Анализ «Отцы и дети»

сочинение по литературе 10 класса, очень популярно сейчас🔥🔥🔥
Произведение: Отцы и дети Рекомендованный объем: 450-550 слов (4-5 страниц в тетради)

Первый вариант сочинения

В 1861 году И.С. Тургенев написал свое лучшее произведение «Отцы и дети», где решил показать период становления общественно-политических сил в России того времени после отмены крепостного права, а именно отразить начало противостояния, приведшего через пару лет к расколу общества на два лагеря – либералов и разночинцев-демократов.

Политические взгляды героев романа «Отцы» и «дети»

Общий анализ романа А.С. Тургенева «Отцы и дети»Произведение описывает общество, в преддверии грядущих преобразований. Тургенев показывает противостояние двух слоев общества: «отцов» и «детей», отражающее философские противоречия либералов и демократов. Выражается столкновение в спорах между Павлом Петровичем Кисрановым – представителем либералов, и Евгения Васильевича Базарова – приверженца демократов.

Само название наталкивает читателя на мысль о том, что столкновение этих категорий и будет являться основным конфликтом романа. С первых глав мы понимаем разность героев, различие их взглядов. Уже в описании героев чувствуется противопоставление. Базаров – фигура мрачная, сильная, отгородившаяся от людей, одаренная большим умом. Павел Петрович же классический аристократ, жизнь которого и взгляды потеряли всякий смысл из-за наступления нового времени.

Нигилизм как теория

Молодое поколение говорит о необходимости разрушить все старое: культуру, традиции. Оставить надо только то, что полезно для народа и практической жизни. Павел Петрович называл народ патриархальным, не способным к приятию перемен, а базаров утверждал, что простые люди вполне могут справиться с предрассудками.

Базаров отрицает и красоту, и природу, и искусство. Человек, по его мнению, ничтожен в сравнении с природой – мастерской, поэтому Базаровым овладевают злость и скука из-за невозможности преодолеть природное естество, какой бы сильно личностью он ни был.

Испытания Базарова

Базаров подвергается двум кругам испытаний. Переживает огромную любовь-страсть, в которую не верил. Чувство настолько переполнили его, что справиться с ними при всех стараниях у него не получилось. Это становится причиной его своеобразной мировой скорби. Базаров понимает, что он, как и простые смертные, над которыми н так злобно насмехался, зависит от законов человеческой жизни – страданий, потребностей, интересов, ценностей и забот. Излишняя самоуверенность Базарова растворяется, жизнь кажется ему сложнее и противоречивее. Полное отрицание оправдано как попытка изменения мира, однако теория нигилизма в конце концов способна привести лишь к миру без обязательств, любви и веры.

Гибель героя

В результате, конфликт отцов и детей не имеет разрешения. Писатель предоставляет читателю и будущему определить, кто прав, кто виноват. Не случайно главный герой погибает в конце романа. Просто Тургенев дает нам понять, что время такого человека еще не пришло. Нигилизм подверг сомнениям сами основы жизни, в этом и заключается причина смерти героя.

Умирая, Базаров понимал, что его смерть не изменит ничего. Эпилог повествует нам о вечной гармонии природы, о бесконечности бытия, которое не может нарушить никакая политическая теория или человеческое убеждение. Мостиком между прошлым и будущим служит любовь.

Думаю, Тургенев выразил в романе свое отношение к жизни, к проблемам развития общества. Роман «Отцы и дети» – вершина его творчества. Актуальность романа бесспорна.


Второй вариант сочинения

В XIX веке в силу складывающейся в стране исторической обстановки все наиболее значимые литературные произведения поднимали на своих страницах важнейшие философские, социальные и этические вопросы современности. Роман «Отцы и дети» был Написан Тургеневым накануне отмены крепостного права, в те времена в России стали появляться люди нового прогрессивного типа – революционеры-нигилисты. В своем произведении писатель дал яркое описание таким людям, готовым все разрушить, чтобы строить новое.

Жанровое своеобразие

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат. Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально- идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

Также в романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

История создания

История создания «Отцов и детей» довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

В отношениях героев романа и в их спорах между собой – писатель отразил свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым.

Сюжет и композиция романа

Сюжет романа всецело связан с главным героем — нигилистом, химиком-естествоиспытателем Евгением Базаровым. Критик Д.И. Писарев определяет его как «центрального героя» и «лицо трагическое». Все сюжетные линии сходятся к нему как к сюжетному и проблемному центру произведения. Все герои в большей или меньшей степени оттеняют масштаб личности Базарова, заполняя собой художественное пространство произведения. Именно они становятся воплощением России на переломе: праздный аристократ Павел Петрович, прогрессивный помещик и хороший человек Николай Петрович, добрый друг, но идейно далёкий от нигилизма Аркадий, мещанка Фенечка, живущая «по уму» Анна Одинцова, пародийные «люди времени» Ситников и Кукшина.

Произведение имеет кольцевую композицию. Весь роман — это своеобразное путешествие Базарова и Аркадия Кирсанова по маршруту, который они проделали дважды: имение Кирсановых (Марьино) — имение Одинцовой (Никольское) — небольшое «именьице» Базаровых.

Первый приезд в каждое из названных имений для главного героя становится поводом для новых встреч и знакомств, второй — это расставания, мучительные разрывы и прощания. Поэтому роман делится на две части, очень разные по эмоциональной окраске: во второй части во всём чувствуется обречённость, предсказуемость трагического финала. Это всецело зависит от внутреннего состояния главного героя. К примеру, Базаров, который не мыслит себя без постоянной работы, в свой второй приезд в Марьино «работал упорно и угрюмо». Во второй части романа Базаров изменяется и уже не может только отрицать, следуя своей философии. Очень скоро он сам это осознаёт.

Для И.С. Тургенева важно было показать, что «новый герой» русской литературы — фигура трагическая. Базаров приезжает к Кирсановым уверенный в своих взглядах, а затем вступает в конфликт со своими убеждениями и чувствами и под влиянием любви к Одинцовой преображается.

Тематика

Автор сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа.

Основные проблемы

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени:

  1. Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича Кирсанова.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем не замеченной.

  1. Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И.С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, не иметь никаких духовных приобретений в этой жизни. Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

  1. Трагедия «лишнего» человека

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

К примеру, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

  1. Новая русская интеллигенция

В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне. Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

  1. Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям, то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство. Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И.С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Нигилист как новый литературный тип

Своё произведение И. С. Тургенев написал в переломную для России эпоху. Время действия романа определено очень точно. Аркадий приехал к отцу 20 мая 1859 года, а финальные события происходят зимой 1860 года. Это сложный для России период.

В 1855 году на престол взошёл Александр II. Ему предстояло решить много проблем как во внешней политике, так и внутри страны. Готовилась самая масштабная реформа — отмена крепостного права. Общество замерло в ожидании небывалых перемен. В жизни России появляется новая социальная группа, которую называют разночинцами.

Как в социальном, так и в духовном плане разночинцы сознательно не признавали социальную среду, к которой принадлежали по рождению, при этом придерживались демократических взглядов, становились атеистами и материалистами, стремились к рациональному познанию мира и человека, признавали пользу образования и приоритет естественных наук. Крайней степенью такого социального поведения стал нигилизм.

Нигилизм (от лат. nihil — «ничто»; согласно словарю В. И. Даля, «голое отрицание всего») — одна из форм мироощущения, определяющая социальное поведение. Это жизненная философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности и выражающая негативное отношение личности к моральным нормам, культурному наследию, к определённым или даже ко всем сторонам общественной жизни.

Сама жизнь предрешила появление в русской литературе такого героя, как Евгений Базаров. Как «летописец» своего времени Тургенев тонко чувствовал, насколько изменились общественные настроения, понимал, что настало время для появления «нового героя» в русской литературе, не «лишнего», не «маленького человека», а подлинного бунтаря — нигилиста.

Нигилист как новый литературный тип, герой своего времени получил общественный резонанс и был подхвачен «тысячью голосов». Современница И.С. Тургенева А. Я. Панаева, близкая к литературным кругам, отметила: «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети». Можно положительно сказать, что «Отцы и дети» были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книги в руки».

Нигилизм не был однороден. Тургенев это осознавал, поэтому в романе нигилизм представлен во всех своих многообразных проявлениях.

Значение романа «Отцы и дети»

Самый знаменитый роман Тургенева не только разыгрывает вечный конфликт старого и нового поколений, которые смотрят друг на друга то с ужасом, то с презрением. Автор выводит на сцену нового героя — нигилиста, отрицающего все идеалы и ценности. Базаров станет ролевой моделью для следующих поколений революционеров и антигероем для будущих консерваторов.

Реакция общественности на выход романа

«Отцы и дети» были самым обсуждаемым литературным произведением на памяти современников. Слова «нигилист» и «нигилизм» мгновенно вошли в лексикон эпохи. Критики круга «Современника» увидели в Базарове карикатуру на «новых людей».

Максим Антонович, занявший место умершего в 1861-м Добролюбова и действительно напоминавший Базарова своим радикализмом и склонностью к вульгарности, опубликовал резкую статью «Асмодей нашего времени». Статья названа так же, как роман ультраконсервативного писателя Виктора Аскоченского, обличавший порочную, скептически и атеистически настроенную молодёжь. Таким образом, Антонович прямо говорил, что книга Тургенева — панегирик «отцам» и пасквиль на «детей».

Совсем иначе отнесся к роману Дмитрий Писарев: он говорил, что Базаров ему искренне симпатичен и в целом изображён правдоподобно, со всеми достоинствами и недостатками, а появление подобного типа людей закономерно. Важнейший отзыв на «Отцов и детей» принадлежит Николаю Страхову, который указал, что Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».


Третий вариант сочинения

Мастерство Тургенева — сжатость во времени, лаконичность, концентрация смысла, четкие психологические портреты, не нарочитое проповедование, а точная формулировка вопросов – все это лучшим образом выразилось в романе «Отцы и дети», написанном накануне отмены крепостного права, в момент раскола интеллигенции на две части: революционеров-разночинцев и аристократов-консерваторов.

Год написания: 1860-1861 гг.

Жанр: роман

Направление: достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Композиция романа

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте. Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.

Основная мысль

Основная мысль романа «Отцы и дети» – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что роман имеет воспитательную цель, главное – понять его суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

Система образов

Система образов в романе построена на антитезе. Противопоставление отцов и детей, дворянства и разночинцев. Автор сталкивает героев в разных ситуациях, чтобы проверить их взгляды на прочность. Также в системе образов есть второстепенные персонажи, которые служат карикатурой, как бы кривым зеркалом персонажей главных. Например, Кукшина и Ситников – показатель несостоятельности идей Базарова, их опошленный вид.

  • К отцам относятся: Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы.
  • К детям относятся: Базаров, Аркадий, Ситников, Одинцова и сестра Катя, Кукшина.
  • К дворянам относятся: братья Кирсановы, Одинцова, Кукшина, Аркадий.
  • К разночинцам: Базаров, Ситников, родители Базарова.

Темы и проблемы

Темы и проблемы романа определяются конфликтами, соответственно, в романе две основные темы и в то же время проблемы — тема поколений и тема сословных различий, на них строится и достаточно объемная проблематика  романа.

Тема поколений и проблема непонимания отцов и детей. Они отражены даже в заглавии романа. Новое поколение неизменно отрицает старое, таков закон жизни, и это мастерски отражено в романе. На долю любого поколения выпадают новые идеи, которые в основном поддерживаются молодыми. В романе особенно острый момент — 1860 год, время настоящего раскола общества, где не только отцы не понимают детей, но и вообще никто никого до конца не понимает.

Классическая ситуация в борьбе поколений — одни за устои и принципы, другие за революцию и новшества. Показательны тут две ситуации — отношения Аркадия с родителями и отношения Базарова с родителями. Евгений действительно далек от своих родителей, между ними пропасть — во взглядах, образовании, позициях. Они и сами это понимают, но безумно любят, стараются не докучать и ценить каждую минуту, проведенную вместе. Аркадий же отрицает, потому что модно отрицать, да, в чем-то он искренне не согласен с отцом и особенно либеральным дядей, но на самом деле он похож на них — признает авторитеты, верит в любовь, ценит искусство.

Разница между поколениями на самом деле не такая уж большая и разительная, в конце романа все герои начинают понимать друг друга все лучше и лучше. Аркадий понимает отца и его отношения с Фенечкой, Базаров понимает внутреннюю трагедию Павла Петровича, и даже Павел Петрович начинает прислушиваться к Базарову.

Тема сословных различий и проблема их столкновения. Глобальный конфликт романа — сословные различия. Это показано даже через описания одежды, портреты и речь. Павел Петрович Кирсанов и Базаров — антагонисты. Аристократ-либерал и разночинец-демократ. Один выступает за постепенные реформы, второй за срочные меры. Однако нет у Базарова никакой программы, что отличает его от тогдашних народников, он не революционер в политическом смысле этого слова. Его политическая позиция достаточно расплывчата и лишь наполнена ненавистью к режиму. Проблема же Кирсанова в закостенелости и нежелании рушить стереотипы в своей голове. Дворянство имеет преимущества — благородство, ум, опыт, но не имеет того стремления к справедливости, которое есть у демократов.

Также в романе представлены и социально-нравственные темы и проблемы:

Тема любви. Любовь — одно из жизненных испытаний, которые выпали Базарову на втором событийном кругу романа. Поначалу он не принимает любовь, отрицает смысл брака, считает чувства между мужчиной и женщиной лишь физиологической потребностью. Но именно чувства к Анне Сергеевне буквально рушат всю его жизненную концепцию. Он понимает, что жизнь устроена намного сложнее, чем он себе представляет, он обнаруживает в себе тот самый пресловутый «романтизм». Познакомившись с Одинцовой, он готов отказаться от одиночества, сбежать от него и полностью отдаться любви. Однако он получает отказ, но не унижается перед возлюбленной и уезжает. Действительно, Базаров не мог быть счастлив в любви и браке, это означало бы отказ от нигилизма, от движущей силы его личности. Но неразделенная любовь разрушает Евгения изнутри, он начинает копаться в себе, и этот глубокий самоанализ вводит его в депрессию. Перед смертью он все же просит визита Одинцовой, любовь умирает с ним.

Печальная, разрушающая любовь играет ключевую роль в жизни Павла Петровича, ради любви он пожертвовал и карьерой, и статусом. Уход его возлюбленной Княгини Р — главная жизненная драма Кирсанова, после разрыва он «уже не мог попасть в прежнюю колею».

Счастливая любовь, конечно же, тоже присутствует в романе. Николай Петрович был счастлив в браке, а, овдовев, долго не мог предать память жены и заново жениться. Однако, встретив Фенечку, несмотря на различия положений в обществе, женится на ней и остается счастлив в браке. То же семейное счастье ждет и его сына. Аркадий влюбляется в Катю, сестру Одинцовой. Они оба — романтические, возвышенные личности, любящие природу и музыку. Отец и сын сыграли свадьбы в один день.

Тема дружбы. Базаров, как нигилист, отрицает само понятие дружбы. Его отношения с Аркадием можно назвать приятельскими, не более. Изначально их общение было обречено на крах, Аркадий восхищался Базаровым, но в душе он совсем не нигилист. Разрыв их интересов и характеров вскоре приводит и к окончательному разрыву между приятелями. «Он хищный, а мы с вами ручные» — подводит итог Катя.

Тема природы и пейзажа. Природа — могущественная сила, символ вечности. Последняя сцена романа, могила Базарова с растущими на ней цветами олицетворяет всю мелочность человека перед вечностью. Природа имеет такую силу, которой не может обладать ни один живой организм, в ней растворяются все конфликты человечества. Примечательно то, что те герои, которых очаровывала магическая сила природы, которые понимали ее красоту, обретают истинное счастье.

Пейзажи романа, в основном — картины обнищавшей деревни. Изображение села с его голодными мужичками и жадно пожирающими траву коровами, присутствует еще в экспозиции. Это помогает погрузить читателя в атмосферу того времени.

Вывод

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Батюто А. И. Тургенев — романист. Л.: Наука, 1972 г.
  2. Бахтин М.М. Слово о романе. – М., 1989 г.
  3. Белинский В.Г. Избранные сочинения. – М.: Огиз, 1947 г.
  4. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., Л.: Советский писатель, 1962 г.
  5. Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. М.: Молодая гвардия, 2017 г.
  6. Д.И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый. Статьи 1859-1864 гг. Статья «Базаров».
  7. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. – М., 1991 г.
  8. Н. Якушин. И. С. Тургенев. – М., «Просвещение», 1987 г.
  9. П.Г. Пустовойт. О романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1980 г.
  10. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – СПб., 1993 г.
  11. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (о приемах раскрытия художественного образа) // Русский язык в национальной школе. 1968 г.
  12. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М.: Современник, 1984 г.
  13. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1969г.
  14. Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. Собрание сочинений., т.10. – М.: Правда, 1949 г.
  15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М.: Наука, 1979 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.5k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *