Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»

сочинение по литературе 7 класса
Произведение: Тарас Бульба Рекомендованный объем: 200-250 слов (1,5-2 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, – главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Отличия между братьями в гимназии

Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»Есть ли отличия между двумя братьями? Несомненно!

Остапу присуща жесткость и суровость. Он не умеет прощать унижения и оскорбления, даже произнесенные в шутку.

Мы встречаемся с героями сразу после окончания ими гимназии. Остап учиться не любил, то и дело сбегал с занятий и несколько раз даже был высечен за потерю букваря.

В дружбе Остап всегда был предан, прост и честен в общении с приятелями. Иначе говоря, Остап сильно похож на отца и по духу, и по характеру. Он способен с легкостью отдать свою жизнь за родину. И только слезы матери могли растопить его суровое сердце.

Андрий же учился прилежно, был послушен. Он умел ценить прекрасное, любил женщин и женскую красоту. Впоследствии именно эта слабость станет губительной для героя.

Младший сын сильно привязан к матери, его вполне устраивает спокойная мирная жизнь. Любовь для него оказывается высшей ценностью, он настолько предан ей, что отказывается от семьи, от родины, от товарищества.

Остап и Андрий в Запорожской Сечи

Оказавшись после гимназии в Сечи, герои попадают в новые суровые условия, где нет места ни мечтаниям, ни размышлениям. Тут нельзя получить никаких навыков, кроме строжайшей дисциплины. Из развлечений была только стрельба по мишеням, поездки на лошадях, редкая охота.

Братьев приняли на Сечи как равных. Оба они были смелы и решительны в бою. Остап умел оставаться спокойным, хладнокровным и расчетливым в самых сложных обстоятельствах боя. Он умел предугадывать противника, рассчитывать его дальнейшие действия. Андрий же кидался в битву, как в омут, ни о чем не думая, ничего не рассчитывая. Он словно упивался стихией битвы, окунаясь в самое горячее сражение. Действия сыновей вызывали у Тараса лишь гордость.

Несбыточность надежд

Однако судьба не позволила мечтам Бульбы о славном будущем сыновей сбыться. Остапа казнили, а Андрий перешел из-за любви на сторону врага. Не в силах понять поступка сына, Тарас собственноручно убивает его.

Я думаю, что Гоголю дороги оба героя. Оба они сильны внутренне, бесстрашны. Их можно сравнить с былинными богатырями, которые своей несметной силой способны всегда защитить от любой беды.


Второй вариант сочинения

Остап и Андрий — родные братья, близкие по возрасту, но по характеру – совершенно разные. Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки.

Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий, ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.

Внешность

Портрет Остапа: старший сын Бульбы – крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное». На момент начала повествования возраст Остапа составляется 22 года.

Сын Тараса – полноценный член казачьего боевого братства, всем своим видом выдаёт в себе храброго воина. Носил на голове оселедец.

Младший сын Андрий также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Ему около 20 лет. По возвращении из Бурсы был одет в красный кафтан, мешковатые штаны на золочёном поясе и красные сапоги с серебряными подковами.

Внешность обоих персонажей претерпевает некоторые изменения по ходу повести. Если вначале нам рассказывают о двух молодых парнях, у которых ещё только недавно появился пух на щеках, то ближе к концу перед взором читателя предстают суровые казаки, одни из лучших воинов той эпохи.

Характер

Остап ещё с раннего детства жил за устоявшимися правилами: братолюбие, покорность к старшим и ненависть к врагу. Сдержанность и стойкость духа юноши было символом гордости для отца. На Сечи его знали, как доблестного воина, а Остап был его отражением.

Мысли Андрея изначально были заняты не войной, в дороге он думает о матери, тоскует по ней. В характере юноши видим элементы непостоянства, мечтательности и отчуждённости. Тот факт, что Андрей не имел четкой позиции по отношению к Родине, к отцу, и отвело его в сторону. Он быстро променял доблесть и честь на непродолжительное удовлетворение своих желаний.

Учеба

Старшему брату Остапу сначала учёба давалась с трудом. Он в первый год пытался сбежать из бурсы и несколько раз закапывал учебники.  Его жёстко наказывали за это, но Остап стойко переносил все лишения и никогда не взывал к жалости.  Желание попасть после учёбы в Запорожскую  Сечь помогло ему пересилить себя и заставило в дальнейшем хорошо учиться. Остап всегда был верным товарищем и никогда не выдавал своих друзей. Он обладал добрым сердцем и любил своих родителей, брата, но, как мужественный человек,  старался не показывать своих чувств.

В  Запорожской Сечи раскрылся талант Остапа к военному делу.  Спокойность и обстоятельность помогали ему предугадать тактику врага, и он умело использовал свои знания в бою. За решительность и бесстрашие казаки избрали Остапа своим атаманом.

Бои под Дубно стали переломными в жизни для обоих братьев. Остап попал в плен к полякам и был приговорён с другими казаками к смертной казни на городской площади. До последней минуты жизни старший сын Тараса Бульбы сохранил силу духа и поддерживал своим мужеством товарищей. Когда боль была уже совершенно невыносимой, он обратился за поддержкой к своему отцу, который являлся для него примером всю жизнь. Остап погиб за Родину, как герой, не посрамив казачество и православную веру.

Младший брат Андрий был способным к знаниям и учился охотно.  Он любил похулиганить, но, в отличие от брата, старался при помощи хитрости избежать наказания.  Андрей, как и Остап, мечтал о подвиге, но вместе с тем, обладал чувствительной  и пылкой натурой.  Случайная встреча в Киеве с красивой девушкой – дочерью польского воеводы сыграла роковую роль в его судьбе. Юноша часто вспоминал о ней. Несмотря на мягкость характера, Андрей был храбрым казаком. Он не умел рассчитывать и обдумывать тактику боя, как брат, а храбро предавался битве с безрассудной страстью. Андрей тоже был готов погибнуть за то, что ему дорого. Только ценности у них с братом оказались разные. В боях за город Дубно он предал отца, брата, казачество из-за любви к женщине. Она оказалась сильнее чувства долга и патриотизма.

Отношение к товарищам

На страницах произведения мы видим, как Остап проникся духом казацкого товарищества. Наравне со своим отцом он считал, что предательство – самое гнусное деяние, которое только можно совершить. В своём отношении к друзьям и братьям по оружию Остап являет нам пример настоящего казака. Он не стремится руководить и манипулировать другими людьми, в высказываниях прямолинеен и честен. Андрий  же был импульсивным, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда напротив стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.

Поведение братьев в бою

Разность характеров также ярко проявляется на поле битвы. Остап ведёт себя как опытный воин, он имеет все шансы стать следующим атаманом казаков. Он рассудителен, действует хладнокровно и обдуманно, способен найти выход в критической ситуации.

Совсем другое дело – его брат. Андрий опьянён битвой, скачет напролом через гущу врагов (бывших товарищей), разя их направо и налево. Вперёд его движет страсть к возлюбленной и, возможно, отчаяние от осознания своего положения. Даже перед смертью от рук отца его мысли находятся там, рядом с ней.

Смерть

Остап попал в плен к врагам, которые его пытали и затем публично казнили. Испытывая нестерпимую физическую боль, он не предаёт братьев по оружию и остаётся верен родине. Перед смертью он зовёт своего отца, чтобы тот своим присутствием укрепил его.

Андрий погибает от рук Тараса, поскольку тот не мог простить сыну предательства и хотел смыть позор с себя и своей семьи. В отличие от брата, терзания Андрия носят не физический, а моральный характер. Смерть он принимает с достоинством, как и подобает казаку, но так и не раскаивается в своей измене.


Третий вариант сочинения

Главными героями повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» являются сыновья Тараса – Остап и Андрий. Братья-герои сильно отличаются друг от друга: у Остапа характер был суров, он не прощал обид, а Андрий учился легко, ценил красоту, не был равнодушным к противоположному полу, отчего в итоге и пострадал.

Первое знакомство с героями

Произведение начинается с того, что Остап и Андрий возвращаются после окончания академии домой, и отец тут же забирает их с собой в Запорожскую Сечь. Тарас Бульба хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, славными воинами. Сам Бульба всем своим существом предан казачьему братству, свято чтит его законы. Превыше всего этот человек ставит своих друзей, праведную христианскую веру и отчизну. Того же самого Бульба ждет и от двоих своих сыновей.

Автор сразу показывает нам, что Остап и Андрий очень разные. Остап – старший брат – крепок телом и духом, обладает большой внутренней силой, он смел, горд, свято чтит законы казачества. Остап на все имеет свое мнение и не поддается чужому влиянию, даже отец для него не бесспорный авторитет.

Мечтой Остапа всегда была Запорожская Сечь, вольная жизнь казака. В бурсе этого юношу держала только угроза отца сделать из него монаха, если он не закончит курса. Но и здесь, в бурсе, Остап вел себя, как подобает казаку, и считался всегда одним из лучших товарищей. Можно сказать, что Остап – второй Бульба, Бульба в молодости.

Андрий же сильно отличался от своего старшего брата. Он, по словам автора, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Учеба давалась юноше легче, чем его брату, он обладал более изворотливым и гибким умом, живым воображением. Гоголь характеризует Андрия так: «Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». Этот юноша кипел жаждой любви, мечтал о встрече с прекрасной девушкой, которая станет его возлюбленной и женой. Мне кажется, Бульба чувствовал некоторую тонкость характера своего младшего сына, недаром он называл его «маменькиным сынком», «мазунчиком».

Вот такие разные братья прибыли в Запорожскую Сечь, где их настигло известие о нашествии на родные земли поляков. Моментально разгульные казаки собрались и были готовы к защите родины. В передних рядах защитников были сыновья Бульбы, которые проявляли себя в боях как доблестные воины.

Тарас гордился Остапом и Андрием в равной степени, прочил им большое будущее и славу настоящих казаков. Это продолжалось до того момента, пока Андрий не узнал, что в осажденном казаками городе от голода умирает прекрасная девушка, о которой он грезил вот уже два года. На беду, его возлюбленная оказалась полячкой. И герой, не задумываясь, сделал свой выбор — он предал казаков, отца и брата и перешел на сторону поляков, чтобы быть со своей «панночкой». С этого момента браться стали врагами.

Тарас и Остап не могли простить Андрию предательства — ради женщины он предал не только их, но и боевых товарищей, веру, родину. Такому человеку не место на земле, по мнению Бульбы. Поэтому во время боя, когда Тарас увидел, что Андрий бьет своих же казаков, он ослеп от ярости. Как и его младший сын, который в пылу битвы видел перед собою лишь свое прекрасную панночку. Юноша вернулся к реальности, лишь тогда, когда увидел перед собой разгневанного отца. В итоге Бульба убивает младшего сына, чтобы очистить имя своего рода от позора.

Остап же, мужественно сражаясь с врагами, попадает в плен. Но, несмотря на богатые обещания и жестокие пытки, этот человек остается верен казачеству и родине до конца – до самой своей казни.

Таким образом, Остап и Андрий — родные братья, но их характеры и судьбы кардинальным образом отличаются. Судьба сложилась так, что родные по крови люди стали врагами. Это случилось из-за того, что у героев были разные жизненные ценности, разные приоритеты.

Любовь в жизни братьев

Остап равнодушен к женщинам, не придаёт им большого значение. Его любовь направлена в первую очередь на народ и родную землю. Именно отчизна занимает в его душе первое место, и выбор между чувствами и долгом для него – дело решённое, подобных проблем на протяжении повести в его жизни не возникает.

В отличие от старшего брата, потребность в женской любви Андрий ощутил рано. После встречи с панночкой любовь к ней начинает вытеснять из его сердца другие чувства, приводя его в итоге к предательству и смерти. Кроме этого Андрий всегда отличался большей эмоциональностью, о чём говорят многие его поступки. При внимательном прочтении истории можно заметить, что в нём явственно проявляется способность к состраданию, несвойственная остальным казакам.

Вывод

Остап – верный сын Отчизны, не задумываясь, шёл в бой. Защищая своих товарищей, он попал в плен и умер от рук врага. Однако он умер достойной смертью, — смертью казака, который приложил все усилия и до последней капли крови защищал других.

Иной путь избрал Андрий, любовь и желание властвовать взяло над ним вверх. Не задумываясь и не испытывая мук совести, он предает родину и веру, примыкает к польской стороне и воюет против своих братьев. Но судьба не оставила его без наказания: сам отец убивает предателя.

Хотя и родились братья в одной семье, и детство у них было одинаковое, а жизнь была прожита абсолютно по-разному. Остап с гордостью и в уважении прожил свои дни и умер славно, а Андрий стал позором для казаков и родного отца.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Барабаш Ю. Я. «Художник Петербургский!»: Гоголь и Шевченко: в едином культурном пространстве / Ю. Я. Барабаш // Нация. Личность. Литература. – Вып. 2. – М. : ИМЛИ РАН, 2003 г.
  2. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  4. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996 г.
  5. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004 г.
  6. Гуминский В. Мир и герои Миргорода // Гоголь Н.В. Миргород. Москва,1985 г.
  7. Денисов В. Д. К вопросу об исторической основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010 г.
  8. Зеленский А. Г. О Некоторых базовых концептах моделирования мира в раннем творчестве Н. В. Гоголя / А. Г. Зеленский // Литература в контексте культуры. – Д.: ДГУ, 2000 г.
  9. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988 г.
  10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  11. Соколов П. В. Николай Васильевич Гоголь : энциклопедия / Б. В. Соколов. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око; 2007 г.
  12. Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории / М. Строганов // Литература. – 2004 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.