщиной и спасались бегством в менее заселенные степные районы юго-восточной Украины. Это массовое бегство крестьян началось еще в конце XV века  и представляло собой своеобразные протест против невыносимого крепостнического гнева. Так возникло казачество (казаки – значит «вольные люди»). Прекрасно сказал Гоголь: « Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – это черты характера этих людей.

В повести   Гоголь рисует яркие, сильные личности, героические характеры. Время действия относится  к прошлому. Именно в прошлом видятся  автору духовно свободные и сильные личности. Но могут ли быть такие люди в настоящем? Этот вопрос  Гоголь задает и себе и читателю. Герои  гоголевской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.

На этом историческом фоне автор представляет два ключевых момента: рассказывает о жизни запорожских казаков, их военной борьбе с поляками и повествует о судьбе славного казака Тараса Бульбы и его сыновей.

Гоголь много времени посвятил изучению подлинных исторических документов о той эпохе. Основа для повести — восстание казаков 1638 года, которое жестоко подавил гетман Потоцкий. Красочные художественные средства и неподражаемый язык писателя создали яркие и полные образы персонажей, передали в подробностях быт Запорожской Сечи, наполнили большой выразительностью батальные и любовные сцены. Чтобы придать национальный колорит повествованию, писатель вплел в рассказ элементы украинского фольклора — сказания, думы, песни.

Жанровые особенности

«Тарас Бульба» относится к литературе реализма. Автор стремится к натуралистичному изображению окружения. Его герои максимально приближены к реальным людям. Сюжет полон неоднозначности, а персонажей нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанр произведения – историческая повесть. Сюжет повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. «Тарас Бульба» рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов.

Для повести характерна многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья. На примере семьи главного героя писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: широта эпического охвата действительности, многоплановость композиционного строения, подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой – по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Направление: реализм

Система образов

Система образов в повести «Тарас Бульба» проста: она делится на мужские и женские образы, а также на главных и второстепенных персонажей. Также можно типизировать героев по тому, на какой они стороне: казаки или «ляхи».

Главными героями произведения выступают Тарас Бульба и его сыновья, в образе которых автор, по сути, воплощает два разных жизненных пути, перед выбором которых раньше или позже стоит каждый человек, выбор чести или бесчестия, личного счастья или интересов родины. Можно сказать, что судьбы Андрия и Остапа в своем трагическом противоречивом единстве соотносятся как тезис и антитезис жизни Казачества.

Главные герои

Тарас Бульба – старый опытный казак, полковник, проведший много времени в боях. Отец Остапа и Андрия. Человек, для которого товарищество и служение родине было превыше всего, с яростной беспощадностью уничтожает врагов.

Остап – старший сын Тараса, ставший его преемником. Во многом похож на отца, получил звание атамана. Храбрый, сильный, красивый юноша. Упорный и требовательный к себе. Идеал казака, по мнению автора.

Андрий – младший сын Тараса. Тоже отважный, бесстрашный казак, но обладает тонкой душой и мягким нравом.  Более эмоциональный и впечатлительный. Поставил любовь выше чувства долга перед казачьим братством и верой. Не задумываясь, перешел на сторону врага.

Второстепенные герои

Панночка – дочь польского воеводы, молодая красивая девушка, возлюбленная Андрия. Ветреная и легкомысленная, своей красотой обольщает Андрия, толкая его к предательству.

Жена Тараса Бульбы – пожилая женщина, мать Остапа и Андрия. Это собирательный образ всех жён и матерей, вырастивших своих сыновей и отправивших их на войну.

Янкель – польский еврей, торговец, живёт среди казаков в Запорожской Сечи. Цель его жизни – нажива любым способом. Расчётливый и предприимчивый, извлекает выгоду из всего возможного.

Мосий Шило – отважный и храбрый казак, смело сражается за Отчизну, имеет множество заслуг. Порой проявляет большую мудрость в решении проблем. У него одна слабость – любит выпить.

Кошевой Кирдяга – смелый и отважный казак, неограниченный правитель своего войска. Даёт разумные приказания, опытный руководитель. Товарищ Тараса Бульбы.

Товкач – бесстрашный и решительный казак, участник многих боев. Верный друг Тараса, спас раненого и бесчувственного Бульбу от расправы поляков и смог доставить его в Запорожскую Сечь.

Татарка – служанка польской панночки. Верная, смелая и отважная. Несмотря на смертельную опасность, выполняет распоряжение своей госпожи.

Прототип главного героя

Как у большинства героев исторических литературных повествований, у знаменитого Тараса Бульбы нет единого прототипа. Это собирательный образ, в котором воплотились черты предводителей украинских движений разных периодов.

Гетман Наливайко

Сам Гоголь упоминает в «Тарасе Бульбе», что его герой жил в XV веке. Однако вся обстановка, в которой происходит действие повести, не могла сложиться раньше конца XVI столетия, даже если отставить в сторону упоминаемое там курение табака. Только в это время начинаются далёкие походы и большие восстания казаков.

Тарас Бульба со своими казаками дошёл чуть ли не до Кракова, а был пленён и подвергнут мучительной казни на Днестре. Это больше всего напоминает серию казацких походов в 1595-1596 гг. под предводительством Северина Наливайко. Тот ходил в пределы Польши (правда, не так далеко) и против турок на Днестр. Разбили его, взяли в плен и казнили под Лубнами.

Ходили рассказы, что его замучили, надев на голову раскалённую железную корону. Хотя, согласно официальным известиям, ему отрубили голову, а тело четвертовали.

Остап Гоголь

Среди предполагаемых предков Гоголя известен Остап Гоголь. Он был участником восстания Богдана Хмельницкого, а в 70-е гг. XVII века стал гетманом Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши.

Можно провести много аналогий между жизнью исторического Остапа Гоголя и литературного героя Тараса Бульбы. И тот, и другой были полковниками Войска Запорожского. Имели двух сыновей примерно одного возраста. Сыновья полковника О. Гоголя (одного из них звали Мартыном или Остапом, второго — Прокопом) учились в высшем учебном заведении во Львове. Однако на этом сходство их жизненных историй заканчивается. В повести Николая Гоголя старший сын Тараса гибнет от рук поляков, а младший перешел на сторону братоубийц. Здесь же сам Остап перешёл на противоположную сторону. Причиной стали его сыновья, которых держали в заложниках.

Кроме того, исследователи уже в XIX веке сомневались, что Остап Гоголь был действительно предком Николая Васильевича. Прежде всего, дед писателя, Афанасий Гоголь-Яновский, оформляя документы на дворянство, назвал своего деда, жившего в конце XVII века, Андреем, а не Остапом.

Иван Гонта

Ещё одним прототипом считают Ивана Гонту, предводителя уже весьма позднего восстания против поляков на Правобережной Украине – во второй половине XVIII века, так называемого гайдамачества или колиивщины. Гонта служил у магната Потоцкого, но вместе со своими служилыми казаками перешёл в 1768 году на сторону восставших.

Народная легенда утверждала, что Гонта убил двух своих сыновей от жены-полячки, служивших полякам. Резня, учинённая казаками Гонты в Умани, созвучна с описанием зверств, творимых Тарасом у Гоголя. За неё Гонта и был приговорён к мучительной казни. Однако реальной истории неизвестна польская жена Гонты и убийство им своих сыновей.

Предок Миклухо-Маклая – Охрим Макуха

Больше всего для семейной драмы Тараса Бульбы дало Николаю Гоголю предание, услышанное им от Григория Ильича Миклухи (дяди знаменитого путешественника Миклухо-Маклая) про его предка Охрима, соратника Хмельницкого. Гоголь и Григорий Ильич учились вместе в Нежинской гимназии высших наук. Их связывала тесная дружба. Семейное предание Миклух о их дальнем предке, уроженце Стародубщины Охриме Макухе, куренном атамане Запорожского войска, который собственноручно казнил старшего сына за предательство и любовь к полячке, Григорий Ильич рассказал Гоголю.

В начале 17 века в городе Стародубе родился Охрим Макуха. Это был очень энергичный и отважный человек. В 30–е годы XVII века он стал куренным атаманом Войска Запорожского.

В годы освободительной войны украинского народа против поляков в середине 17 века он сражался под командованием Богдана Хмельницкого — и даже стал одним из его заместителей.

У Охрима было три сына: Назар, Хома и Емельян. Вместе с отцом они сражались против поляков. Старший, Назар, влюбился в полячку и перебежал в польскую крепость, бросив товарищей-казаков. Такое предательство Макуха не мог вытерпеть. По приказу отца Омелько и Хома выкрали Назара из крепости. Во время этого боя Хома погиб. Омелько притащил Назара на отцовский суд. Охрим самолично застрелил его за предательство. Разница лишь в том, что младший из трёх братьев продолжил род Миклух, а род Бульбы прервался.

Именно Назар, Омелько и Хома и стали прообразами гоголевской повести.

Композиция

Сюжет строится вокруг истории одной семьи, взаимоотношении отцов и детей. Повесть состоит из 12 глав.

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей в Запорожскую Сечь, для того чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и гибель Андрея от руки собственного отца, и мучительная казнь Остапа. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

Завязка – возвращение в родительский дом Остапа и Андрия (после окончания бурсы).

Развитие действия – сцена осады города Дубно, предательство Андрия.

Кульминация № 1 – Тарас Бульба собственноручно убивает Андрия за предательство.

Кульминация № 2 – Казнь Остапа.

Развязка – трагическая гибель Тараса Бульбы.

В повести «Тарас Бульба» сюжетные линии двух братьев имеют особое значение. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых, так или иначе, становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Сюжетные особенности (многоплановость, детализация быта и уклада казаков, историческая достоверность) указывают на жанровое своеобразие произведения Гоголя.

План повести по главам

  1. Встреча. Прибытие Остапа и Андрия в родную усадьбу.
  2. Пир. Праздник, устроенный в честь возвращения детей, на котором Тарас принимает решение о немедленном отправлении в Сечь.
  3. Дорога. Бульба с детьми скачут по бескрайней украинской степи на Запорожскую Сечь. Во время долгого пути всадники вспоминают прошлое и размышляют о будущем.
  4. Сечь. Описание уклада жизни в казачьей республике. Первые впечатления и успехи Остапа и Андрия. Воспоминания Тараса Бульбы
  5. Переизбрание кошевого атамана. Принимается решение о начале похода на Польшу, происходит еврейский погром.
  6. Восстание против власти Речи Посполитой и осада города Дубно. Во время этих событий происходит предательство Андрия. К полякам ночью приходит подкрепление, а часть казаков оказываются в плену врага.
  7. Первая битва. Тарас узнаёт о позорном поступке своего сына. Казаки с достоинством отбивают атаку польского войска.
  8. Разделение сил. Из Сечи приходят плохие вести о набеге татар. Одна часть запорожского войска отправляется за ними в погоню, а вторая продолжает осаду Дубно. Тарас остаётся, он угощает всех вином и произносит взбадривающую речь.
  9. Финальное сражение. Знаменитый монолог Бульбы «О товариществе» завершается новой атакой вражеских сил, среди которых выступает Андрий. Отец заманивает сына к лесу и собственноручно убивает. Запорожцы сражаются достойно, но силы не равны, ляхи побеждают, а раненого Тараса вывозит с поля боя его старый друг.
  10. Выздоровление. Раненый полковник постепенно выздоравливает и предпринимает попытки спасти своего старшего сына. Он подкупает еврея Янкеля, дабы тот тайком провез его в Варшаву.
  11. Казнь Остапа. Увидеться с сыном Тарасу удаётся лишь на жестокой казни своего родного сына, которую Гоголь описал со всем реализмом.
  12. Месть и смерть. Бульба со своим полком безжалостно мстит всем полякам, в результате чего за его голову назначают большое вознаграждение. Во время очередной вылазки полковник попадает в руки врага и принимает достойную и мужественную смерть на костре.

Краткое содержание

Глава 1

Роман начинается со встречи главного героя – козака Тараса Бульбы – со своими сыновьями, Андрием и Остапом. Молодые люди приехали из Киева, где они обучались в семинарии. Тарас по-доброму смеется над одеждой и внешним видом сыновей; Остап обижается, и между ним и отцом начинается небольшая драка. Добрая мать пытается остановить Тараса, но он и сам прекращает бить сына, довольный тем, что смог его испытать. Мужчина хочет так же «поздороваться» и с Андрием, но обнявшая его мать не дала Тарасу этого сделать.

Тарас Бульба хочет послать сыновей на Сечь, чтобы они стали настоящими козаками; он считает, что если Остап и Андрий будут окружены книгами и материнской лаской, они станут избалованными неженками. Мать не хочет отъезда сыновей, но она не может возразить своему мужу. Сотники, приглашенные Тарасом по случаю возвращения Остапа и Андрия, напротив, одобрили идею старого козака; сам Тарас Бульба хочет ехать вместе с сыновьями.

Ночью мать не ложилась спать; она обнимала своих сыновей и мечтала о том, чтобы эта ночь длилась вечно. Старой ж

Иллюстрация М. Дерегус

енщине было трудно после долгой разлуки снова расставаться с Остапом и Андрием. Она до последней минуты надеялась, что муж изменит решение или хотя бы перенесет отъезд на неделю. Но он не сделал этого, и на следующий день вместе с сыновьями поехал на Сечь. Когда они отъезжали, мать с несвойственной ее возрасту быстротой побежала к детям и благословила их. Она не могла заставить себя отойти от любимых сыновей; козакам пришлось дважды уводить ее силой.

Иллюстрация М. Дерегус

Глава 2

Трое мужчин – отец и два сына – ехали молча и думали о своем. Тарас Бульба вспоминал о своей бурной молодости и представлял, как будет хвастаться сыновьями перед своими товарищами.

Остапа и Андрия отправили обучаться в Киевскую академию в возрасте двенадцати лет. Остап неоднократно пытался сбежать и закапывал букварь, но его возвращали и покупали новый учебник. Как-то раз, после очередной попытки побега, отец сказал, что отправит Остапа в монастырь, если такое повторится еще раз. Тогда мальчик начал прилежно учиться и через некоторое время стал одним из лучших по успеваемости.

Андрий же учился хорошо, причем не прилагая для этого особых усилий. Он часто затевал какую-нибудь авантюру, но благодаря своей изобретательности и гибкому уму почти всегда избегал наказания. Однажды он увидел красивую полячку и влюбился в нее; на следующую ночь юноша пробрался к ней в покои. Девушка сперва испугалась, но вскоре уже смеялась, надевая свои украшения на молодого человека. Когда в дверь постучали, служанка панночки – татарка – помогла Андрию покинуть дом.

Иллюстрация С. Овчаренко

Через некоторое время отец с сыновьями прибыл на остров Хортица. Молодые люди, въезжая на Сечь, ощущали некоторый страх, смешанный со странным удовольствием. Козаки на острове гуляли, дрались, чинили одежду – жизнь шла своим чередом.

Глава 3

На Сечи можно было встретить самых разных людей: ремесленников, торговцев, партизанов и беглых офицеров. Некоторые козаки были учеными, а некоторые не учились никогда. Все эти люди были объединены общей любовью к родной земле. Большинство из них целые дни проводили в веселых пирушках; молодые сыновья Тараса Бульбы быстро привыкли к такой атмосфере. Однако это не нравилось старому козаку, который хотел, чтобы молодые люди закаляли характер в боях. Он начал думать, как поднять сечь на битву; это привело к ссоре с кошевым – он, напротив, не хотел начала сражений. Тарас Бульба, который привык, чтобы все было так, как нужно ему, решает отомстить. Для этого он подговаривает своих друзей напоить всех жителей Сечи, чтобы они сами свергли кошевого. Все проходит по плану, и на Сечи избирают нового кошевого – Кирдягу, старого товарища Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас обсуждает военный поход с Кирдягой, но тот говорит, что не станет никого принуждать, и начнет бои только по желанию козаков; новый кошевой не хочет быть ответственным за нарушение мира. Вскоре на Хортицу прибывает паром, на котором находятся беглые козаки. Они рассказывают, что священники-католики ксендзы ездят на повозках, запряженных христианами, а людям нельзя отмечать православные праздники без согласия жидов. Такое оскорбление народа  и веры сильно разозлило козаков, и они решили биться с поляками за свою веру и Отчизну. Поднялся шум и крик, и запорожцы сразу стали ловить жидов. Но один из них – Янкель – сказал Тарасу Бульбе, что знал его покойного брата; старый козак не стал его убивать и разрешил поехать с ними в Польшу.

Иллюстрация Д. Шмаринова

Глава 5

Запорожцы совершали переходы по ночам, а днем – отдыхали. Все чаще разносились слухи об их военном могуществе и новых завоеваниях. Сыновья Тараса заметно возмужали в ходе сражений, и он очень ими гордился. Остап проявлял себя как отважный воин, обладающий аналитическим умом. Андрий же не особенно размышлял во время битв, действуя по велению сердца; однако это также помогало ему выигрывать различные сложные бои.

Вскоре войско подошло к городу Дубно. Козаки полезли на вал, но их остановили летящие сверху камни, мешки с песком, стрелы и горшки с кипятком. Тогда они решили взять город измором: вытоптали все поля, уничтожили посадки на огородах и стали ждать. Остапу и Андрию не понравилась такая тактика сражений; отец утешал их: «терпи, козак – атаманом станешь». В этот момент есаул привез Остапу и Андрию иконы и благословление от матери. Молодые люди сильно скучают по ней.

Ночью, когда все заснули, Андрий смотрит на звезды, а потом ходит и смотрит на природу. Тут он замечает женскую фигуру; оказывается, что это – татарка, служанка панночки! Она говорит юноше, что все люди в городе голодают, а прекрасная полячка ничего не ела несколько дней; заметив Андрия, панночка попросила ее найти его и попросить принести немного хлеба. Молодой человек сразу пускается на поиски еды; увидев, что вся приготовленная каша съедена козаками, он вытаскивает из-под брата мешок с припасами, на котором он спал. Остап на миг просыпается, но тут же снова засыпает. Андрий осторожно крадется к татарке, которая обещала показать подземный ход в город. Тут юноша слышит голос отца; Тарас Бульба говорит ему, что женщины до добра не доведут. Молодой человек очень испугался, но старый козак быстро заснул.

Глава 6

Пробираясь по подземному ходу, Андрий попадает в монастырь, где молятся священники. Его поражает красота собора и звучащей в нем музыки. Вскоре он с татаркой выходит в город; на улице к нему подходит человек, сошедший с ума от голода; он просит хлеба. Андрий дает ему кусок, но мужчина умирает, съев его, потому что его желудок очень давно не получал пищи. Татарка сообщает, что жители города съели все живое, но, по словам воеводы, нужно продержаться лишь пару дней, а потом на подмогу прибудут несколько польских полков.

Иллюстрация С. Овчаренко

Они заходят в дом панночки; Андрий и девушка не могут налюбоваться друг на друга. Тем временем татарка принесла хлеб; молодой козак предупредил панночку, что нужно есть понемножку, чтобы не умереть. Ничем не передать тот взгляд, каким смотрела на него девушка. В порыве любви Андрий отрекается от веры, отца и Родины – он готов на все, только бы быть рядом с молодой панночкой.

Тут татарка сообщает весть: польские полки вошли в город и ведут взятых в плен запорожцев. Андрий радостно целует панночку.

Глава 7

Запорожцы, желая отомстить за плененных товарищей, решают организовать нападение на Дубно. Янкель рассказывает Тарасу Бульбе, что видел в городе Андрия на хорошем коне и в новом наряде. Старый козак не поверил ему; тогда Янкель сообщил, что в Дубно готовится свадьба дочери пана и Андрия, которая будет сыграна, когда Андрий в составе польского войска прогонит запорожцев. Тарас Бульба думает, что еврей лжет.

Утром начинается сражение; козаки хотят разбить полк противника на несколько частей. Одного из атаманов убивают, и Остап храбро мстит за него. За это козаки выбирают его атаманов вместо убитого. Первым решением Остапа было некоторое отступление от городских стен; как только запорожцы выполнили этот приказ, со стен посыпались различные предметы, ранившие многих оставшихся под ними.

После окончания битвы запорожцы похоронили мертвых товарищей, а тела мертвых поляков привязали к диким лошадям. Тарас Бульба удивляется, почему он не видел среди воинов-противников своего сына.

Глава 8

Из Сечи приходит плохая новость: на Хортицу напали татары. На совете, созванном кошевым, козаки решили идти вдогонку за татарами и возвращать то, что было украдено. Не согласен с этим только Тарас Бульба. Он считает, что нельзя оставлять товарищей в польских темницах: нужно сначала вызволить их, а потом уже идти на татар. Козаки считают, что прав и Тарас; тогда один старый и уважаемый запорожец Касьян Бовдюг предлагает разделиться: кто-то с кошевым идет за татарами, а кто-то с Тарасом Бульбой – на поляков. После этого козаки стали прощаться друг с другом. Было решено нападать ночью, чтобы противники не заметили уменьшения запорожского войска.

Иллюстрация М. Дерегус

Глава 9

Тем временем в Дубно снова начинается голод. Вскоре начинается битва, в ходе которой поляки восхищаются отвагой запорожцев; но они применяют пушки, и козакам приходится трудно. Тарас Бульба подбадривает своих товарищей. Тут он замечает Андрия, который находится в составе конного полка. Увидя, как его сын убивает без разбору и своих, и чужих, Тарас Бульба ощутил сильную злость. Он догнал Андрия; при виде отца тот потерял боевой дух. Тарас убивает сына выстрелом, перед этим произнеся: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Последним словом, произнесенным Андрием, стало не имя матери или Родины, а имя прекрасной панночки.

Остап видит, как отец убивает его младшего брата, но не успевает разобраться: он попадает в плен к полякам. По итогам битвы запорожское войско сильно поредело. Тарас Бульба упал с коня.

Глава 10

Козак Товкач отвозит Тараса на Сечь. Через полтора месяца он оправляется от ранений. Те запорожцы, которые уехали биться с татарами, не вернулись. Тарас Бульба стал задумчивым и равнодушным; все его мысли заняты судьбой старшего сына. Старый козак просит Янкеля отвезти его в Варшаву, не боясь того, что за его голову в Польше в награду положены две тысячи червонных. Янкель за определенную сумму прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Иллюстрация Д. Шмаринова

Глава 11

Тарас Бульба обращается к жидам с просьбой освободить его сына, но уже поздно: казнь состоится на следующий день. Тарас соглашается увидеться с Остапом на рассвете. Янкель дает ему иностранную одежду; в тюрьме еврей льстит надзирателям, но из-за обидной реплики одного из них старый козак раскрывает свое инкогнито. Потом он требует провести его на место казни.

Во время казни Остап, шедший впереди всех, кричит в толпу: «Отец, где ты теперь: Слышишь ли меня?». Тарас отвечает: «Слышу!».

Глава 12

Через некоторое время все запорожцы собираются в поход на Польшу; ими руководит Тарас Бульба, ненависть которого к ляхам стала очень сильной. Козаки дошли до Кракова; по пути они сожгли восемнадцать городов. Гетман Потоцкий дает обещание никогда не наступать на запорожцев, но Бульба не верит ему и убеждает всех козаков своего полка в том, что поляк их обманывает; полк Бульбы уходит. Вскоре поляки разбивают поверивших им запорожцев. Спустя несколько дней они догоняют и полк Тараса. Жестокое сражение длится четыре дня. Запорожцы были близки к победе, но полякам удалось схватить Тараса Бульбу, когда тот искал в траве свою люльку. Старого козака сжигают на костре; перед смертью он кричит товарищам, чтобы они бежали к реке и уходили от погони в челнах. До самой смерти атаман думает о козачьем войске и об его будущих победах. Запорожцы, плывя в челноках, тоже говорят о своем славном атамане.

Тематика и проблематика

Тема Проблема
1 Любовь к Родине. Патриотизм Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится Гоголем на первое место. По его мнению, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Страна является высшей ценностью для человека, любовь к родине для казака ставится превыше всего, она способна вытеснить даже родственные отношения. По этой причине Тарас не может простить Андрию предательство и убивает его.
2 Нравственный выбор Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувство или долг. Андрий выбирает между долгом перед казачьим братством и любовью к панночке, а Бульба между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг.  Трудно не только сделать выбор, но и принять выбор другого человека. Как и в реальной жизни, сложно оценить, кто же из них в итоге выбрал правильно.
3 Предательство Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.
4 Отцы и дети   Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время, как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.
5 Долг По мнению писателя, перед человеком стоит, прежде всего, долг перед родиной, верой и товарищами. И не может быть никакой пощады тем, кто его нарушит. Однако тот же долг может быть источником трагедии в жизни человека. Тарас сам накликал войну и был раздавлен ею, потому что видел свой долг не в мирном процветании народа и страны, а в битве и походе, даже если вере и отечеству ничего не угрожает.
6 Честь и достоинство Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас так же не утратил гордости, оставшись собой до последнего.
7 Православная вера – основа русской национальной идеи Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением. Принадлежность человека к той или иной вере считается определяющей: все, кто исповедуют другую религию, считаются врагами. Это было характерно для Средневековья, и автор подчеркивает данную историческую подробность.
8 Семья и родственные отношения Автор показывает, что у наших предков было другое понимание семьи. Она строилась не на любви, а на долге и традициях, поэтому супруги большую часть жизни проводили порознь. Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их в сторону перед вопросом борьбы с врагами отечества и веры. Семейные отношения всегда на втором месте после товарищеских, святость которых принимается казаками безоговорочно.
9 Любовь Любовь в повести показана как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.
10 Быт и нравы Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются еврейские погромы и расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, презрение к богатству и чувство единства
11 Природа Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинских степей. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони.

 Основная идея

Основная мысль, которую автор хотел передать в своей повести – это безграничная любовь к родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своём произведении автор затрагивает такие важные проблемы, как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе освободительного движения народа лежит любовь к родной земле и традициям, верность долгу.

Конфликт произведения

Главный конфликт повести основан на проблеме выбора между личным и общим, чувствами и долгом, безусловным подчинением традиции и гибкостью, милосердием, прощением. Этот важный нравственный конфликт раскрывается в теме предательства Андрия. Юноша должен был сделать выбор в пользу товарищей и родной веры, но выбрал любовь к прекрасной полячке. Для него человеческое отношение перевесило родовые и товарищеские принципы. В то же время, Тарас остается верен казацкой чести: он не жалеет предателя, хоть это и его родной сын.

Еще один конфликт произведения – между казаками и «басурманами», то есть врагами, людьми другого вероисповедания и других национальностей. Все они ущемляют интересы страны, подрывают веру и традиционный уклад жизни, почему запорожцам приходится их защищать.

Есть в повести и социальный конфликт: вольность, личная сила и смелость против упорядоченности государства. Казаки всё-таки проигрывают, их командиры погибают. Видно, что уже не будет возврата к прежним временам, ведь на смену былинным «героям» приходят регулярные войска.

Важной нотой звучит противопоставление человечности и одержимости идеей. И поляки, и казаки заняты войной, потому что так повелось, что врагам нет пощады. В их мире нет места милосердию, любви даже в быту. И в этом им противопоставлен новый романтический герой Андрий, который может любить, помогать из жалости.

Языковые особенности

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по своему языку и стилю – оригинальнейшее явление в русской художественно-исторической литературе 30-40-х годов XIX века. В этой повести-эпопее, повести-думе органически объединились, как отмечал В.В. Виноградов, «разные и притом далекие, даже как будто противоречивые, экспрессивные средства и художественные стили: беззаботный юмор и высокий гражданский пафос, народно-песенный лиризм и торжественно-эпический стиль, новые качества реалистического изображения и многообразные элементы романтизма». Вслед за Пушкиным, который ставил перед историческим романистом задачу «воскресить минувший век во всей его истине», Гоголь придавал большое значение глубокому художественному проникновению в прошлое, реалистическому воспроизведению отдаленных событий и характеров в их конкретно-исторических, национальных формах.

В целях колоритного, конкретно-исторического описания запорожской казацкой вольницы XV столетия Гоголь тщательно изучал исторические источники, как «Описание Украины» французского инженера Боплана, «Летописное повествование о Малой России» Ригельмана, «История о казаках запорожских» Мышецкого, «История Малой России» Бантыш- Каменского и многие другие.

Формально основные герои повести «Тарас Бульба» явяются вымышленными. Но быт и нравы украинского казачества XV века описаны Гоголем с исключительной достоверностью, на документальной основе, поэтому историческое повествование в целом и по содержанию, и в деталях носит глубокий конкретно-исторический характер. Историзм проявляется и в языке произведения. В повествовании нет внешней, нарочитой стилизации, и тем не менее колорит эпохи и социальной среды ярко воспроизводится посредством умелого сочетания конкретно-исторических наименований, слов и форм, несущих на себе отпечаток украинской народной экзотики, элементов яркого народного просторечия. Немногими, но яркими языковыми средствами Гоголь стремится воспроизвести, передать самый дух народа того отдаленного времени.

Речевые характеристики героев, их диалоги у Гоголя даны в целом на русской языковой основе. Но в них очень искусно вкраплены колоритные элементы украинской народной языковой стихии, воссоздающие особенности казацкого образа жизни, типические черты казацкой речи. Часто это наименования лиц, предметов, явлений общественной жизни, позволяющие писателю в точных речевых формах воспроизвести далекое прошлое: куренной атаман, кошевой, войсковая скарбница, бандура, бандурист, рада, шаровары, чуб, чуприна, оселедец и др. Нередко также – это слова, словоформы, выражения, выполняющие в основном функцию национально-речевой стилизации, как батька, горелка (в украинском горилка), Сичь, люлька, утекать (в укр. утикати), пошапковаться с товарищами и т. п. Характерные особенности речи прошлого Гоголь очень тонко передает посредством выразительных прозвищ: «Остап и Андрий слышали только приветствия: «А, это ты, Печерица! Здравствуй, Козолуп!…».

Используя русское просторечие для стилизации речи украинских казаков XV столетия, Гоголь последовательно сохраняет чувство меры и отбирает лишь такие слова, выражения, формы, которые имеют определенную историческую соотнесенность с описываемой эпохой и средой. Он критически относится к тем романистам, которые придерживались установившегося в 30-40-е годы шаблона стилизовать старинную речь в историческом жанре непременно под говор современных мужичков. В рецензии на исторический роман «Основание Москвы, или смерть боярина Степана Ивановича Кучки» И. К… ва (1836) Н. В. Гоголь, характеризуя распространенный, стандартный стиль русского историческго романа и повести того времени, писал: «Автор обыкновенно заставляет говорить своих героев слогом русских мужичков и купцов, потому что у нас в продолжение десяти последних лет со времени появления романов в русском кафтане возникла мысль, что наши исторические лица и вообще все герои прошедшего должны непременно говорить языком нынешнего простого народа и отпускать как можно больше пословиц…».

Стремясь преодолеть установившийся стандарт, шаблон в стилизации речи отдаленной эпохи, Гоголь обращается к языковым источникам народного украинского художественно-словесного творчества, к языку народных украинских песен, дум, легенд. В статье «О малороссийских песнях» (1834) Гоголь писал: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Историк не должен искать в них [песнях] показания дня и числа битвы… но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий… народа, когда захочет выпытать дух минувшего века…, тогда он будет удовлетворен вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».

Красочные языковые средства украинского и русского народного творчества Гоголь интенсивно использовал в своей повести. Это прежде всего постоянные эпитеты, почерпнутые писателем из народных песен и дум (добрый козак, вострый нож, горячая пуля, сырая земля), народно-поэтическая фразеология (предать честно земле, положить головы, богатырская удаль), гиперболы фольклорного характера (высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел), сравнения (И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю).

По принципу устного народного творчества в повести строятся многие образы, эпизоды, сцены. Широко используя языковые средства народно-поэтической украинской и русской речи, Гоголь вместе с тем далек от внешней стилизации языка повести под фольклор. По этому поводу Н.Ю. Шведова писала: «Слившиеся с литературным языком во всем его сложном богатстве, отшлифованные рукою гениального художника, элементы народно-песенной речи в повести выступают в новом свете, несут на себе печать индивидуальной манеры писателя». Они тонко сочетаются у Гоголя с речевыми средствами других стилей, других сфер, в частности с элементами высокой книжно-эпической речи. Это очень заметно проявляется, например, в синтаксисе, в частности в широком использовании характерных для традиционной книжно-эпической речи высокого содержания различных по синтаксической структуре периодов.

Высокая книжно-эпическая патетика в повести Гоголя органически сочетается с проникновенным лиризмом, который создается авторским обращением к героям и авторской эмоциональной оценкой описываемых событий. Авторская оценка событий и характеров у Гоголя неотделима от мироощущения самих героев. Она дается в свете их представлений, их психологии. Такова, например, оценка поступка Андрия, покинувшего навсегда ночью вместе со служанкой-татаркой казацкий табор: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!». Оценка и в смысловом отношении, и в стилистическом дана как бы от самих запорожских казаков. Благодаря этому с авторским текстом органически соединяются, образуя смысловое и стилистическое единство, слова самого Тараса: «Чем бы не козак был?… Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!».

Сочетая различные принципы изображения прошлого, в частности глубокий реализм с народно-песенной, былинной романтикой, Гоголь сумел правдиво и выразительно воссоздать картины героического прошлого из жизни украинского народа. Он открыл неиссякаемый источник языковых средств для русского и украинского исторического жанра, каким является устное народное творчество, и дал блестящий образец их мастерского использования. Гоголевские традиции широкого использования в историческом жанре языка народной поэзии благотворно сказались на дальнейшем развитии стилистики русского исторического романа.

Гоголевское влияние заметно проявилось, например, в языке исторических произведений A.К. Толстого. А гоголевские приемы создания проникновенного лиризма с яркой народно-песенной окраской нашли свое дальнейшее развитие в творчестве крупнейших мастеров советского исторического романа А. Толстого, B. Шишкова и других.

Литературные приемы

Главным художественным приемом в повести, предающим дух старины, становится язык – образный, яркий, полный метафор и удивительных авторских оборотов речи.

1. Обилие деталей— примета такого рода литературы, как эпос. Описания Гоголя всегда эпичны, то есть в них описано все, и нет ничего лишнего (например, описание внутреннего убранства дома в I главе). 2. Фольклорные мотивы— отразились в образах героев и описании их действий, они напоминают героев сказок или былин.

– описание битвы в сказочном ключе: «Там, где прошли незамайновцы – так там и улица! Где поворотились – так уже там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!».

– трижды в бою Тарас спрашивает казаков о том, если ли у них «порох в пороховницах и сила казацкая» – по аналогии с троичными действиями в сказках.

3. Архаизмы (устаревшие слова)— чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, десница – рука, выя – шея, око – глаз, свара – ссора, зело – очень, пря – спор и др. 4. Сравнения— «Запорожец, как лев, растянулся на дороге», «Сердца козаков встрепенулись, как птицы», «Мать Остапа и Андрия, как степная чайка, вилась над детьми своими». 5. Гипербола— (преувеличение): «шаровары шириною с Черное море», «чуб захватывал на пол-аршина земли»; Андрий увидел красавицу, «какой еще не видывал отроду». 6. Эпитеты— (образное определение): «Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений, девственная пустыня, зелёно-золотой океан, серебряно-розовый свет». 7. Метафора— (перенос признака с одного предмета на другой): «отведать битвы», «Перед нами дело великого поту, великой козацкой доблести».

Критика

Повесть «Тарас Бульба» всходит в список классической литературы России и является одной из самых знаменитый произведений, написанных писателем Николаем Васильевичем Гоголем. В истории отношения русской критики к «Тарасу Бульбе» можно видеть несколько периодов. О повести то почти забывали, то она вновь занимала заслуженно почетное место в критической литературе о Гоголе. Это объяснялось, конечно, не личными вкусами критиков и рецензентов, а идейными позициями авторов, отношением их к новой реалистической эстетике.

В целом, повесть «Тарас Бульба» была принята очень положительно. П.А. Плетнев вспоминает, как сама императрица была поражена таланту молодого писателя. Она слушала произведения и поведала окружающим о том, как ее поразила ярко представляемая картина. Более того, как позже она заявила, Гоголь направил свой талант в жанр ужасов, хотя модно на тот момент было писать французские романы:

«…Императрица сошла слушать Бульбу. Красоты его поразили ее; но она думает, что это злоупотребление таланта так ярко рисовать ужасы. Вот следствие французского вкуса».

М.П. Погодин проявлял особый восторг от «Тараса Бульбы». Описание жизни казаков, их жизни, принципов, войны и набегов изображены с особенной точностью и со знанием дела. Гоголь смог изобразить главного героя со всеми окрасками характера и нрава главенствующего казака. Погодин отметил, как в повести сочетаются трагизм, смех и простота народа. Тогда же он и предвидел возвышение Гоголя над остальными писателями того века:

«…А Тарас Бульба! Как описаны там казаки, казачки; их набеги… Запорожье, степи. Какое разнообразие! Какая поэзия! Какая верность в изображении характеров! Сколько смешного и сколько высокого, трагического! О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых!..».

В.Г. Белинский указал на ценность произведения для предков и других поколений России и Украины. Он сравнивает повесть с эпопеей целого народа, которая отражает всю его жизнь, мысли и традиции. Таким образом, Гоголь обратился к касте народа, о которой не писал ни один писатель до этого. Жизнь казака трагична и загадочна по своей сути, а Николай Васильевич рискнул войти в эту необузданную реку. Здесь важен каждый герой, каждый эпизод и факт. Даже самый горький. Таким образом, и вражда с ляхами и любовь Андрия и предательство Андрия рождает печальный конец:

«Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!.. . И в самом деле, разве здесь не все козачество, с его странною цивилизацией, его удалою, разгульною жизнию, его беспечностию и ленью, неутомимостью и деятельностию, его буйными оргиями и кровавыми набегами?.. Скажите мне, чего нет в этой картине? чего недостает к ее полноте? Не выхвачено ли все это со дна жизни, не бьется ли здесь огромный пульс всей этой жизни?… И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые, и крепкие, как львы, откуда разливается воля и козачество на всю Украину!..».

В то же время произведение было осуждено в среде польской и еврейской интеллигенции, как националистическая пропаганда, вырисовывавшая евреев и поляков как жадных и порочных иноверцев:

«…Императрица сошла слушать Бульбу. Красоты его поразили ее; но она думает, что это злоупотребление таланта так ярко рисовать ужасы. Вот следствие французского вкуса».

Особенности повести «Тарас Бульба» подчеркнул Д.Н. Овсянико-Куликовский. Он отнес повесть «Тарас Бульба» к историческим, где не все события выдуманные, но и включены в произведения реальные события, о которых, по предположению Овсянико-Куликовского, Гоголь узнал либо из чьих-то уст из настоящей казачьей жизни. Быт героев не может быть описан так точно, если создатель не встречался с ним лицом к лицу. Если же Гоголь это сделал, зная лишь некоторые детали обихода жизни казака, то он настоящий талант во всей своей красе:

«Тарас Бульба» — историческая повесть, в которой самым причудливым образом слиты элементы романтизма с элементами реализма. Поэт изображает в исторически-верных, реалистических чертах быт и нравы Запорожья и в то же время явно идеализируется их. Он и рисует и воспевает.

Бытовые сцены написаны кистью художника-жанриста, характеры же героев представлены так, как это приличествует только поэту-романтику, которому историческое прошлое рисуется в необычном, героическом освещении, не соответствующем действительности. Этой двойственности произведения отвечает и перемежающийся тон повествования, то простой и спокойно эпический, то приподнятый, восторженный и даже местами вычурный. Все это не мешает высокому художественному достоинству повести».

В любом случае каждый современник позитивно отзывался о «Тарасе Бульба», каждый был по-своему удивлен и поражен произведением, который смог создать Николай Васильевич Гоголь, не являясь потомком или сородичем казака. Такую четкую и ясную картину души и жизни казачьего племени и семьи мог создать только самый внимательный и сердечный человек, который проникся всей трагедией их жизни.

Значение

Не находя в окружающей действительности, в господствующем сословии положительных характеров, способных стать поучающим образцом, Гоголь обратился к прошлому, к XVI—XVII векам. Так, в 1833—1834 годах он пишет историческую повесть «Тарас Бульба».

Это грандиозное произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь – организация вольнолюбивого украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Ведущий пафос повести – в прославлении духа Сечи, товарищества и коллективизма, в воспевании стремлений запорожцев к воле и свободе, их преданности отечеству. Следуя исторической правде, писатель изображал Сечь своеобразным рассадником национального и социального вольнолюбия, питомником военной отваги и удали, откуда выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!». Однако Гоголь не скрыл и грубости нравов, «свирепства» запорожцев, объяснив его жестоким временем, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества».

Если Пушкин в трагедии «Борис Годунов» осознавал народ как определяющую силу истории, то Гоголь в повести «Тарас Бульба» показал его великую гражданско-патриотическую силу, впервые в мировой литературе сделал его основным героем художественного произведения. События, изображенные в повести, происходят до воссоединения Украины с Россией (1654). Но Гоголь, верный исторической правде, отчетливо выразил давние братские чувства русских и украинцев.

Создавая эту повесть, Гоголь использовал опыт и отечественной и западноевропейской литературы. Первая воздействовала на него по преимуществу историческими произведениями декабристов, Пушкина, а вторая — историческими романами Вальтера Скотта. Гоголь увлекался Вальтером Скоттом со школьной скамьи и считал его «гением». Но, учась у своих предшественников, он шел в историческом повествовании своим путем. Если в шотландских романах любовная интрига способна занимать почти первостепенное или равностепенное положение с социально-исторической, то Гоголь на первый план выдвигает социально-исторические события и народные характеры. В то время как Вальтер Скотт очень широко, в ряде случаев явно излишне, использует приемы неожиданных перипетий и тайны, Гоголь развертывает события логически последовательно, не осложняя их хитросплетениями интриги.

Тарас Бульба — главный герой повести. Это необычная, из ряда вон выходящая, исключительная личность. В ней отражаются лучшие свойства не какой-либо отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек — железной воли, подлинно народной мудрости, щедрой души, необычайной простоты; выдающейся храбрости, значительного полководческого умения; неукротимой ненависти к врагам своей отчизны. Гоголь подчеркивает, что за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отомстить за посмеянье прав своих». В его характере писатель воплотил подлинно народный идеал человека, жертвующего собой ради народного счастья.

Сосредоточивая внимание на образе национального героя — Тарасе Бульбе, Гоголь строит повесть, используя средства композиционной центростремительности. Развитие повести совершается не путем постепенного чередования эпизодов, последовательно вытекающих друг из друга и составляющих единое событие со строго определенным конфликтом. Произведение строится как цепь эпизодов драматически развертывающейся борьбы запорожцев за свою национальную независимость.

Гоголь поставил перед собой задачу воспроизвести колорит целой эпохи, ограниченной не менее чем двумя столетиями. Отсюда обращение к самым общим историко-бытовым реалиям, пренебрежение к географически-местным обозначениям происходящих событий. Тарас Бульба колесил по многим селам и городам Польши, но в повести названы лишь Дубно и Варшава.

Искусство композиции повести «Тарас Бульба» сказалось в том, что ее ведущий герой служит как бы олицетворением народа, воплощением его исторических судеб: герой и события народной жизни даются в органической слитности. Писатель широко включает в повесть народные сцены: быт и нравы Сечи. Показывая, что даже такой могучий человек, как Тарас Бульба, не исчерпывает всей народной сущности, Гоголь дает галерею ему подобных богатырей казачества в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Кукубенко.

Гоголь выступает в повести летописцем исторических событий, сказителем богатырских подвигов необыкновенных героев, но чаще всего эмоционально-патетическим поэтом. В духе народного плача он воссоздает переживания матери, расстающейся со своими сыновьями. Битва под Дубно излагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожской Сечи (битва — пир, воины — орлы), сплавляется с высоким, проникающим в душу лиризмом (троекратное обращение Тараса к казакам).

«Тарас Бульба» — глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все основные персонифицированные герои. Но при этом эпопея не трагична, а оптимистична стремлением к воле, глубочайшей верой гибнущих героев в правоту и святость своего дела, в торжество пламенно ими любимой родины, в бессмертие народа. Автор утверждает, что мощь народа, взрастившего таких богатырей, как Тарас Бульба и Остап, неиссякаема и непобедима. Горячий патриотизм, богатырство героев, фольклорные мотивы, эпопейный размах явно связывают «Тараса Бульбу» с традициями великой поэмы начального периода русской литературы — «Словом о полку Игореве».

Белинский назвал повесть «дивной эпопеей… достойной Гомера», должной занимать «почетное место между созданиями первого разряда величайших творцов». Вскоре после выхода эпопеи в окончательной редакции она была переведена на многие европейские и славянские языки, и ее основной герой вошел в галерею положительных образов мировой литературы.

«Миргород» — крупный шаг в художественном развитии Гоголя. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.

Интересные факты

1. Автор работал над рукописью в течение 10 лет и переписывал текст 8 раз.

2. Материал для написания повести собирался по крупицам, а затем тщательно перерабатывался. Достоверно известно, что Гоголь в поисках исторических фактов о казацком восстании даже давал объявления в газеты. Текст произведения постоянно модифицировался и дополнялся.

3. Образ главного героя был списан с запорожского атамана Охрима Макухи, известного приверженца политики Богдана Хмельницкого.

4. Один из сыновей предполагаемого прототипа Тараса Бульбы Охрима Макухи – Назар – действительно предал казаков ради любви прекрасной полячки. Второй его сын Хома погиб.

5. Даже окончательный вариант повести не устроил писателя. Он намеревался переписать его, но не успел.

6. Запорожскими казаками называли жителей стихийных полувоенных поселений низовьев Днепра. Исторически эти поселения формировались из представителей небогатых слоёв населения. Чаще всего это были люди, бежавшие от неволи или нужды. Всех их радушно принимали в Запорожской Сечи. Здесь можно было повстречать и татарина, и черкеса, и грека, но основу казачьей общины составляли славяне (украинцы, поляки, белорусы и другие).

7. Запорожской Сечью первоначально называлась главная крепость казаков — потому что она была окружена деревянным частоколом с высеченными острыми краями. «Запорожской» — потому что крепость находилась за Днепровскими порогами (вниз по течению реки Днепр).

8. В описании казни гетмана Остряницы с его «штатом» можно увидеть основу для сцены казни Остапа в «Тарасе Бульбе». Автор «Истории Русов» замечает, что «казнь оная была ещё первая в мире и в своём роде, и неслыханная в человечестве по лютости своей и варварству, и потомство едва ли поверит сему событию, ибо никакому дикому и самому свирепому японцу не придёт в голову её изобретение; а произведение в действо устрашило бы самых зверей и чудовищ».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 4.6k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *