Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Рекомендации к написанию сочинения «Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Любовь как испытание
К теме любви писатель И.С.Тургенев обращается во всех своих произведениях. Это чувство, которое приходит к тургеневским героям, становится испытанием их душевных и нравственных сил, их мировоззрения, раскрывает их личность более глубоко и порой с совершенно неожиданной стороны.
Сюжетные линии
Приступая к написанию сочинения на эту тему, нужно прежде всего выделить сюжетные линии романа, которые связаны с темой любви:
- Павел Петрович и княгиня Р.;
- Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова;
- Николай Петрович Кирсанов и Фенечка;
- Аркадий Кирсанов и Катя Локтева.
Определите, что такое любовь для каждого из героев романа.
- Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминание о Марии (первой жене, которая давно умерла), о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью. Для Фенечки любовь – это обожание своего «благодетеля». Выводом может стать мысль о том, что между этими людьми есть чувство, но оно лишено страсти, в нём больше спокойствия, умиротворения, которое создаёт атмосферу тёплую и мягкую, что делает их по-своему счастливыми. Кроме того, в свете этого естественного и простого чувства растёт сын, что особенно сближает Николая Петровича и Фенечку.
2. Для Павла Петровича любовь – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь. Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.
Вывод закономерен: такое чувство, которое напоминает всепожирающее пламя, не могло стать основой для брака, семьи, крепких отношений. Эта любовь принесла только боль и муку, разрушив судьбу Павла Петровича, не сумевшего найти себя даже после смерти княгини.
- Для Аркадия Кирсанова любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы. Для Кати Локтевой – семья и равенство в браке.
Говоря о чувстве этих молодых людей, отметьте, что оно вырастает постепенно. Сначала – это простое любопытство, затем взаимный интерес, позже – глубокая и взаимная привязанность, в которой нет страстных бурь, драматических потрясений, ссор и размолвок. Всё идёт просто и естественно, перерастает в брак, в котором оба будут счастливы. (Заметьте, что в описании отношений Аркадия и Кати Тургенев особенно поэтичен, поскольку романтика отношений этих молодых людей ему очень близка.)
Предлагаем вам примерный отрывок, который посвящён этим отношениям: «Любовь Аркадия к Кате меняет героя. Она словно освобождает его от того, во что он по сути дела никогда не верил. Нигилизм Базарова не стал для юноши убеждением. Это было простое подражание кумиру. Чувство к Кате открывает личность настоящего Аркадия, который любит музыку, живопись, литературу, умеет ценить красоту природы. Рядом с Катей он обретает душевную гармонию: он никогда не испытывал подобного рядом со своим другом Базаровым, которому старательно подражал, желая выглядеть истинным нигилистом».
- Для Анны Сергеевны Одинцовой любовь – любопытство, чувство, которого она боится; так и не решившись его познать, выбирает спокойствие и комфорт.
Базаров считает, что любовь – это романтизм, гниль, чепуха. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся под воздействием страстного чувства любви к Одинцовой.
Рассказывая о центральной любовной линией, несомненно, связанной с Базаровым и Одинцовой, начните с того, как нигилист Евгений Базаров относится к женщинам, к любви. Используйте следующий цитатный материал, позволяющий понять, насколько ироничен и даже циничен герой в своих высказываниях о романтических отношениях между мужчиной и женщиной.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец».
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения».
“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.
«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся…»
«Это что за фигура? На остальных баб не похожа». (Евгений об Одинцовой)
Далее следует написать о том, как меняется Базаров, что он чувствует, полюбив Одинцову. Примерный отрывок может выглядеть так: «Чувство, которое испытывает Базаров к Одинцовой, мучит его и выводит из себя. Хотя Анна Сергеевна ему нравилась, он вскоре понял, что с ней «не добьешься толку», однако отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.
Проявляя равнодушие ко всему романтическому, Базаров, оставшись наедине с самим собой, с негодованием сознавал романтика в самом себе. Понимая, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, Евгений с собой ничего не может. В душе героя нарастает глубокий внутренний конфликт.
Испытание любовью становится для героя неким рубежом. Любовь-страсть обнаруживает в нём глубоко чувствующего человека, который не хочет признать этого. Отсюда драматизм любви Базарова, приносящего не радость и вдохновение, а злость и раздражение».
Важно! Тургенев показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Побеждает именно человек, который понимает теперь ограниченность нигилизма. Ведь нигилизм — это порождение разума, а любить можно только сердцем. Именно это обрекает Евгения на страдания, мучительное раздвоение души.
Подведение итогов
Чтобы работа получила полноценное завершение, нужно сказать о том, зачем в романе Тургенева вообще появились эти четыре истории любви, такие разные и не похожие друг на друга. Обязательно подчеркните, что каждая из них глубже раскрывает характер героев. Кроме того, они по-своему освещают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с Николаем Петровичем (что выглядит совершенно закономерно!) и Павла Петровича с Базаровым (каким бы это странным ни казалось!): оба не прошедшие испытание любовью, обречённые на одиночество, но Базаров не раздавлен любовью, он стремится заняться делом, с головой уходит в работу в отличие от прозябающего в деревне Павла Петровича.
Первый вариант сочинения
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева одной из важнейших является тема любви. Любовь испытывает героев, раскрывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, а способность чувствовать любовь – основное в человеке.
Главная любовная линия связана с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров, как истинный нигилист, отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, белибердой, физиологическим влечением: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил Анну Сергеевну, не в силах сдерживать неистовство своей страсти.
Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. Таков был ее выбор.
Павел Петрович Кирсанов также потерпел поражение в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.
Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, способны вместе мечтать, они понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.
Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он обретает новую семью и гармонию. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.
Тема любви – одна из главных в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.
Второй вариант сочинения
Роман «Отцы и дети» затрагивает вопросы, которые волновали общественность во второй половине XIX века. Помимо разных взглядов на жизнь, автор поднимает и тему любви. Именно она показывает нам настоящую сущность героев и проверяет их. Способность любить для писателя – это одно из важных человеческих качеств.
Главная любовная линия романа связана с взаимоотношениями Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он сразу замечает, что она не похожа на других женщин. После того как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.
Одинцова тоже увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако холодная и рассудительная героиня боится потерять спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привнесла бы диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.
Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение уехать в дом родителей и во время своих опытов заражается тифом.
Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу влюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью. Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.
Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма. Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какова она есть. Но, возможно, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.
Таким образом, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной показала, что он может искренне любить, но их отношения с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.
Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Аркадия и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что с самого детства перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Именно поэтому Аркадий не мог не возмутиться, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной.
Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.
Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.
Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Так прошло много лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло десять лет, прежде чем его сердце смогло открыться для новой любви. Фенечка не была равной Николаю Петровичу ни по общественному положению, ни по возрасту. Однако это не остановило его. Возлюбленная родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить его жизнь на склоне лет.
Кирсанов Павел Петрович ‒ еще один герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он является братом Николая Петровича Кирсанова и главным оппонентом Евгения Базарова.
Павел Петрович уже долгое время живет в деревне у брата. Раньше его жизнь была совсем другой. Павел Петрович окончил Пажеский корпус и поступил на службу в гвардию. С тех пор он стал повесой, светским человеком, известным в высшем обществе Петербурга. Ему прочили блестящую военную карьеру, он служил и быстро продвигался по карьерной лестнице. Но однажды Павел Петрович влюбляется в княгиню Р. Она в то время была замужем. В свете она была известна как личность непредсказуемая, от которой не знали, чего ожидать. Она была весела, кокетлива в свете, а вечера проводил в слезах.
У Кирсанова и княгини начинается роман. Княгиня ведет себя эксцентрично, нелогично, то любя без ума, то тяготясь отношениями. Этим она пленила и привязала к себе юношу. Когда княгиня Р. стала остывать к Кирсанову, она сбежала от него за границу. Павел Петрович ради этой женщины оставил карьеру и отправился искать ее. Заграницей влюбленные возобновляют свои отношения, но спустя некоторое время они расстаются. Кирсанов попросту надоел княгине, поэтому она стала избегать его, а вскоре и вовсе исчезла. Раздавленный, разбитый разлукой, Кирсанов уехал в деревню к брату. Он оставил карьеру, свет, остался без семьи и любви, стал одиноким и больше не заводил других отношений.
Образы Аркадия и Базарова удачно раскрывают тему любви в произведении. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий в глубине души изначально стоит на стороне любви, просто стесняется это признать, желая быть последователем нигилизма. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном.
Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением: вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви — и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И только на смертном одре Базаров хоть и говорит, что его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей неслучившейся жизни.
Любовь в романе «Отцы и дети» предстает в разных проявлениях: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из них отобразил И.С. Тургенев в своем бессмертном романе.
Третий вариант сочинения
Роман «Отцы и дети» принято считать прежде всего социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев, западников и славянофилов и т.д. Целый ряд персонажей передает те или иные характерные типажи эпохи. Но Тургенев не был бы великим писателем, если бы не наделил своих персонажей выразительными человеческими чертами, показал их в человеческих взаимоотношениях, в том числе и в любви.
В произведении присутствует четыре любовных линии, которые раскрывают проблему любви с разных сторон. Во-первых, Евгений Базаров и Анна Одинцова – центральная любовная линия. Нигилист Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Одинцову, но она не может отказаться от комфорта и размеренной жизни, поэтому их отношения трагичны. Во-вторых, Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Эта сюжетная линия демонстрирует «любовь-дружбу», теплые и искренние отношения, построенные на поддержке друг друга и заботе друг о друге. Ещё одна линия связана с Николаем Петровичем Кирсановым и Фенечкой. Герои не обращают внимания на разное происхождение и положение в обществе, они тепло и уважительно относятся друг к другу. Особая романтическая история связывала Павла Петровича Кирсанова и княгиню Р. Это «любовь-наваждение», которая полностью изменила жизнь Павла Петровича.
Любовь в романе – особая сила. Каждый персонаж романа проходит испытание любовью.
Базаров и Одинцова – это одна из самых загадочных любовных линий в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Отношения этих двух сильных и независимых личностей с самого начала были обречены на провал.
Впервые герои романа встретились на балу. Тогда Аркадий, друг Базарова, представил его Одинцовой, Евгений впервые в жизни смутился. Его поведение говорило о том, что Базаров неравнодушно относится к героине. Его смутил факт того, что ему могла понравиться женщина.
Далее Анна приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в неё, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер. Спустя время Базаров решается признаться возлюбленной в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвергнут. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, перед которой он признаётся приехавшей Анне Сергеевне в своём чувстве. Он говорит о нём возвышенно, романтично, чего никогда бы не сделал раньше. Однако перед лицом смерти базаровский нигилизм словно исчезает, и на первое место выходит истинное человеческое чувство.
Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако она не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни, она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последнее. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих жизни чувств.
Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, её это пугает. Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком, как Базаров. После его смерти она выходит замуж по расчету.
Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.
Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Он отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Автор показал, что в нигилисте Базарове скрыта мощная сила чувства.
Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с ее сестрой Катей, молчаливой девушкой. Аркадий интересуется Анной Сергеевной не меньше своего друга, но сама хозяйка предпочла основную часть времени проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился. Сцена объяснения Аркадия и Кати – кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова – нетерпимое, резкое, безапелляционное.
И больше всего радует Аркадия то, что она, Катя, не богата – ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия. Ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство между собой и Катей. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой.
Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».
Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.
Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако полюбив, вдруг изменились. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что у него ничего не выйдет с Анной Сергеевной, однако не смог не думать о ней.
И.С. Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литературы значении. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт разума и сердца. Любовь у Тургенева в романе «Отцы и дети» опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность остается верен своим идеалам до самой смерти. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но указывает на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя любовь как способ развенчания теорий Базарова.