«Священные узы товарищества» в повести «Тарас Бульба»

сочинение по литературе 7 класса • 200-250 слов (1,5-2 страницы) • Тарас Бульба

Первый вариант сочинения

«Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений Н.В. Гоголя. Глубина образов и эпическое звучание гармонично сочетается с лирическим началом повести.

Изображение национальной борьбы

В основе произведения – изображение национальной борьбы казачества с захватчиками. Ярко и достоверно изображая жизнь казаков, Гоголь поэтизирует былинные образы главных героев повести – Тараса Бульбы, его сыновей Остапа и Андрия.

Распорядок Запорожской Сечи

«Священные узы товарищества» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»Повесть начинается с обозначения условий, в которых закаляются лучшие казачьи характеры. В периоды военного затишья Сечь пила спиртное и гуляла днями и ночами. Казаки балагурили, веселились – отдыхали. У любого проходящего мимо не возникало иного желания, кроме как присоединиться к ним. Так товарищество росло и крепло.

Удивительным кажется и внутренний порядок Сечи – необыкновенным образом сочеталась в ней строжайшая дисциплина и жуткая анархия. Молодое поколение воспитывалось на примере старшего, все здесь было направлено на взращивании в казаке высочайших моральных принципов, связанных с преданностью, верностью и слиянии с товариществом.

Думаю, для Гоголя Запорожская Сечь представлялась своеобразным раем свободы и равенства, как идеальное государство, взращивающее сильных и закаленных, благородных и вольных людей, превыше всего личного ставящих благополучие своего государства.

Главный герой повести

Основа товарищества как такового заложена в образе главного героя – Тараса Бульбы. В преддверии трудных боев он вдохновляет соратников высказываниями об их единстве и силе, стремясь поднять боевой дух товарищей и вдохновить на подвиги.

Законы товарищества

Понятие товарищества основывается на необъятной любви к родной земле, к русскому народу, на чистой вере в божественное провидение. Товарищество гуманно, справедливо, имеет свои непрекословные законы: неприемлемо предательство, оставление в беде соратника. Каждый обязан помогать другому, не унижать, не оскорблять товарища, должен стремиться защищать законы товарищества несмотря ни на что.

Абсолютно каждый герой повести придерживается этого кодекса чести. Исключение составляет только Андрий, предавший своих из-за любви. Невзирая на родство, на любовь к сыну, Тарас Бульба остается верен принципам товарищества – он убивает сына своими руками, превозмогая отцовские чувства.

Позиция автора

На протяжении всей своей жизни Н.В. Гоголь мечтал о стойких характерах, о взаимоотношениях людей, выстроенных по примеру товарищества. Но в реальной жизни он не смог найти общественного идеала.

Автор внес повесть в сборник «Миргород». Мне кажется, что привлекательность героев, их высокие принципы и патриотические идеи – противопоставлены окружающей действительности писателя. Он хотел показать современникам совершенный мир, к достижению которого необходимо продвигаться.


Второй вариант сочинения

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Образ Запорожской Сечи в повести

Все события повести проходят на фоне Запорожской Сечи. Это место, где развилось и сформировалось казачество. Образ Запорожский Сечи в повести «Тарас Бульба» — не просто территория, это один из главных персонажей, раскрывающий всю суть сюжета повести.

На протяжении всей повести автор и герои прославляют Сечь. Они описывают ее как песню, полет, царство. Сколько эпитетов подбирается к образу: гнездо, наука, вольница, гордость.

Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь — место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.

Законы и структура Сечи

Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Запорожская Сечь имела строгую структуру. Она как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.

Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:

  • воровство каралось поркой у столба.
  • не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
  • смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
  • Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.

Школа жизни

В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.

Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.

Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.

У современного человека Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.

Нет уз святее товарищества

Автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.

Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их — значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху, а Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.

Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде, «уважить первый, святой закон товарищества». Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель? Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение.

Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию.

Заключение

Всю свою жизнь Н.В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость.

Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.

Третий вариант сочинения

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение о любви к своей земле, о воинском братстве и мужестве. В основу произведения легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.

В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».

Запорожская Сечь

В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны.

С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.

Казачье товарищество

Понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию.

Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. По дороге Товкач говорит Бульбе о том, что довезет его домой живого или мертвого, не допусти того, чтобы ляхи поглумились над его телом. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги. Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.

Героические образы

В повести освободительная борьба украинского народа показана как романтическое явление. На самом же деле любые военные действия, в том числе и сражения казаков, – это кровавое, страшное зрелище. Борьба украинского народа за независимость напрямую связана с трагедией. Жизни многих людей были искалечены войной. Но, признавая это, нельзя не восхищаться смелостью и отвагой Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа и многих других казаков.

Тарас Бульба показан как образцовый воин. Его ничто не привязывает к мирной жизни, ни слезы жены, ни радости мирного быта. Он словно рожден для битвы. Наверное, именно поэтому смерть так долго ходила за ним по пятам, но не могла достать его. Гибель не страшит Тараса, он давно смирился с ней. И в этом особенность не только самого Бульбы, но и многих других казаков, которые видят смысл своей жизни в постоянных сражениях. Остап полностью перенял характер своего отца. Он тверд, бесстрашен, терпелив. Остап принимает смерть так, как положено герою. Его не могут сломить даже самые суровые испытания. Перед смертью ему пришлось пройти все мыслимые и немыслимые мучения. Какова же должна быть сила воли и духа Остапа, если вынес он все, что ему было суждено, и оказался несломленным.Только в тот момент, когда смерть была уже совсем близка, он воскликнул: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» И Тарас Бульба отвечал своему сыну в последний раз: «Слышу!» Это были последние слова, которые довелось услышать Остапу. Гоголь освещает образ Запорожской Сечи с изрядной долей идеализации. Все казаки связаны крепкой и сильной дружбой. Каждый из них готов отдать свою жизнь за Родину. Героические образы повести восхищают читателя и привлекают его внимание. Но вместе с тем не удается отделаться от мысли, что гибель героев неизбежна. Вся их жизнь – это служение войне. С окончанием сражения заканчивается и смысл существования воинов. Так и происходит в повести. Остап и Тарас Бульба гибнут, оставляя надежду на независимость украинского народа следующим поколениям казаков.

Вывод

Таким образом, товарищеские чувства представляют собой основную жизненную опору. Нравственные ценности, почтение с детства закреплены в казачьих характерах, это восторгает и покоряет. В персонажах повести воплощены идеалы истинных защитников Родины, которые наделены особой крепостью духа, бесконечно преданы воинскому братству и Отчизне.

Список литературы

  1. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  2. Соколов П. В. Николай Васильевич Гоголь : энциклопедия / Б. В. Соколов. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око; 2007 г.
  3. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988 г.
  4. Зеленский А. Г. О Некоторых базовых концептах моделирования мира в раннем творчестве Н. В. Гоголя / А. Г. Зеленский // Литература в контексте культуры. — Д.: ДГУ, 2000 г.
Текст: Елена Бочкова, 4.2k 👀