Анализ «Тарас Бульба»

сочинение по литературе 7 класса, набирает популярность🔥
Произведение: Тарас Бульба Рекомендованный объем: 200-250 слов (1,5-2 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

В процессе написания повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь тщательно изучил историю украинского народа, читал множество летописей и исторических справок времен казачьей Руси.

Жанр, центральные события повести

Анализ произведения «Тарас Бульба» Н.В. ГоголяПо жанровой принадлежности «Тарас Бульба» – историческая повесть, с огромным количеством действующих лиц. Повествование приближается к эпическому. Объект изображения – Тарас Бульба – военачальник казачьего полка, и его сыновья – Остап и Андрий.

Гоголь пытается изобразить надежды, мечтания народа, его талант, широту души, завершенность образа. Украинский народ в произведении борется с чужестранными захватчиками, посягнувшими на свободу казаков. Повесть переполнена патриотическими идеями, монологами, призванными воодушевлять читателя на проявление любви к Родине. Цельность образов героев выражается еще и в их идеализации понятия товарищества, которое становится главным в жизни любого казака.

В повести тесно переплетаются понятия русского и украинского народа. Они связаны неразрывно, по мнению автора, и разъединить их – означает убить многовековую культуру, развивающуюся испокон веков.

Герои повести

Тарас Бульба и его сыновья сопоставимы с русскими былинными богатырями, наделенными конкретными историческими реалиями. Образы и характеры их прорисованы крайне правдиво. Большую часть времени герои находятся на войне, отдавая долг Родине, возвращаются домой лишь в периоды редких мирных затиший.

Тарас Бульба – герой, не знающий сомнений, всегда верно обозначающий цель. Долг всей его жизни – служение родной земле и народу, единение с товариществом. Из этих близких его сердцу понятий он черпает жизненные силы для противостояния внешним силам, для смелости и мужественности.

Жизненные приоритеты героев

Ответственность перед Родиной для Бульбы значит намного больше, чем родство, семейные узы или отеческая любовь. При этом условии трагедия, развернувшая в семье главного героя, становится все более страшной, чем дольше и глубже думаешь о ней.

В начале повести мы видим двух сыновей Тараса, которыми он безмерно гордится, на которых возлагает надежды на будущее. Остап и Андрий очень разные по натуре. Остап – серьезный и мрачный, временами суровый и сдержанный. Андрий же – более тонкая поэтическая натура, которого битвы не привлекают. Он замечает красоту окружающего мира, ценит женскую прелесть.

Влюбившись в прекрасную молодую полячку, он настолько верен своему чувству, что переходит на сторону врага, оставляя за чертой прошлого свою семью, свою землю, своих товарищей.

Остап же истинный продолжатель идей отца, полностью разделяющий его мировоззрение. Тарас гордится им именно за способность на первое место в жизни ставить правое дело, свершаемое во имя Родины и народа.

Вскоре старик теряет и Остапа, казненного врагами, и убивает младшего неверного сына.

Заключение

Изображая характеры Остапа и Андрия, Гоголь словно предлагает читателю два пути, по которому он может пойти в жизни – либо жертвование всем во имя всеобщей цели, либо смерть предателя из-за человеческой слабости.

Перечитывая повесть, хочется согласиться с В.Г. Белинским, в том, что Н.В. Гоголь изобразил народную жизнь широко и смело.


Второй вариант сочинения

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых значительных произведений русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

Год написания: 1835 г.

Жанр: историческая повесть

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году. Над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 году в первой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», а в 1942 году свет увидела немного другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

Автор очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст, стремясь создать то уникальное сочетание, которое раскрывает его талант как писателя, проникает в глубины характеров персонажей, показывает уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, Гоголь с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в эпитетах и сравнениях, писатель использовал произведения украинского фольклора (думы, песни).

Однако при создании произведения он опирался не только на народные сказания, но и на реальные исторические события. Николай Васильевич изучил множество исторических книг и документов. В основу сюжета повести легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, направленного против господства поляков.

Интересные факты:

  • Прототип главного героя известен. Образ Тараса Бульбы был вдохновлён куренным атаманом Войска Запорожского Охрим Макуха, который был ярым сторонником Богдана Хмельницкого и противником Речи Посполитой.
  • Прототипами сыновей Бульбы послужили сыновья Охрима, один из которых также перешёл на сторону поляков из-за любви.
  • Автор работал над рукописью в течение 10 лет и переписывал текст 8 раз.
  • Гоголь давал объявление в газеты, чтобы собрать по крупицам исторический материал для повести. Он просил людей присылать ему любые упоминания о бунте 1637 года.
  • Даже окончательный вариант повести не устроил писателя. Он намеревался переписать его, но не успел.

Тематика

Тематика в повести «Тарас Бульба» отражает те исторические реалии, о которых писал Гоголь:

  • Родина
Долг перед Родиной, борьба за её независимость ставится в повести на первое место. По мнению автора, ни любовь, ни семья не имеют значения в тот момент, когда речь заходит о защите отечества. Родина является высшей ценностью для человека.
  • Патриотизм
Казачий патриотизм, показанный Гоголем, переходит все мыслимые и немыслимые пределы. Гоголевский патриот – это тот, кто готов отдать всё, что есть, ради дела патриотической борьбы.
  • Вера
Особый акцент делается принадлежности героев к православной вере. Именно носители православия представлены автором как защитники страны и отважные воины. Вера католиков и «жидов», напротив, изображается со всевозможным посрамлением.
  • Семья

Не отрицая важность семейных уз, Гоголь без всяких сомнений отодвигает их на второй план в вопросе борьбы с врагами отечества и веры. Кроме того, он показывает, что у наших предков было другое понимание семьи, которая основывалась не на любви, а на долге и традициях.

  • Любовь

Любовь в повести представлена как опасное чувство. Движимый любовью Андрий совершает ужасное предательство, отворачивается от боевых братьев и своей родины. Однако ее отсутствие тоже порицается автором, ведь именно жестокость отца по отношению к матери и ее чувствам накладывает первую тень отчуждения на отношения Тараса и Андрия.

  • Природа
Повествование Гоголя разворачивается на фоне украинской природы. Автор с огромной любовью описывает пейзажи своей малой родины. Степь выражает у Гоголя мощь православной Руси, её стремление к свободе от захватчиков-иноверцев. Она же помогает казакам в трудную минуту: именно река позволила товарищам Тараса сбежать от польской погони.
  • Честь

Гоголь показал, что в любой ситуации важно сохранить свою честь. Андрий принял смерть отважно и с достоинством. Остап не сдавался до самого конца, несмотря на ужасные пытки, которым его подвергли. Тарас тоже не утратил гордости, оставшись мужественным и верным своим принципам до последнего вдоха.

  • Быт и нравы

Жизнь казаков представлена у писателя грубой, жестокой и зачастую несправедливой. Гоголь очень живописно описывает сцены, в которых рисуются кровавые бои и жестокие расправы над преступниками. Однако, несмотря на это, автор всё-таки симпатизирует казакам. Так как в их обществе он видел то, что уже давно утратили жители больших городов: честность, преданность и чувство единства.

Время и место действия

События произведения происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века. История казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким, легла в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и дала конкретные примеры драматических судеб героев.

Проблематика

Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» освещает следующие проблемы:

  1. Проблема нравственности и выбора. Судьба ставит Андрия и Тараса перед непростым выбором: чувства или долг. Андрий находится на распутье – выбрать служение Родине и семью или любовь. Бульба тоже оказывается перед выбором между любовью к сыну и своим долгом перед родиной, которую Андрий предал. Андрий выбирает чувства, а Тарас — долг.
  2. Проблема веры. Все запорожцы уважительно относятся к своей вере и готовы её отстаивать. Но при этом они пьянствуют, грабят, убивают, что противоречит моральным уставам православия.
  3. Проблема милосердия. Тарас, в силу своих убеждений, не может смилостивиться над своим сыном, поэтому убивает его.
  4. Проблема любви и уважения к Отчизне. Казаки – настоящие патриоты. Они готовы отдать жизнь за свою родную землю.
  5. Разница идеалов. Тарас воспитывает сыновей, ориентируясь на общепринятые правила и ценности. По его мнению, Андрий должен был делать то, что укоренилось в традициях, а не то, что он хочет.
  6. Предательство. Самое ужасное, что может совершить человек, по мнению Гоголя, – предательство. А за измену необходимо карать решительно и беспощадно. Конечно, нельзя сказать, что автор во всем оправдывает Тараса. Но он дает понять, что герой был заложником своей кровавой эпохи и не мог мыслить и поступать иначе.
  7. Отцы и дети. Тарас настаивает на том, чтобы сыновья учились грамоте, поэтому отправляет их в бурсу. Он даёт им наставления и делится отцовской мудростью. Остап становится гордостью своего отца, его молодой копией. В то время как Андрий кардинально отличается и от старого Бульбы, и даже от других казаков. Гоголь демонстрирует конфликт поколений, в котором угадывается дальнейшая история бунта. Именно молодой военачальник казаков (автор делает акцент на его возрасте) принимает мировое соглашение с Польшей, а вот старик Бульба продолжает набеги. Оба поколения смотрят на мир по-своему, поэтому казакам не удалось завершить свое дело победоносно.
  8. Товарищество. Бурсаки проказничают и нарушают правила, но никто никого не выдаёт. Примером тому является Остап.
  9. Война. Война представлена в повести, как бесконечно жестокое явление. Но, когда речь идёт о защите традиционного уклада, веры и страны, она необходима и правильна. Конечно, мы по-другому смотрим на нее с высоты прогресса, но, оценивая те события, важно понимать, что они происходили в совершенно другой реальности, где были иные нравы. Тогда кровавые расправы и пытки были нормой, и даже нежные барышни ходили на казни как на концерты или танцы.
  10. Проблемы отношений в семье. В семье Тараса все бытовые обязанности чётко распределены. Тарас неуважительно относится к своей жене и не прислушивается к её мнению.
  11. Роль века в формировании характера человека. Сложные характеры главных героев обусловлены особенностями эпохи.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия после окончания обучения в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей в Запорожскую Сечь, для того чтобы они «понюхали пороха» и стали настоящими мужчинами. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается, как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они попадают в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюблённого в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его. По мнению старого казака, предательство Родины может быть искуплено только кровью.

Ещё одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. А развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

Мнение автора

Гоголь считал, что прошлое может служить не только уроком, но и лучшим советчиком для современников. Смягчение нравов привело к утрате истинного патриотизма. Как бы ни жестоко выглядело убийство Андрея отцом, только такие суровые меры позволяли предкам выстоять в непрерывных войнах и сохранить свою землю для потомков. Главное достоинство Тараса Бульбы – пренебрежение личными интересами ради общей высшей цели. Даже умирая, он старается помочь своим товарищам. Спасение казаков доставляет ему радость и надежду на конечное торжество православной веры. Такая самоотверженность должна служить примером для каждого человека.


Третий вариант сочинения

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части), была написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

Жанр

«Тарас Бульба» принадлежит к реалистической литературе. Автор стремится к натуралистичному изображению окружения. Его герои максимально приближены к реальным людям. Сюжет полон неоднозначности, а персонажей нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанр произведения – историческая повесть. Сюжет «Тараса Бульбы» повествует о масштабных и важных событиях, которые имеют под собой реальную историческую основу. В то же время основной упор делается не на общую историческую картину, а на межличностные отношения, что не позволяет назвать эту книгу назвать романом.

Тема

Беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Время и место действия

Действие повести разворачивается на территории Украины в первой половине XVII века, когда Киев находился в составе Речи Посполитой. В основу произведения легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким. Подготавливая материал для повести, Гоголь по крупицам собирал исторические факты, включая информацию из личных архивов и необнародованных сведений. Однако, выкладывая мозаику истории Украины, писатель разбил сухие факты народным фольклором, искусно смешал исторические факты и художественный вымысел.

История написания

Повесть была впервые напечатана в первой книжке «Миргорода», которая увидела свет в 1835 году. Гоголь получил цензурное разрешение на издание «Миргорода» 29 декабря 1834 г. Подавалась рукопись в цензуру осенью 1834 г., почти одновременно с другой новой книгой 25-летнего Гоголя – «Арабесками».

Ещё в 1830 году Гоголь начал исторический роман «Гетьман» из жизни казаков-запорожцев, однако ему недоставало яркого сюжета. В альманахе «Северные цветы на 1831 год» Гоголь опубликовал одну главу из задуманного им исторического романа «Гетьман». Тематически (но не сюжетно) с этим же романом был связан текст «Кровавый бандурист. Глава из романа». Он был написан в начале 1830-х годов и объявлен к публикации во 2-й книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Однако в последний момент этот фрагмент был исключён из этой книжки редактором О.И. Сенковским.

В октябре 1832 г. в «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду» появляется перевод нового рассказа Проспера Мериме «Маттео Фальконе», по имени главного героя, убившего своего сына за предательство и нарушение «кодекса чести» корсиканских «маки», весьма напоминавшего «кодекс чести» запорожцев (особенно в интерпретации Гоголя). Сюжет Мериме так заинтересовал Гоголя, что он решил перенести его на историко-мифологическую почву Украины. Так, в виде своеобразного окончания неоконченного романа «Гетьман», возник замысел исторической повести «Тарас Бульба».

От «романа» же остался лишь след в «Арабесках» (напомним, что они увидели свет одновременно с «Миргородом», т. е. в том числе и с «Тарасом Бульбой»), а именно – главы всё из того же «Гетьмана», с таким комментарием: «Из романа под заглавием: «Гетьман». Первая часть его была написана и сожжена, потому что сам автор не был ею доволен; две главы, напечатанные в периодических изданиях, помещаются в этом собрании». Очевидно, на момент написания этого примечания «Кровавый бандурист» всё ещё считался принятым к публикации в «Библиотеке для чтения», с чем связано объяснение не про одну, а про «две главы, напечатанные в периодических изданиях» («Кровавый бандурист» был напечатан в «Арабесках» под новым названием «Пленник»).

Статья «Взгляд на составление Малороссии», также напечатанная в «Арабесках», развивает некоторые исторические идеи автора, нашедшие художественное воплощение в главах из неоконченного романа, но особенно в «Тарасе Бульбе». Пушкин высоко оценил начало «Тараса Бульбы», заметив, что оно «достойно Вальтер Скотта».

Видимо, и сам Гоголь рассматривал первую редакцию повести, опубликованную в составе «Миргорода», лишь как начало большой повести. Причём речь не шла о сюжетном продолжении, ведь все главные герои уже погибли, их история закончена. В продолжении, «достойном Вальтер Скотта», нуждалось как историческое, так и историософское обоснование символической значимости описанных в повести событий. Это было необходимо как для формирования Российской империи, так и для её будущности.

Вторая редакция исторической повести «Тарас Бульба», значительно изменённая и расширенная сравнительно с первой, увидела свет во втором томе «Сочинений Николая Гоголя», вышедшем в 1842 году.

Гоголь затеял работу над второй редакцией повести, живя в Риме и одновременно работая над текстом, который должен был, по замыслу писателя, стать главным творением всей его жизни – поэмой «Мёртвые души». Работу над второй редакцией «Тараса Бульбы» гоголеведы датируют августом 1839 – маем 1842 гг. Таким образом, написанный одновременно с поэмой «Мёртвые души» (её первым и единственным завершённым томом), «второй» «Тарас Бульба» также отличается от «первого» ярко выраженным субъективным, лирическим началом – так сказать, «поэмностью». Здесь так же, как в поэме «Мёртвые души», организатором всего повествования выступает ярко выраженная, романтически-субъективная личность автора-повествователя. Да и по количеству и философскому характеру лирических отступлений, как, собственно, и по общему объёму текста, этот новый «Тарас Бульба» также более напоминает поэму «Мёртвые души», нежели три остальные повести «Миргорода».

Главная мысль

Гоголь вырисовывает перед нами борьбу казачества против польского господства во всех её противоречиях. И хоть симпатии писателя полностью находятся на стороне казаков, он не стесняется показывать ни грубости их душ, ни жестокости их нравов. Основная идея повести «Тарас Бульба» — показать зачатки украинского национального самосознания в переломном историческом моменте на примере драматической истории из реальной жизни.

Повесть в очередной раз утверждает единство казачества с остальной Россией, утверждает их патриотическую миссию, а также вырисовывает православие в качестве единственно правильной религии, объединяющей и защищающей русскую землю. Призыв к самостоятельности и единству русского государства — главная мысль повести «Тарас Бульба».

Особенности композиции

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей, Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» – героическое произведение, прославляющее святость подвига, любовь к Родине, своему народу, православной вере. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Основная проблема

Центральной проблемой повести является сохранение национальной независимости украинского народа. Запорожская Сечь была вынуждена постоянно находиться в боевой готовности, ожидая нападения либо со стороны поляков, либо татар. Противники не знали пощады. Поражение казаков могло привести к полному уничтожению их необычного вольного государственного образования. Этим объясняется небывалая стойкость и мужество защитников своей земли.

Наряду с этой глобальной проблемой Гоголь детально описывает личную трагедию главного героя, основанную на предательстве родного сына. Переход Андрия на сторону противника ради любви – проблема нравственного выбора. Ради прекрасной полячки отважный казак предал свою землю, веру, товарищей и семью. С точки зрения Тараса он не заслуживает прощения. Убийство родного сына в его глазах – гораздо менее серьезное преступление, чем предательство. И в условиях ожесточенной войны поступок главного героя абсолютно оправдан. При этом Тарас – не бесчувственная машина для убийства. С невероятным риском для жизни он едет в Варшаву только лишь для того, чтобы в последний раз взглянуть на Остапа. Одним из самых сильных и трогательных эпизодов в повести является сцена казни и ответ Тараса на предсмертный отчаянный призыв старшего сына.

Вывод

Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, ради своей страны. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.

Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к своей панночке.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Барабаш Ю. Я. «Художник Петербургский!»: Гоголь и Шевченко: в едином культурном пространстве / Ю. Я. Барабаш // Нация. Личность. Литература. – Вып. 2. – М. : ИМЛИ РАН, 2003 г.
  2. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев. – X. : Прапор, 1990 г.
  4. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996 г.
  5. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004 г.
  6. Гуминский В. Мир и герои Миргорода // Гоголь Н.В. Миргород. Москва,1985 г.
  7. Денисов В. Д. К вопросу об исторической основе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010 г.
  8. Зеленский А. Г. О Некоторых базовых концептах моделирования мира в раннем творчестве Н. В. Гоголя / А. Г. Зеленский // Литература в контексте культуры. – Д.: ДГУ, 2000 г.
  9. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. : Просвещение, 1988 г.
  10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978 г.
  11. Соколов П. В. Николай Васильевич Гоголь : энциклопедия / Б. В. Соколов. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око; 2007 г.
  12. Строганов М. Гоголь: от циклической к линейной концепции истории / М. Строганов // Литература. – 2004 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.1k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *